|
Урок физической культуры – основная форма освоения ценностей физической культуры
В системе регламентированной (упорядоченной) физкультурно-спортивной деятельности по овладению ценностями физической культуры классно-урочная форма является основной и представлена, прежде всего, уроками физической культуры и занятиями типа урочных, обеспечивающими целостность образовательного процесса и регламентирующими образовательную практику в сфере физической культуры на освоение ее ценностей (по материалам: 220, с. 134-136; 138, с. 116; 218, с. 152-153; 133, с. 323; 211, т. 2, с. 279; 247, с. 144; 161, с. 119; 213, т.1, с. 327-328; 217, с. 201-206). Таким образом, урок физической культуры — форма организации педагогического процесса, при которой учитель в течение установленного времени руководит коллективной физкультурно-спортивной деятельностью учащихся с учетом их потребностей и способностей, использует оптимальные средства и методы физической культуры, создающие благоприятные условия для овладения ее ценностями, а также направленного обучения, воспитания и развития двигательных и личностных потребностей и способностей (166, с.420; 167, с. 300-301; 173, с. 374; 215, с. 166; 133, с. 327; 164, с. 281-282). В этой связи преимуществами и отличительными признаками (особенностями) урока физической культуры от иных форм организации процесса физической культуры являются: - относительное постоянство состава учащихся, что позволяет оптимизировать соотношение способов организации и точнее дифференцировать процесс физического образования; - руководящая роль педагога (учителя) в процессе освоения ценностей физической культуры; - возможность непосредственно на уроке комплексно и системно (на основе подбора дидактического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности) осуществлять обучение, воспитание и развитие личности, формирование ее физической культуры в соответствии с нормативными документами; - строгая регламентация и возможность эффективного управления деятельностью и психофизическими нагрузками; - стимуляция иных видов образовательной деятельности учащихся (освоение иных образовательных дисциплин) на основе их сочетания с двигательной активностью; - стабильное расписание занятий (обеспечивает системность) (215, с. 167; 213, т.1, с. 328; 173, с. 373; 11, с. 134; 217, с. 201; 327-329). Заметки на полях
Многообразие ценностей физической культуры и необходимость их полноценной трансляции в личность обуславливает использование в практике различных конкретно-направленных уроков. Возникает потребность рассмотрения классификации уроков физической культуры, в основе которой — сущность явлений и процессов, отражающих дидактические цели и задачи, а также учебный материал и его основное содержание. В настоящее время классификацию уроков физической культуры можно представить следующим образом (рис. 16).
Рис. 16. Классификация уроков физической культуры
Так, в частности, следует различать уроки типовой и видовой направленности. И если вид урока определяется по преимущественному виду физкультурно-спортивной деятельности, составляющему основное его содержание (например, урок гимнастики, спортивных игр, плавания и т.п.), то типовая принадлежность урока обусловлена его целями и дидактическими задачами (например, урок освоения нового материала, урок закрепления и совершенствования и т.п.) (166, с.422; 161, с. 122-123; 167, с. 308-315; 138, с. 136-137; 247, с. 145-146; 173, с. 379; 213, т.1, с. 329; 244 и др.). Нуждаются в дефиниции уроки «смешанные», «комбинированные» и «комплексные». Урок следует считать комбинированным, если он содержит два и более вида физкультурно-спортивной деятельности, направленных на решение одной дидактической задачи. Урок называется смешанным (учебно-тренировочным), если его основное содержание обеспечивает решение двух и более дидактических задач (возможно, при использовании одного вида физкультурно-спортивной деятельности). Комплексный урок предполагает решение двух и более дидактических задач при использовании двух и более видов физкультурно-спортивной деятельности (244). При этом характерные особенности урочной формы занятий могут быть представлены в виде опорной схемы (Рис. 17; 249, с. 93).
