Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОТРЯДНЫХ ОГОНЬКОВ





 

Вечером, когда все соберутся вместе, посадите ребят в круг поплотнее, выключите свет и зажгите свечку.

Когда-то, давным-давно, на свете жили люди, которые никому не верили и не открывали никому свое сердце. Это было время, когда каждый был сам за себя, рядом не было друга. Единственное, чему они могли открыть свои мысли и душу, не боясь, – бескрайнее звездное небо. Люди верили, что только далекие звезды могут хранить тайны.

Однажды большая яркая звезда пересекла небосвод и упала далеко в лесу, озарив его необычным загадочным светом. Люди отправились в лес в надежде отыскать упавшую звезду. На огромной поляне они обнаружили пылающий костер, заливающий теплом и золотистым светом все вокруг. Этот свет проникал в сердце каждого и растапливал лед недоверия.

 
Этот костер и был упавшей звездой. Каждому хотелось открыть ей свои самые сокровенные тайны, найти в ней поддержку. У костра собралось очень много людей, и каждый открывал свою душу звезде. Люди говорили и слушали друг друга. Они научились доверять, любить, ценить друзей и близких. Свечка – маленькая частица этого большого звездного огня. Она дарит каждому из нас кусочек света и тепла, и каждый может открыть свою душу и сердце другому, пока горит этот маленький огонек.

 

Отрядный огонек – самый эффективный способ сплочения ребят, самый короткий путь к их внутреннему миру. На огоньке проще всего найти контакт с детьми. Огонек - одна из самых святых традиций в лагере. Расскажите ребятам легенду об упавшей звезде, создайте атмосферу душевности и доверия, пусть все говорят в полголоса.

Огонек лучше начинать после того, как все успокоятся после вечернего мероприятия, примут душ и так далее – в общем, решат все свои проблемы. Плохо, если огонек закончится с криками о том, кто первый пойдет в душ или во время него дети будут думать о предстоящей стирке. Ничего страшного не случится, если огонек закончится чуть после отбоя – главное, это не обрывать его, не торопить ребят. Огонек должен закончиться тихо, на высокой душевной ноте и плавно перейти в отбой.

Обсудите день: что понравилось, что не очень. Сделайте выводы о том, что мешает вашему отряду работать еще лучше.

Пусть ребята говорят по очереди, оценивают свою работу и работу отряда.

Выступая последним, давайте ребятам возможность поспорить с вами, если они с чем-то не согласны. Всегда заканчивайте огонек на оптимистической ноте.

Необходимое условие огонька – искренность и правдивость во всем. Никакого недоговаривания, недовольства на стороне и, тем более, обмана. Пусть все проблемы решаются на огоньке, не надо «выносить сор из избы». Больше пойте с ребятами, больше хвалите и поощряйте каждый положительный шаг.

Если ребята не знают, о чем говорить или начинают повторяться, задавайте всему отряду вопросы, заводите дискуссию. Также стоит иногда разнообразить места проведения этого замечательного традиционного лагерного мероприятия. Иногда огонек можно проводить на улице, у костра. Иногда стоит сесть всем вместе на одеяла на пол в плотный круг, а может быть, даже лечь на одеяла на землю головами в середину круга и лицом вверх. Очень необычной будет огонек, когда с обеих сторон окружают друзья, а перед глазами бескрайнее звездное небо.

Самый простой и точный критерий работы отряда - охотно ли дети идут на огонек. Сделайте так, чтобы огонек стал сердцем вашей отрядной жизни.

Всегда помните, что цель огонька - развитие доверия и умения анализировать свою и общую работу. Многие считают, что на огоньке главное - поставить оценки, попрощаться. Нет. Надо научить детей ценить друг друга, говорить и думать.

 
 
Комиссар не должен просто сидеть на огоньке – он должен вести его.

