|
ПОНЯТИР О СИСТЕМГ КОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИСтр 1 из 58Следующая ⇒ На железных дорогах СССР создастся автоматизированная система управления (ЛСУЖ.Т), которая предназначена для решения задач планирования и управления эксплуатационной деятельностью, а также для сбора и обработки статистической информации. Эта система включает сеть вычислительных центров (ВЦ) на железных дорогах и в ряде узлов, а также вычислительный центр МПС, соединенные между собой каналами связи. В ближайшие годы АСУЖТ должна обеспечить решение с помощью ЭВМ до 150 отдельных задач управления. Для автоматизации учета и обработки информации на железных дорогах СССР применяются системы кодирования нумерации поездов и вагонов грузового парка, станций и раздельных пунктов, единой тарифно-статистической номенклатуры грузов, отправителей и получателей грузов. Эти системы основаны на кодировании цифровым десятичным кодом. Каждому поезду присваивается индекс, состоящий из 10 цифр, причем первые четыре цифры обозначают станцию формирования; следующие две цифры обозначают порядковый номер состава, отправляемого станцией (этот номер для крупных станций может устанавливаться по направлениям движения поездов), и последние четыре цифры — станцию назначения поезда. Этот индекс вписывается в натурный лист. Семизначная нумерация вагонов позволяет объединить неповторяющийся инвентарный номер данного вагона и его технические признаки. Семь цифр номера вагона подразделены на пять групп. Первой цифрой кодируется род вагона, второй — число осей. Одновременно вторая и третья цифры номера характеризуют основные особенности вагона. Четвертая, пятая и шестая цифры информации о технических данных вагона не содержат, а вместе с другими 12 цифрами составляют инвентарный номер вагона. Седьмой цифрой отмечено наличие или отсутствие сквозной тормозной площадки и ручного тормоза. Первая цифра 2 — означает крытый вагон, 4 — платформу, 6 — полувагон, 7-—цистерну, 8 — изотермический и 9 — прочие типы вагонов. Вторые цифры — 0,1 означают двухосные, 2—7— четырехосные, 8 — шестиосные и 9 — восьмиосные вагоны; кроме того, эти цифры содержат информацию об объеме кузова крытых вагонов, длине рамы платформ; роде кузова и типе люков полувагонов, роде груза для цистерн (нефтебензиновые, для химических грузов и т. д.), типе изотермических и прочих вагонов. Третьи цифры дают дополнительную информацию об оборудовании крытых вагонов несъемными хлебными щитами; полувагонов — о конструкции (с глухим полом или с люками в полу, с деревянным или металлическим кузовом); цистерн — о более детальной специализации отдельных типов (спиртовые, молочные, для вязких грузов, кислот и т. д.); изотермических — о типах рефрижераторных поездов и секций. Более подробно характеризуются также прочие вагоны (осность транспортеров и т. д.). Так, например, номер вагона № 2686436 включает следующую характеристику (в порядке расположения цифр): 2 — крытый, 6 — четырехосный с объемом кузова 120 м3 и более, 8 — с несъемными хлебными щитами или самоуплотняющимися дверями, 643 — не содержит технической информации и последняя цифра 6-—без ручного тормоза. Кодирование станций, раздельных, остановочных и других пунктов предусматривает обозначение каждой станции числом, состоящим из 5 десятичных знаков. Это кодирование охватывает все пункты как выполняющие, так и не выполняющие грузовые операции, причем станции, открытые для выполнения грузовых операций, имеют пятый знак (с правой стороны) —0. При кодировании поездов в натурном листе и при разработке плана формирования применяется четырехзначная система единой сетевой разметки; по -лой системе железные дороги разделены на 98 сетевых районов с присвоением им номеров от 01 до 98. В каждый сетевой район нключена одна опорная, как правило, крупная сортировочная или участковая станция и не более 99 других станций, открытых для выполнения груювых операций. Четырехзначный шифр состоит из номера сетевого района и порядкового номера станции в данном районе. Опорной сортировочной станции в сетевом районе присвоен номер 00, а другим станциям — номера от 01 до 99. В каждом сетевом районе оставлены резервные номера на случай открытия новых станций. Сетевые районы сгруппированы по дорогам. Каждый район входит в состав только одной дороги. Нумерация возрастает от западных к восточным районам сети. Например, в состав Октябрьской дороги входят сетевые районы 01—08, в состав Прибалтийской— 09—13, Дальневосточной — 96, 97 и 98. При оформлении перевозок шифр станции назначения заносится для повагонных отправок в накладную и дорожную ведомость, а для сборных вагонов и контейнеров — в вагонный лист. (3 Код наименования груза — пятизначный: