Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ния размера причиненного ущерба и его возме-





Щения.

Размер ущерба, причиненного работодателю при

утрате и порче имущества, определяется по факти-

ческим потерям, исчисляемым исходя из рыночных

цен, действующих в данной местности на день при-

чинения ущерба, но не ниже стоимости имущества

по данным бухгалтерского учета с учетом степени

износа этого имущества.

В некоторых случаях федеральными законами мо-

жет быть установлен особый порядок определения раз-

мера подлежащего возмещению ущерба, если этот

ущерб причинен хищением, умышленной порчей,

недостачей или утратой отдельных видов имущества

и других ценностей, а также в тех случаях, когда

фактический размер причиненного ущерба превышает

его номинальный размер.

До принятия решения о возмещении ущерба кон-

кретными работниками работодатель обязан провес-

ти проверку для установления размера причиненно-

го ущерба и причин его возникновения. Для прове-

дения такой проверки работодатель имеет право со-

здать комиссию с участием соответствующих специ-

алистов.

Для установления причины возникновения ущер-

ба обязательным является истребование от работни-

ка объяснения в письменной форме.

В процессе проверки работник и его представи-

тель имеют право знакомиться со всеми материала-

ми проверки и обжаловать их в порядке, установлен-

ном законом.

Возмещение ущерба может производиться как в

добровольном, так и в принудительном порядке.

Добровольное возмещение ущерба возможно в де-

нежной либо в натуральной форме. В денежной фор-

ме работник добровольно возмещает ущерб полнос-

тью или частично в пределах размера того вида мате-

риальной ответственности, которая может быть на

него возложена по закону. При этом по соглашению

работодателя и работника допускается возмещение

ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работ-

ник представляет работодателю письменное обязатель-

ство о добровольном возмещении ущерба с указани-

ем конкретных сроков платежей. В натуральной фор-

ме возмещение ущерба возможно с согласия работо-

дателя путем передачи ему работником имущества,

равноценного утраченному, или исправления повреж-

денного имущества.

При отказе работника добровольно возместить при-

чиненный ущерб, взыскание производится в прину-

дительном порядке в денежной форме. Возможны

два способа принудительного взыскания: судебный и

внесудебный.

Внесудебный порядок взыскания состоит в том, что

сумма ущерба взыскивается по распоряжению работо-

дателя путем удержания из заработной платы работ-

ника. При этом общий размер удержаний при каждой

выплате заработной платы не может превышать 20%.

Взыскание суммы причиненного ущерба по распоря-

жению работодателя возможно лишь в том случае, если

взыскиваемая сумма не превышает среднего месячно-

го заработка. Распоряжение о взыскании ущерба мо-

жет быть сделано работодателем (по общему правилу)

не позднее одного месяца со дня окончательного уста-

новления размера причиненного ущерба.

Во всех остальных случаях, т. е. когда месячный

срок истек, а распоряжение сделано не было, или

сумма ущерба, подлежащая взысканию с работника,

превышает его средний месячный заработок, а работ-

ник не согласен добровольно возместить ущерб, взыс-

кание производится в судебном порядке.

В свою очередь работник в случае несоблюдения

работодателем установленного законом порядка взыс-

кания ущерба имеет право обжаловать действия ра-

ботодателя в суде.

Глава 1 2

ТРУДОВЫЕ СПОРЫ

Трудовой кодекс РФ не содержит общих положе-

ний о трудовых спорах. Нет в нем и определения тру-

дового спора вообще. Из двух глав ТК РФ, посвящен-

ных трудовым спорам, в одной идет речь об индиви-

дуальных трудовых спорах, а в другой — о коллек-

тивных трудовых спорах. Различия между ними

таковы, что делают целесообразным рассмотрение

каждого из этих видов трудовых споров по отдельно-

сти. Так мы и поступим в данной главе учебника.

12.1. Индивидуальные трудовые споры

Согласно ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудо-

вой спор — это неурегулированные разногласия меж-

ду работодателем и работником по вопросам приме-

нения законов и иных нормативных правовых ак-

тов, содержащих нормы трудового права, коллектив-

ного договора, соглашения, трудового договора (в том

числе об установлении или изменении индивидуаль-

ных условий труда), о которых заявлено в орган по

рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с данной статьей индивидуальным

трудовым спором признается также спор между ра-

ботодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых

отношениях с этим работодателем, а также лицом,

изъявившим желание заключить трудовой договор с

работодателем, в случае отказа работодателя от зак-

лючения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются:

— комиссиями по трудовым спорам (КТС);

— мировыми судьями, являющимися судьями

субъектов РФ;

— федеральными судами общей юрисдикции.