Рис. 17. Характеристика урочной формы занятий Тем не менее признано — эффективность целостного образовательного процесса обусловлена качеством реализации комплекса дидактических задач обучения, воспитания и развития, что предопределяет приоритет типовой классификации уроков; последнее обстоятельство требует краткой характеристики уроков различного типа (здесь и далее по материалам: 138, с. 136-137; 247, с. 218-219; 218, с. 159-164; 161, с. 122-123; 208, с. 192-195 и др.). Реализация задач физического образования в классно-урочной форме предусматривает использование теоретических уроков и семинарских занятий, в процессе которых осуществляется формирование системы знаний о физической культуре и контроль за освоенностью ее духовных ценностей. Вводные уроки предваряют, как правило, систематические занятия в начале года, а также начало освоения основного содержания каждого из разделов программы. Основное их назначение состоит в том, чтобы ознакомиться с новым составом (возможно, обновленным) учащихся, сообщить основы перспективного и этапного планирования (прежде всего календарь внутришкольных и межшкольных массовых спортивно-оздоровительных мероприятий) и порядок освоения школьной программы физической культуры, предъявить основные требования к процессу физического образования в связи с болезнью, к спортивной форме, пропускам уроков, ознакомить с контрольными нормативами и т.п.; сообщить основные теоретические сведения о том или ином виде физкультурно-спортивной деятельности (основы истории, современное состояние, требования к двигательной и личностной подготовленности и т.п.). Наилучший эффект от вводных уроков достигается оптимальным соотношением в них теоретической подготовки и двигательной деятельности. Уроки изучения имеют основной целевой направленностью освоение нового материала, т.е. новых двигательных умений и навыков и сопряженных овладением ими теоретических сведений. К числу наиболее важных дидактических задач таких уроков относятся: усвоение новых теоретических понятий в сфере физической культуры, формирование новых двигательных умений, воздействие на систему ценностных ориентаций личности (ЦОЛ), активизация познавательной деятельности учащихся. Характерными чертами уроков этого типа являются: личностная и социальная актуализация осваиваемого материала, тщательный подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности (теоретические факты и сведения, физические упражнения и т.п.), выбор оптимальных методов процесса овладения содержанием урока и комплексный характер их использования, достаточно жесткая дифференциация физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с потребностями и способностями учащихся, оптимальная дозировка психофизических нагрузок, опора на ранее приобретенный двигательный опыт. Уроки этого типа отличаются достаточно низкой моторной плотностью и в целом низкой психофизической нагрузкой, необходимостью сочетания теоретической и двигательной подготовки. Уроки совершенствования обеспечивают упрочение ранее усвоенных знаний, умений и навыков на основе их вторичной осознанности (осмысленности). Основные дидактические задачи, которые решаются на этих уроках, сводятся к систематизации и обобщению новых знаний, их повторению и закреплению, формированию двигательных навыков, направленному воспитанию физических и личностных качеств, связанных с оптимальной техникой. Организация учебной физкультурно-спортивной деятельности на таких уроках предусматривает: конкретизацию задач с акцентом на совершенствование отдельных компонентов техники, направленное воспитание физических качеств, теоретических знаний; высокую моторную плотность и внедрение индивидуальных форм организации; введение дополнительных заданий; сокращение (по времени) подготовительной и более продолжительную заключительную часть урока; избирательность в использовании средств физической культуры (упражнений) и их дозировке. Уроки контроля предназначены для выявления этапных показателей двигательной и теоретической подготовленности (этапный и текущий контроль). Урок целесообразно проводить в форме соревнований, где создаются соответствующий эмоциональный фон и материально-технические условия для демонстрации каждым учащимся личностных достижений. Программа тестовых испытаний должна быть известна ученикам и реализована ими после соответствующей разминки и опробования. Выставленная оценка подлежит аргументации и учету (журнал). Результаты контрольного урока являются основой для четвертной оценки (оценки за раздел программы) и коррекции целостного образовательного процесса в сфере физической культуры. Уроки смешанного типа имеют тренировочную направленность и отличаются от вышеозначенных разнообразием решаемых дидактических задач. В них должны оптимально сочетаться изучение нового материала, совершенствование ранее изученного и оперативный контроль. Так, в частности, в процессе изучения нового материала можно сразу же организовать его закрепление и контроль за усвоением, к примеру знаний по технике изучаемого. Такие уроки организуются на основе, как правило, одного вида физкультурно-спортивной деятельности и требуют соблюдения рациональной последовательности в овладении его содержанием. Заметки на полях
