Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОТРЯД. АТМОСФЕРА ИЛИ ДУХ ОТРЯДА.





Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически.

К.Д. Ушинский.

 

Не берусь давать слову «атмосфера» канонического определения. Каждый понимает его по-своему. Атмосфера - это то, что чувствуют ребята и мы, комиссары, готовясь к какому-нибудь мероприятию или просто собираясь вместе. Атмосфера – это нечто объединяющее всех в отряде. Это то, чего так не хватает ребятам и комиссару, когда заканчивается смена. То, ради чего ребята приходят на встречи, приезжают в лагерь вновь.

Атмосферу нельзя сделать, как отрядную газету. Она создается изо дня в день маленькими крупинками из совместной работы, доверия, секретов, внутренней жизни отряда и многого другого. Создание ее - самое хрупкое в педагогической работе, тонкий и всегда неповторимый процесс. У опытного комиссара ребята уже на следующий день чувствуют себя так, как будто они всю жизнь вместе.

Начинается формирование атмосферы с первой минуты вашей встречи с детьми, когда появляется первое любопытство друг к другу, ожидание чего-то нового и интересного. Атмосфера может существовать только в отряде-семье, где комиссар - друг, а не руководитель или посторонний наблюдатель.

Мы предлагаем вам примеры формирования атмосферы, с которыми мы столкнулись в своей практике. Может, и у вас есть свои мысли на этот счет, тогда используйте их, ведь процесс работы с детьми - всегда творческий поиск.

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ

«Это было в первый вечер смены, когда дети долго не могут уснуть. Я заранее подошла к старшему комиссару сбора и попросила разрешения на выход моего отряда в лес на костер, причем после отбоя. Естественно, я брала на себя ответственность за жизнь и здоровье ребят. Предупредила я и комиссаров, живущих со мной в одном корпусе. Вечером я, как и полагается, объявила об отбое в режимное время. Когда все собрались на отрядном месте, я сообщила о нашем маленьком секрете - предложила выйти ребятам в лес на костер: пока у всех будут идти огоньки, мы незаметно уйдем, а вернемся, когда все уже будут спать. Эта маленькая тайна безумно понравилась ребятам, и мы, тихонько одевшись, «никем незамеченные» проскользнули в лес. Конечно, ребята и не предполагали, что побег запланирован, и о нем знают. Мы разожгли костер, я рассказала легенду о костре. Всем отрядом мы пели знакомые песни и рассказывали друг другу о себе. Мы просидели у огня около полутора часов и вернулись всего на сорок минут позже отбоя, а казалось что уже далеко за полночь. Я не опоздала на планерку, а ребята быстро уснули после прогулки на свежем воздухе. Утром мы стали еще ближе друг к другу, ведь нас объединяла наша маленькая тайна».



На примере этой истории мы снова убеждаемся, что дети любят тайны и приключения (кстати, это - один из принципов разработки новых мероприятий и КТД). Превращая смену в сказку, вы не только быстро находите контакт с детьми, но и раскрываете их творческий потенциал. Однако подумайте, стоит ли бежать в лес с отрядом в первую же ночь. Представьте себе, что хотя бы половина комиссаров воспользовалась этой историей. Как вам тайна, когда пол-лагеря в лесу прячется друг от друга? Может быть, стоит придумать что-то еще?

Ночью, когда ребята уснут, положите им под подушку маленькие сюрпризы, например, воздушные шарики или что-нибудь сладкое. Наверняка, они будут приятно удивлены, убирая свои постели, а вы точно не разоритесь. Комиссар просто обязан удивлять детей!

Но нередко и дети могут удивить комиссара. Так, в лагере существует неизлечимая болезнь - изобразительное искусство с зубной пастой. «Художникам» обычно весело, а вот «картинам» неприятно и даже обидно. Иногда такие «полотна» покрываются сыпью, раздражением. А вот у «художников - абстракционистов», не брезгующих ушами и глазами, «произведения» получают коньюктивит и опухоли уха. Весело, не правда ли? Не поощряйте таких ночных «шоу», а тем более, сами не окажитесь в таком «союзе художников».

Подобные педагогические глупости нередко встречаются у некоторых комиссаров. Иногда даже появляются «портные», пришивающие у спящих детей белье к матрасам. А однажды я столкнулся с «врачом», практикующим роспись зеленкой на всех подряд (наверное, для пропаганды чистоты и здоровья, когда «больные» отмываются часами).

