Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 5 КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ





 

СЦИЕНТИСТСКО—РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙТИП КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА.Кризис ренессансного гуманизма обусловил потребность в новых мировоззренческих координатах, формирование которых происходит в условиях Нового времени, отсчёт которого начинается с XVII века.

Картина мира новоевропейской культуры основана на представлении о человеке как частицы огромного, бесконечного и подвижного мира. Главной мировоззренческой установкой становится философский рационализм, выразившийся в абсолютизации силы человеческого разума, в наделении человека как существа разумного (от лат. — homo sapiens) безграничными способностями в познании природного и социального космоса и его рациональном переустройстве.

XVII век представляет собой знаменательный этап в эволюции западноевропейской научной мысли. Открытия, осуществленные в период от конца XVI века до 80—90—х годов XVII столетия Галилеем и Кеплером в астрономии, Галилеем и Ньютоном в области физики, Гарвеем в физиологии, Декартом, Дезаргом, Ферма, Ньютоном и Лейбницем в математике, знаменуя дальнейшее развитие знаний, накопленных учеными Возрождения, возвещают вместе с тем о наступлении принципиально новой эры в развитии наук. Вместо спорадических и частных догадок и смелых прозрений теперь преобладает последовательное и подчиненное определенной системе накопление знаний в сфере отдельных отраслей наук. Достижения И. Ньютона (1643–1727) в области физики и механики обозначили целую эпоху в научном понимании природы и дали наименование рациональному мироустройству – ньютоновская картина мира.

Основой научного познания делается эксперимент, его конечной целью – выведение из опытов и установление путем обобщения частных наблюдений объективных и точных закономерностей. По сравнению с предшествующей ренессансной эпохой расширяется круг научных интересов. Большие успехи достигнуты в области астрономии, географии, ботаники, медицины, филологии, юриспруденции, однако именно математика становится ведущей отраслью науки.



Символом Нового времени становится умозаключение Рене Декарта (1596—1650) “Cogito ergo sum” (Мыслю, следовательно, существую). Декартовская фраза не просто воздаёт похвалу разуму, но акцентирует внимание на ценности индивидуальной личности, способной мыслить, созерцать, познавать мир в соответствии с собственным опытом и логическими принципами. Картезианская (от латинского варианта собственного имени Декарта — Cartesius) модель мира становится воплощением ясности, точности, чёткости, логичности, непротиворечивости и во многом определяет мировосприятие людей XVII—XVIII веков.

Родоначальник английского материализма философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626) в трактате “Новый органон” (1620) провозглашает целью науки увеличение власти человека над природой, призывает очистить разум от заблуждений (“идолов” или “призраков”) и опираться на экспериментальные исследования. Принадлежащий ему афоризм “Знание – сила” сохраняет свою актуальность вплоть до начала ХХ века. Нидерландский философ—материалист Барух Спиноза (1632–1677) рассматривает мир как четко организованную систему, которую можно познать с помощью геометрического метода; утверждает, что все действия человека включены в цепь универсального мирового детерминизма. Английский философ Джон Локк (1632—1704) в “Опыте о человеческом разуме” (1690) разрабатывает эмпирическую теорию познания. Немецкий философ—идеалист Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646–1716) обосновывает принципы математической логики и развивает учение о врожденной способности ума к познанию истины.

Качественный скачок в общем поступательном движении научного познания неразрывно связан с ростом производительных сил, расцветом мануфактуры, стремительным расширение торговых связей, открытием новых торговых путей.

XVII век, как всякая переходная эпоха, отличается напряженным драматизмом: с одной стороны, утрата безграничной веры в ренессансного человека порождает разочарование, отчаяние, скепсис, с другой – стремление обрести устойчивость в сложноорганизованном и подвижном мире склоняет к поиску рациональных основ жизни.

