|
I. Актуализация опорных знаний.Будем мы всегда, где надо, Мягкий знак вставлять в слова, Чтобы «хорь» не стал бы «хором», «Колья» – «Колей» никогда. На доске: а, о, у, и, ё, ы, э, я, у, ю. – Что можете сказать о буквах, записанных на доске? (Это гласные буквы.) – Распределите гласные буквы на две группы, назовите признак, по которому вы такое распределение произвели. (Гласные буквы можно распределить по обозначению твердости или мягкости согласных звуков. Гласные, обозначающие один звук, – у, ы, а, о, э, и; и два звука – я, ю, е, ё.) – Е, ё, ю, я – это необычные гласные. Почему? (Они могут обозначать два звука.) – Когда эти гласные обозначают два звука? (В начале слова. После гласной.) Учитель убирает несколько гласных и выставляет несколько согласных букв. – Что изменилось? – На какие две группы теперь разделим слова? (На гласные и согласные.) – Я буду показывать букву, а вы называть звук, который она обозначает. – Ребята, почему вы молчали, когда я показывала мягкий знак? (Мягкий знак не обозначает звука.) – Но для чего же тогда он нужен? – Вспомните, что вы знаете про мягкий знак. (Буква ь обозначает мягкость согласного звука.) – Тема нашего урока – «Буква ь и его работа в словах». – Прочитайте слова: портфель, мозоль, цифра, большой, полька. – Какое слово лишнее и почему? (Цифра.) – Прочитайте оставшиеся слова. Что их объединяет? (В них есть ь). – Какую «работу» выполняет ь в этих словах? (Указывает на мягкость предыдущего согласного.) – Приведите примеры слов, в написании которых ь – показатель мягкости предыдущего согласного. II. Работа по теме урока. Работа по учебнику. Чтение рассказа «Спрячь в середину». – Какие задания должны были выполнить ребята? («Спрятать» мягкий знак в середину слова.) – Прочитайте слова, которые были записаны на доске. (Огонь, пень, уголь, зверь, окунь, боль.) – Как ребятам удалось справиться с заданием? (Добавили слог «ки».)
Боль ница, боль ной, боль но. (Добавили два или один слог.) – Какие слова они смогли подобрать? – Прочитайте слова парами. – Какую «работу» выполнял в словах мягкий знак, когда он находился на конце слова? (Мягкий знак указывал на мягкость предыдущего согласного.) – Изменилась ли «работа» мягкого знака, когда он оказался в середине слова? (Нет.) Образование множественного числа слов. – Прочитайте слова парами. – Прочитайте вторые слова в парах. – Выложите из фишек звуковую модель слова «дерево». – Над фишками поставьте буквы. – Под моделью слова «дерево» выложите модель слова «деревья». – Чем различаются слова по звуковому составу? (Во втором слове звуков больше. Буква в стала обозначать мягкий звук [в’].) – Какой буквой обозначаются стоящие рядом звуки [й’] и [а]? (Буквой я.) – Как обозначить мягкость звука [в’]? (Мягким знаком.) – Выложите над фишками слово « деревья». (Над пятой фишкой надо поставить две буквы: в и ь, а над шестой и седьмой фишками – букву я.) – Какую «работу» выполняет мягкий знак в слове «деревья»? (Он отделяет согласный от гласного.) – Эта «работа» мягкого знака называется – разделительной.В слове «деревья» – разделительный мягкий знак. – Выложите из букв слово «брат». – Что надо сделать, чтобы превратить слово «брат» в «братья»? – Какая буква поможет обозначить мягкость звука [т’]? (Буква ь.) – Какой буквой обозначим стоящие рядом звуки [й’] и [а]? (Буквой я.) – Что получится, если не поставить в слове «братья» букву ь? – Какую «работу» выполняет мягкий знак в слове «братья»? (В слове «братья» – разделительный мягкий знак.) – Прочитайте слова, в которых мягкий знак – разделительный. – Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется мягкий знак. – Прочитайте слова, написанные красочными буквами. – Каждое слово измените так, чтобы оно называло несколько предметов. Прочитайте эти слова еще раз парами. – Справа от каждого слова выложите буквами его пару. Коллективная работа. На доске записаны слова. Воробьи, жильё, ручьи, Листья, крылья, стулья, чьи, Колья, перья и семья, Вьюга, осенью, друзья. – Прочитайте слова. – Что их объединяет? (В словах – мягкий знак.) – Какую «работу» выполняет в них мягкий знак? (Разделительный мягкий знак.) – Назовите гласные, перед которыми пишется разделительный мягкий знак. Учитель выставляет гласные е, ё, и, ю, я на доску. Я мягкий знак не простой, А удивительный – разделительный. Перед е, ё, и, ю, я Я в словах стою, друзья. Последние две строки желательно разучить с учениками. Воробьи, семья, жильё – Перед я, ю, и, е, ё. Вывод:разделительный мягкий знак пишется после согласных и перед гласными е, ё, и, ю, я. Различение слов с ь – показателем мягкости и с разделительным ь. – Разделите слова на две группы и запишите их в тетрадь. Ь – показатель мягкости: лень, кость, письмо, зорька, пять; разделительный ь: перья, льёт, платье, судья. Дополните правило. Разделительный ь пишется в словах после _________ (согласных) перед гласными буквами________ (я, ю, и, е, ё). Дифференцированная работа. – Прочитайте новые слова, меняя одну букву. – Какую «работу» выполняет мягкий знак в этих словах? (В этих словах мягкий знак – показатель мягкости.) – Прочитайте текст на доске. Ласковое солнышко льет теплые лучи на землю. На сучьях деревьев появляются первые листочки. Воробьи, весело чирикая, пьют воду из лужи. – Найдите в тексте и назовите слова, в которых пишется ь. (Льет, сучья, деревьев, воробьи, пьют.) Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|