|
СЕКРЕТЫ КОМИССАРСКОГО МАСТЕРСТВАСтр 1 из 15Следующая ⇒ СЕКРЕТЫ КОМИССАРСКОГО МАСТЕРСТВА
Г.Калуга, 2007г.
Дорогой друг!
Не секрет, что детский оздоровительный лагерь – это уникальная среда, где ребенок не только набирается сил и здоровья, но и реализует свой творческий потенциал, учится в общении со сверстниками строить взаимоотношения. Задача вожатого, педагога – создать все необходимые для этого условия, а это требует немало усилий, смекалки, желания. В данном методическом пособии, адресованном слушателю Школы комиссарского мастерства, обобщен опыт областного лагерного сбора актива школьников «Ровесник», которому в августе 2007 года исполнится уже 23 года. Пособие адресовано администрации детских оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, а также, надеемся, поможет тебе, начинающему комиссару, в работе с отрядом в детском лагере.
Калужский областной комитет Российского Союза Молодежи.
Секреты комиссарского мастерства. Авторы – составители: А.Кадзасов, А.Пономарев. Редакторы - В.Сергеев, О.Михалькова.
© Калужский областной комитет Российского Союза Молодежи СОДЕРЖАНИЕ 1. КОМИССАР ОТРЯДА. КАЧЕСТВА КОМИССАРА. 3 2. РЕФЛЕКСИЯ. ДНЕВНИК КОМИССАРА. 12 3. ОТРЯД. АТМОСФЕРА ИЛИ ДУХ ОТРЯДА. 14 4. ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТРЯДА.. 20 5. ПСИХОДИАГНОСТИКА. 28 6. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ. 49 7. РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ. 60 8. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ, ГИГИЕНА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ.. 65 9. ВИДЫ СМЕН, ЛАГЕРЕЙ, ИХ ЦЕЛИ. 88 10. ОРГПЕРИОД. СИСТЕМА ДЕЛ ОРГПЕРИОДА. 97 СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОТРЯДА
В этом разделе мы рассмотрим различные классификации стадий развития отряда. Начнем с классической, предложенной А.Н.Лутошкиным. В своей работе «Как вести за собой» А.Н.Лутошкин рассматривает пять стадий развития коллектива: «Песчаная россыпь». Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый, как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают другдруга, или просто не решаются, а может быть, и желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Отряд этот существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в него входит. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в отряде должен быть комиссар, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В отряде, находящемся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать. «Мерцающий маяк». В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь. Я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком отряде преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, кто не дает погаснуть огню, организаторы, актив. Отряд заметно отличается среди других отрядов своей индивидуальностью. Однако ему бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов отряда. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем отряде, но и в целом в лагере. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех. «Алый парус». Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один — за всех, все — за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника — знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Отряд живо интересуется, как обстоят дела в других отрядах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя отряд и сплочен, но бывают такие моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено. «Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь отряд. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это еще не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя первые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя отряды, которым нужна помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим. Если представить себе, что на пути к «Горящему факелу» находятся все отряды вашего лагеря, то можно быть уверенным — цепочка растянулась по всей горе. Кто-то вырвался вперед и приближается к вершине, кто-то топчется у «Песчаной россыпи», кто-то находится на переходе от одной станции к другой. Интересным бывает это движение. Вот какой-то отряд решил в два прыжка достигнуть вершины. Ничего не вышло, подрастеряли дорогой свой состав: дружные группировки, прибывшие на высотные станции, обнаружили, что некоторые члены отряда так и остались внизу. Надо спускаться и помогать остальным. Забыли, что к вершине группировками не добраться, можно прийти только всем составом. Рассмотрим еще одну классификацию. Стадия первая: притирка. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле дети смотрят друг на друга и пытаются определить, насколько глубоко им хочется влезть. Подлинные чувства часто скрываются, кто-то один повышает свои авторитет, а взаимодействие происходит в привычных формах. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Дети почти не слушают друг друга, а творческая и воодушевляющая коллективная работа фактически отсутствует. Стадия вторая: ближний бой. Многие отряды проходят через период переворота, когда оценивается вклад лидера, образуются кланы и группировки и разногласия выражаются более открыто. Личные взаимоотношения приобретают значение, сильные и слабые стороны отдельных индивидов выходят наружу. Отряд начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. Иногда происходит силовая борьба за лидерство. Стадия третья: экспериментирование. Потенциал отряда возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Часто этот отряд работает рывками, однако есть энергия и интерес понять, как можно работать лучше. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности. Стадия четвертая: эффективность. Отряд набирает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильном использовании времени и на уточнении задач. Члены отряда начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице». На проблемы смотрят реалистично и решают их творчески. Лидерские функции плавно переходят от одного ребенка к другому, в зависимости от конкретной задачи. Стадия пятая: зрелость. В развитом отряде действуют прочные связки между его членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по их претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Отряд превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений. Комиссар помогает членам отряда в прохождении всех стадий развития, ведущих к зрелости. В начале комиссар уточняет задачи, предлагает порядок действий, ставит ориентиры и стимулирует детей поближе познакомиться друг с другом. Иногда это приходится делать напористо и властно. Дальнейшее развитие отряда включает рост