Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ.





 

Прежде чем приступать к работе с детьми в детском оздоровительном лагере, необходимо проанализировать психологические особенности разновозрастных групп и разработать соответствующие методические рекомендации по воспитательной работе с ними.

Результаты такого анализа представлены в таблице:

 

Характеристика психологических особенностей Методические рекомендации
1. Переходный к подросткам возраст (9-10 лет)
Большая жизнерадостность, еще достаточная уравновешенность в поведении, в общении. Возраст пониженной конфликтности, и если отряд «лихорадит» - ищите причину конфликта в том числе и в своем поведении, в стиле общения, который Вы им предложили. Положительные эмоции быстро нормализуют ситуацию. Возникает вопрос, как ее нормализовать? Ну, конечно же, заранее спланированный успех, радость сопереживания, общая победа - это все в Ваших руках.
Стремление к активности и практической деятельности. В целом отношение к действительности носит у них практически действенный характер. Это находит свое выражение в жажде практической деятельности, в постоянной готовности участвовать в любом предложенном деле. Они любят выполнять любые поручения, не задумываясь над способами их выполнения и увлекаясь их содержанием. Вместе с тем, выполняя какое-либо дело, ребенок очень заинтересован той ролью, которая выпадает лично ему. Ему всегда хочется занимать положение человека, облеченного какой-то обязанностью, выполняющего совместно со старшими ответственное дело. Надо ли говорить, что реализация этой потребности требует реальных и конкретных дел. Причем в силу того, что в этом возрасте ребята не способны к длительным усилиям, дела должны быть разнообразными, недолговременными, эмоционально окрашенными. Обязательно предусмотреть ролевое распределение обязанностей, не забыть о нем и, конечно, оценить, причем оценки требуются постоянно. Не злоупотребляйте вербальными формами, нужны конкретные, живые дела. Возьмем на заметку, что нединамичные разговорные формы дела уже через 15—20 минут перестают быть значимыми, внимание рассеивается, продолжение бессмысленно.
Большое место занимают эмоции, им подчинены психические процессы и поведение детей. Соответственно, все дела должны быть эмоционально окрашены. Однако помним, что высокий эмоциональный накал не может быть постоянным, эмоции тоже должны «отдыхать». Эмоциональный настрой у ребят, как любой процесс развития, идет по спирали. Это мы обязательно предусмотрим при планировании дел на день, неделю, смену.
Контактны, дружелюбны, легко вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Незнакомый человек может легко установить непринужденные отношения. Легкость контактов влечет за собой и легкость, с которой вчерашние закадычные друзья уже сегодня нашли себе новых. Здесь налицо противоречие. С одной стороны, для нас важно, что ребята легко принимают нас, пока незнакомых для них, что создает хорошую основу для дальнейшего взаимодействия. Это помогает вожатому, воспитателю преодолеть барьер первичного контакта, быстрее познакомиться. С другой стороны, надо учитывать это свойство быстрой сменяемости интереса к людям. И мы обязательно подумаем над тем, как нам научить ребят дружить, привить им устойчивые глубокие дружеские чувства, уважение и ответственность в дружбе. Это, конечно, непростая задача, но нужная, ведь она во многом определяет в будущем и семейные отношения ребят
Очень любознательны. Наблюдается направленность интересов на внешний мир. Любят овладевать новыми умениями, предпочитают яркое, незнакомое, любят быстро меняющиеся события, приключения. В основной работе в лагере не следует упускать возможность развития познавательных интересов ребят, очень благодатное время для расширения кругозора, развития мобильности ума, накопления разнообразной информации. Кроме того, очень благоприятные условия создаются для формирования навыков самообслужива­ния труда и гигиены, причем заложенные в этом возрасте, они часто становятся устойчивыми стереотипами поведения.
