Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика эмоционально-цветовой аналогии (цветопись).





Методы эмоционально-цветовой аналогии разрабатывались на основе существующей специфической связи выбора человеком цвета с его эмоциональным состоянием.

Способность цвета особым образом воздействовать на эмоциональные состояния людей, а эмоциональных состояний — отражать в себе богатую палитру существующих в природе красок широко используется в прикладной цветопсихологии. Явления, связанные с цветовосприятием человека, стали употребляться и для изучения некоторых особенностей личности, ее состояний.

Исходным в применении цвета в исследовательских операциях является установленное в цветопсихологии соответствие определенных цветовых оттенков различным проявлением эмоциональных состояний человека, «тональностям» этих состояний. В цветопсихологии существует различение холодных и теплых, активных и пассивных, легких и тяжелых цветов, в зависимости от особенностей восприятия их человеком.

Цветовосприятие часто определяется индивидуальными и национальными особенностями людей, существующими на разных территориях традициями. Так складывались стереотипы восприятия цвета на основе ассоциации с его материальным носителем: красный цвет — цвет крови, огня; желтый — цвет солнца; зеленый — цвет травы, листьев; голубой — цвет моря, неба и т. д.

Хотя в цветопсихологической практике сложился определенный эталон оценки шести основных цветов, входящих в цветовой круг Гете, — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и черный, результаты проведенного исследования подтвердили существование для основной массы людей традиционной эмоциональной оценки цветов: красный — настроение восторженное, активное; оранжевый — радостное, теплое; желтый — светлое, приятное; зеленый — спокойное, ровное; синий — грустное, печальное; фиолетовый — тревожное, тоскливое; черный — состояние крайней неудовлетворенности.



На основе этих данных была разработана методика цветописи. Суть ее — в оценке членами групп своих эмоциональных состояний, а также в оценке общей эмоциональной атмосферы группы за определенный отрезок времени, выражаемой при помощи цвета. Цветопись применялась для изучения динамических особенностей личностных и групповых эмоциональных состояний, психологического климата коллектива, самочувствия личности в коллективе. В практике исследовательской работы цветопись применялась также для оценки воздействия различных ситуаций на настроение людей, для изучения эффективности некоторых форм воспитательного процесса и ряда других явлений. Надежность «работы» цветосимволов в реальных условиях изучения коллективов проверялась несколькими способами. Например, путем сравнения словесного описания индивидуальных состояний и общей психологической атмосферы коллектива с соответствующим цветовым обозначением. В этих целях проводилось интервьюирование членов коллектива в одних случаях до, в других — после цветотестирования.

Отметим, что цветопись не дает возможность передать все многообразие оттенков настроения человека — для этого любой предлагаемый набор цветов явно недостаточен. Однако тот или иной цвет все же отражает зону преобладающего настроения. В этом отношении диагностика коллективных эмоциональных явлений (психологической атмосферы, психологического климата в коллективе) с помощью цветосимволов осуществляется точнее.

Адекватность коллективных настроений их цветовыражению проверялась также с помощью соотнесения внешне фиксируемых коллективных эмоциональных реакций и общих эмоциональных состояний, отражаемых в цветописях. В этих целях были выделены группы экспертов из числа руководителей коллективов, вожатых, инструкторов, методистов школьных классов и отрядов лагеря, которые по разработанной 12-балльной шкале эмоциогенности конкретных ситуаций оценивали реальные ситуации, наблюдали за эмоциональными реакциями членов коллектива. Для контрольного изучения были выделены ситуации, повышающие эмоциональный тонус (праздничный вечер, карнавал, турпоход) и понижающие его (прощальный огонек в лагере, конфликтные ситуации в коллективах).

Полученные данные позволили с определенной степенью доверия отнестись к возможностям цветометодик в изучении эмоциональных явлений в группах.

Основной методический инструмент проведенных исследований - это дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон: семь полос красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового и черного цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой.

 

               
Восторжен-ное Радостное Приятное Спокойное Грустное Тревожное Крайне неудовлет-воренное Трудно сказать

 

Членам коллектива перед началом исследования предлагается следующая инструкция:

Дорогой друг! Мы обращаемся к тебе с несколько необычной просьбой: ежедневно рассказывать нам о своем настроении. Мы понимаем, что чувства и настроения - это личная, интимная область человеческой жизни и вторгаться в нее не каждому позволено. Да и эмоционально раскрываться перед другими людьми не каждый захочет. Но мы не видим другого пути изучения настроений, как только обратиться к тебе с личной просьбой принять участие в такой работе.

