Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 4 КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ





 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.Ее хронологические рамки: конец XIII — начало XIV века — XVI век. В узком понимании термин Возрождение или Ренессанс означал возрождение интереса к античности, утраченного в Средние века. В общекультурном плане — это переходный этап от идеологической культуры Средневековья к чувственной культуре Нового времени.

Французский историк XIX века Ж. Мишле дал блестящую формулу эпохи: “Возрождение — это открытие мира и человека”.

Формированию новой картины мира способствовали великие географические открытия (Америго Веспуччи, Христофора Колумба, Васко де Гамаи др.). В результате достижений новой науки, прежде всего астрономии (идеи Дж. Бруно, Г. Галилея, Н. Коперника), рухнула прежняя геоцентрическая система мироздания, ее сменила гелиоцентрическая система.

Мир, который в представлении средневекового человека был плоским, двухмерным, имел начало и конец, стал объемным, трехмерным, его границы раздвинулись до размеров земного шара. Подобное “открытие мира” дало возможность нового исторического подхода к решению всех проблем. Потребность в познании мира определила взлет естественной науки: математики, механики, астрономии, мощную волну технических изобретений. Возрождение стало первым этапом научно—технической революции.

В плане социально—экономическом в это время происходит разрушение феодальных отношений и зарождение раннебуржуазных процессов. В период позднего Средневековья и раннего Возрождения бурно растут города, которые поглощают близлежащие деревни и превращают крестьян в городских жителей, занимающихся, по преимуществу, ремеслами и торговлей. Появляется новое сословие, которое получило название бюргерство (от нем. Burg —город, жители города) или буржуазия (фр.). Этот слой общества занял место “третьего сословия”.



Освобождение от духовной диктатуры церкви позволило заново “открыть человека”. Внимание к личности обусловило развитие гуманитарного знания и небывалый взлет искусства, которое в эту эпоху первым обращается к изображению и изучению человека. Таким образом, в новую эпоху параллельно идет развитие всех областей знания. Отсюда свойственный только Возрождению универсализм. Его высшим воплощением станут так называемые “титаны Возрождения” — люди, проявившие себя во многих областях знания, доказавшие примером собственной личности потенциальные возможности человека.

Традиционно в литературе называется пять наиболее выдающихся титанов Возрождения: Леонардо: да Винчи, Альбрехт Дюрер, Николло Макиавелли, Микеланджело Буонаротти, Мартин Лютер.

Обращение к человеку определило тот “величайший переворот”, который совершила новая культурная эпоха. Средневековый теоцентризм, предполагавший центром мира Абсолют — Бога, создавший, как следствие, и абслютную, идеальную систему ценностей, сменился антропоцентризмом Возрождения, поставившего на место Бога человека. Ренессансный философ Пико делла Мирандола (1463—1494) в своем трактате “О достоинстве человека” объявил, что человек сам себе Бог и может сотворить Бога. А Леонардо да Винчи вписал фигуру человека в круг — символ совершенства. Абсолютно прекрасный человек, подобный Богу, по мнению ренессансных мыслителей, может достигнуть гармонии с окружающим миром и с окружающими людьми, создать идеальное устройство общество. Не случайно именно Возрождение дало многие примеры социальных утопий: “Остров Утопия” Т. Мора, “Город солнца” Т. Кампанеллы, “Новая Атлантида” Ф. Бэкона.

То же стремление поместить человека в идеально организованное пространство – светлый мир мечты о “золотом веке” прослеживается и в других произведениях. Практически каждый из представителей Возрождения творит свою собственную утопию. Таково совершенное общество в “Декамероне” Д. Бокаччо — созданная десятью героями республика гуманистов и поэтов, основа которой свобода, а цель — радостное наслаждение жизнью. Это королевство Гаргантюа в романе Ф. Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”, основанное на гуманизме, справедливости, доверии, здравом смысле и уважении к народным обычаям, свободное от угнетения, где мудрый монарх печется о своих подданных. Все писатели подчеркивают принципиальную идею: идеальный мир создан не Богом, а человеком.

