Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА





Цель данного этапа — получение информации о ее недостатках, возможностях совершенствования и целостного формирования, начиная от выработки политики мотивации и стимулирования до определения форм и систем оплаты труда.



Рис. 4.2. Технологическая схема формирования системы мотивации и стимулирования труда персонала организации


Первый шаг данного этапа заключается в проведении монито­ринга рынка труда и позиционировании организации на рынке труда. Рынок труда отличается высокой подвижностью, поэтому современным организациям следует осуществлять его мониторинг с периодичностью один-два раза в год.

Основная задача мониторинга рынка труда - получить статис­тически достоверные данные о средней заработной плате специа­листов по конкретным должностям, уровне и динамике оплаты труда, издержках работодателя на рабочую силу. Эти данные долж­ны учитывать отраслевую и региональную специфику, материаль­ные ожидания соискателей, размеры и структуру социальных па­кетов, предлагаемых организациями-конкурентами. Кроме того, результаты анализа помогают узнать, какие требования предъяв­ляют работодатели к образованию, квалификации и опыту работы соискателей. Также результаты мониторинга позволяют опреде­лить, как отраслям и регионам отследить сезонность и динамику изменения спроса/предложения. Анализ рынка труда решает во­прос внешней сопоставимости аналогичных рабочих мест (долж­ностей).

Рассмотрим этапы проведения мониторинга рынка труда.

Этап 1. Определение цели и задач исследования. От цели и задач зависят периодичность, сроки выполнения работы, необходимый объем выборки, подбор источников и способов сбора информации, требования к степени достоверности результатов, стоимость иссле­дования и т. д.

Этап 2. Определение объема и критериев формирования выбор­ки. Анализ проводится по отдельным должностям или их группам. При формировании выборки рекомендуется пользоваться прави­лом: качество выборки важнее ее количества. Поэтому по возмож­ности в список стоит включать не только данные открытых источ­ников (Интернета и печатных СМИ), но и те сведения, которые дополнительно проверяют с помощью очного и телефонного об­щения, а также электронной почты.

Выбор источников информации определяется тем объемом и структурой данных, которые необходимо получить для полноцен­ного и достоверного анализа (рис. 4.3).

Для небольших организаций для анализа состояния рынка тру­да, как правило, достаточно информации, полученной из государ­ственных и общественных источников, сотрудников других орга­низаций, газет и журналов, профессиональных ассоциаций. Для крупных организаций к приведенному списку добавляют также


Рис. 4.3. Основные источники получения информации по рынку труда

 

несколько (не менее двух) обзоров заработных плат, выполненных специализированными компаниями.

Критерии формирования выборки позволяют включить в нее только те организации, которые представляют непосредственный интерес для организации. Среди основных критериев:

* региональное размещение организаций;

* их отраслевая принадлежность;

• принадлежность капитала и стиль менеджмента (иностран­ная или российская компания);

Основные источники получения информации по рынку труда

• размеры организации (по объему оборота, численности персонала);


• квалификационные требования к работнику (опыт, образо­вание, уровень владения иностранными языками и т.д.) и перечень профессиональных задач в описании должностей. Этап 3. Сбор информации — самый сложный и трудоемкий этап. От него во многом зависит качество обзора заработных плат. Основ­ные способы получения информации представлены на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Основные способы получения информации по рынку труда

 

Особое внимание необходимо уделять тому, какой вид дохода указан в объявлении (общий или только базовая часть — оклад). Особенно это актуально при анализе должностей с высокой долей переменной части в оплате труда (например, менеджеров по про­дажам). Как правило, в вакансиях, опубликованных в открытом доступе, указывается общий месячный доход без учета годового, ежеквартального и прочих бонусов.

Например, работодатель размешает объявление о несуществующей вакан­сии в СМИ и по откликам и в процессе собеседований получает представ­ление об уровне заработных плат.


Если в открытых источниках не указан точный размер заработ­ной платы (часто встречается формулировка «оплата труда обсуж­дается с успешным кандидатом»), необходимо обзвонить работо­дателей в целях уточнения этой информации.