Нас интересует, как отражаются на твоем самочувствии коллективные дела, отношения с людьми. С этой целью мы просим тебя в цветописном дневнике настроения, который ты будешь получать, оценивать свое эмоциональное состояние.

В цветописи каждая цветовая полоса — это условное обозначение того или иного настроения. В зависимости от того, какое сегодня у вас настроение, вы слева от соответствующего цвета проставляете дату. Записи делай, пожалуйста, самостоятельно, старайтесь ни с кем не советоваться.

Работа с цветописями принесет тебе пользу. Оценивая свое настроение и состояние, ты тем самым сможешь сделать первый шаг к управлению своими чувствами, начнешь глубже познавать существующие в нашем коллективе взаимоотношения.

Мы заранее благодарим тебя, ценим твое сотрудничество, откровенность и обещаем не разглашать полученных сведений. Твои комиссары.

Цветотестирование имеет смысл, если в процессе тщательного наблюдения за реальной деятельностью коллектива все данные фиксируются в дневнике наблюдения. Большую ценность представляют результаты сплошного или выборочного интервьюирования членов коллектива в момент заполнения цветописи, когда выясняются причины того или иного состояния человека. Сопоставление данных цветописи, наблюдения и интервьюирования способствует получению достаточно надежного и представительного материала об изучаемом явлении.

Все данные, полученные с помощью цветописи, переносятся в цветоматрицу коллектива. Оперативная цветоматрица заполняется ежедневно с помощью цветных карандашей или фломастеров.

Цветоматрица удобна для комиссара тем, что дает возможность «увидеть» настроение коллектива, позволяет оценить психологическую атмосферу коллектива, определить общий характер эмоциональных состояний членов коллектива, проследить за развитием настроений каждого человека.

Оценка-интерпретация цветоматрицы проводится в двух вариантах. Первичная оценка — по представленности и соотношению цветов. Выделяются общие цветовые синдромы, дающие картину настроений во всем коллективе (какие состояния преобладали в течение исследуемого периода, как они соотносятся по неделям, отдельным дням), групповые или зональные цветовые синдромы (могут показывать психологическую атмосферу в отдельных группировках людей, сложившихся внутри коллектива). По своему содержанию синдромы могут оцениваться как позитивно-стимулирующие (представлены цвета верхней части спектра), умеренные, стабилизирующие (преобладают цвета средней части), негативные, астеничные (цвета нижней части спектра), напряженные (представлены противоположные по значению цвета), «ковровые» (представлена пестрота цветов, означающая отсутствие единства в настроениях) и др.

 

Фамилия Числа месяца
Г-ук Б.                                  
Г-на И.                                  
Д-ва Н.                                  
З-ва М.                                  
К-ва Н.                                  
К-ва А.                                  
К-ов А.                                  
К-ва И.                                  
М-ва Г.                                  
М-ов А                                  
Н-ва Л.                                  
П-ва О.                                  

 

Более глубокий анализ — вторичная обработка цветоматрицы требует квантификации полученных данных. Числовые преобразования оценок проводятся следующим образом: красному цвету приписывается оценка (интенсивность выражения эмоционального состояния) в +3 балла, оранжевому +2, желтому +1, зеленому 0, синему -1, фиолетовому -2, черному -3. Полоса в цветописи «трудно сказать» оценивается в этом случае как 0 баллов. Условный показатель психологической атмосферы дня А высчитывается по каждому вертикальному столбцу в матрице по формуле:

 

 
 
S(+) - S(-) А= ------------------ n

 

 


где S(+) означает сумму всех положительны к баллов, S (-) сумму отрица­тельных баллов и n - количество человек в коллективе, принявших участие в исследовании.

Полученные данные позволяют графически выразить и по полученной кривой проследить динамику эмоциональных состоя­ний в коллективе по дням.

При анализе психологического климата коллектива помимо оперативной может применяться итоговая цветоматрица. Она дает общую картину состояний в коллективе за исследуемый период безотносительно к конкретным датам и предоставляет возможность выявить доминирующие эмоции и провести сравнение настроений каждой личности в коллективе.

Например, у члена коллектива Г. И. 3 дня из 17 было восторженное, 6 дней радостное, 2 дня приятное, 3 дня уравновешенное, 2 дня грустное и 1 день тревожной настроение.