Могут настойчиво добиваться привлекательной цели. Они сравнительно легко преодолевают внешние препятствия; там же, где встречаются внутренние трудности, т.е там, где деятельность не отвечает потребностям ребенка, поведение отклоняется от поставленной цели и идет в более легком, непосредственно увлекательном для ребенка направлении. Эмоциональная неустойчивость делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком отдалена во времени и ее достижение требует постановки ряда промежуточных задач. Поэтому лучше всего удаются этим ребятам дела короткие по объему, близкие и конкретные по результатам, если от замысла до завершения все дело легко им представляется. Неуспех оказывает на деятельность разрушительное воздействие: он разочаровывает, побуждает оставить задуманное. Успех же, особенно если он быстро и ярко ощутим и получил признание окружающих, сообщает деятельности большой эмоциональный подъем и желание повторить удавшееся.
Преувеличенное представление о своих возможностях, охотно берутся за многое, не доводя до конца. Конечно же, все дела должны иметь продолжение, закрепление каждый раз на новом витке трудности. На помощь придут те самые ежедневные огоньки, подведение итогов, анализ дела и т д. Не поддавайтесь, приучайте совершать волевые усилия, чтобы завершить каждое начатое дело.
Велика еще роль игры. Дети этого возраста любят подвижные и сюжетные творческие игры. Особенно их привлекают игры, сюжеты которых содержат веселые, смешные, таинственные приключения; но больше всего их захватывают и увлекают игры, в которых они могут «совершать» героические подвиги, смелые поступки, проявлять ловкость, силу и мужество. Их начинают привлекать нравственно - психологические качества: смелость, выдержка, верность другу (кстати, они любят видеть эти качества в Вас). Значительными становятся взаимоотношения с товарищами. Если в первое время маленькие школьники были поглощены каждый своими занятиями и заботами, то теперь они стали интересоваться делами и поступками друг друга. Постоянно сравнивают свои результаты и успехи с другими. Увлекаются соревнованиями и состязаниями. Всегда готовы помериться силами. Арсенал игр велик, и, конечно, выигрывает воспитатель, который знает и умеет играть не только в пятнашки. Загляните в справочники и картотеки игр, и Вы найдете там много интересного. Причем, зная игры, можно на их основе вместе с ребятами придумывать новые, свои игры. Временами мы сталкиваемся с желанием показать свою исключительность: грубит - смотрите, какой я смелый, упрямится - какой самостоятельный и принципиальный. Это искаженное понимание нравственных качеств можно откорректировать, если с помощью различных игр поставить подростков в ситуацию, где он сможет проявить и смелость, и самостоятельность, и мужество. На помощь придут различные игры на природе с элементами туризма и спорта и др. В этом возрасте готовы соревноваться во всем: в силе, ловкости, спортивных и туристических соревнованиях, знаниях (турниры смекалистых, аукционы знаний), в поведении. Но, устраивая соревнования, не забывайте, что условия их должны быть очень конкретными, легко проверяемыми и гласными (гласные условия и результаты должны быть на всех возрастных этапах - это непременное условие любого соревнования). Еще один момент хочется напомнить. Пока нет еще устойчивых связей, следует чаще менять составы микрогрупп для выполнения любого дела. Кроме того, эта возможность дать ребятам лучше познакомиться, узнать друг друга, сломать стереотипы первичного впечатления, формирует общительность и коммуникативную культуру. Большим подспорьем здесь может оказаться такая разновидность работы, как «разбивка» - различные игровые варианты деления большого количества на микрогруппы.
Авторитет взрослого еще велик. Прямое воздействие эффективнее, если опирается на мнение коллектива и поддерживается детьми. Тем не менее, руководство старшим принимается охотно, относятся с доверием. Доброжелательное отношение, участие взрослого вносит оживление и вызывает активность детей. Учитывая большое значение мнения и оценки взрослого, мы будем очень осторожны со словом. Поддерживая, поощряя или наказывая, мы понимаем сколь это значимо и какой глубокий след оставляет в душе ребенка. «Словом можно убить, Словом можно спасти. Словом можно полки За собой повести». Конечно, быть осторожным со словом надо всегда, но в этом возрасте особенно, чтобы не ранить ребенка, не сделать его инвалидом. Поручая ребятам дело, отправляя их на уборку урожая или в поход (даже если Ваше прямое участие не предусмотрено), обязательно поинтересуйтесь результатами, впечатлениями, настроением. Ваше участие и внимание - значимы! Изначальная авторитетность взрослого поможет Вам, особенно на первых порах, установить с ребятами хорошие, деловые и доброжелательные отношения, но не обольщайтесь, следите, когда наступит момент более критического и внимательного отношения к Вам, Вашим делам и поступкам, и эта критичность уже пробивает себе дорогу.