открытости, обеспечение комплексного анализа, подготовку к распределению информации и элементов процесса принятия решений. Комиссар должен уметь предсказывать наступление очередного этапа развития (зрелости) и вести весь отряд вперед к новым возможностям и трудностям. С повышением качества работы отряда расширяются и возможности для внедрения новшеств в процесс управления. Разные члены отряда могут курировать то или иное задание по очереди, в зависимости от своего опыта. Расширяется делегирование полномочий, и все больше людей участвует в планировании и принятии решений. Комиссар помогает отряду пройти все стадии развития и полностью раскрыть свой потенциал, используя для этого личный пример и полномочия. На самом деле классификаций развития коллектива существует много. Вы можете воспользоваться одной из предложенных или придумать свою. Приведем еще один пример модели развития группы: · Ориентация - Оценка ситуации и авторитетов. - Зависимость от авторитетов и внутренней иерархии. - Потребность в стабилизации внутри каждого человека. · Неудовлетворенность - Неопределенность в планах, задачах и целях. - Чувство некомпетентности и смущения. - Расстройство из-за разницы между тем, что ожидалось и тем, что получилось. · Решение - Разрешение проблемы разницы между ожидаемым и действительным. - Развитие гармонии, доверия и взаимоподдержки. - Четкое распределение ответственности и управления. · Выполнение - Совместная работа. - Чувство силы группы. - Уверенность в успешности выполнения задач. · Радость победы - Чувство грусти. - Чувство близости к другим членам группы. - Радость за проделанную работу. Вопросы и задания: 1.Завтра в лагерь. Что, на ваш взгляд, необходимо взять с собой комиссару? Зачем? Составьте таблицу. 2.А что необходимо взять с собой детям? 3.Представь, что ты – начальник лагеря. Что ты сделаешь, чтобы ребятам в лагере было интересно? 4.Из чего складывается «лицо» отряда? Придумай «лицо» «своему отряду».
ПСИХОДИАГНОСТИКА.
Диагностические методики играют важную роль в работе комиссара. Используя их регулярно, мы учимся анализировать свою работу, получать «обратную связь», вовремя корректировать свои действия. Психодиагностика - область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности; описание состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. Основные этапы психодиагностики: § сбор данных;. § переработка и интерпретация данных; § вынесение решения – диагноз и прогноз. Ниже мы предлагаем вам несколько методик, которые вы можете использовать в своей работе.
Индекс групповой сплоченности Сишора. Работая с группой, иногда бывает очень важно знать, насколько она сплочена. Показатель сплоченности очень просто получить с помощью данной методики. Для начала необходимо, чтобы каждый участник группы (например, отряда в лагере) индивидуально ответил на приведенные ниже вопросы. Цифры в скобках не зачитываются.
I. Как Вы оценили свою принадлежность к отряду? 1. Чувствую себя его членом, частью коллектива (5). 2. Участвую в большинстве видов деятельности (4). 3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3). 4. Не чувствую, что являюсь членом отряда (2). 5. Живу и существую отдельно от него (1). 6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1). II. Перешли бы Вы в другой отряд, если бы Вам представилась такая возможность (без изменений прочих условий)? 1. Да, очень хотел бы перейти (1). 2. Скорее, перешел бы, чем остался (2). 3. Не вижу никакой разницы (3). 4. Скорее всего, остался в своём отряде (4). 5. Очень хотел бы остаться в своём отряде (5). 6. Не знаю, трудно сказать (1). III. Каковы взаимоотношения между членами Вашего отряда? 1. Лучше, чем в большинстве отрядов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве отрядов (2). 3. Хуже, чем в большинстве отрядов (1). 4. Не знаю (1). IY. Каковы у Вас взаимоотношения с комиссарами? 1. Лучше, чем в большинстве отрядов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве отрядов (2). 3. Хуже, чем в большинстве отрядов (1). 4. Не знаю (1). Y. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем отряде? 1. Лучше, чем в большинстве отрядов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве отрядов (2). 3. Хуже, чем в большинстве отрядов (1). 4. Не знаю (1). После этого суммируются баллы, соответствующие выборам участника (они указаны в скобках). Полученные суммы каждого участника, в свою очередь, тоже суммируются, а эта новая сумма делится на число членов группы. Получившееся среднее числительное и является индексом групповой сплоченности. Далее он размещается на шкале, где на одном полюсе 5 баллов (минимальная сплоченность), а на другом – 19 (максимальная сплоченность). После этого делается вывод о том, достаточна ли сплоченность данной группы, или стоит еще над ней поработать. Социометрия. Данную методику можно использовать для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений. Описываемый вариант методики вполне годится для исследования любой более или менее стабильной социальной группы с числом участников от 10 до 30 человек. Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-нибудь помещении, получают инструкцию примерно следующего содержания: Ваша группа существует уже достаточно давно. За это время вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные взаимоотношения типа симпатий и антипатий. Не все, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от идеальных. С кем-то вам хорошо быть в одной группе, с кем-то – не очень. Иначе, как правило, не бывает. Но представьте себе, что все начинается сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав вашей группы. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, который предварительно необходимо подписать вверху справа (указать свои фамилию и имя): 1. Кого из членов вашей группы вы включили бы в состав вновь создаваемой группы? Перечислите в порядке предпочтения несколько человек. 2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе вновь создаваемой группы? Перечислите несколько человек в порядке отклонения. Полученные от членов группы листки с ответами на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющиеся в них данные сначала переносятся в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Она устроена следующим образом. Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке (можно алфавитном). В строках, где указаны фамилии членов группы, порядковыми цифрами от 1 и далее каким-либо цветом, например, синим, отмечаются выборы, сделанные данным участником группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.