В организации вечерних огоньков очень важно, чтобы с первых дней пребывания в лагере огонек был не формальным местом, напоминающим классное со­брание, а местом задушевного общения. Поэтому важно не путать огонек с массовкой, вечеринкой, с тем, что мы называем развлечением. Это не означает того, что на огоньке нет песен, веселых историй и иронической шутки. Особое искусство - создавать теплое вечернее задушевное общение. Комиссар должен видеть перед собой не воспитанников и детей, вверенных ему на время, а друзей, с которыми он разделяет общую жизнь. Общение, которое организуется комиссаром в ходе со­вместной деятельности детского коллектива, становится содержанием образования, подростки усваивают особый ритм и особую атмосферу общения.

Основная задача организации огоньков — рефлексия коллективной со­вместной деятельности, умение распределять в коллек­тиве содержание и объем работы, вступать в партнер­ские отношения. Огонек является важным средством и формирования личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим. Каждый этап становления детского коллектива имеет свои особен­ности, связанные с динамикой разворачивания совмест­ной деятельности. Поэтому огоньки, организуемые на каждом из этапов, имеют свои организующие и воспи­тательные функции.

Огоньки оргпериода. Задача — воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности. В первые дни огоньки могут быть достаточно продолжительными, но незатянутыми: 40-60 мин. в зависимости от возраста. Желательно, чтобы на огонек собрались все ребята, но никакого принуждения не должно быть. Несмотря на продолжительность огонька, основное содер­жание - рефлексия дня - не должно длиться более 15-25 мин. Комиссар рассказывает об истории лагеря (рассказ должен быть непринужденным, неформальным, личностно-окрашенным, хорошо, если в рассказе будут какие-то вос­поминания, шутки, рассказ о природных и географических, исторических особенностях месторасположения лагеря), поет вечерние песни. Если в отряде старших подростков есть ребята, умеющие играть на гитаре или знающие хоро­шие «тихие» песни, то гитара и право «запева» передаются по кругу (хорошо, когда песня возникает сама собой, напри­мер, какие-то песни комиссар может запеть, исходя из контекста общего разговора). У комиссара, конечно, долж­но быть очень много «заготовок» для вечернего огонька. Сценарий здесь не имеет формальной линейной конструк­ции, а «сюжеты» огонька варьируются в зависимости от общего настроения и разговора. Самое главное - это «раз­будить» у детей потребность к непринужденному общению. У огоньков есть свои правила:

1. Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слово.

2. Учись внимательно слушать, дай выговориться друго­му, не перебивай говорящего.

3. Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

4. Критика должна быть конструктивной: критику­ешь — предлагай.

5. Правило «свободного микрофона»: никого нельзя за­ставлять выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.

6. На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует.

7. Береги время, дай возможность высказаться другому.

8. Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.

Возможно, у вас правила будут иными. Способы введения правил разные. Опытные комиссары вводят их посте­пенно, обсуждая неудачи общения, а только потом пред­лагают ребятам их записать (формулировки, сами прави­ла ребята могут придумать свои). В некоторых ситуациях приходится вводить правила в открытом порядке, т.е. предъявлять правила с их обсуждением. При этом опыт­ный комиссар делает ссылку, что эти правила были созда­ны ребятами из прошлых смен, что они оставили наказ в целях передать свой опыт и просят вас в течение смены внести свои поправки.

Очень важно, чтобы каждый смог высказаться. С пер­вых дней ребята должны не оценивать работу другого (взрослых, другого коллектива), а говорить о том, что, с их точки зрения, стоило бы изменить и что они конкрет­но предлагают. Очень часто на огоньках ребята выска­зывают оценочные суждения: «Нам скучно, организуйте для нас дискотеку, сводите нас на видеофильм», а комиссары при этом «оправдываются»: «У нас на все график, по нашему графику мы идем тогда-то», а в одном из доволь­но солидных лагерей даже можно было услышать такие реплики вожатых, как «нам запрещают» (стараясь как можно больше самоутвердиться в глазах детей, но оправ­дывая как свое, так и детского коллектива бездействие).

