Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Составление звуковой цепочки слов.





– Перед нами задание, в котором нужно следить и за первым, и за последним звуками в словах. Рассмотрите условное обозначение вверху. Кто догадался, что эта схема может означать? (Последний звук одного слова должен стать первым звуком следующего слова.)

– Произнесите слово «лимон», выделяя интонационно последний звук. (Лимоннн – звук [н].)

– Найдите картинку, название которой начинается со звука [н].

– Соедините ровной линией точки, расположенные рядом с соответствующими картинками.

Далее учащиеся могут выполнить задание самостоятельно с проверкой. (Лимон – носки – индеец – цветок – корабль.)

Игра «Кто сказал “мяу”?»

Участники игры выбирают водящего, остальные превращаются в «кошачье семейство», каждому члену которого есть что сказать.

Ведущий становится к «семейству четвероногих» спиной и пытается угадать, какой «кот» (то есть кто из играющих) подкрался к нему и сказал «мяу». Мяукать «коты» могут на все лады: то тихо и вкрадчиво мурлыкать, то требовать еду, то истошно вопить… Если «кот» узнан, он становится водящим.

Работа с предложением.

– Послушайте: «Жил у нас проказник-кот, много было с ним хлопот». Что я сказала? (Это предложение.)

– Из чего состоят предложения? (Из слов.)

– Составьте схему этого предложения.

Работа по учебнику.

Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака.

– Придумайте и расскажите, что было дальше.

Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам.

– А С. Маршак придумал так…

Учитель читает продолжение стихотворения.

– Какие интересные случаи произошли с вашими кошками? Расскажите. (Свободные высказывания детей.)

Кошка первой входит в дом и живет подолгу в нем.



То мяучет, то играет, то куда-то исчезает…

В. Приходько

Что правда, то правда: кошка свободолюбивое животное. Ее не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. А если она захочет, чтобы вы ее погладили, приласкали, она придет к вам сама, поверьте!

Помните, кошки – дальние родственники тигров. Поэтому нельзя тянуть кота за хвост, гладить незнакомых кошек. Если человек не нравится коту, тот может прокусить ему руку, расцарапать ее, занести инфекцию, кинуться в лицо. Если кошка укусила, то надо обратиться к врачу.

А вообще, кошка – очень преданное животное.

IV. Итог урока.

– Какое «чудо» сегодня произошло?

– Как кита превратить в кота?

– Что нового вы узнали на уроке?

Урок 9
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ГЛАСНЫЙ ЗВУК».
ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ НА СХЕМЕ
ФИШКАМИ КРАСНОГО ЦВЕТА

Цели: учить детей проводить звуковой анализ слов, обозначать гласный звук красной фишкой; развивать фонематический слух; активизировать словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы первоклассники сознательные,

За партой не вешаем носа.

Сидим мы прямо, как знак восклицательный,

И не сидим, как знак вопроса.

II. Объявление темы и постановка целей урока.

– Тысячи разных звуков окружают нас: речевые и неречевые звуки. Представьте, вы оказались на животноводческой ферме. Выберите себе роль. С помощью звуков покажите, кто вы.

– Вы на птичьем дворе. С помощью звуков покажите, кто вы.

– Какие звуки вы услышали? (Неречевые звуки.)

– Сегодня мы продолжим работу со звуками речи, проведем звуковой анализ новых слов, узнаем, какие звуки называются гласными.

III. Работа по теме урока.

Интонационное выделение гласных звуков.

– В слове есть один звук, который можно очень громко крикнуть, пропеть. Когда вы его произносите, ничто во рту вам не мешает – ни губы, ни зубы, ни язык. Угадайте, какой это звук? (Звук [а].)

– Обозначьте его фишкой красного цвета.

Аналогичная работа проводится со словами «нос», «кит», «сыр», «лук», «лес».

Звуки [а], [о], [и], [ы], [у], [э] называются гласными. Их шесть. В старину голос так и называли: глас. Как вы думаете, при чём тут голос?

– Оказывается, гласные звуки образуются голосом. Давайте это проверим. Поднесите ладонь к горлу, легко прижмите.

– Произнесите гласный звук [а]. Что вы почувствовали под ладонью? (Внутри горла под ладонью что-то дрожит.)

– Произнесите другие гласные звуки.

– Вот здесь, в горле, и живёт голос. Внутри горла находятся две упругие мышцы. Они натянуты, как струны на гитаре. Это голосовые связки. Когда мы произносим гласные звуки, голосовые связки колеблются, дрожат. Так возникает голос.

Гласные тянутся в песне звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

Игра «Назови слово» (с гласным звуком).

Учитель называет гласный звук, ученики – слова, в которых есть этот звук. (Приветствуется интонационное выделение звука.)

– Ребята, чьи имена начинаются с гласного звука? Встаньте и произнесите свое имя, выделяя первый звук.

Работа по учебнику.

– Выложите фишками гласные звуки.

В садочке есть плод, он сладок, как мёд,

Румян, как калач, но не круглый, как мяч, –

Он под самой ножкой вытянут немножко.

(Груша.)

– Выделите последовательно каждый звук в слове.

– Какие гласные звуки есть в этом слове?

– Обозначьте гласные звуки красными фишками.

– «Прочитайте» слово «груша», соотнося проговаривание слова с движением указки по схеме.

Дифференцированная работа.

1-я группаработает с учителем.

– Отгадайте загадки. Если отгадка начинается на гласный звук, составьте схему этого слова.

Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.

(Капуста.)

К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.

(Арбузы.)

Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.

(Яблоко.)

То назад, то вперёд ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе! Продырявит море!

(Утюг.)

2-я группаработаетсамостоятельно.

Как на нашей грядке выросли загадки:
Сочные да крупные, вот такие круглые,
Летом зеленеют, к осени краснеют.

(Помидоры.)

В Полотняной стране по реке Простыне

Плывёт пароход то назад, то вперёд.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

(Утюг.)

Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз.)

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко.

(Яблоко.)

Наклонилась над рекой – уговор у них такой:
Обменяет ей река окунька на червяка.

(Удочка.)

IV. Итог урока.

– С какими звуками познакомились?

– Какие гласные звуки вы запомнили?

– Сколько гласных звуков?

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос поет,
Звук получается… (гласный).

Урок 10
ВВЕДЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»,
«ТВЁРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»,
«МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК»

Цели: дать понятие «согласный звук»; учить различать согласные звуки по мягкости – твёрдости; познакомить с артикуляцией при произнесении звуков; развивать фонематический слух, внимание, память.

Ход урока

I. Введение в тему урока.

– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по Стране чудес. Каждый представляет её по-своему. Закройте глаза. Послушайте музыку и представьте, что вы оторвались от земли и парите в воздухе. У вас хорошее настроение, никаких забот и волнений. Высокое ясное голубое небо. Солнышко улыбается вам.

– А что это за девочка там внизу? «Поймайте» первые звуки слов и определите её имя: небо, игры, нос, азбука.

– Какое имя у вас получилось? (Нина.)

– Она просит нас взять её с собой в Страну чудес. Ей нужно сказать что-то важное мудрой королеве Грамоте.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.