Дети начинают пробовать все эти профессии потому, что им хочется приключений, - направьте их энергию немного в другое русло. Если дети не могут уснуть, значит, день был пустой и неинтересный. 3aполнитe его разнообразными КТД и не пренебрегайте возможностью выйти на природу. Если же вас все равно ожидают ночные похождения или впереди последняя ночь, то вот следующая история.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ

«Случайно я услышал, как мой отряд собрался вымазать ночью пастой отряды из соседнего корпуса. Стало быть, мне снова не спать! Но я решил не менять им планы. Собрав отряд на отрядном месте, я предложил будущей ночью сделать сюрприз их соседям. Одно то, что сюрприз будет ночной, сразу же подогрело интерес ребят. Мы вместе стали придумывать, что можно сделать, чтобы было весело, неожиданно и вместе с тем не обидно. Идея про пасту, конечно же, прозвучала, но я сказал, что это старо, а нужно что-то творческое и новое. В итоге мы решили написать на ватмане частушки и анекдоты про комиссаров и ребят и повесить плакат на стену в соседнем корпусе. Еще придумали нарисовать карикатуры и просто поприкалываться в надписях, например, назвать туалеты машинами времени и на кабинках повесить фразы типа: «Ну, ты силен!» Ребятам это так понравилось, что весь следующий день кипела работа над подготовкой к «ночному КТД». Кто-то изучал особенности комиссаров, кто-то фантазировал над карикатурами. Я все-таки проконтролировал, что ребята пишут, чтобы не обидеть кого-нибудь из соседей. На планерке я предупредил комиссаров о предстоящем «нашествии». Таким образом, когда мы начали нашу «операцию», соседний корпус «ничего не ведая, спал» и никто не мешал осуществлять намеченный план. С утра ребята были в хорошем настроении, а наступившей ночью и наш корпус превратился в «сборник анекдотов».

Какой вывод? Там, где детей не побуждают придумывать хорошее, они придумывают плохое. Надо организовывать жизнь в отряде так, чтобы все время приходилось что-то придумывать.

Приучайте детей думать, напрягаться в поисках радости, но не себе, а окружающим. Вскоре вы увидите, что они начнут получать удовольствие от дела «на пользу и радость другим».

Если ребятам интересно делать что-то вместе, то в отряде появился этот объединяющий дух. Дети должны видеть результаты своей работы, которые стимулировали бы желание совместной деятельности. Но научить ребят интересно и плодотворно работать сразу невозможно. Разрабатывая план занятий с детьми на день, всегда необходимо учитывать их умение взаимодействовать и сработанность группы. В первые дни отряд находится на стадии развития «песчаная россыпь» или «мягкая глина». Это стадии развития

коллектива, когда ребята еще не научились самостоятельно организовывать групповую работу, их постоянно надо подталкивать и помогать им. Комиссар должен ясно представлять возможности своих ребят и, исходя из этого, планировать работу в отряде. В первые дни, например, стоит проводить мероприятия, постоянно предлагающие групповую деятельность. Сначала это должны быть игры или задания, в которых участвуют команды из двух-трех человек. Постепенно количество детей в группах должно возрастать. При такой схеме ребята постепенно учатся работать во все более растущем коллективе, выделяются лидеры и исполнители. По-настоящему слаженная совместная работа обычно начинается где-то в середине смены, что и учитывает качественно составленная план-сетка, предлагающая по мере наработки навыков взаимодействия мероприятия, требующие все большего коллективного творчества.

 

«ЛИЦО ОТРЯДА»

 

Как и любой человек, свое «лицо» имеет и любая группа людей, в том числе и отряд. Каким будет его лицо, насколько привлекательным для самих членов отряда и для ребят соседних отрядов, зависит от многих факторов. Итак, с чего начинается театр, мы знаем, с чего же начинается отряд? Мы уже знаем, что имя – символ личности. Называя человека по имени, мы удовлетворяем потребность самоутвердиться как личность. Когда мы не называем человека по имени – это обезличенное обращение, в этом случае человек нас интересует не как личность, а как носитель определенных служебных функций. Точно также и с отрядом. Красивое имя, отражающее сущность отряда, – это первая характеристика его «лица». Но никогда не надо забывать о том, что «как корабль назовешь, так он и поплывет». Следует избегать в названии отряда также названий-аббревиатур, например, СПИД, объясняя, что это «союз парней и девчонок». Жалка позиция того комиссара, у которого отряд назвался «рваный кед», а он просто с этим согласился. Может, о названии отряда комиссару следует подумать еще до начала смены, а потом ненавязчиво предложить его на правах такого же члена отряда. Если название будет удачным, дети его с удовольствием поддержат, и уже через минуту забудут о том, кто его предложил.