12.1.1. Рассмотрение индивидуальных

трудовых споров в КТС

По общему правилу сторона трудового договора,

считающая свое право нарушенным, сначала обра-

щается с заявлением в КТС и после рассмотрения

спора последней, при несогласии с ее решением или

в том случае, если спор по каким-либо причинам ею

не рассмотрен, обращается к мировому судье (или в

суд, если в соответствующем регионе нет мировых

судей). Из этого правила существует, однако, ряд

исключений.

Во-первых, не во всех организациях существуют

КТС. Во-вторых, работник всегда вправе обратиться

непосредственно к мировому судье (в суд), минуя КТС.

В-третьих, некоторые категории индивидуальных тру-

довых споров составляют исключительную компетен-

цию судебных органов и не могут рассматриваться в

КТС (об этих спорах будет сказано ниже).

Порядок создания комиссий по трудовым спорам,

их компетенция, процедура разрешения споров, сро-

ки и порядок исполнения вынесенного решения де-

тально урегулированы законодательством.

Комиссии по трудовым спорам образуются по ини-

циативе работников и (или) работодателя из равного

числа представителей работников и работодателя.

Представители работников в комиссию по трудовым

спорам избираются общим собранием (конференци-

ей) работников организации или делегируются пред-

ставительным органом работников с последующим

утверждением на общем собрании (конференции) ра-

ботников организации.

Представители работодателя назначаются в комис-

сию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комис-

сии по трудовым спорам могут быть образованы так-

же в структурных подразделениях организации. Эти

комиссии образуются и действуют на тех же основа-

ниях, что и комиссии по трудовым спорам организа-

ции. В комиссиях по трудовым спорам структурных

подразделений организаций могут рассматриваться

индивидуальные трудовые споры в пределах полно-

мочий этих подразделений.

Организационно-техническое обеспечение деятель-

ности КТС закон возлагает на работодателя.

В созданной комиссии из ее состава избираются

председатель и секретарь, причем желательно, чтобы

эти должности были представлены обеими сторона-

ми, т. е. если председатель КТС — представитель ра-

ботодателя, то секретарь — лицо, уполномоченное от

трудового коллектива, или наоборот.

Заявление о рассмотрении трудового спора может

быть подано работником в комиссию в трехмесячный

срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о

нарушении своего права. Но этот срок в случае его

пропуска по уважительным причинам не исключает

возможности рассмотрения дела. Он — восстанавли-

ваемый, т. е. заявление работника может быть при-

нято к рассмотрению и в этом случае, если причины

пропуска будут признаны уважительными. Поданное

заявление подлежит обязательной регистрации КТС.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть

индивидуальный трудовой спор в течение десяти ка-

лендарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, по-

давшего заявление, или уполномоченного им предста-

вителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника

или его представителя допускается лишь по его пись-

менному заявлению. В случае неявки работника или

его представителя на заседание указанной комиссии

рассмотрение трудового спора откладывается. В слу-

чае вторичной неявки работника или его представите-

ля без уважительных причин комиссия может вынес-

ти решение о снятии вопроса с рассмотрения. Но даже

такое решение КТС не лишает работника права вновь

обратиться за урегулированием спора в этот орган в

пределах общеустановленного трехмесячного срока.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызы-

вать на заседание свидетелей, приглашать специали-

стов. По требованию комиссии руководитель органи-

зации обязан в установленный срок представлять ей

необходимые документы.

Заседание КТС считается правомочным, если на

нем присутствует не менее половины членов, пред-

ставляющих работников, и не менее половины чле-

нов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ве-

дется протокол, который подписывается председате-

лем комиссии или его заместителем и заверяется пе-

чатью комиссии.