первые две цифры — группа груза, третья — позиция по тарифному руководству № 1, а две последние — непосредственно наименование груза. Код грузополучателя— четырехзначный. Станциям общего пользования, грузовым и техническим пунктам, расположенным на станциях, выделены номера от 0001 до 0099; организациям СССР, участвующим в экспорте и импорте грузов, от 0101 до 0999. Код отправителя и получателя личных вещей—1000, а крупных получателей от 1001 до 9999; при этом, например, заводы имеют коды от 2501 до 2800, колхозы —от 3501 до 3800 и т. д. 1.5 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТЫ Для планирования, учета и оперативного контроля за текущей эксплуатационной деятельностью железных дорог применяются показатели перевозок, работы и использования подвижного состава и других технических средств, которые могут быть подразделены на две группы: количественные и качественные. К количественным показателям относятся: объем перевозок пассажиров и грузов и соответственно выполненная при этом работа в пассажиро-километрах и тонно-километрах. Работа вагонного парка характеризуется количеством погруженных, выгруженных, принятых и сданных вагонов, вагоио-кплометрами пробега и вагоно-часами; аналогичные показатели характеризуют работу локомотивов (ло-комошво-километры, локомотиво-часы) и поездную работу (поез-до-кплометры, поездо-часы); работа станций характеризуется вагонооборотом, числом переработанных вагонов, количеством принятых, отправленных, расформированных и сформированных поездов или вагонов. Качественные показатели. Интенсивность использования железных дорог характеризуется показателем грузонапряженность, которая измеряется количеством тонно-километ-роз, приходящихся на один километр эксплуатационной длины сети. Основные показатели использования подвижного состава следующие. Техническая скорость — средняя скорость движения поезда по участку без учета стоянок на промежуточных станциях, а участковая скорость ■— с учетом стоянок на этих станциях. Статическая нагрузка вагона — средний вес груза нетто, приходящийся на один физический1 вагон рабочего парка по отправлению; динамическая нагрузка — среднее количество тонно-километров перевозочной работы, приходящееся на один вагоно-километр пробега вагона. Различают динамическую нагрузку груженого ва- 1 С 1 июля 1976 г. на железнодорожном транспорте введен учет парка грузовых вагонов н их работы в физических единицах вместо учетных 2-осных едн-кшг в настоящее время в парке грузовых вагонов 4-осные вагоны составляют 98,2% физических единиц, 6-, 8-осные—1,3%, двухосные — 0,5%. Планирование и учет погрузки, выгрузки, рабочего парка, производительности вагона, вагоно-килод'отров, статической и динамической нагрузки и состава поезда с указанной даты производятся в физических единицах. гона и вагона рабочего парка (с учетом пробега порожних вагонов). Оборот вагона на сети железных дорог — это среднее время с момента окончания погрузки до момента окончания следующей погрузки; за это время выполняются операции на станциях погрузки и выгрузки вагона, на технических станциях (сортировочных и участковых), а также вагон находится в поездах на участках в груженом и порожнем состоянии. Среднесуточный пробег — среднее расстояние в километрах, которое вагон проходит в сутки за время оборота. Производительность грузового вагона выражается количеством тонно-километров нетто, приходящихся на один вагон рабочего парка в сутки. Производительность локомотива измеряется количеством тон-ко-километров брутто, приходящихся на один локомотив эксплуатируемого парка в сутки, и определяется как в целом по локомотивному парку, так и по видам тяги. Среднесуточный пробег локомотива (электровоза, тепловоза) определяется делением локомотиво-километров пробега за сутки на величину эксплуатируемого парка. Показатели использования подвижного состава применяют для анализа деятельности подразделений железных дорог, определения потребности в подвижном составе, а также экономических результатов работы железнодорожного транспорта: производительности труда и себестоимости перевозок. Улучшение качественных показателей использования подвижного состава способствует повышению производительности труда и снижению себестоимости перевозок. Динамика основных показателей работы железнодорожного транспорта приведена в табл. 1.1. Таблица 1.1 Показатели работы железнодорожного транспорта Показатели 1913' Годы 1940 | 1950 И75