Первая половина XVII века – это хаотическое состояние мира и хаотическое состояние умов. В социально—историческом плане это время остро конфликтно: идет процесс Контрреформации в Европе, религиозные фанатики устраивают костры инквизиции, происходят первые буржуазные революции в Англии и Нидерландах, продолжаются гражданские войны в Англии и Германии, политическими конфликтами взорваны Испания и Португалия, Русь переживает “смутное время”. Все это находит отражение в духовной сфере. Рухнули идеал гармонического человека и утопические идеи совершенного общества. Человек и общество предстали более сложными – и в этом заключалось предощущение грандиозных катаклизмов, исторических сдвигов, которыми начинался не только новый век, но и Новое время.

В искусстве характерные тенденции эпохи нашли отражение в стиле барокко. Барокко (от ит. – причудливый, вычурный) в наибольшей степени отражает новое трагическое мироощущение; хаотическое, неустойчивое состояние мира, находящегося в постоянной динамике. Время и пространство понимаются в нем как две бездны, перед которыми человек одинок, потерян и ничтожен. Ощущение трагичности бытия, призрачности и иллюзорности всего сущего пронизывает картины Караваджо, Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса.

Барочные скульптурные изображения отличаются усложнённостью композиций, необычными ракурсами, мучительными положениями тел. Фигуры часто обращены спиной к зрителю, опрокинуты, повержены, перегибаются. Для зодчества барокко характерно повышенное внимание к форме, обилие архитектурных деталей, их взаимопроникновение и переплетение, излишняя вычурность, стремление к пышной отделке интерьера (ансамбль парижского Версаля, позже — создания Б. Растрелли в России). В то же время в искусстве присутствует и тема наслаждения красотой мира, проявившаяся, в частности, в чувственной красоте образов, приподнятости настроения живописи Рубенса.

Во второй половине XVII века происходит постепенная стабилизация жизни. В сфере государственного устройства этот процесс находит выражение в формировании абсолютистских государств. В сфере искусства – на смену барокко приходит классицизм.

Классицизм (от лат. – образцовый) устремлен к упорядочиванию взаимоотношений человека с природой и обществом. Такое понимание соответствует идеям философского рационализма и идеологии абсолютизма – характерного для Европы XVII века государственного устройства, в классической форме представленного во Франции.

Эстетика классицизма требует соблюдения канона, основанного на приоритете разума над чувствами. Регулярный парк с симметрическими аллеями и прудами и оформленными в виде геометрических фигур кустарниками и деревьями становится воплощением внесенного в хаос природы разума. В архитектуре ценится героическое начало, ясность и стройность композиции, восходящей к античным образцам.

Требованиям разума должна отвечать литература. Поэт и теоретик классицизма Н. Буало (1636—1711) в поэме “Поэтическое искусство” (1674) излагает основные принципы нормативного искусства, главными из которых являются общественное содержание, возвышенные героические и нравственные идеалы, строгость логичных и гармоничных образов. Классицизм устанавливает иерархию жанров – “высоких” (трагедия, ода, эпос) и “низких” (комедия, басня, сатира, жанровая картина). Искусство, выполняющее обязательную дидактическую, учительную функцию, клеймит пороки — в низких жанрах и прославляет добродетели – в высоких.

Классицизм сформулировал новую концепцию личности и новые принципы ее изображения. Будучи искусством эпохи расцвета абсолютизма, он выдвигает идеал человека—гражданина, ориентированного на высокие образцы поведения героев античности. Основной конфликт в таких произведениях заключается в борьбе между долгом и чувством, который обязательно заканчивается победой долга (таков традиционный конфликт классицистической трагедии, вершиной которой являются произведения французских драматургов П. Корнеля и Ж. Расина.) В изображении человека подчеркивается не его индивидуальность, а общее, в первую очередь – его социальная функция. В живописи получает распространение репрезентативный (от франц. – показательный), или парадный, портрет, изображающий представителей высшей знати, которой приписываются умственные добродетели. Человек на парадном портрете представлен при всех регалиях, свидетельствующих о его социальном статусе: парадный мундир или парадное платье, парик, ленты, награды, горностаевая мантия, корона — если это монарх, оружие – если это полководец. Столь же функциональны его поза и жест.