Этап 4. Обработка результатов согласно следующей техноло­гии:

1. Формирование упорядоченного числового ряда. Для начала необходимо обработать числовую информацию. Если в описании указана «вилка* зарплат, для расчетов следует брать ее среднее зна­чение ((нижнее значение + верхнее значение) / 2).

Далее все числовые показатели нужно распределить по возрас­танию, от минимального к максимальному. Например, ряд может выглядеть следующим образом: 550 600 720 730 750.

2. Определение средней арифметической. Этот показатель рас­считывается как сумма всех имеющихся в выборке обработанных зарплатных значений, деленная на количество источников, предо­ставивших данные по конкретной позиции. Например, (550 + 600 + + 720 + 730 + 750) / 5 = 670.

3. Определение медианы. Медиана (Md) — это число, находя­щееся ровно в середине числового ряда. Середина числового ряда определяется как (п + 1) / 2, где п — количество значений в ряду. Например, в ряду 550 600 720 730 750 представлено пять значений. Следовательно, Md- (5 + 1) / 2 = 3, т.е. число 720. Если числовой ряд имеет четное значение, медиана определяется как среднее арифметическое соседних значений в середине.

4. Определение квартилей. Квартиль - это '/4 рассматриваемого ряда. Выделяют три квартиля. Для этого нужно разделить общее количество показателей на четыре части и отметить каждый квар­тиль. Нижний квартиль Q\ отделяет '/4 от начала ряда, верхний квартиль Q3 — 3/4 ряда, средний квартиль Q2 совпадает с медианой (в числовом ряду с нечетным количеством значений он совпадет с нечетным числом).

5. Определение экстримов — крайних значений ряда — миниму­ма и максимума.

Этап 5. Интерпретация результатов. Какие показатели исполь­зовать для анализа, зависит от цели исследования. Наиболее рас­пространены такие показатели, как средняя арифметическая и медиана. Медиану можно рассматривать как более надежное зна­чение, поскольку она уменьшает влияние крайних значений. Если эти два значения примерно одинаковы, значит, рассматриваемый ряд репрезентативен, т.е. данные значения можно принимать в ка­честве средней заработной платы по данной должности. Если ме­диана немногим меньше средней арифметической, то это означает, что большинство представленных организаций (более 50%) платят заработную плату ниже среднего значения, и наоборот. Если меж­ду медианой и средней арифметической есть значительные разли­чия, это может означать, что при сборе информации были допуще­ны неточности. Либо рассматриваемый ряд нерепрезентативен и, для того чтобы исправить ситуацию, следует убрать из числового ряда крайние значения.

Анализ квартилей предлагает получение более конкретной ин­формации. Нижний квартиль свидетельствует о том, что 25% ор­ганизаций выплачивают заработную плату ниже Q1. Верхний квар­тиль говорит о том, что 75% организаций выплачивают заработную плату ниже 03, а 25% - выше этой отметки.

Первый квартиль помогает ответить на вопрос, какая оплата может быть установлена на испытательный срок, второй квартиль (он же медиана) — это средняя заработная плата на рынке труда, третий квартиль ориентирует работодателя на установление кон­курентоспособной заработной платы для привлечения ценных ра­ботников.

Умение применять методики сбора, анализа и интерпретации данных помогает получить надежную информацию о рынке труда. Это позволяет руководству организации принимать взвешенные управленческие решения по оплате труда. Кроме того, результаты мониторинга помогут правильно позиционировать компанию на рынке труда, расставить приоритеты в кадровой политике и под­готовить программу действий по формированию эффективной системы мотивации и стимулирования труда персонала в органи­зации.

На втором шаге мониторинга существующей в организации сис­темы мотивации и стимулирования труда персонала диагностиру­ют используемые в организации методы, формы и элементы моти­вации и стимулирования в целях определения действенности и эффективности системы.

В результате диагностики необходимо оценить, какие элементы системы мотивации и стимулирования существуют и эффективно работают, а какие отсутствуют или не работают. Кроме того, необ­ходимо установить взаимосвязь между всеми элементами системы.

Анализ состояния системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации необходимо проводить в разрезе следу­ющих групп показателей (табл. 4.3).