Грузооборот, млрд. ткм... Пассажирооборот, млрд. пассажи- ро-км.................................................... Средняя участковая скорость дви Среднесуточный пробег грузового вагона, км......................................... Среднесуточный пробег локомоти 76,4 30,3 13,6 72,0 119,0 415,1 98,0 20,3 139,9 257,0 602,3 88,0 20,1 146,4 245,0 1430 1504,3 170,8 28,3 227,0 367,2 2099 2494,7 265,4 33,5 255,5 499,5 2574 3236,5 312,5 33,4 248,5 510,0 1 В современных границах страны. Глава 2 УПРАВЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ Управление железнодорожным транспортом в СССР основано на общих для народного хозяйства принципах демократическою централизма, сочетания отраслевого и территориального построения хозяйственных органов, единоначалия при активном участии трудящихся в управлении производством. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства на железнодорожном транспорте осуществлена наиболее высокая степень централизации руководства, что объясняется важным государственным значением железных дорог и необходимостью обеспечить четкое взаимодействие в работе всех звеньев единого железнодорожного конвейера. Высшим государственным органом управления железными дорогами страны является общесоюзное Министерство путей сообщения (МПС), во главе которого стоит министр путей сообщения, являющийся членом Правительства (Совета Министров) СССР. Министерство пугей сообщения, руководствуясь Уставом железных дорог, государственными планами перевозок, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР, организует и направляет работу всех подразделений железнодорожного транспорта па полное обеспечение потребностей населения и народного хозяйства страны в перевозках, повышение качества транспортною обслуживания (срочность, регулярность, безопасность, сохранность, экономичность), а также обеспечение взаимодействия и слаженности в работе с другими видами транспорта (морским, речным, автомобильным, воздушным, трубопроводным). Для решения наиболее важных вопросов работы и развития железнодорожного транспорта при министре путей сообщения работает коллегия, состав которой утверждается Советом Министров СССР. 1Для руководства отдельными отраслями железнодорожного хозяйства в Министерстве путей сообщения имеются главные управления: движения, грузовое, пассажирское, локомотивного хозяйства, электрификации и энергетического хозяйства, вагонного хозяйства, пути, сигнализации и связи, вычислительной техники, материально-технического обеспечения. В состав министерства входят, кроме того: главный ревизор по безопасности движения, главные управления рабочего снабжения, капитального строительства, по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, учебными заведениями, врачебно-санитарное, научно-технический совет и бюро по делам изобретательства, а также управления гражданских сооружений и водоснабжения, финансовое, планово-экономическое, экспертизы проектов и смет, статистического учета и отчетности, труда, заработной платы и техники безопасности, кадров, международных сообщений и некоторые другие управления и от-дельД В связи с передачей в систему Министерства пугей сообще* 16 ния предприятий и объединений промышленного транспорта, в 1978 г. было создано Главное управление промышленного железнодорожного транспорта. ^Министерство путей сообщения разрабатывает и утверждает (или представляет на утверждение Правительства) планы перевозок грузов и пассажиров, планы развития железных дорог, материально-технического снабжения, подготовки и обеспечения кадрами; руководит эксплуатационной деятельностью железных дорог, утверждает технические нормы, план формирования, график движения поездов, различные правила и инструкции. Руководство эксплуатационной деятельностью железных дорог возложено на Главное управление движения, в состав которого входят: оперативно-распорядительные отделы по группам дорог, отделы перевозок наливных грузов, угля, руднометаллургического сырья и черных металлов, Управление по обеспечению породовой погрузки, Управление регулирования и организации работы вагонных парков, отделы: нормирования и анализа эксплуатационной работы, организации работы станций, негабаритных перевозок, ка- питального строительства и пропускной способности, технический отдел, а также отдел организации работы и нормирования локомо- тивов и некоторые другие. Главное управление движения разраба- тывает графики движения и планы формирования поездов, месяч- ные технические нормы эксплуатационной работы железных дорог, а также осуществляет оперативный контроль за эксплуатационном деятельностью железных дорог. Руководство всей деятельностью железнодорожного транспорта Министерство путей сообщения осуществляет через управления железных дорог. Территориально на начало 1978 г. железнодорожная сеть разделена на 28 дорог и 182 отделения. 2.2. УПРАВЛЕНИЕ И ОТДЕЛЕНИЕ ДОРОГИ Дорога — основное хозяйственное подразделение железнодо
