Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новатор – банки – эффективная монополия





Причиной динамических изменений по модели Шумпетера является вторжение новатора, который как предприниматель энергично отвлекает факторы производства от существую­щих каналов, открывает начало новой динамической фазе. Благодаря активности в инновационной деятельности созда­ются новые ценности, происходит технический прогресс в средствах производства.

Новатор-предприниматель нуждается в кредите на осу­ществление нововведений. Кредит предоставляют банки, по­сле чего происходит перераспределение ресурсов. Процент кредита является ценой, уплаченной за приобретение новых средств производства. Новатор-предприниматель выходит на рынок и нарушает равновесный кругооборот цен, издержек и доходов. Следовательно, инвестирование выступает как не­отъемлемая часть инновационной деятельности.

Нововведения представляют собой основу конкуренции нового типа в отличие от ценовой конкуренции. Шумпетер называл ее эффективной конкуренцией. В свою очередь, но­вовведения создают монополию нового товара или эффек­тивную монополию, которая является естественным элемен­том экономического развития. Появилась возможность преодоления кризисов и спада в промышленном производстве за счет инновацион­ного обновления капитала через научно-технические, техно­логические, организационно-экономичес­кие и управленче­ские нововведения.

Технологические уклады

Технологический уклад характеризуется единым техни­ческим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и го­ризонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и пр. [2, с. 61-62]

В современной концепции теории инноватики чередование деловых циклов принято связывать со сменой технологиче­ских укладов в общественном производстве. Понятие «уклад» означает обустройство, установившейся порядок организации чего-нибудь.

Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет. Первая фаза приходится на его зарождение и станов­ление в экономике предшествующего технологического ук­лада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой эко­номики на базе новой технологии производства и соответст­вует периоду доминирования нового технологического ук­лада примерно в течение 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.

: {2.1}
На слайде 2.1 приводится жизненный циклтехнологиче­ского уклада. [2, c.69]

Приведённая на слайде 2.1 кривая роста имеет два крутых подъёма, связанных с фазами зарождения и доминирования нового технологического уклада. Следует заметить, что между ними расположен пологий участок кривой, на котором по концепции Й. Шумпетера, отдельные фирмы и компании в течение заметного периода времени добиваются эффективной монополии в производстве отдельных новых видов продуктов. Они успешно развиваются, получая высокую прибыль, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной и промышленной (до 20 лет) собственности. Однако монопольное положение с течением времени постепенно нарушается из-за конкуренции других товаропроизводителей. Поэтому организации-монополисты приступают к лицензированию технологии производства своих изделий. В результате ускоряется распространение нововведений-процессов в технологические цепи нового уклада в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики, когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляется, и деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

Равновесное распространение нововведений-процессов в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая сферу оказания услуг, принято называть диффузией инноваций.

*См. так же модуль «Организация и её деловая среда»
Возможность диффузии инноваций определяется их инвариантностью, т.е. способностью сохранения неизменными имеющихся количественных характеристик по отношению к преобразованиям и переменам окружающей внешней среды*.

Наиболее типичными для диффузных процессов являются технологические инновации. Они непосредственно связаны с технологией производства, её многократным повторением на различных объектах. Инвариантность технологических инноваций способствует ускоренному притоку капиталов в новый технологический уклад. Доминирование нового технологического уклада в экономике приводит к постепенному снижению прибыльности производства продукции и оказания услуг в предшествующем укладе.

Одним из рыночных регуляторов диффузных процессов является трансферт инноваций, который законодательно разрешает передачу права использования новшеств и нововведений как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности. Инновационный трансферт учитывает именную ценность инноваций, интеллектуальный вклад авторов. Специально создаваемые органы в сфере патентно-лицензионной деятельности охраняют и удостоверяют права патентодержателя на инновацию в виде, например, изобретения или новой технологии производства продукции. Лицензию на использование такого рода инноваций выдаёт владелец патента. В наиболее распространённых случаях лицензирование представляет собой процесс передачи промышленной собственности на основании соглашения договаривающихся сторон.

Лицензионное соглашение на передачу патентных прав оформляется договором по обычным юридическим нормам купли-продажи и предусматривает не только размер вознаграждения, но и порядок осуществления платежей. Различают простые, исключительные и полные лицензии.

При простой лицензии ограничивается объём производства продукции, её реализация лицензиатом на определённой территории, запрещается продажа лицензии третьим лицам, в то время как лицензиар может осуществить её вторичную продажу.

Исключительная лицензия даёт право лицензиату монопольно распоряжаться предметом лицензии, а лицензиар утрачивает аналогичные права.

Полная лицензия, применяемая крайне редко, предусматривает передачу лицензиату всех без исключения прав на предмет лицензии, что равносильно продаже патента.

Патентно-лицензионный трансферт инноваций должен осуществляться с учётом экономических интересов страны. Если новшество или нововведение, не имеющее аналогов в зарубежной практике, не использовано достаточно полно в стране-патентодержателе, то продажа лицензии иностранному государству может нанести ощутимый экономический вред. Это особенно характерно для беспатентных лицензий, представляющих собой лицензионные соглашения на продажу незапатентованного изобретения, ноу-хау или другого производственно-технологического достижения. По своей сущности беспатентная лицензия аналогична продаже научно-технических разработок, которые по каким-либо причинам не были задействованы в стране, где эти достижения получены. По таким лицензиям интеллектуальная собственность практически не защищена. Следовательно, трансферт инноваций нуждается в продуманном технико-экономическом обосновании диффузных процессов, связанных с распространением новшеств и нововведений.

