Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТРЯДА





 

Одной из основных задач организационного периода смены (о чем мы будем говорить чуть позже) – выявление начальных лидеров и формирование органов самоуправления в отряде.

Лидер - ведущий - человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится выложиться для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском коллективе встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).



Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися, в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни коллектива, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по коллективу, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение коллектива, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому его члену возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.

Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров на начальной стадии формирования отряда.

Фигура. Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, неинициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.

Выбор руководителя похода. Ребята называют всех потенциальных руководителей туристского похода. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так отряд разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.

Полет на Луну. Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.

Геометрия для слепых. Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.

Стульчики. Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.

Лидер. Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть несложными и интересными, например:

§ придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;

§ построиться по цвету волос от светлых к темным;

§ оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания:

 

Красный квадрат § организатор коллективной деятельности
Зеленый треугольник § генератор идей
Бордовый ромб § невостребованный талант
Коричневый прямоугольник § дезорганизатор

 

Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали.

Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

Киностудия. Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: «Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма». После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.

Старт. Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе. Правила организации игры:

1. количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;

2. все этапы должны быть одинаковыми по длительности, как правило, этап длится 7-10 минут;

3. следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.);

4. у каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение;

5. переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу;

6. задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап;

7. важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.

 

Органы самоуправления отряда могут быть самыми разнообразными. Основная цель, которую мы преследуем, создавая их, – научить ребят самостоятельно организовывать свою деятельность, дать им понять, что в отряде все зависит от них. Зачастую отрядные органы самоуправления зависят от общелагерных. Рассмотрим несколько моделей. Ими можно пользоваться по отдельности, а можно в различных сочетаниях.

Дежурный командир отряда (дежком) – формальный лидер отряда. Избирается ежедневно на вечернем огоньке отряда. Полностью отвечает за проведение отрядом следующего дня. Подробный функционал дежкома желательно изложить в памятке дежкома.

Комиссару необходимо следить, чтобы в роли дежкома побывало как можно больше членов отряда.

Командир отряда – избираемый на всю смену член отряда. Как правило, одновременно является членом общелагерного органа самоуправления. Выполняет представительную функцию в Совете, отвечает за определенный участок работы в Совете лагеря, является связующим звеном между отрядом и общелагерным органом самоуправления.

Постоянно действующие структурные единицы отряда (группы). Любой коллектив можно сделать управляемым, только разбив его на небольшие группы (по 5-6 человек), во главе с командиром, избираемым из состава группы. Каждая группа отвечает за определенный участок работы отряда, например, дежурная, оформительская, сюрпризная и др. Ежедневно или через несколько дней функционал групп меняется (ЧТП – чередование традиционных поручений). Этими же группами можно работать при подготовке какого–либо общелагерного или отрядного дела. Полезно придумать названия групп, их девизы и использовать при проведении утренних линеек отряда.

Некоторые члены отряда могут иметь постоянно действующие поручения, но это возможно только с их согласия и согласия всего отряда, например, в отряде только два художника.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.