Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Внеклассные формы освоения физической культуры и их характеристика





Более весомый тренирующий эффект, а следовательно, и большую значимость в формировании личности и ее физической культуры несут внеклассные формы физкультурно-спортивной деятельности(здесь и далее разработано и систематизировано по материалам: 138, с. 146-178; 133, с. 353-358; 217, с. 243; 213, с. 85-87; 208, с. 226-235; 218, с. 201-209; 215, с. 227-228, с. 256-263; 210, Т.2, с. 170-171; 161, с. 271-283; 216, с. 277-285; 253, с. 131-148; 205, с. 262-301), что позволяет рассматривать это в качестве их целевой установки.

К наиболее значимым и реальным в практике внеклассным формам относят занятия в группах общей и специальной физической подготовки (ОФП и СФП), секции по видам спорта, массовые спортивно-оздоровительные мероприятия (тематической направленности, праздники и т.п.), неклассифицированные соревнования.

Общими задачами внеклассных форм организации физкультурно-спортивной деятельности являются:

- формирование потребностно-мотивационной сферы личности в систематическом физкультурном совершенствовании и самосовершенствовании; ведении здорового стиля жизни;

- направленное совершенствование двигательных способностей как в аспекте их коррекции, так и становления подготовленности к дальнейшим специализированным занятиям спортом;

- овладение знаниями, практическими умениями и навыками освоения ценностей физической культуры (прежде всего из теории и методики физической культуры);

- профориентация учащихся на профессиональную деятельность в сфере физической культуры.

Реализация этих задач наиболее эффективна при условии взаимосвязи внеклассных форм физкультурно-спортивной деятельности и регламентированных занятий физическими упражнениями (в рамках уроков физической культуры) с целостным образовательным процессом за счет обеспечения преемственности, последовательности и направленности воспитательных, обучающих и развивающих педагогических воздействий, доступности предлагаемых видов физкультурно-спортивной деятельности, их материально-технической обеспеченности, контроля и четкого планирования внеклассной физкультурно-спортивной работы, привлечения родителей и спонсоров (меценатов) к ее реализации.



Группы ОФП (общей физической подготовки) и СФП (специальной физической подготовки), как и секции по видам спорта, имеют идентичную направленность и организуются в образовательных учреждениях для решения следующих основных задач:

- повышения общего уровня двигательной активности учащихся, поддержания и совершенствования их биологического статуса;

- удовлетворения потребностей учащихся в интересной и доступной для них физкультурно-спортивной деятельности (особенно для несоответствующего требованиям ДЮСШ контингента);

- привлечения в физкультурно-спортивную деятельность учащихся с неблагополучными социальными отношениями, склонных к правонарушениям; направленного использования физической культуры для коррекции процесса их социализации;

- коррекции недостатков двигательной подготовленности и телосложения; подготовки к специализированным занятиям и спортивному совершенствованию в тех или иных видах спорта;

- подготовки школьных команд к соревнованиям различного масштаба;

- овладения специфическими знаниями, умениями и навыками организаторского характера; профессиональной ориентации учащихся.

Характерно, что реализация в физкультурно-спортивной деятельности задач этих форм организации подчиняется закономерностям спортивной подготовки и тренировки, строится в соответствии с их специфическими признаками (162; 235; 233).

Здесь же кратко следует отметить, что к основам организации групп СФП и ОФП, секций по видам спорта относятся: красочная, своевременная и правдивая пропаганда и реклама используемых видов физкультурно-спортивной деятельности; отбор (исключительно по состоянию здоровья) всех желающих заниматься; рекомендации к занятиям (возможно от тренеров ДЮСШ); материально-техническая (инвентарь и оборудование) и бытовая (душ, раздевалка, туалет и т.п.) обеспеченность занятий; оптимальное (благоприятное для школьников) время занятий; профессиональная компетентность преподавателя (тренера).

В методическом отношении в качестве принципиально важных выделяются следующие особенности: построение занятий в соответствии с логикой спортивной тренировки и учебно-тренировочного процесса (структура, принципы, основное содержание разделов); формирование теоретических знаний: организаторских (судейство, правила), профессиональных (основы ТиМФК, спортивной тренировки); оптимальная продолжительность занятий и возрастная адекватность нагрузки; выраженная дифференциация учебно-тренировочного процесса; планирование и систематический контроль (все его типы) состояния спортивной подготовленности; нацеленность на высший результат (в соответствии с подготовленностью); организация и проведение адекватных рассматриваемой форме соревнований (межшкольных, внутрирайонных, межрайонных и т.д.).

Привлекательными и действенными в физкультурно-образовательном отношении формами организации физкультурно-спортивной деятельности являются различные массовые спортивно-оздоровительные мероприятия — спортивный праздник, туристический поход, спортивный вечер, «День здоровья» и т.д. и неклассифицированные соревнования, по результатам которых не присваивается соответствующая спортивная квалификация — разряд (133, с. 356-357; 208, с. 230; 138, с. 157-159).

При этом следует отметить, что каждое спортивно-оздоровительное мероприятие — более широкое понятие и форма, тогда как неквалифицированные соревнования имеют вполне самостоятельное значение и могут составлять один из структурных компонентов массовых мероприятий.

Основными организационно-методическими аспектами реализации этих двух форм физкультурно-спортивной деятельности являются:

1. Точно поставленные цель и задачи, обеспечивающие генеральную направленность каждой из рассматриваемых форм.

2. Широкая реклама предстоящего мероприятия или соревнования.

3. Подготовленность участников к выполнению содержания массовых мероприятий и участию в соревнованиях, достигаемая в процессе уроков физической культуры и внеклассных занятий.

4. Широкомасштабная подготовленность проводящих, которая заключается:

- в составлении подробной программы массового мероприятия или соревнования (своеобразное положение с точным графиком содержания мероприятия начиная от открытия и до награждения участников и закрытия);

- в оформлении (внешнем, музыкальном) спортивного зала, площадки;

- в подготовке и удобном расположении необходимого инвентаря и оборудования;

- в приглашении гостей, специалистов, судей (их подготовка), жюри;

- в определении и подготовке мест для зрителей и участников;

- в определении содержания пауз между выступлениями основных участников мероприятия или соревнования (показательные выступления, аттракционы и т.п.);

- в подготовке вспомогательного персонала (из числа учителей, учащихся) для обслуживания участников;

- в бытовой обеспеченности мероприятия (раздевалки, туалеты, вода и т.д.);

- в обеспечении безопасности участников и зрителей;

- в привлечении родителей, спонсоров (для организации, материально-технического обеспечения, награждения).

Показанные организационно-методические особенности не исчерпывают возможности реализации творческого потенциала организаторов и проводящих в основном методологическом направлении — широком использовании в физкультурно-спортивной деятельности неисчерпаемых функциональных возможностей физической культуры в становлении личности, ее модельного содержания, в равной мере эффективного как для формирования телесности личности, так и ее духовности.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.