|
РЕФЛЕКСИЯ. ДНЕВНИК КОМИССАРА.
Способность к грамотному проектированию и анализу своей работы отличает настоящего комиссара. Ведь невозможно научить детей тому, чего сам не умеешь. А умение анализировать и своевременно корректировать свою работу – залог успеха нашей педагогической деятельности. Одна из форм анализа работы комиссара – дневник. Зачем нужен дневник? Зачем его заполнять, когда и так очень мало времени, не хватает даже нормально выспаться, а ведь так охота еще и пообщаться с коллегами, друзьями. Попробуем ответить на этот вопрос. Если не записывать свои находки, удачи, неудачи, то очень скоро после смены у вас останутся одни эмоции, и, начиная новую смену, вы будете открывать заново то, что уже открыли, снова будете наступать на те же грабли, на которые наступили в прошлой смене. У вас, как у комиссара, будет отсутствовать движение вперед, вы перестанете совершенствовать свою работу, пойдете «по кругу». К тому же, так или иначе, в процессе смены вам придется вести какие-то записи: на планерках, просто, чтобы что-то не забыть. Итак, дневник комиссара. Он представляет общую тетрадь, разграфленную определенным образом (сразу оговоримся – на некоторых сменах используются дневники, изготовленные типографским способом). Рассмотрим основные разделы, которые в нем могут быть: · название вашего отряда, девиз, отрядная песня; · список отряда (фамилия, имя, отчество, место учебы, класс, дата рождения, домашний адрес, телефон, имя отчество родителей, контактные телефоны); · психодиагностика (социометрия на начало, середину и конец смены, цветопись, графики работы лагеря, отряда, комиссара, и др.) Подробнее об этом в главе «Психодиагностика»; · личностные особенности ребят. На каждого члена отряда отводится по одной страничке, где вы будете записывать информацию о ребенке; · режим дня; · план смены; · собственно дневник, который представляет из себя лист, с одной стороны которого мы записываем цели, которые необходимо достичь, план на день, замечания, а с другой стороны – анализируем прожитый день; · расписание занятий детей вашего отряда и свое собственное; · схема размещения детей по комнатам и др. С каждым днем смены дети меняются, меняются и наши взгляды на них. Мы начинаем все больше привязываться к ним и, к сожалению, иногда перестаем обращать внимание на их поведение, общение с комиссарами и внутри отряда, не замечаем других недостатков. Комиссару постоянно надо останавливаться и оглядываться с некоторой дистанции: а все ли хорошо и где плохо. Надо уметь контролировать происходящее в отряде, с детьми и в собственной работе. Конечно, не стоит искать только плохое, нужно видеть и причины, повлекшие успехи и достижения, научиться оценивать работу в отряде, его развитие. Часто проблему можно увидеть и предотвратить до того, как она реально возникнет, поэтому все нужно постоянно анализировать. Анализ дня – это взвешивание всего произошедшего за день и комментарии: «Что хорошо? Почему? Что плохо? Почему?» Умелый рассказ будет полезен не только вам, как педагогу, но и другим комиссарам, становясь как бы наглядным примером. На планерке же стоит решать все волнующие вопросы, высказывать претензии, замечания и пожелания по поводу совместной работы, видимых проблемах в других отрядах, смены в целом. Всегда стоит помнить, что любая проблема в отряде – это, в первую очередь, недоработка комиссара. Чтобы найти причину, надо задать вопрос: «А что конкретно я, как комиссар, сделал для того, чтобы этого не произошло?» И постараться найти на него ответ. Любую ситуацию надо расценивать с позиции, не противоречит ли она целям лагеря и вашей педагогической (а значит, воспитательной) работе? Хорошо ли это для ребенка и для отряда? Все успехи обязательно надо обсуждать вместе с отрядом и делать выводы о том, как работать дальше, чтобы хорошего было больше; благодаря чему были достигнуты эти успехи. Весь анализ дня, все выводы о прошедших успехах и неудачах стоит записывать в дневник комиссара. Дневник комиссара это еще и своеобразный личный дневник, в который заносится все, что было сделано за день, как прошли игры, мероприятия и подготовка к ним, какие номера показал отряд, сколько грамот получил и так далее. Любой анализ строится на поиске ответов на заранее поставленные вопросы. При анализе характеристик отряда, его изучении вам может пригодиться следующий список вопросов. Состав отряда · Возрастной состав отряда. · Познавательный уровень развития детей. · Работоспособность и успеваемость детей. · Общественное лицо отряда. Сплоченность отряда · Есть ли группировки по деловым интересам. · Любят ли дети проводить время вместе. · Дружат ли мальчики и девочки, защищают ли мальчики девочек. · Защищают ли ребята членов своего отряда вообще. · Нет ли в отряде круговой поруки, если есть, то в чем она проявляется. · Болеют ли дети за свой коллектив, переживают ли вместе за удачи и неудачи. · Стараются держаться вместе или разобщенно на общих мероприятиях. Организованность отряда · Умеют ли дети сами организовываться для выполнения коллективных дел, распределять работу между собой. · · Подчиняются ли распоряжениям комиссара. Общественное мнение в отряде · Какие поступки своих товарищей одобряют, какие осуждают. · Как и в какой форме выражают свое одобрение (неодобрение). · Есть ли расхождение между тем, что дети говорят и что делают. · Какова критика и самокритика в отряде. Характер товарищеских связей в коллективе · Что связывает детей в отряде. · Внимательны ли дети друг к другу, стараются ли помочь (в чем это выражается). · Проявляют ли дети требовательность друг к другу, видят ли недостатки. · Как относятся к активу и дезорганизаторам. · Правильно ли относятся к детям с физическими недостатками. Актив отряда · Состав актива. · Официальный и фактический состав актива. · Имеет ли актив авторитет. · Как относятся к активу в отряде, уважают ли. · Есть ли дети, постоянно находящиеся в активе. · Нет ли обособленности актива, заносчивости. · Насколько актив деятелен именно при организации творческой работы. Конечно, не всего можно добиться в отрядах разного возраста, поэтому надо делать скидку по некоторым пунктам. Вопросы и задания: 1.Для чего нужен дневник комиссара? 2.Что собой представляет дневник комиссара? 3.Цели проведения планерок в лагере? 4.Как провести анализ отряда? 5.Возьмите общую тетрадь и сделайте дневник комиссара. Ведите дневник до конца смены.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|