Решение принимается комиссией тайным голосо-

ванием простым большинством голосов присутству-

ющих на заседании членов КТС. В этом решении ука-

зываются:

— наименование организации-работодателя;

— фамилия, имя, отчество заявителя, его долж-

ность, профессия или специальность;

— существо спора, дата обращения в КТС и дата

рассмотрения спора;

— фамилия, имя, отчество членов комиссии и дру-

гих лиц, присутствовавших на заседании;

— существо решения;

— нормативно-правовое обоснование принятого ре-

шения со ссылкой на соответствующий закон или

иной нормативный правовой акт;

— результаты голосования.

Надлежаще заверенные копии решения КТС вы-

даются спорящим сторонам в течение трех дней со

дня принятия решения. Решение КТС должно быть

исполнено в течение трех дней — по истечении деся-

ти дней, предусмотренных законом на его обжалова-

ние. Решение КТС по своей юридической силе при-

равнивается к судебному решению. Это означает, что

в случае неисполнения решения КТС в установлен-

ный срок заинтересованное лицо вправе в течение трех

месяцев обратиться в службу судебных приставов,

которая обязана привести решение КТС в исполне-

ние в принудительном порядке.

12.1.2. Рассмотрение индивидуальных

трудовых споров в судебных органах

Судебные органы (мировые судьи, суды) рассмат-

ривают индивидуальные трудовые споры по заявле-

ниям работника, работодателя или профессионально-

го союза, защищающего интересы работника, когда

они не согласны с решением комиссии по трудовым

спорам либо когда работник обращается в суд, ми-

нуя комиссию по трудовым спорам, а также по заяв-

лению прокурора, если решение комиссии по трудо-

вым спорам не соответствует законам или иным нор-

мативным правовым актам.

Кроме того, непосредственно в судебных органах

рассматриваются индивидуальные трудовые споры,

составляющие их исключительную компетенцию,

т. е. трудовые споры, которые не могут рассматри-

ваться в КТС. К ним относятся индивидуальные тру-

довые споры по заявлениям:

— работника — о восстановлении на работе неза-

висимо от оснований прекращения трудового догово-

ра, об изменении даты и формулировки причины

увольнения, о переводе на другую работу, об оплате

за время вынужденного прогула либо о выплате раз-

ницы в заработной плате за время выполнения ни-

жеоплачиваемой работы;

— работодателя — о возмещении работником вре-

да, причиненного организации, если иное не предус-

мотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также

индивидуальные трудовые споры:

— об отказе в приеме на работу;

— лиц, работающих по трудовому договору у ра-

ботодателей — физических лиц;

— лиц, считающих, что они подверглись дискри-

минации.

Компетенция (подсудность) между мировыми су-

дьями и судами разграничивается следующим об-

разом.

Мировые судьи рассматривают любые дела, воз-

никающие из трудовых отношений (в том числе по

жалобам на решения КТС), за исключением дел о

восстановлении на работе.

Районные суды рассматривают в первой инстанции:

— дела о восстановлении на работе;

— дела об отказе в приеме на работу (поскольку

при отказе в приеме на работу трудовые отношения

между сторонами еще не установились, эти споры не

подсудны мировым судьям);

— дела, относящиеся к компетенции мировых су-

дей, если в том или ином субъекте РФ мировые су-

дьи еще не назначены (не избраны) на должность.

Кроме того, районные суды рассматривают апелля-

ционные жалобы на решения мировых судей (т. е. дей-

ствуют по отношению к последним как судебные орга-

ны второй инстанции) и могут отменять, изменять их

решения или выносить новые решения по делу. В свою

очередь решения районных судов могут быть обжало-

ваны в вышестоящий федеральный суд общей юрис-

дикции (Верховный суд республики в составе РФ, кра-

евой, областной и т. п.).

Трудовые споры рассматриваются в судебных орга-

нах по общим правилам гражданского судопроизвод-

ства, т. е. порядок их разрешения регламентируется

в основном нормами гражданского процессуального

права, но с определенными особенностями, предус-

мотренными ТК РФ. Эти особенности состоят в сле-

дующем.

1. Работники, обращающиеся в суд (к мировым

судьям) по делам, вытекающим из трудовых право-

отношений, освобождаются от судебных расходов

(в том числе от госпошлины) независимо от резуль-

татов рассмотрения дела, тогда как по всем осталь-

ным делам такие расходы возлагаются на ту сторо-

ну, против которой вынесено решение.

