Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГПЕРИОД. СИСТЕМА ДЕЛ ОРГПЕРИОДА.





 

Выше уже упоминалось об индивидуальности каждого комиссара. Тем не менее, существуют основные методы работы в лагере старшеклассников, общие для всех. Учитывая, что комиссар и ребенок практически одного возраста, методика этой работы, в своем роде, уникальна.

 
Итак, поехали с самого начала. Вы – комиссар отряда, который приехал в лагерь. Конечно, лучше, если вы заехали хотя бы на сутки раньше, чтобы получить белье, подготовить отрядное место, выступление от комиссаров. Но возможно, что вы заедете сразу же вместе с детьми, тогда, помимо всего вышеуказанного, вам еще придется заняться и непосредственно работой с отрядом. Если вы заезжаете одновременно с ребятами, то у вас есть возможность познакомиться с ними еще в автобусах. Безусловно, ваша жизнь с отрядом начнется со знакомства. Но дело не только в том, в какой форме пройдет знакомство, важно еще и каким вас увидят дети. Постарайтесь чаще им улыбаться и побыстрее запомнить их имена. От того, каким будет первое впечатление у ребят о вас, зависит насколько быстро вы найдете с ними контакт. Ни в коем случае не ведите себя чересчур важно: вы же не любите тех, кто смотрит на вас сверху вниз.Очень часто тот, кто впервые работает комиссаром, начинает зазнаваться и ставить себя выше остальных оттого, что он стал называться «комиссаром». Ни в коем случае не допускайте в своем поведении таких оплошностей: дети никогда не полюбят вас, и вы никогда не станете для них другом. Самое интересное, что тот, кто таким образом пытается показать свою «важность», в итоге оказывается не признан ни детьми, ни остальными комиссарами.

И все-таки как же можно познакомиться с ребятами? Для начала я советую вам запомнить основное правило работы с детьми.

Что бы вы не придумывали, чем бы ни занимались с ребятами в отряде, помните, что ребятам должно быть интересно все. Для того чтобы начать какое-либо дело или мероприятие, надо заинтересовать ребят, заразить их работой.

Помните, что дети, как и взрослые, всегда любят играть, любят тайны, секреты и сказки. Постарайтесь превратить жизнь ребят в лагере в большую склочную игру с сюрпризами.

Проведите первые дни с детьми, занимая все свободное время играми. Чем больше вы будете играть, тем интереснее будет ребятам, и тем лучше ваш отряд будет работать в течение смены. В этом пособии приведены некоторые распространенные игры. Используйте их в своей работе. Во время смены у вашего отряда может появиться любимая игра - почаще играйте в нее с ребятами.

Итак, вы познакомились. Расскажите ребятам о лагере, о планах смены, мероприятиях, которые их ждут, учебной программе, выберите дежкома. Договоритесь петь каждый вечер орлятские песни, заключите соглашения, законы, по которым будет жить ваш отряд, например,:

· Закон НОЛЬ: НОЛЬ (закон пунктуальности);

· Закон поднятой руки (если руку поднял кто-то, помолчи и слушай что-то);

· Закон критики (критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай);

· Закон территории (не покидать территории лагеря без комиссара);

· Закон орлятского круга (не выходить и не входить в круг во время песни);

· Закон пяти минут (весь отряд договаривается, что у всех часы отстают на пять минут. Таким образом, отряд все начинает делать на пять минут раньше).

Вы можете придумать и свои законы. Напишите их на листе ватмана, и пусть каждый подпишется под этими законами. С этого листа начнется оформление вашего отрядного уголка. Ребята очень любят что-то делать своими руками. Помогите им в этом, занявшись оформлением отрядного места. Если у вас есть хорошо рисующие ребята, пусть они займутся отрядным уголком. Однако, даже если вам на первый взгляд кажется, что ребята справятся и без вас, ни в коем случае не оставляйте отряд (это, кстати, относится не только к оформлению). Ведь вы – двигатель всего процесса, даже если вас не видно, мы редко видим двигатель у автомобиля, хотя он там – главная часть. Всегда будьте рядом и обязательно включенным в деятельность. Не важно, будете вы протыкать дырочки в кружках или вырезать их, важно само ваше присутствие и общение с членами отряда. Помните, заинтересованность отряда в работе во многом зависит от вашей личной заинтересованности в ней. Пусть вам будет интересно работать вместе со всеми.

Будучи рядом с детьми, вы всегда легко заметите, когда дело ребятам наскучит, и сможете предложить новое занятие или идею, которых у вас должно быть в запасе немало.

Начать оформление отрядного места должен сам комиссар. Когда ребята соберутся в первый раз, они должны оказаться в атмосфере уюта. Если отрядное место уже будет частично оформлено, то им самим захочется продолжить начатое.

 
Используйте максимум ярких красок и не жалейте бумаги. Пусть на стенах будет висеть как можно больше разных картинок, а под потолком будут, развеваться всевозможные гирлянды, звездочки с именами и шутками, ленточки и воздушные шары. Превратите обычные голые стены в произведение искусства. Помогите в этом ребятам.

Вы можете привести с собой в лагерь рулон старых обоев и сделать из них «неформалку» в ширину всей стены. Можете сделать вазы из пустых пластиковых бутылок, и пусть каждое утро девушки будут ставить в них новые букеты из цветов или веток. Оформление отрядного места - это ваше первое по-настоящему творческое КТД. Пусть ваша фантазия и фантазия ребят придумают только ваше отрядное место, не похожее на все остальные.