Таблица 4.3
Группе показателей Показатель
   
1. Связь со стратегией организации 1.1. Стратегия, цель и политика по управлению персонапом, ее связь со стратегией организации
1.2. Стратегия, цель и политика в области мотивации и стимулирования, ее связь со стратегией по управлению персоналом
1.3. Формализованная и регламентированная система мотивации и сти­мулирования, пакет утвержденных нормативных документов
1.4. Утвержденный бюджет на персонап и бюджет средств на оплату труда
1.5. Регулярное проведение анализа расходов на персонап
2. Состояние системы оплаты труда 2.1. Регламентированные и утвержденные принципы и механизм форми­рования системы окладов (тарифной системы)
2.2. Регламентированные и утвержденные принципы и процедура назна­чения и изменения грейда, должности, окладов
2.3. Формализованные рычат регулирования уровня оплаты труда (в целом по предприятию и по отдельным профессиям) с учетом конку­рентоспособности и состояния спросе на рынке труда
2.4. Связь оплаты труда с результатами оценки сотрудников
2.5. Качественное состояние системы надбавок и льгот
2.6. Соотношение между различными частями оплаты труда
2.7. Качество основных нормативных документов по оплате труда
3. Состояние премиальной системы 3.1, Механизм формирования фонда премирования
3.2. Четхая и ясная для сотрудников система оценки результатов труда, служащая базой для начисления переменной части заработной платы
3.3. Необходимое разнообразие видов премирования
3.4. Дифференциация премирования по категориям, структуре премиро­вания по видам премий и частоте выппат
3.5. Категории сотрудников, подлежащих премированию
3.6. Объективные и формализованные критерии переменной части оплаты труда (цели, ключевые показатели эффективности деятельности, квоты и пр.) по категориям сотрудников
Показатели состоянии системы мотивеции и стимулирования труда персонала в организации

 

фодушямв Tt6n 4.3
   
  3.7. Оценочтй пет сотрудшов
  3.8. Шкала пре**уооа<ия
  3.9. Частота вьллат прем«й
  3.10. Основше нормативте документы по системе премировали
4. Состояние системы 4.1. Степень дифференциации действуюицх льптт и компенсаций по категориям персонала
льгот и компенсаций (социального пакета) 4.2. Степень дифференциации системы дополтггв/ъных льгот в зависи­мости от целей: • поощрение длительной работы в кокгавм; • привлечение и удержание высокопрофессиональных сотрудмов; • стимулирование производительности труда; • улучшение физического и финансового благосостояния апрурмов; • создание благоприятного общественного иммия о комимм
  4.3. Формализованные и регламентирование пртщ построения системы дополнительных льгот:
  * всем сотрудникам;
  • в зависимости от результатов аттестации;
  * в зависимости от срока работы в компании;
  * после успешно пройденного испытатв/ъного срока;
  • в зависимости от разряда (грейда) должности;
  • я зависимости от кватфжации сотрудакд;
  • фиксированная или гибкая система льгот
  4.4. Разнообразие социального пакета, включение в него там шит, как:
  • медицинская и другая страховка;
  • оплата питания и проезда до места работы;
  * оплата членства в спортивных клубах;
  • оплата отдыха;
  • оплата жилья;
  • оплата обучения;
  • мобильные средства связи;

   
  * автомобиль с персональным водителем - для руководителей; • кредитование сотрудников, предоставление денежных ссуд
4.5. Формализованные правила распределения дополнительного возна­граждения между конкретными сотрудниками и доведения до них принци­пов такого распределения
5. Система нематери­ального стимули­рования 5.1. Программа признания заслуг сотрудников
5.2. Структура системы нематериального стимупирования по категориям
5.3. Принципы формирования системы нематериального стимулирования
5.4. Программа обучения в качестве льгот и нематериальной мотивации
5.5. Системы управления карьерой сотрудников
5.6. Использование системы оценки персонала
5.7. Оценка корпоративной купьтуры, ее норм и ценностей с точки зрения мотивации и оплаты труда персонала
5.В. Нормативные документы по нематериальному стимулированию

 

Ha третьем шаге этапа мониторинга системы мотивации и сти­мулирования труда проводится диагностика мотивации работни­ков организации в целях исследования мотивационной структуры и удовлетворенности персонала, выявления степени готовности организации и ее сотрудников к изменениям.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.