2. Судебное решение о восстановлении на работе

при признании судом (мировым судьей) увольнения

или перевода работника незаконным подлежит не-

медленному исполнению, а если оно не исполняется,

то суд или мировой судья выносит определение о

выплате такому работнику среднего заработка за все

время задержки исполнения решения. Если же ра-

ботник, не дождавшись исполнения судебного реше-

ния, устроился на другую, нижеоплачиваемую рабо-

ту, то суд (мировой судья) выносит определение о

взыскании в его пользу разницы в зарплате по пре-

жнему и новому месту работы за этот же период.

3. Не допускается обратное взыскание денежных

сумм, выплаченных работнику на основании реше-

ния суда (мирового судьи), даже если впоследствии

это решение будет отменено как незаконное.

Данное правило связано с тем, что выплачивае-

мые работнику денежные средства, как правило, рас-

ходуются им на повседневные нужды, и к моменту

отмены судебного решения их у работника чаще все-

го уже нет. Единственным исключением из рассмат-

риваемого правила является случай, когда установ-

лено, что вынесенное решение было основано на со-

общенных работником суду ложных сведениях или

представленных им подложных документах. В этом

случае с недобросовестного работника взыскиваются

неправильно выплаченные ему средства.

В остальном процедура разрешения трудовых спо-

ров в судах определяется нормами гражданского про-

цесса.

12.2. Коллективные трудовые споры

Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой

спор — это неурегулированные разногласия между ра-

ботниками (их представителями) и работодателями (их

представителями) по поводу установления и измене-

ния условий труда (включая заработную плату), зак-

лючения, изменения и выполнения коллективных до-

говоров, соглашений, а также в связи с отказом рабо-

тодателя учесть мнение выборного представительного

органа работников при принятии актов, содержащих

нормы трудового права в организациях.

К числу органов по урегулированию коллектив-

ных трудовых споров относятся:

Служба по урегулированию коллективных

трудовых споров;

примирительные комиссии;

посредники;

трудовой арбитраж.

Все эти органы, за исключением Службы по уре-

гулированию коллективных трудовых споров, явля-

ются временно действующими, т. е. создаются для

урегулирования конкретного трудового спора, в от-

личие, например, от КТС, которая может действо-

вать длительное время и принимать к своему рас-

смотрению периодически поступающие от работни-

ков заявления.

Служба по урегулированию коллективных тру-

довых споров — это система государственных органов

(подразделений), формируемых в составе федерально-

го органа исполнительной власти по труду, соответ-

ствующих органов исполнительной власти субъектов

РФ и органов местного самоуправления, предназна-

ченная для содействия в разрешении коллективных

трудовых споров путем организации примирительных

процедур и участия в них (ст. 407 ТК РФ). В соответ-

ствии с трудовым законодательством, Служба по уре-

гулированию коллективных трудовых споров:

— осуществляет уведомительную регистрацию кол-

лективных трудовых споров;

— проверяет в случае необходимости полномо-

чия представителей сторон коллективного трудово-

го спора;

— формирует список трудовых арбитров;

— проводит подготовку трудовых арбитров, спе-

циализирующихся в разрешении коллективных тру-

довых споров;

— выявляет и обобщает причины и условия воз-

никновения коллективных трудовых споров, подго-

тавливает предложения по их устранению;

— оказывает методическую помощь сторонам кол-

лективного трудового спора на всех этапах разреше-

ния этих споров;

— организует в установленном порядке финанси-

рование примирительных процедур;

— организует работу по урегулированию коллек-

тивных трудовых споров во взаимодействии с пред-

ставителями работников и работодателей, органами

государственной власти и органами местного самоуп-

равления.

Работники Службы по урегулированию коллектив-

ных трудовых споров пользуются правом беспрепят-

ственного при предъявлении удостоверения установ-

ленного образца посещения организации (филиала,

представительства, иного обособленного структурно-

го подразделения) в целях урегулирования коллек-

тивных трудовых споров, выявления и устранения

причин, порождающих эти споры.

Службу по урегулированию рсоллективных тру-

довых споров можно охарактеризовать в качестве

своеобразного куратора этой сферы трудовых отно-

шений, который, с одной стороны, непосредственно

не участвует в урегулировании спора, но, с другой —

имеет возможность оказывать серьезное влияние на

его исход.