Таким образом, культура XVII века, став переходной между Возрождением и Просвещением, имеет и большое самостоятельное значение.

содержание

XVIII ВЕК — ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. Просвещение хронологически охватывает столетний период: с английской «славной революции» (1688—1689), ограничившей права английской короны и закрепившей победу буржуазии, до Великой французской буржуазной революции (1789—1794), окончательно покончившей с феодально—абсолютистской государственностью.

Просветительские идеи сначала зарождаются на английской почве в XVII веке (Д. Локк, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Д. Дефо и др.), а затем занимают господствующее место в общественной мысли Франции (Вольтер, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш.Монтескье), Германии (И.Кант), и Америки (Б. Франклин, Т. Джефферсон).

Характерологические черты западноевропейского Просвещения воплощаются в особой интеллектуальной атмосфере эпохи, ее внимании к вопросам, касающимся природы власти и природы человека. Философской основой эпохи становятся идеи Разума и Природы, а выразителями общественного сознания эпохи становятся ученые, философы, энциклопедисты, отводящие разуму и науке решающую роль в познании “естественного порядка” вещей.

Социальной силой Просвещения является буржуазия, недовольная сковывающим инициативу абсолютистским режимом и вследствие этого крайне заинтересованная в изменении общественных отношений. Обновление мыслится просветителями как создание рационально организованного общества, соответствующего человеческой природе и, следовательно, справедливого. В этих условиях идея божественной королевской власти вызывает скептическое отношение со стороны мыслящих людей. Католическая церковь воспринимается как оплот реакционности и подвергается за это резкой критике (показателен призыв Вольтера: «Раздавите гадину!»). Получает распространение деизм (от франц.— Бог) — философско—религиозное учение, признающее Бога творцом мира, но отвергающее необходимость его участия в жизни природы и общества.

Специфика просветительской идеологии заключается в убеждении, что для упорядочения общественных отношений необходим Разум, и монарх, как источник власти в абсолютистском государстве, должен править в соответствии с Законом. «Монархия отличается от деспотизма тем, что монарх правит по закону, а деспот – сообразно собственным капризам» (Ш. Монтескье).

Основанием подлинно разумных общественных отношений должен стать «общественный договор», налагающий определенную ответственность на монарха перед подданными, вручившими ему свои права. Как подчеркивал Вольтер, король получает власть от народа, доверившего ему свою безопасность. Автор «Общественного договора» Ж.Ж. Руссо обосновывает даже право народа на свержение абсолютизма. Государство, указывает Т. Гоббс (1588 – 1679) в сочинении «Левиафан», чтобы не уподобляться мифологическому чудовищу, должно воплощать идею общественного договора между властью и народом, основанного на «справедливости», «благодарности», «взаимной уступчивости и любезности». «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты»,— пишет философ.

Идеологи Просвещения придают особое значение естественным правам человека – свободе, равенству, праву на достоинство личности, получаемым от рождения каждым человеком.

Общественная мысль этой эпохи проникнута оптимистическим духом переустройства мира, уверенностью в близком торжестве разума, идеалов всеобщего братства и справедливости. Складывается общее представление о прогрессе как о поступательном движении от низшего к высшему во всех областях: в науке, технике, общественном развитии, росте благосостояния, свободы и даже в человеческой природе. Задачу воспитания личности нового типа ставит перед собой искусство. Появляется жанр романа воспитания (Ж.Ж. Руссо).

Причины человеческих бедствий и общественного несовершенства просветители объясняют неразумностью людей – суевериями и предрассудками, справиться с которыми можно с помощью образования, развития философии, естественных наук. На этом основании они считают необходимым приобщение к знаниям широких народных масс, полагая, что свобода человека напрямую зависит от степени образованности. Под руководством Д. Дидро создаётся «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751 – 1780). Интеллектуальный подъем затрагивает широкие слои французского общества – от академических кругов до французских салонов.

