|
Мотив соучастия в управлении организациейФормы соучастия работников в управлении: консультативный менеджмент; программы предложений сотрудников; кружки качества; комитеты менеджеров среднего звена; самоуправляемые команды; участие в законодательно предусмотренных органах управления; управление через владение акциями. Консультативный менеджмент предполагает обращение менеджера к сотруднику с целью получить совет по определенному вопросу. Обычно эта процедура носит неформальный и кратковременный характер, но фирмы, практикующие эту систему, заботятся о том, чтобы была разработана модель осуществления таких консультаций. Программы предложений сотрудников — это формальные, ориентированные на стимулирование и совершенствование работы фирмы предложения работников. В компаниях США доля внедренных рационализаторских предложений составляет 25%, а денежное вознаграждение авторов — от 25 до 50 тыс. долл. Кружки качества — это группы рабочих-добровольцев, которые после прохождения специальных курсов регулярно, нередко в рабочее время проводят собрания, на которых обсуждают предложения по улучшению качества. Родина этой системы — Япония. Комитеты менеджеров среднего звена — это организационная форма, направленная на повышение эффективности менеджмента среднего и низшего звеньев. Обычно она реализуется в форме «младшего совета директоров». Самоуправляемые команды — рабочие группы, которым предоставлена почти полная автономия в процессе принятия решений и передано большинство операционных решений. Во многих странах работники участвуют в законодательно предусмотренных органах управления (обычно в профсоюзах либо специальных формах соучастия). Наиболее развитая и дифференцированная форма участия существует в Германии. Там действуют три модели. В горнодобывающей и металлургической промышленности в организациях численностью более тысячи человек наблюдательные советы состоят из половины акционеров и половины представителей трудящихся. Вторая модель, действующая везде, кроме горнодобывающей и металлургической промышленности, - для компаний с численностью более двух тысяч человек, также предполагает равное число акционеров и представителей работников в наблюдательном совете. Наконец, в третьей модели — в компаниях с численностью до двух тысяч человек наблюдательный совет включает треть представителей работников. Использование соучастия в управлении в качестве стимулов в России только начинается. В СССР участие в управлении персонала провозглашалось, но практически не реализовалось. Как показывают опросы, у персонала российских предприятий сегодня также нет твердо выраженных стремлений участвовать в управлении и сам персонал не рассматривает соучастие в управлении в качестве значимого стимула для своей профессиональной деятельности. Соучастие через владение акциями — основная и наиболее эффективная форма соучастия работников в управлении. Стимулирование соучастием персонала в управлении в различных странах и в различное время имеет свои особенности. Факторы, влияющие на мотивацию соучастием в управлении: 1. Экономическая конъюнктура, складывающаяся в сегментах рынка, на которые ориентировано предприятие. 2. Ментальность общества и, в частности, ментальность работодателей. 3. Инновационность как стиль организационного и экономического поведения администрации и собственников. 4. Состояние и качество структур управления предприятием. 5. Демократичность, неформальность систем управления предприятием. 6. Ориентация правительства и других властных структур на расширение коллективной собственности. Основные соучастия в управлении в крупных компаниях: 1. Наделение определенной части персонала голосующими акциями. 2. Образование экспертных групп, ориентированных на изучение различных аспектов управления производством, организации и оплаты труда. 3. Участие в квалификационных комиссиях, оценивающих профессиональные свойства персонала, личный производственный опыт, качество рабочих мест. 4. Управленческие практикумы, игры, тренинги. 5. Опросы персонала по различным проблемам управления, организации производства и маркетинга с последующим обсуждением в коллективах различного уровня. 6. Кружки качества, которые на крупных предприятиях объединяют людей в коллективы, а также позволяют почувствовать нужность своему предприятию. 7. Проведение конкурсов на решение специальных производственных и управленческих задач. 8. Организация клубов по профессиональным интересам, в которых обмениваются опытом организации и самоорганизации труда. Отношение к соучастию в управлении персонала стало унифицироваться и приниматься в связи с появлением специального законодательства или в связи со специальными мерами поощрения (стимулирование самих работодателей, а не только нанятого персонала). Наиболее прогрессивное законодательство по участию персонала в управлении действует в странах ЕС. Предусмотренные налоговые льготы вполне сопоставимы с теми возможными потерями, которые может понести работодатель в результате демократизации управления. Самое главное, что предоставляемые налоговые льготы действуют постоянно, независимо от складывающейся рыночной конъюнктуры. Изучение опыта зарубежных фирм, работающих в России, показало, что они избегают переносить собственный опыт участия в управлении персонала в целях оказания стимулирующего воздействия. Согласно результатам опросов руководителей нескольких филиалов зарубежных фирм в России причины нежелания стимулировать персонал соучастием в управлении следующие: 1. Различие деловых культур. 2. Отсутствие мотивации на совместную работу, в частности на технологическое сотрудничество у персонала. 3. Культурные различия, особенно в отношении стабильности и самореализации индивидуальной работы. 4. Недоверие к персоналу вследствие его некомпетентности и поведенческих особенностей. 5. Нежелание делиться властью (авторитарный стиль руководства). 6. Ориентация на собственных друзей и преданных работников. 7. Культурные и ментальные различия. Таким образом, особенности использования участия в управлении персонала в качестве стимулирующего средства следующие: • демократизация управления в целом, в том числе на уровне государства и муниципальных образований, несомненно, положительно влияет на соучастие в управлении персонала организаций. Однако для собственных нужд это используют далеко не все предприятия. Персонал, работодатели и правительственные структуры медленно осваивают значимость, полезность и технологичность участия персонала в управлении; • принятие определенной законодательной базы участия в управлении стимулирует работодателей к практическому решению этого вопроса; • развитие корпоративных отношений и корпоративных структур стимулирует, в свою очередь, соучастие в управлении персонала; • однако использование соучастия в управлении в качестве стимулов улучшения работы персонала начинается только при практически полной демократизации управления, делегировании полномочий производственным коллективам в области организации труда, производства и отношений со смежниками и администрацией. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|