Моментом начала коллективного трудового спора

считается:

на уровне организации — день письменного сооб-

щения решения работодателя (его представителя) об

отклонении всех или части требований работников

(их представителей) по истечении трех рабочих дней

со дня получения требований работников своего ре-

шения, а также дата составления протокола разно-

гласий в ходе коллективных переговоров;

на уровне выше организации — день письменно-

го сообщения решения представителей работодателей

(объединения работодателей) об отклонениях всех или

части требований профессиональных союзов (их объе-

динений) или несообщение представителями работо-

дателей (объединений работодателей) по истечении

одного месяца со дня получения решения, а также

дата составления протокола разногласий в ходе кол-

лективных переговоров по заключению или измене-

нию соглашения.

Право на выдвижение требований, составляющих

предмет разногласий, предоставлено коллективам ра-

ботников организации и ее обособленных подразде-

лений, а также их представителям. Эти требования

должны быть утверждены на общем собрании (кон-

ференции) работников и изложены в письменной

форме.

Работодатель обязан принять требования работни-

ков к своему рассмотрению и в течение трех дней

определиться в своем решении по ним. Такие требо-

вания могут направляться и профессиональными со-

юзами и адресоваться не непосредственно работода-

телю, а представителям работодателей или их объе-

динений (это делается, как правило, для выражения

консолидированного мнения большого числа работ-

ников различных организаций, относящихся к ка-

кой-либо одной отрасли). В таком случае соответству-

ющий представитель обязан сообщить о принятом

решении профсоюзному органу в течение одного ме-

сяца.

Лишь тогда, когда требования работников или их

представителей отклоняются в полном объеме или ча-

стично, для урегулирования разногласий могут быть

использованы примирительные процедуры, и только

с этого момента считается, что возник коллективный

трудовой спор.

12.2.1. Примирительные процедуры

Примирительные процедуры — это рассмотрение

коллективного трудового спора между работниками

и работодателем в целях его разрешения:

1) примирительной комиссией;

2) с участием посредника;

3) трудовым арбитражем.

Примирительная комиссия формируется из пред-

ставителей сторон коллективного трудового спора на

равноправной основе.

В зависимости от масштаба коллективного трудо-

вого спора и сложности выдвигаемых требований Б

состав примирительной комиссии могут входить от

2 до 5 представителей от каждой стороны, знающих

проблему и владеющих искусством ведения перего-

воров.

Решение сторон об образовании примирительной

комиссии после согласования ее количественного со-

става оформляется соответствующим приказом (рас-

поряжением) работодателя и решением представите-

ля работников либо протоколом совместного реше-

ния сторон.

Коллективный трудовой спор должен быть рас-

смотрен примирительной комиссией в срок до пяти

рабочих дней с момента издания приказа (распоря-

жения) о ее создании. Указанный срок может быть

продлен при взаимном согласии сторон. Данное ре-

шение оформляется протоколом.

Регламент работы примирительной комиссии ус-

танавливается самой комиссией.

Решение примирительной комиссии принимается

по соглашению сторон и оформляется протоколом.

В протоколе, который для сторон коллективного

трудового спора имеет обязательную силу, фиксиру-

ются конкретные договоренности и указывается, что

спор считается урегулированным.

Если при рассмотрении коллективного трудового

спора примирительной комиссией соглашение достиг-

нуто лишь по некоторым вопросам или не достигну-

то вовсе, составляется протокол разногласий, в кото-

ром должны быть отражены дальнейшие намерения

одной из сторон (например, приглашение посредни-

ка или создание трудового арбитража).

Представители сторон вправе в любое время обра-

титься в Службу по урегулированию коллективных

трудовых споров для уведомительной регистрации

спора. Это право может быть использовано, когда одна

из сторон коллективного трудового спора нуждается

в методической помощи, разъяснении действующего

законодательства или имеет сомнения по поводу пра-

вомочий другой стороны.

Главная функция посредника — оказание помо-

щи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения

по урегулированию коллективного трудового спора

на основе конструктивного диалога.

8. А. И. Тыщенко 2 2 5

Посредник для рассмотрения коллективного тру-

дового спора приглашается по согласованию сторон в

течение трех рабочих дней после составления прими-

рительной комиссией протокола разногласий.

Посредником может быть любой независимый спе-

циалист, приглашаемый сторонами как самостоятель-

но, так и по рекомендации Службы по урегулирова-

нию коллективных трудовых споров.

