Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.





Воспитателю (вожатому) не следует запрещать то, что он не в силах предотвратить. В этом случае ему нужно искать дру­гие педагогические приемы.

Переключение с одного вида деятельности на другой детям не всегда дается легко, особенно когда другой вид не особенно для них желателен (например, приготовление ко сну). Поэто­му не рекомендуется перед сном играть в шумные подвижные игры независимо от возраста. Воспитателю (вожатому) нужно помнить, что время проведения любых видов деятельности необходимо планировать.

Какие же ситуации ожидают воспитателя (вожатого) в детском оздоровительном лагере, которые можно спрогнозировать еще до отъезда в него? Рассмотрим некоторые часто встречающиеся проблемы в следующей таблице (выделим в ней три возрастных периода: 5-8 лет, 9-11 лет, 12-16 лет).

 

Прогнозируемые ситуации Возрастные особенности Варианты решения
Младший возраст (5-8 лет)
Слезы. Болезненно переживают разлуку с семьей. Отвлечь интересными делами, переключить внимание.
Раздражительность, тоска по дому. Чувство страха перед неизвестностью: боязнь новой обстановки (новые люди и окружение). Дать какое-нибудь задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
Множество вопросов. Любознательность. Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
Быстрая утомляемость. Высокая активность. Быстрее «бежать» к финишу, к результатам - в игре, труде...
Трудно засыпают, просыпаются по ночам «попить», не умеют застелить постель, разбрасывают и теряют вещи. Отсутствие навыков самообслуживания, четкого режима дня. Терпеливо приучать к порядку. Проявить особое внимание вечером: кому-то сказку рассказать, кому-то спеть.
Неуверенность в себе. Есть робкие и физически слабые. Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
Привычка есть медленно, всухомятку. Малыши во власти домашних привычек. Следить за тем, чтобы дети съедали первое. Посадить за отдельный стол. Увидеть таких детей и принять все меры для предупреждения конфликтных ситуаций.
Готовы пробовать все на вкус. Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному. Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.
Опасность травматизма. Мальчики демонстрируют свою смелость. Избегать чрезмерных ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.
Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание. Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель. Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
Слезы и страхи в темноте. Боязнь темноты. Не оставлять одного в темноте.
Желание играть со сверстниками. Чувство взрослости по отношению к младшим. Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых. Слепое подражание взрослым. Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
Постоянные опоздания. Отсутствие чувства времени. Не давать поручений, связанных с учетом времени.
Впечатлительность. Эмоциональная неуравновешенность. Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».
Средний возраст (9-11 лет)
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости. Половое созревание. Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия. Внешнее проявление взрослости. Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направлять их в приемлемое русло.
Замкнутость, одиночество. Обостренное переживание своих недостатков. Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры. Стремление к самостоятельности. Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними.
Проявление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки). Озорство, шалости. Неуемная фантазия. Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.
Старший и подростковый возраст (12—16 лет)
Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. Самоутверждение. Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.
Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя». Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Тактично, целомудренно раскрыть подросткам красоту настоящей любви.
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли. Стремление к независимости, агрессивность, вызывающее поведение. Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе. Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т. д.). В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе - находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
Проявление чрезмерной самостоятельности. Стремление освободиться от родительской опеки. Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
Несбывающиеся мечты подростков. Мечтательность. Поразмышлять вместе с подростками о будущем.

Приведенная таблица дает общую картину тех проблем, с которыми встретится воспитатель (вожатый) в детском оздоровительном лагере. Дополним эту информацию, а также рассмотрим некоторые из проблем подробнее.



Дети приезжают в летний лагерь, может быть, впервые в жизни оказываются длительное время в обстановке вне дома, длительное время без родителей. Эта новая обстановка может влиять на детей по-разному. Если ребенок активный, самостоятельный, ищущий «приключений», он будет в лагере стремиться делать то, что дома не мог себе позволить - у воспитателя одни заботы. Если ребенок неуверенный в себе, тоскует по дому, по родителям, общению - у воспитателя другие заботы.

Дети в оздоровительном лагере оказываются в новом сборном коллективе. Произошел разрыв старых дружеских связей, дети не знают друг друга, у них нет общих воспоминаний и нет еще общих интересов. И вот образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий. На этом фоне у детей могут возникнуть проблемы в общении. Некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества.

Если ребенок первый раз в оздоровительном лагере, то он потребует большего внимания к себе. Воспитателю (вожатому) надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию, к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети. Если ребенок не первый раз в оздоровительном лагере, то с ним возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы в отношении сна в тихий час.