Комплексные уроки наиболее распространены в практике физического образования; их основная отличительная особенность заключается в возможности реализации разнохарактерной деятельности в отношении формирования компонентов физической культуры личности. Такие уроки обеспечивают оптимальное соотношение между максимальным удовлетворением потребностей занимающихся (чаще групповых) в физкультурно-спортивной деятельности и комплексным решением дидактических задач. Таким образом достигается повышение активности занимающихся и их психофизическая «загруженность», сознательное участие в процессе физического совершенствования, более ощутимые сдвиги в двигательной подготовленности. Как правило, уроки комплексного типа организуются в групповой форме на основе тех видов спорта, содержание которых наиболее приемлемо для решения определенных задач каждого урока (например, направленное воспитание ловкости потребует использования упражнений из гимнастики и спортивных игр; в то же время контроль за состоянием быстроты затруднен без использования легкоатлетических упражнений и т.п.). Представленность классно-урочной формы организации процесса освоения физической культуры и занятиями урочного типа определяется, главным образом, тем, в каких образовательных учреждениях и занятиях с каким контингентом они используются. Таким образом, «классический» урок применяется практически во всех образовательных учреждениях, где его проведение регламентировано финансированием, программой, составом занимающихся и т.п. (как правило, в рамках формально заданного процесса физического образования), тогда как всевозможные занятия урочного типа менее регламентированы (по вышеозначенным характеристикам), используются в процессе освоения иных видов физической культуры и, в свою очередь, могут классифицированы по направленности (213, т.1, с. 328-329; 161, с. 121-122; 215, с. 173-175). Уроки общей физической подготовки направлены на обеспечение всестороннего физического развития. Они проводятся со всеми возрастными группами (детский сад, школа, вуз, группы здоровья и т.д.). Для этих уроков характерны разнообразие учебного материала и умеренные физические нагрузки. Они также имеют место в учебно-тренировочном процессе спортсменов, но носят специфический характер с преобладанием упражнений, направленных на развитие физических качеств. Тренировочные занятия используются в работе с занимающимися избранным видом спорта. В каждом отдельном случае они требуют специфической методики, повышенного внимания к дозировке нагрузки. Уроки профессионально-прикладной направленности проводятся с подростками, юношами, взрослыми. Характерной особенностью является обучение двигательным действиям, имеющим сходство с профессиональной деятельностью, и обеспечение необходимой физической и волевой подготовки. Уроки с лечебной целью проводятся для здоровья и функциональной полноценности организма. Они, в свою очередь, делятся на уроки лечебной физической культуры (ЛФК), профилактические, реабилитационные, компенсаторные (или рекреационные) и проводятся по специально разработанным методикам. Методические уроки имеют место в системе подготовки и переподготовки физкультурных кадров. Они поводятся для обучения методике, разработки и проведения уроков физического воспитания, формирования методических умений будущих педагогов, а также повышения квалификации специалистов. Эти уроки направлены не на физическое воспитание самих обучаемых, а на их профессиональное образование (рис. 18).
Рис. 18. Классификация занятий урочного типа Заметки на полях
Эффективность физического образования, его результативность в значительной мере определяются качеством структурного построения урока. В настоящее время под структурой урока понимается количество его структурных единиц, их соотношение и взаимосвязь, назначение и содержание, последовательность и оптимальная продолжительность каждой из них (166, с. 423; 249, с. 93; 173, с. 379; 164, с. 282; 220, с. 137; 218, с. 153; 217, с. 206 и др.). Наиболее масштабными структурными единицами урока являются части: подготовительная, основная и заключительная (здесь и далее разработано и систематизировано по материалам: 211, Т.1, с. 279-286; 209, Т.1, с. 275-279; 218, с. 153-159; 247, с. 215-217; 11, с. 140-148; 133, с. 330-343; 213, т.1, с. 329-333; 217, с. 206-210; 166, с. 322-329; 167, с. 304-308; 244). Заметки на полях
Таблица 1. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|