Визитка членов отряда несет несколько смысловых нагрузок. Это один из способов быстрого запоминания имен детей, это – принадлежность к данной лагерной смене, это принадлежность к данному отряду. Важное значение при разработке макета визитки играет цветовое оформление. С.А.Шмаков рекомендовал каждому отряду иметь свою цветовую гамму, которая будет отражена и в эмблеме, и в других элементах оформления отряда. На общелагерных мероприятиях, например, особый цвет головного убора, бумажного козырька от солнца, галстука и т.д. позволяет легко отличить свой отряд.

Немаловажную роль в формировании «лица» отряда имеют девиз и отрядная песня. Девиз – это, на наш взгляд, кратко сформулированная миссия отряда (давайте вспомним формирование корпоративной культуры), он произносится отрядом на линейках, в начале лагерных дел, его можно вставить в речевки, кричалки и т.п. Отрядная песня должна быть такой, чтобы ее можно было петь и в орлятском кругу, и при движении отряда, и со сцены. Желательно, чтобы, как и имя, девиз и отрядная песня отличались своей уникальностью, привлекательностью, помогали формировать чувство гордости за свой отряд. Мы знаем комиссаров, заранее сочинявших отрядные песни, которые после смены становились «орлятскими» и пополняли репертуар лагеря.

Когда мы приходим в гости, у нас сразу же складывается первое впечатление о хозяевах, об их доме. Точно так же складывается впечатление об отряде, когда мы видим отрядное место. В оформлении отрядного места большая роль уделяется отрядной газете (отрядному уголку). Он может состоять из самых разнообразных разделов, это зависит от фантазии и ребят, и комиссаров. Попробуем обозначить некоторые из них: эмблема отряда – рисунок, графический символ, который отражает сущность отряда, проявляющуюся в его названии, девизе. Название, девиз, отрядная песня, список отряда с указанием отрядных комиссаров, отрядная «неформалка» (стена гласности), место, где будут вывешиваться отрядные награды, отрядная «почта», план на день, расписание занятий, некоторые итоги психодиагностики, новые песни, которые отряд разучивает, соглашения, ожидания, результаты работы по тренинговому блоку программы «Лидер» и др., в том числе, можно ввести рубрику «слово комиссара», в которой комиссары ежедневно вывешивают свое письмо-напутствие детям. Отметим, что все эти материалы должны соответствовать следующим требованиям: эстетичность оформления, размещения, крепления материалов, их регулярное обновление. Всегда надо помнить, что оформление отрядного места – это не самоцель, а совместное творчество всего отряда, «домашний очаг» отряда.

Несколько слов хочется сказать о комнатах и детей, и комиссаров. Как уже было сказано выше, дети стараются подражать тем людям, которых уважают, поэтому, обеспечивая порядок в отряде, в комнатах детей, начните со своей комнаты. Плакаты и цветы, одежда, находящаяся в шкафах, а не на подоконниках и кроватях, регулярная влажная уборка – все это позволит не только создать хорошее впечатление об отряде, повысить среди детей привлекательность их коллектива, но и сберечь их здоровье.

Важную роль в формировании положительного имиджа отряда, его привлекательности играет летопись отряда (отрядный дневник). Отличие его от комиссарского дневника состоит в том, что ведут его сами ребята, или по очереди, или специально выбранная группа. Возьмите листы плотной бумаги, красиво и содержательно оформите титул и первые странички (со списком, названием, девизом отряда и т.п., этими же страничками можно оформлять отрядное место). Последующие странички мы рекомендуем оформить следующим образом: с одной стороны – план на день, который вывешивается в отрядном месте, а с другой стороны – впечатления о дне, анализ дня, интересные случаи за день, рисунки и т.п. Второй стороной лист вывешивается на отрядном месте, например, в рубрике «летопись нашего отряда». В конце смены все листы собираются, переплетаются, дополняются фотографиями и образуют летопись лагерной смены. Там же могут быть и напутствие следующей смене, и впечатления детей о лагере, и общелагерные газеты, и многое другое, зависящее, в первую очередь, от фантазии комиссаров и детей.

 

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТРЯДА

 

В этом разделе мы рассмотрим различные классификации стадий развития отряда. Начнем с классической, предложенной А.Н.Лутошкиным. В своей работе «Как вести за собой» А.Н.Лутошкин рассматривает пять стадий развития коллектива:

«Песчаная россыпь».Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый, как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают другдруга, или просто не решаются, а может быть, и желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы.

Отряд этот существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в него входит.

«Мягкая глина».Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в отряде должен быть комиссар, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В отряде, находящемся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Под­линного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

«Мерцающий маяк».В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь».

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком отряде преобладает жела­ние трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, това­рищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» мая­ка, те, кто не дает погаснуть огню, организаторы, актив.