Среднеазиатская дороги, в пределах одной республики— Азер ги, причем последняя охватываем и,территорию Молдавскф ССР. В РСФСР расположено 14 жеАознйк_1дорог: Окт5п5|5ьу:кая,|Северная, Московская, Горьковская, Северо-кавказская, Ю'го-,Восточная, Приволжская, Куйбышевская, § Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальневосточная. Большинство железных дорог имеют протяженность 4—6 тыс. км и от 5 до 8—9 отделений в своем составе. Основными задачами Управления дороги являются обеспечение выполнения планов перевозок грузов и пассажиров; руководство движением поездов и выполнением графика, плана формирования и технических норм эксплуатационной работы; организация грузовой и коммерческой работы; содержание в исправном состоянии технических устройств и подвижного состава; разработка и осуществление мер по развитию пропускной и провозной способности железнодорожных участков и станций. ' Для выполнения задач, возложенных на управление дороги, в его составе имеются следующие службы: движения, локомотивного, вагонного хозяйства, пути, сигнализации и связи, грузовая, пассажирская, электрификации и энергетического хозяйства, финансовая, гражданских сооружений, материально-технического обеспечения, врачебно-санитарная; кроме того, имеется аппарат дорожного ревизора по безопасности движения, вычислительный центр, а также отделы: технический, планово-экономический, капитального строительства, статистического учета и отчетности, труда, заработной платы и техники безопасности и другие подразделения. Управление дороги осуществляет руководство всей деятельное!ью низовых подразделений через отделение дороги, а соответствующие отраслевые службы дороги — через отделы отделения. Основное хозяйственное подразделение дороги — отделение. В его состав входят отделы: движения, локомотивного, вагонного, путевого хозяйства, гражданских сооружений, сигнализации и связи, грузовой, пассажирский1, электрификации и энергетического хозяйства, финансовый, материально-технического обеспечения, планово-технико-экономический, статистического учета и отчетности, аппарат ревизора по безопасности движения, машиносчетная станция и другие подразделения. На отделение дороги возлагаются задачи руководства оперативной работой всех низовых хозяйственных подразделений: станций, механизированных дистанций погру-зочно-разгрузочных работ, локомотивных и вагонных депо, дистанций пути, зданий и сооружений, сигнализации и связи, участков энергоснабжения, путевых машинных станций и других. Службы на дорогах и отделы на отделениях подчиняются соответственно начальникам железных дорог и отделений дорог. 2.3. ЗАДАЧИ СЛУЖБ ДВИЖЕНИЯ, ГРУЗОВОЙ И ПАССАЖИРСКОЙ Служба движения дороги имеет в своем составе технический и оперативно-распорядительный отделы. Технический отдел занимается графиком движения, планом формирования, безопасностью 1 При небольшом объеме грузовой и пассажирской работы отделы движения и пассажирский на некоторых отделениях объединены, движения поездов, развитием пропускной и провозной способности дороги, организацией работы станций. Оперативно-распорядительный отдел осуществляет круглосуточный контроль за движением поездов и использованием локомотивов; в этом отделе работают старшие дежурные помощники начальника отдела (ДГП) по направлениям (диспетчерским кругам) и специальный дежурный помощник начальника отдела, ведающий эксплуатацией локомотивов. В отделе движения отделения дороги имеются техническая группа и старший инженер по безопасности движения, подчиненные заместителю начальника отдела по технической работе. Заместитель начальника отдела по оперативной работе осуществляет руководство движением поездов через старшего диспетчера и сменных дежурных по отделению. В диспетчерскую смену входят поездные участковые диспетчеры, каждый из которых руководит движением в пределах определенного диспетчерского круга, локомотивные диспетчеры, а на электрифицированных линиях и энергодиспетчеры. На отделениях большой протяженности для руководства движением организуют диспетчерские подотделы. Основная линейная производственная единица службы движения— станция. Начальник ее подчиняется начальнику отделения дороги. Оперативное руководство работой крупных сортировочных станций осуществляют станционные (маневровые) диспетчеры, несущие сменное дежурство. Служба движения и ее низовые подразделения организуют выполнение плана и заданий Правительства по перевозкам. Технические средства железных дорог — локомотивы, вагоны, путевые и станционные устройства, устройства СЦБ и связи и другие во время эксплуатации находятся в распоряжении службы движения, которая несет ответственность за наиболее эффективное и правильное их использование. Служба движения объединяет и реализует работу