Происходит формирование нового социально—исторического типа личности и новой гуманистической системы ценностей. Материальный прогресс пробуждал в человеке представление о его безграничных возможностях, гордость своим разумом, инициативой. Конкретные успехи наводили на мысль, что не обязательно уповать на будущую жизнь в неведомом царстве Небесном, жертвуя ради этого благами, которые дает земная жизнь и которые гораздо доступнее. Человек устал не только от власти церкви с ее жесткой регламентацией, но и от самого понятия личной ответственности перед Богом, от сознания своего несовершенства, от борьбы с грехом и необходимости покаяния. Воспитанная Средними веками потребность, стоя на земле, тянуться к Богу, стала восприниматься как ограничение личной свободы. Гораздо большей ценностью в новое время стали считаться природный ум, талант, практичность, деловитость, изворотливость и прочие личные способности, ведущие к земному благоденствию, славе, власти. Так возникают новые формы индивидуального сознания, формируется ренессансный индивидуализм.

Утвердив антропоцентрическую концепцию личности, Ренессанс заявил о том, что человек равно прекрасен как в духовных, так и физических своих проявлениях. Идет процесс, который получил название “реабилитации плоти”. С полотен Джорджоне, Тициана, Микеланджелои др. взывает своей живой реальностью прекрасное человеческое тело. При этом тело изображалось с учетом законов пропорций, изучением которых занималась новая наука анатомия.

Потребности тела, которые подавлялись в Средневековье, теперь рассматриваются как естественные и обстоятельно описываются в произведениях Д. Боккаччо (“Декамерон”), Ф. Рабле (“Гаргантюа и Пантагрюэль”) и др. Совершается реабилитация земной любви. В “Сонетах” Ф. Петрарки (1304—1374) воспевается не любовь к Прекрасной Даме, а любовь к конкретной женщине Лауре. Эротизм “Декамерона” Боккаччо обусловлен тем же стремлением изобразить не платоническую любовь к Идеалу, а плотскую, чувственную земную любовь. Утверждается концепция свободного чувства, преодолевающего сословную иерархию и общественные условности (“Собака на сене” Лопе де Вега, “Ромео и Джульетта” В. Шекспира), идет борьба за эмансипацию женщины.

Ренессансный пантеизм, реабилитировавший материальное, плотское, вновь напомнил человеку о Природе. Идея природы проявляется как в интересе к естественному началу в человеке, подавлять которое, по представлениям нового сознания, бессмысленно и невозможно, так и в стремлении познать и воссоздать окружающую природу. Не случайно на любой картине художников Возрождения человек обязательно вписан в целостный мир, который предстает огромным и прекрасным. Сознание совершенства мира, человеческого и природного, определяет радостное, жизнеутверждающее мироощущение ренессансного человека и вытекающее из него желание наслаждаться реальной земной жизнью.

Новое мироощущение проявляется не только в комплексе идей, но и в самой образной системе искусства Возрождения: динамичном действии, активности фабулы, соответствующей активности и предприимчивости нового героя, свободе речей, в радостном, ярком колорите картин. Оно торжествует даже в произведениях, которые, в основе своей, имеют религиозный характер. Например в “Сикстинской мадонне” Рафаэля, где в образе Богоматери художник изобразил реальную молодую женщину, во фресках Микеланджело, где человеческое тело представлено во всех его анатомических подробностях, во фресках миланской Капеллы св. Иосифа Бернардино Лучини, где художник изобразил Марию и Иосифа счастливыми новобрачными, радостно шествующими рядом, держа друг друга за руки. Новое понимание человека в мире определило свойственные художникам Возрождения нескованность традиционной символикой, свободу образной системы, появление линейной перспективы, объемного изображения, достигаемого посредством открытия светотени, появление жанра портрета и автопортрета.

Своего рода итогом Возрождения стало особое социально—политическое и религиозное движение в Западной Европе, получившее название Реформации. Ее вождем стал немецкий священник, отрекшийся от сана, Мартин Лютер (1483—1546).

Поводом для вызова, брошенного им католической церкви, стал протест против торговли индульгенциями. Но, по сути, это движение выросло на почве основных идей ренессансной эпохи. Лютер заявил, что свободный человек может свободно общаться с Богом. Он утверждал, что не через церковные обряды, а верой, существующей в самом человеке, последний может обрести спасение, — и любой человек может встретиться с Богом на страницах Библии, вне толкования ее священником. Переведя Евангелие на современный немецкий язык и растиражировав его с помощью печатного станка, он предоставил возможность личной, индивидуальной трактовки божественных заповедей и тем самым породил острейшие столкновения мнений. Считая, что современная официальная церковь извратила заветы Христа, оторвалась от своих прихожан, погрязнув в роскоши и разврате, Лютер стал основоположником новой Церкви, в значительной степени упростившей обрядность и пересмотревшей функции священников. Он создал третью ветвь христианской религии — протестантизм, который обрел разные формы и названия в разных странах Европы: лютеранство в Германии, кальвинизм — в Англии, гугеноты — во Франции.

