|
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.Воспитателю (вожатому) не следует запрещать то, что он не в силах предотвратить. В этом случае ему нужно искать другие педагогические приемы. Переключение с одного вида деятельности на другой детям не всегда дается легко, особенно когда другой вид не особенно для них желателен (например, приготовление ко сну). Поэтому не рекомендуется перед сном играть в шумные подвижные игры независимо от возраста. Воспитателю (вожатому) нужно помнить, что время проведения любых видов деятельности необходимо планировать. Какие же ситуации ожидают воспитателя (вожатого) в детском оздоровительном лагере, которые можно спрогнозировать еще до отъезда в него? Рассмотрим некоторые часто встречающиеся проблемы в следующей таблице (выделим в ней три возрастных периода: 5-8 лет, 9-11 лет, 12-16 лет).
Приведенная таблица дает общую картину тех проблем, с которыми встретится воспитатель (вожатый) в детском оздоровительном лагере. Дополним эту информацию, а также рассмотрим некоторые из проблем подробнее. Дети приезжают в летний лагерь, может быть, впервые в жизни оказываются длительное время в обстановке вне дома, длительное время без родителей. Эта новая обстановка может влиять на детей по-разному. Если ребенок активный, самостоятельный, ищущий «приключений», он будет в лагере стремиться делать то, что дома не мог себе позволить - у воспитателя одни заботы. Если ребенок неуверенный в себе, тоскует по дому, по родителям, общению - у воспитателя другие заботы. Дети в оздоровительном лагере оказываются в новом сборном коллективе. Произошел разрыв старых дружеских связей, дети не знают друг друга, у них нет общих воспоминаний и нет еще общих интересов. И вот образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий. На этом фоне у детей могут возникнуть проблемы в общении. Некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества. Если ребенок первый раз в оздоровительном лагере, то он потребует большего внимания к себе. Воспитателю (вожатому) надо помнить, что у него отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен в самостоятельной жизни, он должен еще привыкнуть к общественному питанию, к новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети. Если ребенок не первый раз в оздоровительном лагере, то с ним возникают другие проблемы: он всезнайка, у него раскованное поведение, он вспоминает о том, как было прошлым летом, позапрошлым, постоянно сравнивает данный лагерь с иными, противопоставляет себя другим детям. С таким ребенком могут быть проблемы в отношении сна в тихий час. Итак, новый сборный коллектив сформирован. Воспитателю (вожатому) надо помнить о том, что у него могут возникнуть с детьми разного рода разногласия и даже противоречия, и быть готовым к этому. Так, например, следует ожидать разногласия по вопросам организации «свободного» времени. В детском оздоровительном лагере, как и в любой семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем детей. Приведем краткую информацию по данному вопросу. Энурез. Нередко дети сталкиваются с этим неприятным явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Роль воспитателя (вожатого) заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы воспитатели (вожатые) справлялись с ней тихо и аккуратно. Проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Воспитатель (вожатый) должен особенно внимательно следить за такими детьми. Воровство. Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо, с ним следует поговорить, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное с извинениями. Гиперактивность. Гиперактивный ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, гоняется взад-вперед, редко занимается одним занятием или делом. Роль воспитателя (вожатого) заключается в защите ребенка от его собственных действий, он должен постараться, чтобы ребенок участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому воспитатель (вожатый) должен быть постоянно внимателен к ним. Одиночество. Мы уже упоминали о чувстве одиночества, которое может испытывать ребенок, впервые оказавшись в непривычной обстановке летнего лагеря, называли и педагогические приемы для разрешения этой проблемы. Посмотрим сейчас на указанное явление вот с какой стороны. Нередко лагерь, обстановка вне дома дают возможность ребенку проявить себя в новом окружении, выйти из изоляции, так как на нем нет ярлыка изгоя. Получив положительный импульс к общению в оздоровительном лагере, он, может быть, попытается построить свои отношения с коллективом и вне лагеря. Оздоровительный лагерь даст такому ребенку возможность «найти себя», раскрыть свои способности в какой-либо области. Тоска по дому. Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Мы уже упоминали об этом явлении. Добавим здесь, что занятие детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме, - один из способов решения проблемы. В некоторых случаях воспитатель (вожатый) обязан проконсультироваться по этому вопросу с директором оздоровительного лагеря. Суицидальное поведение. Общество обеспокоено суицидальным поведением подростков. Воспитателям (вожатым) следует научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только воспитателем (вожатым), но и административным персоналом, психологом. Сексуальное поведение. Подростки часто находят оздоровительный лагерь удобным для сексуального поведения, когда они находятся в постоянном контакте со сверстниками вне домашней обстановки. Такое поведение может быть агрессивно-гетеросексуальным или даже гомосексуальным по природе, явным или скрытым. Важно говорить об отношении полов откровенно, без нарочитого морализма, но и со всей тактичностью и чистотой. Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений. В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения с детьми могут быть замечены воспитателями (вожатыми), например, наличие необычных синяков или шрамов и т. д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать таких обсуждений в коллективе, с друзьями - как своими, так и с друзьями ребенка. Признаки сексуального оскорбления менее заметны. Некоторые признаки идентифицированы американскими специалистами. Приводим их: § Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость. § Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при отходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды. § Необычная сексуальная активность или ярко выраженный интерес к сексуальным вопросам для возраста, не соответствующего этому. § Переход к безразличному поведению. § Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людьми. § Боль, чесотка, кровотечение, истечение жидкостей или влажность некоторых мест тела. § Жестокое обращение с животными. Химическое отравление. Оздоровительный лагерь не изолирован от окружающего мира, могут приноситься спиртные напитки, табак или наркотики для индивидуального употребления или совместного использования детьми (или персоналом). Все случаи употребления детьми психоактивных веществ должны немедленно становиться достоянием администрации и медицинских работников. Необходимо принимать все меры к предотвращению распространения и употребления ПАВ. Вандализм. Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжести их вины, но и привлечь их к участию в восстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей. Стресс. Роль воспитателя (вожатого) оздоровительного лагеря заключается в том, чтобы освобождать детей от стрессов и самому не создавать стрессовых ситуаций. Если в отряде есть дети с различными комплексами, физическими недостатками, хроническими неинфекционными заболеваниями, то необходимо помочь им адаптироваться в новой обстановке, следуя определенным правилам: § не выделять недостаток ребенка ни прямо, ни косвенно; § не опекать чрезмерно ребенка, давать ему жить полноценной жизнью в коллективе; § вести индивидуальные беседы как в отряде, так и с самим ребенком; § замечать, когда ребенку трудно, не упускать его из поля зрения.
Вопросы и задания: 1.Расскажи о типичных прогнозируемых педагогических ситуациях, возникающих при работе с детьми младшего возраста, и вариантах их решения. 2.Расскажи о типичных прогнозируемых педагогических ситуациях, возникающих при работе с детьми среднего возраста, и вариантах их решения. 3.Расскажи о типичных прогнозируемых педагогических ситуациях, возникающих при работе с детьми старшего возраста, и вариантах их решения.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|