всех остальных служб. На службу движения возложены задачи: обеспечение плана перевозок по роду грузов; организация движения поездов и работы станций; руководство выполнением графика движения и плана формирования поездов, технологических процессов работы станций; оперативное руководство эксплуатацией локомотивов (ответственность за техническое состояние локомотивов и за работу локомотивных бригад несет служба локомотивного хозяйства); разработка ежемесячных технических норм работы дороги и оперативных мер для выполнения этих норм; оперативное планирование работы станций и отделений; подбор, обучение и расстановка кадров работников движения, внедрение передовых методов труда; обеспечение исправного состояния хозяйства движения, разработка планов капитального строительства и ремонта станций и узлов. На грузовую службу возложены задачи; составление месячных планов перевозок, изучение экономики районов, тяготеющих к дороге; разработка железнодорожных тарифов; регулирование взаимоотношений дороги с клиентурой и с другими видами транспорта ио п г.сшросам перевозок грузов; организация и механизация погрузоч-ьо-разгрузочных работ; организация перевозок скоропортящихся, ценных, срочных грузов, а также грузов в контейнерах; организация складского и весового хозяйств дороги; обеспечение сохранности перевозимых грузов. В задачи пассажирской службы входит: изучение пассажиропотоков и планирование пассажирских перевозок; разработка совместно со службой движения графика движения пассажирских поездов, оперативное наблюдение и контроль за его выполнением; разработка и осуществление мероприятий по организации пассажирских перевозок; разработка и внедрение технологических процессов работы пассажирских станций, внедрение на этих станциях новой техники; организация массовых пассажирских перевозок (экскурсий, перевозок туристов, учащихся и др.); обеспечение надлежащего состояния и работы вокзалов и других станционных пассажирских помещений; организация работы городских станций, Силетных касс, бюро обслуживания и др.; распределение пассажирского вагонного парка в соответствии с графиком движения; наблюдение за содержанием пассажирского подвижного состава; наблюдение за осуществлением мероприятий по обеспечению безопасности пассажирского движения; организация перевозок багажа и почты. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ РАБОТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ Глава 3 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ НАЗНАЧЕНИЕ СТАНЦИЙ Железнодорожная линия делится на перегоны раздельными пунктами, к числу которых относятся станции, разъезды, обгонные пункты, путевые посты, а также проходные светофоры при автоблокировке. На перегоне в обычных условиях может находиться только один поезд. Разъезды служат для скрещения и обгона поездов на однопутных линиях, а обгонные пункты — для обгона поездов на двухпутных линиях. Станцией называется раздельный пункт, путевое развитие которого позволяет наряду с приемом, отправлением, скрещением и обгоном поездов выполнять также операции по приему и выдаче грузов, обслуживанию пассажиров, а при развитых путевых устройствах — формированию составов и технические операции с поездами. В зависимости от основного назначения и характера работы станции делятся на промежуточные, участковые, сортировочные, грузовые и пассажирские. Промежуточные станции — самый распространенный тип станций. Их устраивают на всех линиях железных дорог. Они выполняют операции по пропуску, скрещению и обгону поездов, посадке и высадке пассажиров, погрузке и выгрузке грузов и багажа, обработке сборных поездов (прицепка и отцепка вагонов). Участковые станции (рис. 3.1) являются пунктами смены локомотивов или поездных бригад. Здесь выполняют технический и коммерческий осмотры и ремонт вагонов в поездах (пассажирских я грузовых), расформировывают сборные и участковые поезда. Сортировочные станции располагают обычно в пунктах соединения нескольких железнодорожных линий (узлах), в местах размещения крупных промышленных предприятий, административных центров, портов или в районах погрузки массовых грузов. На сортировочных станциях формируют главным образом сквозные, следующие на дальние расстояния, а также участковые, сборные, вывозные и передаточные поезда. Кроме того, здесь обрабатывают пг транзитные грузовые поезда (смена локомотивов, бригад, технический осмотр и др.), а также выполняют грузовые и пассажирские операции. Грузовые станции устраивают в крупных промышленных и административных центрах, в пунктах расположения морских и речных портов, в местах массовой погрузки или выгрузки грузов, а также при крупных промышленных предприятиях и строительствах. На этих