Переход достаточно труден, появляется и проявляется стремление к взрослости, не хочет быть ребенком. Не сюсюкайте, не называйте детьми, не говорите о них: «маленькие», предоставьте возможность проявиться взрослости.
2. Младшие подростки (11-12 лет)
В образе жизни подростка происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется характер учебной деятельности, и общая ситуация их школьной жизни имеет свои последствия. Содержание учебного материала представляет собой теперь систематическое изложение основ наук. Его усвоение приводит к формированию на протяжении всего подросткового возраста мышления в понятиях, что, в свою очередь, оказывает большое влияние на все психическое развитие школьника. Новые знания обогащают и расширяют представления учащихся об окружающей действительности, открывают новые области явлений, а новый уровень мышления делает возможным сопоставлять и систематизировать свои представления и глубже проникать в причины и сущность явлений. На этой основе формируется более высокий уровень познавательных интересов подростков. Интересы становятся более устойчивыми, перестают носить эпизодический характер, не исчерпываются знаниями, получаемыми на уроке. У младших подростков возникает желание участвовать в предметных кружках, появляется интерес к научно-популярной литературе и научной фантастике. Это связано с развитием у подростка более сложных, абстрактных форм мышления. Вместе с тем дети этого возраста еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и поэтому нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе. В лагере требуется помощь в выборе кружка и видах деятельности. Часто воспитателей возмущает непостоянство ребячьих интересов в этот период и напрасно, пусть выбирает, это нормальный процесс. Это благоприятное время научить их читать литературу, развить интерес и привить вкус к чтению и литературе.
На основе развития новых форм мышления у ребят младшего подросткового возраста формируется относительно устойчивая система отношений к окружающему и к самим себе, возникает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах и поступках, формируется самооценка. Важным фактором развития является коллектив сверстников и общественное мнение. Благодаря накопленному предыдущему «опыту» совместной жизни со сверстниками резко возрастает значение коллективных отношений, расположение к нему товарищей, их оценка его поступков. Уже можно использовать такие методики, как «Мишень». Необходимо учитывать, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, т. е. он стремится занять достойное место в среде сверстников, играть в нем роль, ими одобряемую.
Появляются и становятся существенными новые условия развития, а именно - собственные требования к себе и собственная оценка своей личности. Теперь формирование новых качеств и свойств личности начинает зависеть не только от стремления школьника быть на уровне требований коллектива, но и от стремления быть на уровне собственных требований. Подростки стремятся занять определенное положение в коллективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и стремятся их достигнуть (хотя это и не всегда соответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность - быть не только на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Исследования показывают, что в тех случаях, когда школьник не может удовлетворить свои притязания (когда оценки, которые он получает, ему кажутся недостаточно высокими, а в деятельности он терпит неуспех), у него возникают острые отрицательные эмоциональные переживания.
В центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми; начинают складываться относительно независимые и устойчивые моральные взгляды, оценки. В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с моральными требованиями взрослых. Примером может быть правило: «Не выдавать». Мое глубокое убеждение, что такие правила с общечеловеческой точки зрения не так уж аморальны, если речь не идет о преступлении. Педагог чаще всего стоит на позиции, что подросток обязан немедленно по его требованию все рассказать. Здесь не все так прямолинейно надо решать: честность, откровенность, конечно же, добродетели, и если подросток убежден в этом, он сам расскажет. А мы возьмем себе на