Эпоха западноевропейского Просвещения отмечена и глубокими противоречиями. Идеализация человеческой природы, излишне оптимистическое толкование идеи общественного прогресса встречает критику современников (Д. Свифт, Вольтер). Подрыв самих основ абсолютизма, противопоставление человека обществу приводит к закономерному завершению европейского Просвещения — к Великой французской буржуазной революции 1789—1794 годов.

содержание

 

РУССКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ —(период с начала петровских реформ до окончания царствования Екатерины II) развивается в тесном взаимодействии с европейским, но при этом имеет свои существенные особенности, главная из которых заключается в том, что западноевропейское Просвещение изменяет тип мышления человека, русское же — изменяет тип поведения. И этому есть объективные причины.

У русского Просвещения, в отличие от западноевропейского, нет предыстории. Русская культура не прошла эпохи Возрождения, позволившей Европе органично перейти от религиозного типа культуры к светскому. Идеология русского Просвещения складывается не снизу, а сверху – сначала благодаря Алексею Михайловичу Романову (“Тишайшему”), избравшему курс на взаимодействие с Европой, а затем Петру Великому, придавшему взаимоотношениям России с Западом особый динамизм. Боярское сословие не представляло той социальной силы, которая была бы заинтересована в изменении традиционного уклада жизни. Крестьянство оставалось вне новой идеологии и сохраняло традиционный уклад жизни вплоть до конца XIX века. Впоследствии это становится причиной глубокого разрыва между дворянской элитой и народом, что найдёт выражение в типе русского интеллигента – “кающегося дворянина” (Н.М. Михайловский) и обусловит революционные потрясения начала ХХ века.

Уже в XVII веке общественное сознание России претерпевает, в сравнении с древнерусским периодом, существенные изменения. XVII век входит в историю русской культуры как “бунташный” век. Начинается распад религиозного типа культуры, отмеченный церковным расколом при патриархе Никоне, бунтами и войнами. Архитектура храмов (храм Василия Блаженного в Москве), иконопись (С. Ушаков) отходят от древнерусских религиозных канонов, становятся более праздничными, яркими. Появляется жанр светской живописи – парсуна (персона, портрет). Всё свидетельствует о назревающих глубоких переменах всех сторон русской жизни.

Самые существенные изменения русской жизни в России происходят в период правления знаковых фигур XVIII века: Петра I и Екатерины II, имена которых становятся олицетворением начала и окончания эпохи русского Просвещения.

Реформы Петра имели не просто государственно—политическое значение, а более широкий – общекультурный смысл. На русской почве они обозначили смену историко—культурного типа — переход от культурной системы Средневековья к культуре Нового времени. Он проявился на всех уровнях. В сфере государственного устройства патриархальная русская Московия с ее центростремительными тенденциями уступила место Российской империи с новым вектором развития; теократическая форма правления, при которой церковь отстаивала право быть совестью государства, сменилась светским абсолютизмом по западному образцу. Но главная реформа заключалась в сознательном изменении системы ценностей, целенаправленном переходе от видения предельной цели в достижении спасения и вечной божественной жизни к ориентации на максимальное благополучие в “этом” временном мире.

Идея служения Богу сменяется идеей служения государству, идеал «святого» — идеалом «гражданина». Своеобразие русского Просвещения заключается в том, что личность, при абсолютной подчинённости государству, одновременно претендует на свободу и широту частной жизни. Все это, тесно переплетаясь, создаёт причудливые формы новоевропейского и традиционного уклада жизни.

Петровская эпоха характеризуется глубокими противоречиями. Патриархальное сознание, глубоко переживающее церковный раскол, проникнуто тревогой ожидания конца света — сначала в 1666, а затем в 1699 году. В этих условиях Петр I, объявивший себя императором (1721) начинает именоваться титулом римских императоров (“Великий”, “Отец Отечества”). Отказавшись от отчества, он посягает на титул духовного лица или даже святого. Позволив новый брак при живой жене, насильственно заточенной в монастырь, он допускает смешение духовного и плотского родства, так как восприемником супруги царя Екатерины I при обращении ее в православие был царевич Алексей и, следовательно, в соответствии с религиозными канонами, она приходилась Петру духовной внучкой.