В итоге формируется потребительское отношение к окружающим и не изыскиваются ресурсы самого отряда. Еще одна педагогическая ошибка - длинная речь комиссара в анализе дня, в которой он поучает всех остальных. Поскольку у подростков в оргпериод «фестивальное» на­строение, то речь комиссара останется невоспринятой, а он сам получит негативную оценку. Важно, чтобы вожа­тый в этих первых диалогах получил «обратную связь», способствовал укреплению веры у ребят в лучшее.

Первые огоньки могут различаться по форме орга­низации. Так, можно предложить разговор - «письмо до­мой», «письмо другу», «телефонный разговор», рассказ-эстафета: «Что было бы, если вы из сегодняшнего дня перенеслись в день завтрашний» и т.п. Такие формы позволяют снимать оценочное и потребительское отношение к окружающим, концентрировать внимание на собственных ресурсах и возможностях.

Сегодня довольно распространенной формой в оргпериод стал тематический огонек «Расскажи мне о себе». Неко­торые вожатые в загородных лагерях проводят его сразу в первый день. Однако опыт показывает, что в первые два дня у ребенка еще не возникает устойчивого интереса зна­комиться со всеми членами отряда, он выбирает себе «бли­жайшее окружение». У ребенка еще нет потребности ни говорить о себе, ни слушать других. А поэтому огонек может стать формальным, оттолкнуть стеснительных, закрытых подростков, сформировать мнение об огоньке как о чем-то скучном. Таким образом, данный тематичес­кий огонек должен проводиться только после того, когда у детей в первые два-три дня сформировалась устойчивая потребность в «вечернем общении».

Огонек «Расскажи мне о себе» завершает первый этап в формировании общения. Ребята должны заранее знать, на какой день намечен огонек, о чем предстоит разговор. Задача: углубить знакомство ребят друг с другом, сформи­ровать доброжелательные отношения к каждому члену от­ряда. При проведении «огонька» необходимо создать необыч­ную обстановку. Например, ребята идут на огонек особой тропой, не лишенной «опасностей», а поэтому мальчики помогают девочкам. При рассадке комиссар обращает вни­мание на то, чтобы мальчики и девочки сидели «впере­мешку», чтобы места были для каждого удобны и чтобы каждого было видно всему отряду. Самая лучшая форма рассадки — круг. Если в отряде два педагога и пришли взрослые — друзья отряда, то очень важно, чтобы «места» взрослых разбивали круг на равные части. Это важно, чтобы внимание не сосредоточивалось только на взрослых, а также потому, что взрослые задают свой образец об­щения.

Схема проведения огонька: настрой (вечерние пес­ни у костра); небольшое вступительное слово ведущего (один из комиссаров отряда), в котором он в непринужден­ной форме говорит о начале смены («Мы вам рады», «Мы вновь рады встретиться вместе»), о задачах и традициях огонька «Расскажи мне о себе». По традиции каждый рассказывает о себе, о том, чем он любит заниматься, какие люди ему нравятся, что он ждет от этой смены; поскольку все мы члены одного отряда, то сегодня дол­жен высказаться каждый; очередность нашего разговора будет соблюдаться с помощью символа - пера, уголька от костра прошлого отряда и т.п. (важно, чтобы предмет был не слишком ярким, необычным, не отвлекал внимание); разговор о себе начинает второй комиссар: рас­сказывая о себе, он дает схему рассказа (имя, чем зани­мается, хобби, о людях и об идеальных отношениях с людьми), затем передает по часовой стрелке символ, и рассказ продолжает уже ребенок, затем рассказы детей идут по кругу; примерно через каждые 15-20 мин. комиссар вставляет паузы, чтобы разговор не был монотон­ным, - это вечерние песни, стихи и рассказы ребят из прошлых смен, торжественное вручение наказа (он зачи­тывается), чтобы ребята не засиделись в одной позе, можно в середине огонька ввести какой-то сюжет с движениями, но такими, которые не нарушали бы общего настроя на вечерний огонек; завершается огонек словами комиссара, в которых он высказывает надежду, рисует оптимистическую перспективу этой сме­ны, завершается разговор общей песней.

