|
III. Актуализация опорных знаний. Работа по учебнику.– Как начинается сказка? (Посадил дед репку.) – Какая схема соответствует данному предложению? (Схема-полоска.) – Что было дальше? Сколько слов в следующем предложении? (Выросла репка большая.) Коллективный пересказ сказки. – Почему сказку «Репка» легко запомнить? (Эпизоды похожи, прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются еще раз в заданном порядке.) IV. Объявление темы и постановка целей урока. – Отгадайте загадку. Эй, скажите мне, друзья, что увидеть нам нельзя? Стук калитки, шум дождя разве видите, друзья? Кто увидел пенье птицы, шелестение страницы, Звон трамвая, бой часов, скрип дверей, треск стволов, Как шуршат под полом мыши – это все мы только слышим. – Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? (О звуках.) – Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, пение птиц. А какие еще? (Шум дождя, звон трамвая, бой часов и т. д.) – Те звуки, о которых вы говорите, – это неречевые звуки. Мы начинаем изучать речевые звуки. V. Работа по теме урока. Работа по учебнику. – Отгадайте загадку: Его не видно, в руки не взять, Но зато слышно. (Звук.) – Обратите внимание на условное обозначение: – выдели голосом этот звук. – Какой звук нас просят выделить голосом? (Первый.) – Произнесите слово «репка» с интонационным выделением первого звука: р-р-репка. Дети должны произносить звук [р’] вместе со словом – [рьрьрьэ]пка. – Послушайте, как долго можно произносить этот звук: [рьрьрь]. – Назовите всех персонажей сказки «Репка», выделяя голосом первый звук. Слово: «дедка». Учитель произносит слово, интонационно выделяя звук [д’]. – Как долго можно тянуть этот звук? (Его тянуть нельзя.) – Чтобы интонационно выделить этот звук, надо произнести его громче остальных звуков в слове. (Д едка.) Аналогичная работа проводится с остальными словами. Вывод: выделили голосом речевые звуки. – Мышка, собака Жучка и кошка решили вас порадовать. Игра «Хор животных». Класс учащихся делится на несколько групп. – Выберите животное, которое вы будете изображать голосом: кошку, собаку и т. д. – Сейчас вы исполните песню, но только вместо слов произносить надо неречевые звуки животных. Классификация предметов по заданному признаку. – Разделите предметы на тематические группы. (Одежда, обувь, головные уборы, зимняя одежда и обувь, летняя одежда и обувь.) – Вспомните, что такое слово? – Произнесите слова-названия данных предметов, выделяя первый звук. (В-в-варежки и т. д.) – Подберите пары слов по первому звуку. (Шапка – шорты, варежки – валенки, босоножки – ботинки, пальто – платье.) VI. Итог урока. – О чем говорится в загадке? Он бывает тихим, громким. А еще глухим и звонким, Может быстро проскочить, А захочет – будет жить До тех пор, пока звонок Не отмерит ему срок. (Звук.) – На какие группы делятся звуки? – Кто издает звуки речи? Неречевые звуки? – Чем отличаются звуки речи? (Из них состоят слова.) Урок 5 Цели: формировать умение интонационно выделять первый звук в словах; развивать внимание; воспитывать чувство отзывчивости и коллективизма. Ход урока I. Введение в тему урока. САШИНА КАША Живет на свете Саша. Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, Не гречневая каша, Не манка, Не овсянка На сладком молоке. С утра во рту у Саши Слова простые наши – Слова простые наши На русском языке. Но то, что можно внятно Сказать для всех понятно, Красиво, Чисто, Ясно, – Как люди говорят, – Наш Саша так корежит, Что сам понять не может: Произнесет словечко – И сам тому не рад! Он скажет: «До свидания!» А слышится: «До здания!» Он спросит: «Где галоши?» А слышно: «Это лошадь?» Когда он вслух читает, Поймешь едва-едва: И буквы он глотает, И целые слова. Он так спешит с налета Прочесть, спросить, сказать, Как будто тонет кто-то, А он бежит спасать... Он может, но не хочет За речью последить. Нам нужен переводчик Его переводить. С. Михалков II. Объявление темы и постановка целей урока. – Сегодня мы побываем в гостях у этого Саши и его сестренки Симы. Попробуем помочь Саше чисто и правильно произносить первые звуки в словах. На доске представлены рисунки-изображения мальчика и девочки. III. Работа по теме урока. Фронтальная работа. – Сима с Сашей играли, и все игрушки раскиданы по комнате. (Рисунки, аналогичные картинкам в учебнике, представлены на доске.) Скоро придет мама, и ребятам надо навести порядок. Поможем им? Для этого надо определить звук в начале каждого слова. – Девочки будут помогать Симе. Ее игрушки те, в названии которых первый звук произносится мягко. – Мальчики соберут игрушки, в названиях которых первый звук произносится твердо. – Итак, за работу. Учитель приглашает детей к доске по очереди: мальчик – девочка. Ребенок берет картинку, произносит слово, интонационно выделяя первый звук, помещает картинку под рисунок, изображающий мальчика или девочку. – Назови слово. – Произнеси слово так, чтобы первый звук слышался дольше других. – Какой это звук? Произнеси его. – Ребята, проверьте. Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук. – Чья это игрушка? – Ты прав(а). Молодец! Аналогичная работа проводится со всеми словами – названиями картинок. – Итак, порядок наведён. Посмотрим, какие игрушки оказались у Симы. – Девочки, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук. – А это игрушки Саши. – Мальчики, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук. – А у вас, ребята, есть любимые игрушки? – Назовите их, выделяя в словах первый звук. – У каждого человека есть любимые игрушки. Даже у взрослых. А. Барто рассказала о своих игрушках в стихах. Эти стихи вы знаете и, думаю, с удовольствием вспомните сегодня. (Учитель показывает книгу А. Л. Барто «Игрушки».) Читающие дети читают стихи.
2. Работа по учебнику: «Сравните эти звуки!» – Мы не заметили, как наступил вечер.
Т. Агибалова – Сима уже расставила часть игрушек на полки. А Саша не может ей помочь. Вместо слова «машина» он говорит – «ашина», вместо «белка» – «елка». Плохой из него помощник. Видно, нам придется помогать. – Какие игрушки стоят на первой полке? (М-м-мяч и м-м-ма-шина.) – Подумайте, почему именно эти игрушки оказались рядом. – Произнесите первый звук в каждом слове. (В первом слове – мягкий звук, во втором – твердый. Они образуют пару: [м] – ]м’].) Аналогичная работа проводится с остальными парами слов. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|