станциях, кроме операций погрузки и выгрузки, выполняют обработку поступающих составов и формируют отправительские маршруты. Пассажирские станции предназначены для обслуживания пассажирских перевозок. Их сооружают обычно в крупных населенных пунктах с большим транзитным, местным или пригородным пассажирским движением. Участковые и сортировочные станции принято называть техническими. Железнодорожным узлом называют совокупность станций, ветвей и соединительных линий, расположенных в пунктах соединения не менее трех железнодорожных направлений. В зависимости от объема работы станции подразделяют на внеклассные, I, II, III, IV и V классов. Для определения классности введена балльная оценка различных измерителей работы. Так, погрузка или выгрузка на путях станции 5 вагонов в сутки оценивается в 2 балла, переработка (расформирование и формирование) 50 вагонов — 2 балла, сортировка 5 вагонов с мелкими отправками или контейнерами — 2 балла, отправление или пропуск со сменой локомотивов и бригад 10 поездов —1 балл и т. д. Станции, объем работы которых превышает 85 баллов, относят к внеклассным, при объеме работы от 32 до 85 баллов — к I классу, от 14 до 32 баллов — ко II классу, от 4 до 14 баллов — к III классу, от 0г7 до 4 баллов — к IV классу, до 0,7 балла — к V классу. Внеклассными обычно бывают сортировочные и наиболее крупные пассажирские и грузовые станции.
Станции играют большую роль в перевозочном процессе, так как на них выполняется значительная часть операций, связанных с перевозкой грузов и пассажиров. От четкой и бесперебойной работы станций в большой мере зависят обеспечение государственного плана перевозок пассажиров и грузов, ускорение оборота вагонов и ло- комотивов, снижение себестоимости перевозок и безопасность движения поездов. На станциях сосредоточены важнейшие технические средства и сооружения железных дорог: пассажирские устройства (вокзалы, перронные пути), грузовые устройства (склады, навалочные и контейнерные площадки, сортировочные и перегрузочные платформы и т. п.), локомотивные и вагонные депо, топливные склады и др. На станциях имеются пути и парки1 для приема и обработки поездов, специальные устройства (вытяжные пути, горки) для расформирования составов. Путевое развитие станций зависит от их назначения и объема работы: промежуточные станции имеют четыре—• шесть приемо-отправочных путей; участковые — 10 — 20 приемо-от-правочиых и сортировочных путей; сортировочные — до 80—100 пу* тей, сгруппированных в три — шесть парков. Взаимное расположение этих парков на различных станциях может быть последовательным, когда парки прибытия, сортировочные и отправочные расположены по ходу поезда, один за другим, или параллельным; на некоторых станциях часть парков расположена последовательно, часть-параллельно (комбинированное расположение). В зависимости от наличия устройства для расформирования и формирования поездов различают сортировочные станции горочные и безгорочные. Сортировочную систему (комплект) образует совокупность горки, парков приема, сортировочного и отправочного. Станции с двумя сортировочными системами называют двусторонними, а с одной системой — односторонними. На рис. 3.2 показана схема односторонней сортировочной станции, а1 на рис. 3.3 — двусторонней. Для выполнения различных операций на станции используют маневровые средства (тепловозы, электровозы, паровозы, мотовозы), погрузочно-разгрузочиые механизмы, необходимый инвентарь и инструменты. Для управления стрелками и сигналами, контроля за их работой, а также для передачи распоряжений станции оборудованы электрическими устройствами централизации стрелок, устройствами блокировки, сигнализации и связи, средствами современной техники (радио, телевидение, средства вычислительной техники, звукозапись и др.). Работу станций регламентирует документ — Положение о железнодорожной станции, утвержденное министром путей сообщения СССР. Это положение определяет задачи и порядок организации производственно-хозяйственной деятельности станции, порядок содержания станционных устройств, материально-технического обеспечения и финансовой деятельности, а также обязанности, ответственность и права начальника станции. Станция обязана обеспечить выполнение грузовых и коммерческих операций в соответствии с Уставом железных дорог Союза ССР, правилами перевозок грузов и действующими железнодорожными тарифами. 1 Парком называют группу путей одного назначения,
Сортировочная ^ Го платформа. Рис 3 2 Схема односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением отправления. С — сортировочный парк, 7"о — ларки приема и отправления транаиталл иировочные устройства, ЛХ и ВД — локомотивное хозяйство а вагонное депо в, Эк — зки-