Лишив религию «таинства», Лютер превратил ее в нравственное учение, в этику, в свод правил, рассчитанных на индивидуальные усилия человека. Идеи Лютера привели к многочисленным религиозным распрям, а затем — и к первым гражданским войнам в Европе (тридцатилетняя война в Германии, столетняя война в Англии).

Возрождение — не только время величайших открытий, но и трагических противоречий. Реконструировав Античность как некую Утопию, как земной рай — мир радости и солнца, в центре которого стоял Человек, сильный, свободный, “всех чудес чудесней”, Возрождение утратило античное трагическое одиночество перед лицом природы. Объявив главной ценностью индивидуальную свободу, оно забыло о другой стороне античного сознания — понятии “меры” — соотношении личностного поведения с вечным природным законом, определяющим судьбу. Провозглашенная абсолютная свобода перерастала во вседозволенность, что породило не только великих творцов, но и великих злодеев Возрождения.

XVI век — эпоха позднего Возрождения — отмечен рядом страшных исторических событий: костры инквизиции, Тридентский Собор, вводивший “Индекс запрещенных книг”, Варфоломеевская ночь в Париже, Франция, раздираемая на части религиозными войнами, Тридцатилетняя война в Германии. Все они были результатом высоких идей Возрождения. Глубокое осознание противоречивости действительности, разочарование в абсолютных возможностях человека окрашивают трагическим пафосом произведения Монтеня, Камоэнса, позднего Сервантеса, позднее творчество Шекспира и Микеланджело. Микеланджело впервые сказал о смерти Бога, изобразив в знаменитой “Пьете”, надгробии на могиле Медичи, изможденное, растерзанное тело снятого с креста Христа и склонившуюся над ним скорбящую Богоматерь.

Углубление противоречий, пересмотр идеалов и надежд раннего Возрождения обозначили завершение важного этапа мировой истории. Главным итогом Возрождения стало представление о сложности человеческой личности: человек может быть божественно прекрасен и отвратительно мерзок. Перед следующей культурной эпохой встал вопрос о пересмотре гуманистического идеала и о границах человеческой свободы.

содержание

 

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте основные этапы культуры Возрождения

2. Раскройте многозначность понятия «возрождение», «ренессанс».

3. Раскройте понятие ренессансного гуманизма.

4. Покажите на конкретных примерах новые принципы изображения человека в искусстве Возрождения.

5. Назовите культурные и художественные открытия Возрождения.

6. Охарактеризуйте тип «титана Возрождения».

7. Объясните, почему эпоха Возрождения – переходный этап от Средневековья к культуре Нового времени.

8. Объясните, в чем историко—культурный смысл и значение феномена Реформации.

9. Назовите источники противоречий эпохи Возрождения.

10. Объясните значение Возрождения для дальнейшего развития мировой культуры.

 

Литература по теме

1. Бурдах К. Реформация. Ренессанс. Гуманизм / Пер. М.И. Левина; Гл. ред. С.В. Левит. – М.: РОССПЭН, 2004.

2. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер. с ит. А.Г. Габричевского и А.И. Венедиктова.— М.: Альфа—книга, 2008.

3. Вейс Г. История культуры народов мира: Высокое Возрождение, итальянский Ренессанс: обычаи, нравы, костюм, украшения, предметы быта, вооружение, храмы и жилище / Пер.— М.: Эксмо, 2005.

4. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2—х кн. Кн. 2.— СПб.: Петрополис, 2003.

5. Культура Возрождения: Энциклопедия. В 2—х тт./Отв. ред. Н.В. Ревякина и др. – М.: РОССПЭН, 2007.

6. Леонардо да Винчи и культура Возрождения: Сб. ст./Отв. ред. Л.М. Брагина. – М.: Наука, 2004.

7. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения: Исторический смысл эстетики Возрождения.— М.: Мысль, 1998.

8. Образы любви и красоты в культуре Возрождения. Сб. ст./Отв. ред. Л.М. Брагина. – М.: Наука, 2008.

9. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. 2—е изд. – М.: Наука, 1991.

содержание

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.