заметку, что в случае расхождения понятия морали во взрослой среде и подростковой, подростки всегда следуют морали, принятой в их среде, упорно ее отстаивают, не боясь идти с Вами на конфликт. Значит, разбираться здесь надо глубже, изучая мотив действия, поступка, формируя убеждение в правильности Вашей позиции. Как часто, требуя «выдачи» зачинщика, педагог совершает ошибку, наказывая в целом коллектив, что, как известно, всегда сплачивает к сопротивлению. У младшего подростка достаточно нестойкая собственная позиция, и она может измениться на противоположную под влиянием мнения коллектива или авторитетного взрослого. Вспомнив об этом, легче избежать типичных ошибок. Достаточно в такой ситуации смены группы общения подростка, чтобы поправить дело.
Особенность самосознания младших подростков заключается также и в том, что хотя они стремятся понять самого себя, они еще не умеют достаточно глубоко анализировать свои поступки, свой успех и неудачи. Поэтому каждый успех часто вызывает у подростка чувство неуверенности и даже переживание своей неполноценности. Поэтому для подростков характерна недостаточная устойчивость переживаний, намерений и оценок. Этими же особенностями самосознания объясняется повышенная чувствительность подростков к тому, как относятся к ним окружающие, их «ранимость», выражающаяся в обидчивости, упрямстве, вспыльчивости, а иногда в грубости и резкости. Именно это является причиной возникновения уже с 5-го класса частых конфликтов, вспыхивающих между детьми, а еще чаще между детьми и взрослыми. Интерес к своей личности не ослабляет у подростков интереса к внешнему миру. Напротив, в этом возрасте у детей укрепляются связи с коллективом, товарищами. Резко выраженное стремление занять достойное место, утвердить себя (для этого нередко прилагаются большие усилия) приводит не всегда к положительному результату, и если у подростка не получается решить эти задачи в классе, в отряде - он непременно будет искать другие пути. Помочь найти себя и занять адекватное место можем мы, взрослые. В делах ставить в позицию ответственности, меняя роли, оценивая результативность, акцент делая на том, что получается, что хорошо.
У младшего подростка заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Тенденции эти усиливаются в данный период и связаны с началом интенсивного физического и физиологического созревания. Хотя и проявляется стремление к самостоятельности, к активной деятельности, но еще недостаточно сформированы навыки самостоятельной деятельности, действий, их надо последовательно развивать и укреплять.
Если взрослые не учитывают положительного в целом стремления подростка к самостоятельности, оно может принять уродливый характер, вызвать появление отрицательных черт (упрямство, грубость, резкость). Значительную помощь окажет естественное стремление ребят к красочным, игровым, романтическим функциям работы.
3. Старшие подростки (13-14 лет)
Этот период не может рассматриваться как самостоятельный этап возрастного развития, он является непосредственным продолжением предыдущего и стартовой позицией перехода к юношеству. На этом этапе получают достаточно полное выражение те тенденции развития, которые имели место в младшем подростковом возрасте и еще раньше. Здесь четко просматриваются три ведущие тенденции: формирование собственной точки зрения на нравственные требования и оценки, дальнейшее развитие самосознания и стремление определить свое место среди окружающих.
Стремление подростка утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. Подросток хочет найти свое место в жизни, устремляет взгляд в будущее, однако пока это сочетается с позицией школьника, он еще слишком поглощен школой, учением, взаимоотношениями с товарищами. Необходимо дело, которое отличалось бы от всего, что он делал раньше, и по содержанию, и по организации. К этому стремлению нужно относиться уважительно и помочь.