Ликвидация монархом патриаршества затрагивает не только чувства верующих, но и интересы социального института Церкви. Требование в соответствии с Указом 1702 года бритья бород и замены национального платья иностранным резко расходится с русскими традициями.

Ренессансные черты личности Петра: жажда широкого образования, склонность к любому труду, в том числе и физическому, предпочтение в противовес древнерусской “косности” шумного веселья — воспринимаются как отступление от национальных традиций. Всё это в совокупности и предопределит восприятие Петра русским патриархальным сознанием как антихриста, власть которого, согласно христианскому вероучению, приносит невиданные бедствия.

Парадоксальность ситуации проявляется в том, что одновременно с секуляризацией (от лат. — мирской, светский) общественной жизни происходит сакрализация (от лат. – священный) государственной власти. В этих условиях первый русский император, воспринимающийся как антихрист, разрушивший святую Русь, одновременно наделяется атрибутами русского (“домашнего”, по определению Ломоносова) Бога, выступает как телесная инкарнация “идеи” русского государства.Символ власти совмещает в себе языческие и византийские теократические характеристики.

Если идеология западноевропейского Просвещения основывалась на критике монархической власти, то мировоззренческие установки русского Просвещения оказались направлены на упрочение монархии. В средневековой иерархии социальных институтов приоритетная роль хранительницы истины принадлежала Церкви. С упразднением авторитета церковной власти на роль высшего культурного арбитра стало претендовать государство. В этих условиях от светской власти потребовались качества, которыми прежде наделялись церковные иерархи и святые. Царю предписывается царствовать ради пользы своих подданных, а государство должно быть орудием общей пользы. Государственная служба становится одним из важных элементов социально—сословных ценностей дворянства. В самосознании подавляющего большинства представителей этого сословия чин (от древнерусского – порядок) воспринимается как критерий благополучия и успеха в жизни, важнейшее средство самореализации.

Историко—культурное значение петровских преобразований исключительно велико. Введенное Петром новое летосчисление (1700) от Рождества Христова, сменившее летосчисление, идущее от сотворения мира, принятое при Иване III, стало соответствовать европейскому. Строительство новой столицы Империи на самой окраине государства (по образному определению Вольтера, «сердце, помещенное на кончике пальца»), в противовес Москве, историческому центру древней Руси, утверждает новые представления о рационально организованном пространстве, позволяет заявить о России как части Европы и установить с ней тесные политические и экономические связи. Реформы в сфере учреждений и государственных институтов отвечают новым масштабам и целям российского социума. Появляются регулярная армия и флот. Учреждается система светских наград. Поощряются занятия искусством и науками. Закладываются основы государственной образовательной системы. Дворянским недорослям предписывается учиться, а в качестве наказания за нерадивость в учёбе запрещается жениться. Образование ещё подчиняется узкоутилитарным интересам, преподавание имеет полуиностранный характер, а дисциплина нередко обеспечивается с помощью телесных наказаний, однако к окончанию царствования Петра I всё это приносит результаты. В Петербурге открывается Российская Академия наук (1724) — “Собрание ученых и искусных людей”, ставшее основой для создания Университетов в Петербурге и в Москве (1755), из стен которых вышло немало образованных людей. Впервые занятия наукой становятся профессией.

Петровская эпоха закладывает основы демократизации культуры. Оценка человека не по знатности рода, а по его собственным заслугам, способствует продвижению по службе деятельных, инициативных людей из неродовитых семей (А. Меньшиков и др.). “Табель о рангах” (1722), вводивший категорию служилого дворянства, позволяет делать карьеру и изменять социальный статус в соответствии с заслугами перед государством. Пример тому М.В. Ломоносов (1711—1765) –“русский Леонардо да Винчи”, энциклопедист, учёный—естествоиспытатель, поэт, создатель учения о “трех штилях” русского языка, заслуживший благодаря разносторонней научной и просветительской деятельности титул дворянина.