Порядок рассмотрения коллективного трудового

спора с участием посредника определяется соглаше-

нием сторон с участием посредника.

Вопросы организационного обеспечения рассмот-

рения коллективного трудового спора решаются сто-

ронами.

Рассмотрение коллективного трудового спора с уча-

стием посредника осуществляется в срок до семи ра-

бочих дней со дня приглашения посредника.

Согласованное решение представителей сторон и

посредника оформляется протоколом совместного за-

седания представителей сторон коллективного тру-

дового спора и посредника. В протоколе фиксируют-

ся конкретные договоренности и указывается, что спор

считается урегулированным.

Если соглашение достигнуто лишь по некоторым

вопросам или не достигнуто вовсе, составляется про-

токол разногласий в котором должны быть отраже-

ны дальнейшие намерения одной из сторон (напри-

мер, создание трудового арбитража).

Трудовой арбитраж — это также временный

орган, образуемый самими сторонами конфликта,

но с обязательным участием Службы по урегулиро-

ванию коллективных трудовых споров. Трудовой

арбитраж создается в составе трех арбитров, изби-

раемых сторонами спора по рекомендации указан-

ной службы. При этом стороны дают письменное

обязательство выполнять принятое арбитрами ре-

шение.

Процедура рассмотрения коллективного трудово-

го спора трудовым арбитражем (регламент его рабо-

ты) определяется сторонами и Службой при созда-

нии трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора

трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

— изучение документов и материалов, представ-

ленных сторонами;

— заслушивание представителей сторон;

— заслушивание экспертов, если в этом есть не-

обходимость;

— разработка рекомендаций по существу коллек-

тивного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража составляют-

ся в письменной форме с учетом всех обстоятельств

дела в соответствии с действующим законодательством

Российской Федерации, подписываются трудовыми

арбитрами и передаются сторонам.

Для реализации возложенных на него задач тру-

довой арбитраж наделяется соответствующими пол-

номочиями.

Трудовые арбитры имеют право:

— запрашивать и получать от сторон необходи-

мые документы и сведения по существу коллектив-

ного трудового спора;

— заслушивать объяснения и обращения сторон

коллективного трудового спора;

— приглашать на заседания специалистов, ком-

петентных в вопросах рассматриваемого коллектив-

ного трудового спора;

— требовать от представителей сторон доведения

решений трудового арбитража до сведения трудового

коллектива;

— предлагать возможные варианты разрешения

коллективного трудового спора;

— информировать в случае необходимости соответ-

ствующие органы исполнительной власти и органы ме-

стного самоуправления о возможных социальных по-

следствиях коллективного трудового спора.

12.2.2. Осуществление права на забастовку

Если примирительные процедуры не привели к

разрешению коллективного трудового спора либо ра-

ботодатель уклоняется от примирительных процедур,

не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разре-

шения коллективного трудового спора, то работники

или их представители вправе приступить к органи-

зации забастовки.

Забастовка — временный добровольный отказ ра-

ботников от исполнения трудовых обязанностей (пол-

ностью или частично) в целях разрешения коллек-

тивного трудового спора. Право работников на забас-

товку признается как способ разрешения коллектив-

ного трудового спора Конституцией Российской Фе-

дерации и Трудовым кодексом РФ. Однако забастов-

ка — весьма радикальное средство борьбы работни-

ков за свои права, и закон в связи с этим регулирует

условия, при которых использование забастовки как

способа разрешения возникшего трудового конфлик-

та является правомерным.

Решение об объявлении забастовки принимается

собранием (конференцией) работников организации

(филиала, представительства, иного обособленного

структурного подразделения) по предложению пред-

ставительного органа работников, ранее уполномочен-

ного работниками на разрешение коллективного тру-

дового спора. Решение об объявлении забастовки,

принятое профессиональным союзом (объединением

профессиональных союзов), утверждается для каж-

дой организации собранием (конференцией) работни-

ков данной организации.

Собрание (конференция) работников считается пра-

вомочным, если на нем присутствует не менее двух

третей от общего числа работников (делегатов конфе-

ренции).

Работодатель обязан предоставить помещение и со-

здать необходимые условия для проведения собрания

(конференции) работников и не имеет права препят-

ствовать его проведению.