Для составления итоговой цветоматрицы пользуются данными, имеющимися в оперативной матрице. Помимо общей оценки эмоциональной тональности в течение дня, психологического климата за более длительный период и индивидуальных эмоциональных состояний можно использовать эту методику при изучений уровня социально-психологического развития коллектива, подходя к решению этого вопроса с позиций оценки характера единства сопереживаний людей в значимых ситуациях, а также для выявления эффективности некоторых форм воспитательного воздействия по изменениям в эмоциональных состояниях членов коллектива. Методика может быть полезна для определения влияния различных факторов на самочувствие конкретных людей.

 

Фамилия Количество дней
Г-ук Б.                                  
Г-на И.                                  
Д-ва Н.                                  
З-ва М.                                  
К-ва Н.                                  
К-ва А.                                  
К-ов А.                                  
К-ва И.                                  
М-ва Г.                                  
М-ов А.                                  
Н-ва Л.                                  
П-ва О.                                  

 

Особое внимание хотелось бы обратить на следующее обстоятельство. Необходимость и потребность рассказать о своем настроении у членов детских коллективов обычно достаточно велики. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе, чаще наблюдалась в коллективах с недостаточно благоприятным психологическим климатом, т. е. там, где имелись напряженные отношения.

Приведем еще несколько методик, основанных на цветописи. Сразу оговоримся, что в отличие от предыдущей, они носят больше игровой характер.

Мишень настроения. Легенда такова: день – это выстрел. В какую же область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (или наклеивается заранее вырезанный) кружок – попадание в одной из цветных зон. Внутри – дата. В конце смены вся мишень прострелена днями. Возможны два варианта использования методики: индивидуальная мишень у каждого члена отряда, или коллективная мишень – одна на весь отряд.

Маятник настроения. Сама картинка занимает чуть меньше листа ватмана. Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жестко закрепленная вверху. В зависимости от того, в «солнечной» или «дождливой» части находится настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число.

Музыкальный тест. Представляет собой небольших размеров нотный стан (с тетрадный лист), и у каждого есть одна маленькая нотка, которую ребенок прикрепляет в соответствующее настроению место.

Роза настроения. Выполняется на листе ватмана: вырезается круг с максимальным диаметром. Внутри круга – рисунок – «фотография» отряда. Остальное пространство, как показано, делится на секторы, количество которых, соответствует количеству детей в отряде. Заполняется «роза» в конце дня. Каждый ребенок проводит небольшую полоску в своем секторе тем цветом, который соответствует его настроению. В конце смены «роза» заполняется полностью.

В исследовательских методиках, к которым мы обращались, использовалась также музыка. В многочисленных научных трудах у нас в стране и за рубежом отмечаются особенности воздействия музыки на организм человека и его эмоциональные состояния. Под воздействием музыкальных стимулов происходит изменение сердечной деятельности, мышечной активности, электрической активности мозговых клеток, регистрируются симптомы изменения эмоциональных состояний в зависимости от характера музыки. Исследовано побудительное влияние специально подобранных музыкальных программ на активизацию интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, обращено внимание на постмузыкальное переживание в течение определенного времени. Известно применение функциональной музыки, стимулирующей трудовую активность, снимающую напряженность, усталость.

Варианты разработанных на основе этих данных музыкально-психологических методик (тон-методики) предназначаются как для диагностических целей, так и для экспериментально-преобразующей работы в исследуемых коллективах.

С помощью методики музыкальная комната исследуется влияние эмоциональной ситуации на интенсивность общения людей. Различные музыкальные программы транслируются в аудитории, где находятся незнакомые люди. В этих музыкальных комнатах, как и в других (контрольных), за людьми ведется скрытое наблюдение и фиксируется активность их общения (количество установленных между ними контактов в течение 25-30 мин.) Определяется также, какие музыкальные программы в этом смысле наиболее «коммуникагенны». Этот же вариант тон-методики (другая его модификация) используется для изучения интенсификации процесса взаимного познания людьми друг друга в зависимости от эмоционального настроя коллектива.

Например, в условиях проведения огоньков «Расскажи мне о себе», «Расскажи мне обо мне» создавались различные эмоциональные ситуации перед началом разговора. Исполнялись совместно песни мажорного или минорного характера. Фиксировались расположенность членов коллектива к разговору, проявление интереса к собеседнику, степень откровенности в различных ситуациях.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.