Складывается целое поколение русских просветителей: Д. Кантемир (1673—1723), Ф. Прокопович (1681—1736), В. Тредиаковский (1703—1768) — активных проводников петровских идей, проявивших себя в сфере науки, политики, искусства.

Изменяются формы и характер частной жизни. Обязав бояр посещать ассамблеи – собрания—балы, притом не только мужчин, но и женщин, Петр вводит в быт западноевропейские обычаи, изменяющие внутренний мир личности: появляются браки по любви, любовная переписка, жанр любовного романа. (Первый перевод галантно—любовного романа французского писателя Поля Тальмана “Езда в остров Любви” был предпринят В. Тредиаковским.)

Идеология русского Просвещения окончательно оформилась в эпоху царствования “философа на троне” — Екатерины Великой. Воздавая должное государственным заслугам императрицы, по—европейски образованной, поддерживающий отношения с видными французскими просветителями (Вольтер, Дидро), занимающейся литературной, переводческой и издательской деятельностью, следует заметить, что семиотическое содержание эпохи органично связано не только с Екатериной II, но и с её предшественницами – Екатериной I, Анной Иоанновной, Елизаветой Петровной.

Со времен Средневековья священная природа царя однозначно связывалась с мужским началом. В России XVIII век становится по преимуществу ”женским“. Восхождение на российский трон императриц Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины II, происходит в результате военных переворотов, сопровождающихся символической переменой пола: переодевания в военное платье и возложения на себя “мужских” наград — ордена Святого Андрея или его атрибута – Андреевской ленты, полагавшихся главам государства. Мужской костюм в первые годы правления Екатерины II делается её официальной одеждой для встреч с народом или армией. Игры в “амазонок” становятся важным атрибутом придворного маскарада и политической стратегии.

Признание ценностей частной жизни проявляется в разных формах куртуазной культуры: особых нравов двора Анны Иоановны (“Шутовская свадьба” и др.), имитации “утончённой” жизни французского двора в период правления “веселой царицы” Елизаветы Петровны (маскарады, балы, модные туалеты и пр.), гедонистических наслаждений эпохи царствования Екатерины II. Показательно в этом плане строительство Малого Эрмитажа, который становится местом частных собраний для узкого круга, где царит атмосфера салона и игры, даются театрализованные представления и концерты.

Активно поощряется новый тип придворного человека – изящного, просвещенного, галантного. Фривольность воспринимается как знак галантной культуры. Западноевропейский институт фаворитизма, расцвет которого в России приходится на 1770—1780—е годы — период царствования Екатерины II, приобретает свою специфику в соответствии с особенностями русской придворной жизни. В Европе приоритетная роль принадлежит мужчине—королю, который выбирает себе любовниц, российские императрицы действуют самостоятельно, при этом тонкие альковные дела подчиняют не случайным увлечениям, а спланированной стратегии. (Екатерина, покровительница энциклопедистов и многолетняя корреспондентка Вольтера, сменила за 34 года царствования 21 официального фаворита.)

Наряду с заметными изменениями в укладе придворной жизни, период правления Екатерины II отмечен значительными событиями общегосударственного значения, в числе которых — создание нового свода законов империи, известного под названием “Уложения” прообраз конституции, ориентирующийся на “Свод законов” Ш. Монтескье. Написанный собственноручно императрицей “Наказ комиссии о составлении проекта нового Уложения” стал одним из самых известных государственно—правовых документов в российской истории. Ряд реформ, призванных организовать дворянство как независимую, просвещенную и – одновременно – лояльную власти силу, система новых государственных воспитательных учреждений – всё преследует цель произвести переворот в умах и сердцах подданных.