В общей характеристике технологических укладов при­нято выделять периоды их доминирования (50 лет), ядро тех­нологического уклада, ключевой его фактор и формирую­щееся ядро нового технологического уклада. Например, в пя­том технологическом укладе, начало которого пришлось на восьмидесятые годы двадцатого века, ядром является элек­тронная промышленность, волоконно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т.д. Ключевым фактором пятого технологического уклада служат микро­электронные компоненты. В формирующееся ядро нового (шестого) технологического уклада включены биотехноло­гии, космическая техника, тонкая химия и др. Кроме того, приводятся и такие характеристики, как преимущества дан­ного технологического уклада по сравнению с предшест­вующим, особенности организации инновационной активно­сти. К ним относятся индивидуализация производства и по­требления, горизонтальная интеграция НИОКР, новые ре­жимы собственности для программного продукта и ряд других.

Основные понятия теории инноватики

Инновация (нововведение)

Инновация (англ. «innovation») означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества. В современной концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы (производственно-технологические), модификации продук­тов и услуг. Практическое освоение новшеств в нововведе­ниях представляет собой реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособно­сти,то есть общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности. При этом, помимо влияния комбинаций факторов производства, рассмотренных в разделе 2.2.2., необходимо учитывать в современных усло­виях новый фактор, определяемый тем, что наука стала тео­ретической основой материального производства.

Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествую­щего технологического уклада. Само по себе появление не­ординарных нововведений-продуктов означает фазу зарож­дения нового технологического уклада. Однако его медлен­ное развитие на начальном отрезке времени объясняется мо­нопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и наличием коммерческой тайны. В фазе доминирования нового техно­логического уклада наблюдается распространение (диффузия) нововведений-процессов, когда происходит переливание ка­питалов в новый уклад общественного производства. Моди­фикация выпускаемой продукции вызывается конъюнктур­ными изменениями на рынке товаров.

Новации (новшества)

При обновлении ассортимента продукции, средств производ­ства и услуг используются научно-технические, технологиче­ские, организационно-экономические и управленческие но­вации (новшества). Под новшеством следует понимать новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый ме­тод (принцип), изобретение, коммерциализацию нововведе­ний (включая маркетинг).

Истоки совершающихся открытий и накопления потен­циала теоретических знаний находятся в окружающем мате­риальном мире. Открытия и новые теоретические знания яв­ляются результатом проведения фундаментальных научных исследований, которые подразделяются на фундаментальные теоретические исследования (ФТИ) и поисковые НИР.

 

Например, к результатам ФТИ относится теория радиоактивности и планетарная модель атома английского физика Э. Резерфорда. Им же открыты альфа‑ и бета‑ лучи, а в 1919 осуществлена первая искусственная ядерная реакция. Однако своим открытиям и теоретическим исследованием Резерфорд не предавал какого-либо практического значения. Долгое время они имели только эвристическую ценность.

 

: {2.2}
На слайде 2.2 приводятся основные стадии проведения поисковых НИР.

Поисковые НИР имеют целью выдвижение и обоснова­ние идеи о новом методе удовлетворения общественных по­требностей, обоснование нового метода и его эксперимен­тальную проверку. В ходе поисковых НИР результаты откры­тия или теоретического знания получают возможность найти теоретическое применение. При этом начальная стадия функ­ционирования нового метода характеризуется весьма низ­кими показателями полезного действия. На этой стадии от­личные качественные показатели нового метода еще не пе­решли в высокие количественные результаты.

 

Например, под руководством академика И.В. Курчатова была в 1954 году создана первая в мире атомная электростанция (АЭС) мощностью 5 МВТ, что в 167 раз ниже, чем у Днепрогес‑2. Однако в ней был практически реализован метод мирного использования энергии атома. Дальнейшее развитие атомной энергетики привело к созданию крупнейших многоблочных АЭС с мощностью в 1200 раз больше, чем у первой АЭС и в 7 раз выше, чем у Днепрогес‑2.

Изобретением считается новое, обладающее сущест­венными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает и обеспечивает безопасность труда. Большинство изобретений и полезных моделей к ним приравниваемых по­является в ходе эскизно-технического проектирования на стадии ОКР.

*См. так же модуль «Управление маркетингом»
Жизненный цикл продукции*

 

Жизненный цикл продукции состоит из 4 фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововве­дения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного про­изводства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Затем переходят к третьей фазе, особенностью кото­рой является стабилизация объемов производимой продук­ции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.

Жизненный цикл технологии

Жизненный цикл технологии производства складывается из четырех взаимосвязанных фаз. Первая связана с зарождением нововведений-процессов в недрах предыдущего технологиче­ского уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам. Вторая фаза пресле­дует цели освоения нововведений-процессов на объекте. На третьей фазе осуществляется распространение и тиражирова­ние новой технологии производства с многократным повто­рением на других объектах. Четвертая фаза включает рутинизацию, т.е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.

На доминирование технологического уклада в течение продолжительного периода времени оказывает влияние госу­дарственная поддержка новых технологий в сочетании с ин­вестиционной деятельностью фирм и компаний. Нововведе­ния-процессы менее подвержены влиянию конъюнктуры, способствуют снижению издержек производства, обеспечи­вают устойчивость потребительского спроса на товары.

Жизненный цикл товара

Начало жизненного циклатовара, который имеет 4 фазы, приходится на выпуск и поступление на рынок первых про­мышленных серий продукции. Заполнение товаром свобод­ной рыночной ниши означает наступление первой фазы его жизненного цикла, которую принято называть внедрением. Последующие 3 фазы, связанные с ростом, замедлением роста и спадом объемов продаж товара, определяются марке­тингом, который учитывает рыночную конъюнктуру, зависи­мость спроса от цены и качества товара. Такого рода инфор­мация дает возможность принимать решения о расширении или сокращении выпуска продукции, ее модификации, что неизбежно отражается на длительности той или иной фазы жизненного цикла товара.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.