Возрастные возможности старших подростков и их стремление определить свое место среди окружающих приводят к важному следствию, в этот период возникает известное расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на которое он внутренне претендует. Он действительно стал взрослее во всех отношениях, более самостоятелен и умел, расширились кругозор и интересы, стал способен управлять своим поведением, что порождает потребность к какой-то новой позиции, он хочет признания со стороны окружающих его больших возможностей и, стало быть, больших прав, четко проявляется устремление к «взрослости», «к самостоятельности», «к самоутверждению». Стремление к взрослости приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Направления поиска могут быть различны: бросить школу, начать зарабатывать деньги, некоторые пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых, начинают курить, одеваться по-взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями полов, для них очень характерно внимание к внешнему виду и появляются дорогие и дешевые (часто безвкусные) украшения, необыкновенные стрижки приходят на смену длинным волосам и т. д. Внешний вид со временем можно откорректировать, а вот огромную опасность представляют распространенные в лагерях наркотики (надо ли говорить здесь о таящейся беде) и, конечно, раннее вступление в интимные отношения. Как показал наш опыт, не уходить от этих проблем надо, а идти им навстречу, объяснять, рассказывать, вызывать на откровенность своим тактичным поведением, доброжелательностью, информированностью, компетентностью.
Впервые появляется стремление составить некоторую общую картину мира, общее представление о самом себе, появляется еще неосознанное до конца стремление упорядочить и объединить свои взгляды и отношения. Мышление как бы становится на службу потребности подростку разобраться во всем окружающем. Вместе с тем, развитие мышления в этот период характеризуется еще неумением подростка охватить богатство и многогранность действительности с позиции усвоенного им общего понятия. В этой связи подростку хочется выяснить: зачем живет человек, какова будет жизнь в дальнейшем, зачем живет он сам, каким он станет, когда будет взрослым. Формируются зачатки мировоззрения и связанного с ним общего мироощущения. Большое значение для этого имеет продвижение подростка в его умственном развитии. В этот период у старших подростков возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов и явлений, т.е. к более совершенному способу познания действительности. Данная особенность в сочетании с небогатым пока еще жизненным опытом делает часто подростка очень односторонним в своих суждениях и взглядах, слишком прямолинейным и нетерпимым. Он еще не умеет выявлять причинно-следственные связи, вникать и учитывать точку зрения другого человека. Эта особенность находит свое выражение и в отношении с людьми, с которыми он общается. Иногда человек лишь одним хорошим словом или поступком, или даже красивым жестом может завоевать расположение подростка и заставить его закрыть глаза на присущие этому человеку недостатки. И наоборот, какой-нибудь неблаговидный поступок, который не характерен для личности в целом, может в корне изменить отношение подростка к этому человеку. Этим объясняются имеющие место в этом возрасте «крушение авторитетов», безжалостность и жестокость.
Стремится не только больше знать, но и больше уметь. Не пытайтесь все делать сами, больше доверяйте, поручайте все сложные дела - не бойтесь ошибок - идет нормальный процесс накопления опыта.
Обладает уже достаточно широкими и разносторонними интересами, которые расширяются и дифференцируются. Требуется в этот период и выход за рамки общения своего класса, отряда, желание расширить социальные связи, что имеет двоякое значение: с одной стороны, обогащает опытом общения, с другой - расширяет социальные связи. Они с особым увлечением занимаются техникой, спортом, туризмом, участвуют в научных кружках. Этому способствует та огромная информация, которую повседневно получают старшие подростки по радио и телевидению.
Проявляется повышенная активность, действенность. Но в отличие от младших подростков нет стремления к получению оценки их деятельности со стороны взрослых, чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимаются нравоучения, нотации, разговоры.
Подросток стремится все понять, сам во всем разобраться, уяснить свое отношение ко всему, что и кто его окружает. Отсюда склонность спорить, оспаривать, казалось, даже очевидные факты перестают принимать «на веру». В частых в это время спорах пытаются выявить свою точку зрения, и, если это удастся, подросток начинает страстно утверждать ее, даже навязывая другим. В условиях летнего лагеря особенно сложно завоевать и удержать авторитет, так как времени очень мало, а интенсивность общения велика. Здесь надо быть предельно внимательным к себе, своим словам и поступкам. Времени на формирование отношений может просто не быть. Бывает и другая крайность, подростки, осуждая поступок товарища, могут быть настолько жестоки, что явно потребуется Ваше вмешательство, чтобы подросток соотносил свою прямолинейную позицию с гуманистическими чувствами, учился чуткости, вниманию и доброте, не терял при этом своей принципиальности.
