|
Беседа с элементами выборочного чтения.− Назовите героев рассказа. (Герои: девочка, поросенок и автор.) − Какими словами начинается рассказ? («Однажды я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросенка говорить».) − От чьего имени идет повествование? (Повествование идет от лица автора.) − Как автор описывает девочку? (Девочка была маленькая, но очень старательная.) − Какой вы её себе представляете? (Ответы детей.) − Какими словами автор описывает поросенка? (Поросёнок «...очень умный и послушный, но почему-то говорить по-человечески он ни за что не хотел».) − Как девочка обращалась к поросенку? (Она говорила ему: «Поросеночек, скажи, пожалуйста».) − Объясните, почему она так говорит. (Девочка очень любила поросёнка. Она была доброй и вежливой.) − Какие слова девочка просила сказать поросенка? («Мама, папа, дерево, цветочек, здравствуйте, до свидания, хрю-хрю».) − Что отвечал поросенок девочке на её вопросы? (Он отвечал ей: «Хрю-хрю».) − Как автор назвал девочку? (Голубушка.) − Что можно сказать о характере автора? (Автор – добрый, внимательный.) − Почему он вмешался в разговор? (Автору стало жалко девочку. Он решил ей подсказать слово, которое поросенок смог бы сказать.) − Почему именно слово «хрю-хрю» автор посоветовал девочке разучить с поросенком? (Потому что поросята именно так и говорят.) − Что ответил поросенок? (Ответил: «Хрю-хрю».) − Как отреагировала девочка на его ответ? (Она очень обрадовалась.) − Что сказала при этом? (Девочка сказала: «Ну вот, наконец-то! научился!») − Как вы думаете, научился ли поросенок говорить? (Нет, поросенок говорить не научился.) Чтение рассказа по ролям. Пересказ в парах.
Чтение отрывка из сказки С. Маршака «Усатый-полосатый». Жила-была девочка. Как ее звали? Кто звал, Тот и знал. А вы не знаете, Сколько ей было лет? Сколько зим, Столько лет, – Сорока еще нет. А всего четыре года. И был у нее… Кто у нее был? Серый, Усатый, Весь полосатый. Кто это такой? Котёнок… ……………………………. Стала девочка учить котенка говорить: – Котик, скажи: мя-чик. А он говорит: мяу! – скажи: ло-шадь. А он горит: мяу! – Скажи: э-лек-три-че-ство, А он говорит: мяу-мяу! Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котёнок! Стала девочка котенка кормить. Принесла овсяной кашки – Отказался он от чашки. Принесла ему редиски – Отвернулся он от миски. Принесла кусочек сала. Говорит котенок: – Мало! Вот какой глупый котёнок! С. Маршак − Кто такой этот загадочный «усатый-полосатый»? Что вы узнали о девочке из стихотворения «Усатый-полосатый»? (Только то, что ей 4 года.) − Каким словам она хотела научить котенка? (Мячик, лошадь, электричество.) − Чего не учла девочка, обучая котенка? (Она не учла повадки котенка. Он спит не на постельке, а на стуле, любит не редиску, а сметанку, умывается не водой, а лапкой, не говорит, а мяукает.) – Чем похожи два произведения? IV. Итог урока. – О чем не знала девочка из рассказа Л. Пантелеева? Чему научил ее автор? (Не требовать от других больше, чем они могут сделать.) – «Выше головы не прыгнешь» – объясните эту поговорку. Урок 15 Цели: расширить читательский кругозор, познакомить с Е. Чарушиным – писателем и художником; с помощью стихотворения А. Кушнера познакомить с жанрами изобразительного искусства: «портрет», «натюрморт», «пейзаж». Ход урока I. Организационный момент. Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина): Небылицы Я купил на птичьем рынке Говорящего кота, Но не знал еще, что будет С ним сплошная маета. Убежал мой кот из дома И явился в детский сад. Пел он песню «Чунга-чанга» Тридцать три часа подряд. II. Объявление темы урока. − Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать? Каких птиц? − Сегодня мы узнаем, как можно научить говорить птицу, но не попугая. Е. Чарушин написал об этом в рассказе «Яшка». III. Работа по теме урока. 1. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» (учителем или хорошо читающими учениками). Работа по вопросам учебника. Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями. − От чьего имени ведется рассказ? (Рассказ ведется от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.) − Рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («Удивление», «Неожиданная просьба».) − Найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (Последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить ее говорить. На иллюстрации мы видим, что автор уже обучает птицу.) Выборочный пересказ текста. − Хочется ли вам завести дома птицу и научить ее говорить? Расскажите, как вы справитесь с этим заданием. − Евгений Иванович Чарушин был не только детским писателем. Он – один из самых любимых детьми художников мира животных. Чарушин был лучшим художником-анималистом. Учитель обращается к выставке книг, написанных и проиллюстрированных Е. И. Чарушиным.
5. Чтение стихотворения А. Кушнера «Что я видел!». На доске: детские рисунки, репродукции картин (портреты, пейзажи, натюрморты). − Рассмотрите картины. Чем они похожи (различаются)? − Какая картина называется «пейзаж»? Хотите узнать это наверняка? Прочитайте стихотворение А. Кушнера «Что я видел!». Выборочное чтение стихотворения. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|