Сортирокчная платформа Рис. 3.3. Схема двусторонней сортировочной станции: В — парке приема; О — парки отправления; С*-сортировочные парки; Тр — парки приема и отправления транзитных поездов; Эк- пировояные устройства; ЛХ в ВД •- локомотивное хозяйство и вагонное депо УПРАВЛЕНИЕ СТАНЦИЕЙ Начальник станции несет ответственность за выполнение всех возложенных на станцию задач, организует ее работу на основе технологического процесса, широкого развития соревнования и внедрения передовых методов труда, обеспечивает наилучшее обслуживание пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, правильное использование технических средств. Начальник станции руководит всей производственной и хозяйственной деятельностью станции, разрабатывает и проводит в жизнь мероприятия для повышения производительности труда, снижения себестоимости обработки поездов и вагонов, внедрения и наилучшего использования технических устройств. Важнейшие обязанности начальника станции — подбор и техническое обучение кадров; правильное использование рабочей силы; постоянное укрепление государственной и трудовой дисциплины; обеспечение охраны груда, улучшение техники безопасности и культурно-бытовых условий работников. Начальнику станции предоставлено право приема и увольнения работников в соответствии с номенклатурой, установленной Министерством путей сообщения, поощрения за хорошую работу и наложения дисциплинарных изысканий. Он может давать распоряжения по вопросам, связанным с обеспечением нормальной работы станнии, всем работающим на ее территории (дорожным мастерам, электромеханикам, машинистам локомотивов, осмотрщикам вагонов и др.). Штатным расписанием станции устанавливаются должности* заместителей начальника станции, главного инженера, на станции организуется производственно-технический и другие отделы. Штатное расписание для конкретных станций устанавливается в зависимости от объема и особенностей выполняемой работы. На сортировочных, пассажирских, крупных грузовых, а также на ряде крупных участковых станциях осуществляется диспетчерское руководство станционной работой. Всей оперативной работой станции руководит сменный маневровый диспетчер, а там, где эта должность не предусмотрена, — дежурный по станции. Маневро-ный диспетчер координирует деятельность всех цехов станции, со-С1 являет оперативные планы работы с дежурным по отделению, дежурным по локомотивному депо, сменным мастером пункта технического осмотра вагонов и обеспечивает выполнение этих планов. На двусторонних сортировочных станциях работу сортировочных систем координирует станционный диспетчер, а маневровую работу в сортировочных системах организуют маневровые диспетчеры. На некоторых станциях с большим объемом грузовых операций, помимо станционного диспетчера, имеется маневровый диспетчер по местной работе, который оперативно руководит подачей и уборкой вагонов к пунктам грузовых операций и от этих пунктов, обеспечивает выполнение плана погрузки и выгрузки, сокращение простоя местных вагонов. Маневровый диспетчер по местной работе оперативно подчинен станционному (маневровому) диспетчеру. Дежурный по станции единолично руководит приемом, отправлением и пропуском поездов, маневровыми передвижениями из одного района станции в другой, а также выездом на главные пути как с пересечением маршрутов следования поездов, так и без пересечения. Приказы дежурного но станции о приеме, отправлении поездов и передвижении маневровых локомотивов обязательны не только для работников станции, по и для маневровых и поездных локомотивных бригад, осмотрщиков вагонов. На горочных сортировочных станциях роспуском составов с гор-ки руководит дежурный по горке, в ведении которого находятся помощники составителя, операторы механизированных горок, стрелочники и башмачники-тормозилыцики. На станциях, где нет дежурных по горке, задания на маневровую работу маневровый диспетчер дает непосредственно исполнителям (операторам горочных постов, горочному помощнику составителя). Подсчетом массы и длины составов, проверкой правильности формирования поездов и оформлением документов на поезда, приемом и передачей информации о поездах, вагонах и грузах занимаются работники технических контор и информационных центров. Их работой на станциях внеклассных и I класса руководит начальник технической конторы. Схема оперативного руководства работой сортировочной станции приведена на рис. 3.4. Управление оперативной работой современной крупной станции требует широкого применения различных видов связи, к числу которых относятся местная станционная, стрелочная, диспетчерская внутристанционная, громкоговорящая, телеграфная, а также радиосвязь. Сис Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|