Происходит изменение в развитии моральных чувств и сознания. К этому времени подросток уже усвоил определенную систему моральных требований и овладел определенными нормами взаимоотношений между людьми. К этой области складывается свое личное отношение: одни нравственные нормы и требования начинают действительно определять все его поведение; другие остаются для него лишь внешними требованиями и либо не выполняются вовсе, либо выполняются только под давлением окружающих. Образование собственных моральных установок и требований определяет иной характер взаимоотношений старшего подростка не только с отдельными людьми, как мы об этом говорили выше, но и с коллективом в целом. Если в предшествующие годы для принятия детьми требований коллектива и подчинения им огромную роль играло стремление сохранить свое положение в коллективе и завоевать авторитет у товарищей, то теперь старший подросток уже может противостоять влиянию окружающих в том случае, когда он не соответствует его собственным требованиям - убеждениям. Таким образом, на основе сознательно усвоенных моральных требований у старшего подростка появляется известное «освобождение» от непосредственного влияния коллектива. В этом значительное отличие старших подростков от младших, которые часто были готовы, не раздумывая, идти вслед за коллективом. Такого рода самостоятельность очень ценна, она необходима для становления личности. Появление достаточно осознанных моральных требований и оценок вносит значительные изменения в волевую сферу подростка. Напомним, что школьники более младшего возраста могли успешно действовать лишь в том случае, если цели деятельности и сама деятельность были для них достаточно привлекательны; длительная многоэтапная деятельность была им трудна, а препятствия их демобилизовывали. Старшие же подростки, сознательно поставив перед собой цель или приняв определенное решение, могут действовать даже в тех случаях, когда содержание деятельности их не привлекает или когда на пути достижения цели у них встречаются серьезные препятствия.
Глубокой и существенной характеристикой личности является преобладание доминирования направленности личности на себя или на других. В зависимости от этой направленности складываются и многие другие особенности человека. Так, например, направленность на себя часто связана с такими чертами, как зазнайство, жадность, стремление быть на виду, пренебрежение к товарищам и т.п., а направленность на других с такими чертами, как доброжелательность, бескорыстие, готовность прийти на помощь другому и т д. Тут надо особо учесть, по крайней мере, две психологические особенности старших подростков. Во-первых, то, что на основе возросшей самостоятельности у них возникает активное стремление осуществлять в своей жизни освоенные ими моральные требования. Во-вторых, то, что старшие подростки обладают большой зоркостью и наблюдательностью ко всем явлениям окружающей жизни. В связи с этим они замечают в ней каждое несоответствие усвоенным ими моральным нормам. Такое несоответствие очень остро переживается подростками и может привести к обесцениванию самих моральных взглядов и принципов.
Следует помнить, что отношения старших подростков с взрослыми значительно усложняются; прямое непосредственное давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета или ненавязчивого предложения прийти на помощь. Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их в правильности своих предложений. Если же моральные установки самого подростка являются неправильными, ему необходимо найти доказательства несостоятельности и должности взглядов подростка. Другая особенность взаимоотношения взрослых со старшими подростками заключается в необходимости оказывать им доверие и предоставлять, возможно, большую самостоятельность. В руководстве старшими подростками есть и еще одно условие: чтобы иметь авторитет у детей этого возраста, надо его завоевать. Подростки чутко улавливают любые противоречия во взглядах старших людей и болезненно относятся к малейшему расхождению между тем, что взрослые утверждают и пропагандируют, и тем, как они сами поступают и думают.