Итак, новый сборный коллектив сформирован. Воспитате­лю (вожатому) надо помнить о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия, и быть готовым к этому. Так, например, следует ожидать разногласия по вопросам организации «свободного» времени.

В детском оздоровительном лагере, как и в любой семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем детей. Приведем краткую информацию по данному вопросу.

Энурез. Нередко дети сталкиваются с этим неприятным явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Роль воспитателя (вожатого) заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы воспитатели (вожатые) справлялись с ней тихо и аккуратно.

Проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Воспитатель (вожатый) должен особенно внимательно следить за такими детьми.

Воровство. Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо, с ним следует поговорить, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное с извинениями.

Гиперактивность. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, гоняется взад-вперед, редко занимается одним занятием или делом. Роль воспитателя (вожатого) заключается в защите ребенка от его собственных действий, он должен постараться, чтобы ребенок участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому воспитатель (вожатый) должен быть постоянно внимателен к ним.

Одиночество. Мы уже упоминали о чувстве одиночества, которое может испытывать ребенок, впервые оказавшись в непривычной обстановке летнего лагеря, называли и педагогические приемы для разрешения этой проблемы. Посмотрим сейчас на указанное явление вот с какой стороны. Нередко лагерь, обстановка вне дома дают возможность ребенку проявить себя в новом окружении, выйти из изоляции, так как на нем нет ярлыка изгоя. Получив положительный импульс к общению в оздоровительном лагере, он, может быть, попытается построить свои отношения с коллективом и вне лагеря. Оздоровительный лагерь даст такому ребенку возможность «найти себя», раскрыть свои способности в какой-либо области.

Тоска по дому. Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Мы уже упоминали об этом явлении. Добавим здесь, что занятие детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме, - один из способов решения проблемы. В некоторых случаях воспитатель (вожатый) обязан проконсультироваться по этому вопросу с директором оздоровительного лагеря.

Суицидальное поведение. Общество обеспокоено суицидальным поведением подростков. Воспитателям (вожатым) следует научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только воспитателем (вожатым), но и адми­нистративным персоналом, психологом.

Сексуальное поведение. Подростки часто находят оздоровительный лагерь удобным для сексуального поведения, когда они находятся в постоянном контакте со сверстниками вне домашней обстановки. Такое поведение может быть агрессивно-гетеросексуальным или даже гомосексуальным по природе, явным или скрытым. Важно говорить об отношении полов откровенно, без нарочитого морализма, но и со всей тактичностью и чистотой.

Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений. В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения с детьми могут быть замечены воспитателями (вожатыми), например, наличие необычных синяков или шрамов и т. д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать таких обсуждений в коллективе, с друзьями - как своими, так и с друзьями ребенка.

Признаки сексуального оскорбления менее заметны. Некоторые признаки идентифицированы американскими специалистами. Приводим их:

§ Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость.

§ Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при отходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды.

§ Необычная сексуальная активность или ярко выраженный интерес к сексуальным вопросам для возраста, не соответствующего этому.

§ Переход к безразличному поведению.

§ Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людьми.

§ Боль, чесотка, кровотечение, истечение жидкостей или влажность некоторых мест тела.

§ Жестокое обращение с животными.

Химическое отравление. Оздоровительный лагерь не изолирован от окружающего мира, могут приноситься спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования детьми (или персоналом). Все случаи употребления детьми психоактивных веществ должны немедленно становиться достоянием администрации и медицинских работников. Необходимо принимать все меры к предотвращению распространения и употребления ПАВ.

Вандализм. Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.

Стресс. Роль воспитателя (вожатого) оздоровительного лагеря заключается в том, чтобы освобождать детей от стрессов и самому не создавать стрессовых ситуаций.

Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам:

§ не выделять недостаток ребенка ни прямо, ни косвенно;

§ не опекать чрезмерно ребенка, давать ему жить полноценной жизнью в коллективе;

§ вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком;

§ замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.

 

 

Вопросы и задания:

1.Расскажи о типичных прогнозируемых педагогических ситуациях, возникающих при работе с детьми младшего возраста, и вариантах их решения.

2.Расскажи о типичных прогнозируемых педагогических ситуациях, возникающих при работе с детьми среднего возраста, и вариантах их решения.

3.Расскажи о типичных прогнозируемых педагогических ситуациях, возникающих при работе с детьми старшего возраста, и вариантах их решения.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.