Появляются закрытые “воспитательные дома”, в том числе женские: Смольный институт — для благородных девиц, Екатерининский – для мещанок. Задуманные с целью воплощения просветительской модели “идеальных людей”, они требуют изоляции воспитанниц от “испорченной среды своих родителей”.

Значительная роль в воспитании нового человека возлагается на литературу. Журнальные начинания императрицы – “Всякая всячина”, “Барышок всякой всячины” — соответствуют стратегии утверждавшейся просвещенной власти, пожелавшей устранять “худые нравы”. Образцом для Екатерины служит английский “Spectator”, многие статьи которого кажутся ей подходящими для наглядной демонстрации и последующей коррекции “несовершенного” русского материала. Однако, инициировав обсуждение проблем российской действительности, Екатерина сталкивается с дворянской оппозицией постоянно переводящей разговор с “худых нравов” на “худое устройство” абсолютистского государства.

В эпоху правления Екатерины II в России окончательно оформляются философско—мировоззренческие основы Просвещения. Главными его представителями являются Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков и А.Н. Радищев. Просветители считали, что воспитание нравов не совместимо с насилием; главной гарантией воспитания истинного сына Отечества является свобода, которой нет в условиях существующей формы монархической власти. Этот вопрос проходит через все произведения Д.И. Фонвизина (1717—1792). В комедии «Недоросль» он связал воедино три главные проблемы: крепостное право, воспитание дворянина и форму власти, показал, что крепостное право уродует помещиков, превращая их в невежественных людей, думающих о своей выгоде, оно же делает из крестьян рабов, не только по положению, но и по сознанию. Целью же воспитания является создание не “законопослушных истуканов”, а граждан, одушевленных идеей бескорыстного служения Отечеству.

Идею воспитания граждан разрабатывает и Н.И. Новиков(1744—1818) — писатель, издатель, создатель первых в России сатирических журналов (“Трутень”, “Живописец”, “Кошелек”), а также философского журнала (“Утренний свет”), организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России. В своем трактате “О воспитании” он утверждал, что процветание государства и благополучие народа зависит от доброты нравов, иначе и законодательство, и наука, и художества бессильны. Непросвещенный народ не может подняться к чувству свободы, но обратится лишь к кровавому мщению (что доказывала разгоревшаяся крестьянская война под предводительством Пугачева).

Просветители, мечтавшие установить “царство Разума”, единое внесословное право, государство всеобщего благоденствия, связывали осуществление этих идей с отрицанием любых форм бесправия и угнетения. Самой угнетаемым сословием в России было крестьянство, поэтому воплощение просветительского идеала свободы на русской почве оборачивалось проблемой отмены “рабства” — крепостного права. С этой программой выступил А.Н. Радищев (1749—1802) — писатель, философ, автор проектов юридических реформ, в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву”.

Следствием принципиальных противоречий между “просветительницей на троне” и оппозиционными к ней мыслителями стали трагические судьбы русских просветителей: Новиков по приказу Екатерины II был заточён в Шлиссельбургскую крепость (1792—1796), Фонвизин – отлучен от двора и отправлен в домашнюю ссылку, а Радищев – за высказанные в книге идеи приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В эпоху Александра I писатель кончает жизнь самоубийством.

Задачу нравственного воспитания ставит перед собой масонство, появившееся на российской почве вместе с западными идеями. Идеальный мир – потерянный Эдем – достигается, согласно учению масонов, нравственным перерождением личности. Рассчитывая на политическое переустройство страны по законам разума и добра, они пытаются вовлечь Екатерину в свою деятельность. Императрица, поначалу терпимо относившаяся к масонству (в ее ближайшем окружении почти все были масонами – И.П. Елагин, З.Г. Чернышев, А.И. Бибиков, Н.В. Репнин, А.С. Строганов, А.В. Храповицкий), позднее начнет суровую и систематическую борьбу с масонством: фантастика и мистика недостойны внимания рационалистического и просвещенного ума. Написанная Екатериной для маленького внука Александра Павловича “Сказка о царевиче Хлоре” (1781—1782) не только противостоит масонской символике и обрядности, но имеет целью перехватить инициативу учительства, направить морально—этическую символику не в мистическую, а в практическую сферу. “Добродетель” в ней постигается разумным поведением в жизни, приводящим героя к осознанию ценностей простого счастья. В отличие от космополитизма и интернационализма масонства, “Сказка” окрашена в национальные тона. Разнообразные художественные приёмы (аллюзии, намеки, запрятанные в тексте) побуждают читателя к их разгадыванию. Так, за аллегорической фигурой мудрой Фелицы, киргизской царевны, матери Рассудка, явственно угадывается сама Екатерина. Поэт Г.Р. Державиниспользовал этот образ в оде “Фелица” (1782), в которой представил царицу как земного бога, дающего пример “правильной” жизни, и тем самым заслужил покровительство со стороны императрицы.