 



Следующая возрастная ступенька - юность. Это особая пора в жизни человека. Она характеризуется тесным переплетением в человеке взрослости и подростковой угловатости, самоуверенность сочетается с растерянностью, доверчивость - со скепсисом, устремленность в будущее - с негативизмом.

Юность - шаг в зрелость, пора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих планов. Пора всепоглощающего стремления к общению, ни на одном возрастном этапе общение не приобретает такое значение, как в юности. Юность бескомпромиссна, и ее ведущей чертой является жажда самовыражения и самораскрытия. Конечно же, юность сумбурна, противоречива. Но это время первой любви, пора становления дружбы. Цена дружеской верности, преданности, чести как никогда высока.

Несколько советов, если придется работать с подростками, уже ставшими юношами. Им становятся под силу более значительные дела, чем нам кажется, поэтому давайте больше самостоятельности, они любят осознавать свою нужность, потому что как никогда хотят разобраться в себе, почувствовать силу своего Я, пытаются оценить себя сами. Будучи сами очень чуткими и ранимыми, юноши часто бывают прямолинейны и бескомпромиссны до бестактности. Стесняются проявления нежности, чуткости, часто прячут их под маской равнодушия и грубости.

Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую приводит к потере чувства реальности. Характерна повышенная критичность, часто в позиции «со стороны». Это лишь штрихи к портрету юношества, но пусть они помогут Вам в работе.

Заканчивая разговор о некоторых особенностях работы с подростками, хотелось бы обратить внимание, что этот интересный и сложный мир делится еще на мальчиков и девочек. Педагогика не может быть бесполой. У представителей «слабого» и «сильного» полов есть различия в поведении, своеобразие которого вызвано особенностями строения и развития человеческого организма, различиями в устройстве и функционировании нервной системы.

Многое в психологии мужчин и женщин привносится исторически складывающимися условиями социальной жизни, связанными, например, с разделением функций в семье. Немаловажное значение имеют и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Так, согласно этим традициям, складывающимся нормам поведения мужчинам отводилась роль защитников, которые должны быть сильными, храбрыми, энергичными. Женщина, наоборот, - хранительница домашнего очага, олицетворение заботы, нежности, чуткости...

Девочки гораздо чувствительнее мальчиков в сфере личных взаимоотношении, более точно умеют «читать» в других людях их состояние, определять самочувствие окружающих людей.

Для мальчишек предпочтительна деятельность, связанная с преодолением физических трудностей. Тем более что они себя считают более энергичными и деловыми людьми. Они более практичны, в то время как для девочек характерна так называемая словесно-речевая деятельность. Иначе говоря, девочки - большие любительницы порассуждать, поговорить, обсудить, осудить, что не свойственно мальчишкам.

Девочки чаще, чем мальчишки, испытывают состояние тревоги, переживания, страха, опасности. Это не говорит о том, что мальчишкам не дано бояться, тревожиться. Дело в том, что мужской стереотип поведения не позволяет им внешне демонстрировать свои слабости, тем более трусость. Психологи утверждают, что мальчики зачастую подавляют или маскируют в себе чувство тревоги и страха, тогда как девочки порой простодушно и открыто оповещают окружающих о своих переживаниях. Надо иметь в виду и такое немаловажное обстоятельство. Начиная с 12-13 лет, у девочек происходит резкий скачок в физическом развитии. Они как бы обходят на возрастной дистанции мальчиков: те и другие возраста одного, а девочки кажутся заметно взрослее. Через три-четыре года эта диспропорция постепенно исчезнет, но пока различия в поведении мальчиков и девочек особенно заметны.

В эти годы у девочек более отчетливо проявляется потребность в интимной дружбе, в откровенном общении с близкими друзьями. К мальчишкам это придет позже. Случается, что девочки вдруг начинают терять интерес к своим сверстникам и становятся более внимательными к ребятам старше себя. Обиженные одноклассники порой не могут понять и простить такой «измены». Девочки теперь очень обостренно относятся к тому, что о них думают другие, сильнее проявляют интерес к своей внешности. Они энергичнее и активнее начинают участвовать в окружающей жизни. Можно прямо сказать, что в этот период «сильными» становятся как раз девочки.

 

 

Вопросы и задания:

1.Охарактеризуй психологические особенности переходного к подросткам возраста (9-10 лет). Что должен учитывать и делать комиссар при работе с детьми этого возраста?

2.Охарактеризуй психологические особенности младших подростков (11-12 лет). Что должен учитывать и делать комиссар при работе с детьми этого возраста?

3.Охарактеризуй психологические особенности старших подростков (13-14 лет). Что должен учитывать и делать комиссар при работе с детьми этого возраста?

4.Охарактеризуй психологические особенности юности (15-17 лет). Что должен учитывать и делать комиссар при работе с детьми этого возраста?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.