Огонек в основной период. Задача: рефлексия деятельности отряда. Обычная про­должительность небольшая – 15-20 мин. В ситуациях кризиса в развитии детского коллектива и конфликтов огонек может быть более продолжительным. Важно, чтобы сбор на огонек всегда был неформальным. Так, в своей работе важно использовать опосредованные формы сбора: комиссар на месте проведения огоньков затевает какой-то рассказ с детьми (тема может быть самой необычной - о цветопсихологии, о стихах, легенда, случай, рассказ о киногерое или о книге, фантастика и приклю­чения - все это может стать темой рассказа, переходя­щего в беседу) или с небольшой группой поют песни, или комиссар зачитывает какой-то отрывок из книги (особен­но в отрядах младших подростков).

Необязательно, чтобы в основной период постоянно присутствовали такие символы огонька, как свеча или костер, их можно «беречь» для особых случаев. Непринужденный разговор должен перейти в общую беседу. Комиссар, используя паузы, обращает внимание на собравшихся и персонально обращается к кому-либо, чтобы пригласили остальных. Очень важно уметь найти плавный переход от рассказа и песни к анализу дня. Стандартные и формальные формы организации вечер­него общения очень часто вызывают у подростков пренебрежение, если же общение будет всегда необыч­ным и непринужденным, то оно станет потребностью всех членов отряда.

Огонек - анализ дела. Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа со­вместной деятельности.

Схема анализа: высказывание отношения к делу (фикса­ция эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; качество соорганизации; что не получилось — причины этого; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

Очень важно, чтобы комиссар не занимал в разговоре активную позицию, а сам был бы равнозначным участни­ком разговора. Тем не менее он опосредованно управляет разговором через вопросы.

Примерные вопросы для анализа.

По содержанию:

· Что нового, полезного вы открыли для себя?

· Полностью ли ребята использовали литературу, му­зыкальное оформление?

· Какая интересная проблема, тема привлекла особо ваше внимание?

· Над какими качествами своего характера (поведе­ния) проведенное дело побудило тебя задуматься?

· Помогло ли это дело стать тебе лучше?

· Помогло ли это нашему коллективу стать лучше, идти к тому идеалу, который обсуждался в отряде в начале смены?

· Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что ново­го вы узнали друг о друге?

· Как выглядел твой отряд на фоне других?

· С какими отрядами удалось подружиться?

· Какие отряды вы узнали лучше? и т.п.

По организации:

· Чем отличалась подготовка к делу, как смогли сорга­низоваться члены отряда при подготовке и организации дела?

· Какие организационные навыки, умения ты получил при подготовке дела и его проведении?

· Каково значение этого дела для отряда, его членов, для окружающих?

· Как необходимо организовать работу, чтобы избе­жать ошибок в будущем? и т.п.

Обязательно подвести итоги. Если на первых огонь­ках анализ может сделать комиссар, то в последующем это лучше делать дежкому или ответственному за дело.

Тематический огонек. Задача: организация разговора по актуальной для отряда теме. Как правило, огонек способствует само­познанию личности, ее духовному развитию. Для таких огоньков важно использовать необычную обстановку. Опытные комиссары проводят два-три тематических огонь­ка за смену.

Примерная тематика

· «Мои любимые строки...» (поэтический).

· «Музыка вокруг нас» (музыкальный).

· «С песней по жизни» (вечер авторской песни).

· «Встреча с Ассоль...» (тема «Алых парусов» в стихах, песнях и нашей жизни).

· «Белая ворона» (огонек с элементами диспута).

· «Давайте восклицать...» (песни Б. Окуджавы).

· «Памяти Высоцкого...» и т.п.

Тематический огонек является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Комиссары предлагают тему и предлагают каждому подготовиться к общему разговору, инициативным группам предлагается подгото­вить отдельные сюжеты огонька.

Итоговый огонек «Расскажи мне обо мне». Задача: подвести итог жизни отряда, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива. Этот огонек является очень важным в формировании самопознания и самооценки. Схема проведения огонька такая же, но теперь говорит не тот, кто держит символ круга, а о нем говорят члены детского коллектива.