Русское Просвещение, наряду с достижениями во всех сферах жизни, отличается глубокими противоречиями. Почва для масштабных и глубоких реформ не была готова в должной мере. Краткие исторические сроки для столь серьезных изменений общественного сознания не позволяли глубинно усваивать идущие с Запада новации, многое воспринималось поверхностно, подражательно, в форме “обезьянничанья” — по оценке Н.Я. Данилевского. Трагическими оказались судьбы русских просветителей Н. И. Новикова и А.Н. Радищева, чья общественная позиция объективно приняла характер вызова абсолютистскому строю.

Эпоха Просвещения имеет очень большое значение для русской культуры. Она показала ее способность к динамичному развитию, расширила границы взаимодействия с народами Европы. А.С. Пушкин писал: “Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и пушек… европейское Просвещение причалило к берегам завоёванной Невы”. Выбор нового вектора социокультурных контактов Запад — Восток, дополнившего сложившийся в эпоху Древней Руси вектор Север – Юг (Скандинавия — Византия), позволил по—новому осмыслить роль и место России в контексте мирового развития, наполнить новым содержанием ее особую объединительную миссию в диалоге культур.

содержание

 

Вопросы для самопроверки

1. Объясните культурный смысл экспериментальной науки XVII века.

2. Назовите характерные черты канона классицизма.

3. Покажите на конкретных примерах особенности изображения человека в искусстве классицизма.

4. Раскройте основные понятия эпохи Просвещения (общественный договор, естественный человек, закон, общественное мнение).

5. Объясните, почему философия Просвещения стала основой мировоззрения человека XVIII века.

6. Объясните, почему Петра Великого называют ренессансной личностью.

7. Раскройте, почему XVIII век в России является началом культуры Нового времени.

8. Объясните, почему Великая Французская революция стала итогом Просвещения?

9. Раскройте смысл конфликта между “просветительницей” Екатериной Великой и русскими просветителями конца XVIII века.

10. Объясните, в чем заключаются особенности русского Просвещения.

 

Литература по теме

1. Даниэль С.М. Европейский классицизм.— СПб.: Азбука—классика, 2003.

2. Зубов А.

3. Карев А.А. Классицизм в русской живописи. – М.: Белый город, 2003.

4. Кондаков И.В. Культурология: История культуры России. — М.: Омега—Л: Высш. школа, 2003.

5. Культурология: Энциклопедия в 2—х тт./Гл. ред. С.Я. Левит.—— М.: РОССПЭН, 2007.

6. Культура эпохи Просвещения. Сб.ст.— М.: Наука, 1993.

7. Лихачев Д.С. Поэзия садов.— СПб.: Logos, 2009.

8. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII— начало XIX в.).— СПб.: Искусство—СПБ, 2008.

9. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина.— М.: Молодая гвардия, 1998.

10. Павленко Н.И. Петр Первый и его время. — М.: Дрофа, 2004.

11. Панченко А.Н. Русская культура в канун петровских реформ.— Л.: Наука, 1984.

12. Проскурина В. Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II. М.: Новое литературное обозрение, 2006.

13. Сапронов П.А. Русская культура. IX—XX









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.