Решение считается принятым, если за него прого-

лосовало не менее половины работников, присутству-

ющих на собрании (конференции). При невозможно-

сти проведения собрания (созыва конференции) ра-

ботников представительный орган работников имеет

право утвердить свое решение, собрав подписи более

половины работников в поддержку проведения заба-

стовки.

О начале предстоящей забастовки работодатель

должен быть предупрежден в письменной форме не

позднее чем за десять календарных дней.

В решении об объявлении забастовки указыва-

ются:

— перечень разногласий сторон коллективного тру-

дового спора, являющихся основанием для объявле-

ния и проведения забастовки;

— дата и время начала забастовки, ее предпола-

гаемая продолжительность и предполагаемое коли-

чество участников;

— наименование органа, возглавляющего забас-

товку, состав представителей работников, уполномо-

ченных на участие в примирительных процедурах;

— предложения по минимуму необходимых ра-

бот (услуг), выполняемому в организации, филиале,

представительстве, ином обособленном структурном

подразделении в период проведения забастовки.

Работодатель предупреждает о предстоящей заба-

стовке Службу по урегулированию коллективных тру-

довых споров.

Забастовку возглавляет представительный орган

работников.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право

созывать собрания (конференции) работников, полу-

чать от работодателя информацию по вопросам, зат-

рагивающим интересы работников, привлекать спе-

циалистов для подготовки заключений по спорным

вопросам.

Орган, возглавляющий забастовку, имеет право

приостановить забастовку. Для возобновления забас-

товки не требуется повторного рассмотрения спора

примирительной комиссией или в трудовом арбитра-

же. Работодатель и Служба по урегулированию кол-

лективных трудовых споров должны быть предуп-

реждены о возобновлении забастовки не позднее чем

за три рабочих дня.

Работники ничем не ограничены в выборе пред-

ставительного органа, который будет руководить за-

бастовкой.

Если забастовка объявлена профессиональным со-

юзом, то возглавлять ее будет соответствующий орган

профсоюза согласно его уставу.

Если забастовка была от имени работников объяв-

лена иными представителями, избираемыми работ-

никами, то эти представители и возглавляют забас-

товку, и будь этот орган назван советом трудового

коллектива, рабочим советом, стачечным комите-

том — любой из этих органов будет пользоваться все-

ми правами, предусмотренными ТК РФ для органа

возглавляющего забастовку.

Следует подчеркнуть, что объявление забастовки

отнюдь не означает окончание переговоров между сто-

ронами. Наоборот, в период проведения забастовки,

закон обязывает стороны коллективного трудового

спора продолжить разрешение этого спора путем про-

ведения примирительных процедур.

Кроме того, работодатель, органы исполнительной

власти, органы местного самоуправления и орган, воз-

главляющий забастовку, обязаны принять все зави-

сящие от них меры по обеспечению в период забас-

товки общественного порядка, сохранности имуще-

ства организации работников, а также работы машин

и оборудования, остановка которых представляет не-

посредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Раздел III

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Глава 13

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

И АДМИНИСТРАТИВНАЯ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

13.1. Понятие административного

права. Его предмет и метод

Каждая отрасль права характеризуется прежде все-

го своим предметом, т. е. теми общественными от-

ношениями, которые она регулирует. Администра-

тивное право регулирует особый вид общественных

отношений — отношения, складывающиеся в процес-

се осуществления государственного управления.

Любая социальная система нуждается в управле-

нии, т. е. в деятельности определенных субъектов по

руководству элементами этой системы. Управляющие

оказывают упорядочивающее воздействие на людей,

обеспечивая согласованность их действий, оберегая

общество от нежелательного поведения управляемых.

Когда такую деятельность осуществляет государство,

ее называют государственным управлением.

В принципе, государственным управлением в той

или иной мере занимаются все государственные орга-

ны (например, парламент процессе издания законов,

суды в процессе разрешения споров). Однако суще-

ствует более узкое понимание государственного уп-

равления как деятельности исполнительно-распо-

рядительного характера, т. е. работы по непосред-

ственной реализации законов и управлению граж-

данами и организациями во исполнение данных за-

конов. Такой деятельностью занимается лишь одна

ветвь власти — исполнительная власть, и осуще-

ствление этой деятельности составляет ее основную

функцию.

В процессе исполнительно-распорядительной дея-

тельности государственных органнов различного уров-







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.