Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тест описания поведения К. Томаса.





В нашей стране тест адаптирован Н. В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указы­вая, что на ранних стадиях их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразу­мевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминиро­вать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Од­нако в последнее время произошло существенное изменение в отноше­нии специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полному устранению конфликтов, уве­личением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Поэтому акценты должны быть смещены с устранения конфликтов на управление ими. В соответствии с этим Томас счи­тает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изу­чения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; каким образом можно стимулировать продук­тивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях Томас считает применимой двухмерную модель регулирования кон­фликтов, основополагающими измерениями в которой являются коо­перация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум способам измерения Томас выделяет следующие способы регулирова­ния конфликтов:

1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удов­летворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперниче­ству принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

3. Компромисс.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремле­ния к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собст­венных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтер­нативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сто­рон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкурен­ция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничест­ва обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выполнению типичных форм поведения Томас описывает каждый из пяти перечисленных вариантов двена­дцатью суждениями о поведении индивида в Конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

 

Текст опросника:

1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать, то в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради ин­тересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.

Б. Я стараюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, что­бы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в другом до­биться своего.

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым стараюсь ясно определить то, в чем состоят все за­тронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то воз­никающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состо­ят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю позицию, которая может вызвать спо­ры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохра­нить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напря­женности.

16. А. Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б. Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напря­женности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Б. Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мне­нии, если он также идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состо­ят все затронутые интересы и вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, с тем чтобы со временем решить его окончательно.

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела­ниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя от­ветственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вы­звать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возни­кающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

 

Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соот­ветствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них вы­сказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине примени­тельно к его поведению).

 

 

Соперниче­ство Сотрудниче­ство Компромисс Избегание Приспособ­ление
1.             А Б
2.     Б А        
3. А             Б
4.         А     Б
5.   А     Б    
6. Б         А    
7.         Б А    
8. А Б            
9. Б         А    
10. А     Б        
11.     А         Б
12.         Б А    
13. Б     А        
14. Б А            
15.             Б А
16. Б             А
17. А         Б    
18.         Б     А
19.     А     Б    
20.     А Б        
21.   Б         А
22. Б     А        
23.     А     Б    
24.         Б     А
25. А             Б
26.     Б А        
27.             А Б
28. А Б            
29.         А Б    
30.     Б         А

 

Методики диагностики взаимоотношений комиссар – ребенок.

 

Гусеница. Гусеница – ребенок. Яблоко – его внутренний, неведомый комиссару мир. Насколько сегодня комиссар смог «вытянуть» гусеницу наружу, насколько помог раскрыться, насколько заинтересовал. В зависимости от этого ребята или прячут гусеницу внутрь (полное отсутствие взаимопонимания), либо достают ее из отверстия. Можно договориться, что каждый ребенок, довольный сегодня работой комиссара, вытаскивает гусеницу на одно деление. В этом случае комиссар может определить количество детей, на которых сегодня он «сработал».

Пик взаимопонимания. Здесь уже по названию можно догадаться о предназначении теста. Пик – вершина, предел, высшая точка. На вершине сидит ребенок. По склону карабкается комиссар (подвижная фигурка). Насколько он подобрался к детям сегодня, как работал, достигнуто ли взаимопонимание, это и решает каждый ребенок вечером, поднимая фигурку на одно деление выше по склону, либо оставляя ее на месте.

Оценка прожитого дня.

Древо жизни. Симпатичное высохшее дерево, принесенное из леса, ставится на отрядном месте. Рядом кладется набор: черные листья, зеленые листья, цветы, плоды, пластилин. И вечером каждый ребенок что-то прикрепляет на ветках: плод – день прошел полезно, плодотворно, цветок – довольно неплохо, зеленый листок – что-то было, конечно, а вообще – ни то, ни се, черный – «чахлый», пропащий день. В конце смены «древо жизни» приобретет неповторимую окраску смены. У него на память можно и сфотографироваться всем отрядом.

 

Анализ дня на огоньке.

Вечерний огонек представляет собой специфическую форму анализа ситуации в группе (например, в отряде). Огонек - это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Существует несколько вариантов проведения.

  1. По кругу отвечают на вопросы «Что понравилось?», «Что не понравилось?» и «Почему?» по следующим позициям:

§ день в целом;

§ работа отряда;

§ работа лагеря;

§ работа дежкома.

Делаются выводы и выстраивается соответствующий план работы на следующий день.

  1. Протекает в 2 этапа. Сначала отвечают на вопросы, анализирующие факты:

§ Выполнен ли план на день?

§ Справились ли группы со своими поручениями и заданиями?

§ Есть ли неудачи, замечания?

§ Как проявили себя те или иные ребята?

Затем:

§ Мнения о прожитом дне: что в отряде случилось, что надо сделать, чтобы жизнь отряда была интересной.

§ Время свободного обсуждения.

Эта схема позволяет осмыслить успехи общие и каждого человека конкретно.

После этого также делаются выводы и выстраивается соответствующий план работы на следующий день.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.