Отряд заметно отличается среди других отрядов своей индивидуальностью. Однако ему бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хва­тает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов отряда. Недостаточно проявляется инициа­тива, не столь часто вносятся предложения по улуч­шению дел не только в своем отряде, но и в целом в лагере. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус».Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные то­варищи. К ним идут за советом, обращаются за по­мощью, и они бескорыстно оказывают ее.

У большинства членов «экипажа» проявляется чув­ство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Отряд живо интересуется, как обстоят дела в других отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят.

Хотя отряд и сплочен, но бывают такие моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сра­зу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел».Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, от­ветственность каждого не только за себя, но и за весь отряд. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счаст­ливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя отряды, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Если представить себе, что на пути к «Горящему факелу» находятся все отряды вашего лагеря, то можно быть уверенным — цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «Песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой.

Интересным бывает это движение. Вот какой-то отряд решил в два прыжка достигнуть вершины. Ниче­го не вышло, подрастеряли дорогой свой состав: друж­ные группировки, прибывшие на высотные станции, об­наружили, что некоторые члены отряда так и остались внизу. Надо спускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно прий­ти только всем составом.

Рассмотрим еще одну классификацию.

Стадия первая: притирка. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на са­мом деле дети смотрят друг на друга и пытаются определить, насколько глубоко им хочется влезть. Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свои ав­торитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Дети почти не слушают друг друга, а творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует.

Стадия вторая: ближний бой.Многие отряды проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки и разногласия выражаются более открыто. Личные взаимоотношения приобретают значение, сильные и слабые стороны отдель­ных индивидов выходят наружу. Отряд начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходит силовая борьба за лидерство.

Стадия третья: экспериментирование. Потенциал отряда возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать име­ющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот отряд работает рывками, одна­ко есть энергия и интерес понять, как можно работать лучше. Методы работы пере­сматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по по­вышению производительности.

Стадия четвертая: эффективность. Отряд набирает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильном использовании времени и на уточнении задач. Члены отряда начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице». На проблемы смотрят реалистично и решают их творчески. Лидерские функции плавно переходят от одного ребенка к другому, в зависимости от конкретной задачи.

Стадия пятая: зрелость.В развитом отряде действуют прочные связки между его членами. Людей при­нимают и оценивают по достоинству, а не по их претензиям. Отношения носят нефор­мальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраня­ются. Отряд превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхи­щение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавли­вает высокие стандарты достижений.

Комиссар помогает членам отряда в прохождении всех ста­дий развития, ведущих к зрелости. В начале комиссар уточняет задачи, пред­лагает порядок действий, ставит ориентиры и стимулирует детей поближе позна­комиться друг с другом. Иногда это приходится делать напористо и властно. Дальней­шее развитие отряда включает рост открытости, обеспечение комплексного анали­за, подготовку к распределению информации и элементов процесса принятия решений.

Комиссар должен уметь предсказывать наступление очередного этапа раз­вития (зрелости) и вести весь отряд вперед к новым возможностям и трудностям. С повышением качества работы отряда расширяются и возможности для внедрения новшеств в процесс управления. Разные члены отряда могут курировать то или иное за­дание по очереди, в зависимости от своего опыта. Расширяется делегирование полно­мочий, и все больше людей участвует в планировании и принятии решений. Комиссар помогает отряду пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенци­ал, используя для этого личный пример и полномочия.

На самом деле классификаций развития коллектива существует много. Вы можете воспользоваться одной из предложенных или придумать свою. Приведем еще один пример модели развития группы:

· Ориентация

- Оценка ситуации и авторитетов.

- Зависимость от авторитетов и внутренней иерархии.

- Потребность в стабилизации внутри каждого человека.

· Неудовлетворенность

- Неопределенность в планах, задачах и целях.

- Чувство некомпетентности и смущения.

- Расстройство из-за разницы между тем, что ожидалось и тем, что получилось.

· Решение

- Разрешение проблемы разницы между ожидаемым и действительным.

- Развитие гармонии, доверия и взаимоподдержки.

- Четкое распределение ответственности и управления.

· Выполнение

- Совместная работа.

- Чувство силы группы.

- Уверенность в успешности выполнения задач.

· Радость победы

- Чувство грусти.

- Чувство близости к другим членам группы.

- Радость за проделанную работу.

Вопросы и задания:

1.Завтра в лагерь. Что, на ваш взгляд, необходимо взять с собой комиссару? Зачем? Составьте таблицу.

2.А что необходимо взять с собой детям?

3.Представь, что ты – начальник лагеря. Что ты сделаешь, чтобы ребятам в лагере было интересно?

4.Из чего складывается «лицо» отряда? Придумай «лицо» «своему отряду».

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.