Завершить такой разговор можно необычным совмест­ным действием: расставить свечи в сумерках на большой поляне, смастерить и отправить в плавание кораблики с зажженными свечами (романтическое завершение смены более интересно старшим подросткам).

Вопросы и задания:

1.Разработайте памятку дежкому.

2.Напишите план огонька знакомств.

3.Вы – комиссар отряда. Составьте подробный текст своего выступления на огоньке знакомств.

4.Охарактеризуйте огоньки разных периодов смены.

5.Расскажите об органах самоуправления в отряде.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА.

 

Диагностические методики играют важную роль в работе комиссара. Используя их регулярно, мы учимся анализировать свою работу, получать «обратную связь», вовремя корректировать свои действия.

Психодиагностика - область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности; описание состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация.

Основные этапы психодиагностики:

§ сбор данных;.

§ переработка и интерпретация данных;

§ вынесение решения – диагноз и прогноз.

Ниже мы предлагаем вам несколько методик, которые вы можете использовать в своей работе.

 

Индекс групповой сплоченности Сишора. Работая с группой, иногда бывает очень важно знать, насколько она сплочена. Показатель сплоченности очень просто получить с помощью данной методики.

Для начала необходимо, чтобы каждый участник группы (например, отряда в лагере) индивидуально ответил на приведенные ниже вопросы. Цифры в скобках не зачитываются.

 

I. Как Вы оценили свою принадлежность к отряду?

1. Чувствую себя его членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом отряда (2).

5. Живу и существую отдельно от него (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы Вы в другой отряд, если бы Вам представилась такая возможность (без изменений прочих условий)?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее, перешел бы, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался в своём отряде (4).

5. Очень хотел бы остаться в своём отряде (5).

6. Не знаю, трудно сказать (1).

III. Каковы взаимоотношения между членами Вашего отряда?

1. Лучше, чем в большинстве отрядов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве отрядов (2).

3. Хуже, чем в большинстве отрядов (1).

4. Не знаю (1).

IY. Каковы у Вас взаимоотношения с комиссарами?

1. Лучше, чем в большинстве отрядов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве отрядов (2).

3. Хуже, чем в большинстве отрядов (1).

4. Не знаю (1).

Y. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем отряде?

1. Лучше, чем в большинстве отрядов (3).

2. Примерно такие же, как и в большинстве отрядов (2).

3. Хуже, чем в большинстве отрядов (1).

4. Не знаю (1).

После этого суммируются баллы, соответствующие выборам участника (они указаны в скобках). Полученные суммы каждого участника, в свою очередь, тоже суммируются, а эта новая сумма делится на число членов группы. Получившееся среднее числительное и является индексом групповой сплоченности. Далее он размещается на шкале, где на одном полюсе 5 баллов (минимальная сплоченность), а на другом – 19 (максимальная сплоченность). После этого делается вывод о том, достаточна ли сплоченность данной группы, или стоит еще над ней поработать.

Социометрия. Данную методику можно использовать для практического изучения личных взаимоотношений, существующих в группе, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в соответствующей системе взаимоотношений. Описываемый вариант методики вполне годится для исследования любой более или менее стабильной социальной группы с числом участников от 10 до 30 человек.

Перед началом исследования члены группы, собравшиеся в каком-нибудь помещении, получают инструкцию примерно следующего содержания:

Ваша группа существует уже достаточно давно. За это время вы смогли неплохо узнать друг друга и между вами сложились определенные личные взаимоотношения типа симпатий и антипатий. Не все, конечно, гладко в вашей жизни, да и сейчас ваши отношения далеки от идеальных. С кем-то вам хорошо быть в одной группе, с кем-то – не очень. Иначе, как правило, не бывает. Но представьте себе, что все начинается сначала и каждому из вас предоставляется возможность вновь по своему желанию определить состав вашей группы. Ответьте в этой связи на следующие вопросы, записав свои ответы на отдельном листе бумаги, который предварительно необходимо подписать вверху справа (указать свои фамилию и имя):

1. Кого из членов вашей группы вы включили бы в состав вновь создаваемой группы? Перечислите в порядке предпочтения несколько человек.

2. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе вновь создаваемой группы? Перечислите несколько человек в порядке отклонения.

Полученные от членов группы листки с ответами на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющиеся в них данные сначала переносятся в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей. Она устроена следующим образом.

Слева по вертикали и сверху по горизонтали в матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке (можно алфавитном). В строках, где указаны фамилии членов группы, порядковыми цифрами от 1 и далее каким-либо цветом, например, синим, отмечаются выборы, сделанные данным участником группы. Соответствующие цифры проставляются в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.

Фамилия выбираемого члена группы Фамилия выбирающего члена группы Иванов Петров Егоров Сидоров - - - - Итоговые данные
Количество
сделанных выборов сделанных отклонений
Иванов              
Петров              
Егоров              
Сидоров              
- - - -              
Итоговые данные              
Количество полученных выборов           S  
Количество полученных отклонений             S

В приведенном фрагменте матрицы отмечены, например, выборы, сделанные Ивановым: 1 выбор приходится на Егорова, 2 – на Сидорова, 3 – на Петрова. Точно так же, но цифрами другого цвета, например, красного, отмечаются сделанные отклонения. Если выборы взаимные, то соответствующий факт отмечается заключением цифр в кружки синего цвета, а если отклонения взаимные, то же самое делается с помощью кружочков красного цвета.

Крайние правые столбцы и нижние строки матрицы итоговые. В них вносятся итоговые данные о числе выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчитав число синих цифр в строке каждого члена группы, устанавливают число сделанных им выборов и соответствующие данные записывают в первый правый столбец матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путем, но за счет определения числа красных цифр в строке соответствующего испытуемого. Они заносятся в соответствующий правый столбец матрицы. Для того, чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо подсчитать число синих цифр в столбце с фамилией этого члена группы и результат записать в первой нижней строке. И аналогичным образом устанавливается и фиксируется в матрице, во второй ее нижней строке, число полученных отклонений. В заключение определяется общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных участниками данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу (отмечены в матрице знаками S).

Просматривая нижние строки заполненной матрицы, можно определить лидера в группе. Им будет тот ее член, который получил от остальных наибольшее число выборов. По отклонениям можно установить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. Это тот, кто получил больше всего отклонений.

Более детальную и наглядную картину отношений в группе можно получить, построив социограммы. Это специальные графические рисунки, на которых с помощью соответствующих условных обозначений изображены все выявленные в исследованной группе взаимоотношения. Чаще всего строятся групповые социограммы-мишени и индивидуальные социограммы лидера и отвергаемого – того члена группы, который получил меньше всего выборов и больше всего отклонений со стороны остальных участников данной группы.

Число концентрических окружностей, из которых состоит социограмма-мишень, обычно соответствует максимальному числу выборов, полученных кем-либо из членов группы. Например, 11 таких окружностей. Следовательно, максимальное число выборов, полученных в этой группе, равно 11 и относится к лидеру. Он и показывается в центре социограммы-мишени. Остальные участники группы располагаются в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. Это число уменьшается от центра к периферии. За пределами всех окружностей и социограммы в целом располагаются те, кого никто из членов группы не выбрал. Выборы и отклонения на социограмме отмечаются соответственно стрелками синего и красного цвета, направленными от того, кто выбирает, к тому, кого он выбирает.

Данные обследования группы, представленные на социограммах, нередко дополняются вычислением числовых показателей, которые также характеризуют изучаемую группу количественно и качественно. Из этих показателей наиболее часто используется индекс групповой сплоченности, который выглядит следующим образом:

 

 

где Сn – показатель групповой сплоченности;

K – общее число взаимных выборов, сделанных в данной группе;

Sвв – максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

Показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель Sвв определяется, в свою очередь, по формуле

 

 

где п – число членов изучаемой группы.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.