В приведенном фрагменте матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: 1 выбор приходится на Егорова, 2 – на Сидорова, 3 – на Петрова. Точно так же, но цифрами другого цвета, например, красного, отмечаются сделанные отклонения. Если выборы взаимные, то соответствующий факт отмечается заключением цифр в кружки синего цвета, а если отклонения взаимные, то же самое делается с помощью кружочков красного цвета. Крайние правые столбцы и нижние строки матрицы итоговые. В них вносятся итоговые данные о числе выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчитав число синих цифр в строке каждого члена группы, устанавливают число сделанных им выборов и соответствующие данные записывают в первый правый столбец матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путем, но за счет определения числа красных цифр в строке соответствующего испытуемого. Они заносятся в соответствующий правый столбец матрицы. Для того, чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо подсчитать число синих цифр в столбце с фамилией этого члена группы и результат записать в первой нижней строке. И аналогичным образом устанавливается и фиксируется в матрице, во второй ее нижней строке, число полученных отклонений. В заключение определяется общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных участниками данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу (отмечены в матрице знаками S). Просматривая нижние строки заполненной матрицы, можно определить лидера в группе. Им будет тот ее член, который получил от остальных наибольшее число выборов. По отклонениям можно установить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. Это тот, кто получил больше всего отклонений. Более детальную и наглядную картину отношений в группе можно получить, построив социограммы. Это специальные графические рисунки, на которых с помощью соответствующих условных обозначений изображены все выявленные в исследованной группе взаимоотношения. Чаще всего строятся групповые социограммы-мишени и индивидуальные социограммы лидера и отвергаемого – того члена группы, который получил меньше всего выборов и больше всего отклонений со стороны остальных участников данной группы. Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма-мишень, обычно соответствует максимальному числу выборов, полученных кем-либо из членов группы. Например, 11 таких окружностей. Следовательно, максимальное число выборов, полученных в этой группе, равно 11 и относится к лидеру. Он и показывается в центре социограммы-мишени. Остальные участники группы располагаются в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. Это число уменьшается от центра к периферии. За пределами всех окружностей и социограммы в целом располагаются те, кого никто из членов группы не выбрал. Выборы и отклонения на социограмме отмечаются соответственно стрелками синего и красного цвета, направленными от того, кто выбирает, к тому, кого он выбирает. Данные обследования группы, представленные на социограммах, нередко дополняются вычислением числовых показателей, которые также характеризуют изучаемую группу количественно и качественно. Из этих показателей наиболее часто используется индекс групповой сплоченности, который выглядит следующим образом:
где Сn – показатель групповой сплоченности; K – общее число взаимных выборов, сделанных в данной группе; Sвв – максимально возможное число взаимных выборов в данной группе. Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель Sвв определяется, в свою очередь, по формуле
где п – число членов изучаемой группы.
Оценка прожитого дня. Древо жизни. Симпатичное высохшее дерево, принесенное из леса, ставится на отрядном месте. Рядом кладется набор: черные листья, зеленые листья, цветы, плоды, пластилин. И вечером каждый ребенок что-то прикрепляет на ветках: плод – день прошел полезно, плодотворно, цветок – довольно неплохо, зеленый листок – что-то было, конечно, а вообще – ни то, ни се, черный – «чахлый», пропащий день. В конце смены «древо жизни» приобретет неповторимую окраску смены. У него на память можно и сфотографироваться всем отрядом.
Анализ дня на огоньке. Вечерний огонек представляет собой специфическую форму анализа ситуации в группе (например, в отряде). Огонек - это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Существует несколько вариантов проведения.
§ день в целом; § работа отряда; § работа лагеря; § работа дежкома. Делаются выводы и выстраивается соответствующий план работы на следующий день.
§ Выполнен ли план на день? § Справились ли группы со своими поручениями и заданиями? § Есть ли неудачи, замечания? § Как проявили себя те или иные ребята? Затем: § Мнения о прожитом дне: что в отряде случилось, что надо сделать, чтобы жизнь отряда была интересной. § Время свободного обсуждения. Эта схема позволяет осмыслить успехи общие и каждого человека конкретно. После этого также делаются выводы и выстраивается соответствующий план работы на следующий день.
Таблица типов
Интерпретация
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|