Не забудьте и о том, что оформить стоит не только отрядное место, но и комнаты ребят. Пусть там тоже появятся вазы с цветами, картинки на стенах (правда, не рисованные красками или фломастерами прямо на стене). На каждую дверь придумайте оригинальную вывеску, на которой будут написаны имена живущих там ребят. Можно повесить на двери комнат, в том числе и комиссарские, «почтовые» ящички, в которые вы будете опускать различные записки или сюрпризы для ребят.

Конечно, вы должны будете придумать и атрибутику отряда. Это обязательно будут название, девиз и песня. Среди прочего вы можете придумать своеобразные отличительные знаки для своего отряда: всевозможные нагрудные знаки (бэджи), козырьки, воздушные шары каждому ребенку, веселый грим и т.д.

Помните слова небезызвестного капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет»? Объясните детям, что от того, как будет называться отряд, так и будут относиться к ним окружающие. Пусть они предлагают совершенно несуразные и бестолковые идеи от «рваного кеда» до «доярок интернейшнл» (кстати, такие названия были). Никогда не подавляйте фантазию ребят. На практике у ребят часто возникает так называемый «стопор», когда воображение перестает работать. Раскрутите их фантазию, рассказав названия каких отрядов вы слышали и истории, связанные с ними. Запишите на листе ватмана все предложения, а затем выберите лучшее. Используйте в своей практике мозговой штурм для продуктивной коллективной работы. Мозговой штурм – метод коллективного поиска решения с помощью непрерывного набрасывания всевозможных идей, независимо от их содержания, которые могут в последствии послужить основой для развития идеи решения. Необходимые условия мозгового штурма: краткость предлагаемых идей, отсутствие критики, предпочтение логическим рассуждениям озарения и фантазии, фиксирование (запись) всех предложений, лишение идей авторства. Вначале группа набрасывает свои предложения по поводу конкретного вопроса до момента, когда фантазия иссякнет или идеи начнут повторяться. Затем происходит анализ и комментирование предложений и их последующий отбор. Окончательное решение можно принимать голосованием. Этот метод кому-то может показаться несколько неудобным и громоздким, особенно для подготовки к каким-либо простым мероприятиям. Может быть, но только этот метод может помочь вам избежать неколлективного принятия решения, что иногда немаловажно. Часто решение необходимо принять исключительно общее и удовлетворяющее интересам каждого, а по опыту мы знаем, что люди очень быстро учатся пользоваться этим методом и он перестает быть таким «страшным». Мозговой штурм создан как раз для этого, да и в процессе его каждый, даже самый замкнутый ребенок, чувствует свое участие в общей работе и зависимость принятия решения конкретно от него. Может быть, одна из целей нашей с вами работы как раз и добиться этого?

 
Также можно использовать работу в микрогруппах. Весь отряд разбивается случайным образом на группы в 4-5 человек. Каждая группа ищет решение вопроса (придумывает название отряда, девиз или визитку на вечернее мероприятие), а затем защищает свои идеи перед всем отрядом. Иногда такой метод дает ощутимые результаты.

Еще один метод, который может помочь в поиске решения, – метод компиляции, суть которого состоит в том, что для рождения новой идеи предлагается любая другая старая идея, изменяемая потом. Исходная идея рассматривается со всех сторон, и из нее изымаются все преимущества. Также все недостатки этой идеи нужно изменить на достоинства и на основе полученного списка создать новый пример. Вообще компиляция (поиск всех возможных аналогов) идеи очень широко используется в жизни.

Еще одно умное название – дилетантация. Или проще – поиск новой идеи полным дилетантом в данной области. Применительно к лагерю это значит, что по-настоящему хорошие новые идеи предлагают дети, ни разу не делавшие чего-либо подобного. Поэтому не надо сразу приводить примеры, на основе которых придумывать что-то свое. Да, вот еще что. Помните, что все новое – это хорошо забытое старое.

Чем старше ребята, тем большее поле остается для их самостоятельной деятельности, однако, всегда умейте оказать помощь. Пусть ребята вносят свои предложения, какие бы они ни были: с этого начинается та самая свобода деятельности подростка, о которой мы уже говорили. Можете предлагать свои идеи, но никогда не навязывайте их: пусть ребята чувствуют, что судьба и успех отрядной жизни, а также отдых в целом, зависят от каждого из них. Комиссару необходимо просто направлять отряд по дороге, ведущей к решению проблем. Но ни в коем случае он не должен давать готовые ответы. Зачастую, если комиссар подкидывает свои идеи во время общей отрядной работы, они воспринимаются как единственно верные. Дело в том, что комиссар – авторитет по своему должностному положению и личностным качествам, поэтому его предложения не требуют обсуждения. Старайтесь аккуратнее подойти к этой проблеме и найти золотую середину, помогающую участвовать в работе, но и не давить своими предложениями.

Но чем дальше в лес, тем больше дров. С девизом дело может пойти несколько тяжелее, чем с названием отряда. Девиз - это стиль жизни отряда. Пусть он будет оправдывать название отряда или, по крайней мере, будет содержать его название. Я не согласен с теми, кто считает, что девиз, название и песня отряда должны быть непосредственно связаны. Конечно, песня может быть придумана, исходя из девиза или названия, но при всем этом она должна нравиться. Я почти уверен, что, если отряд будет назван неинтересно, сухо, через «надо», то чего-то будет не хватать в отрядной жизни. Это «что-то» и есть дух отряда, так называемая атмосфера. Помните, что песня и девиз не должны быть «обязаловкой».

Но все же не надо забывать и о культуре. Уводите детей от названий «Обдутые слоники» или «Косяк». Воспитывать надо не на подвальной культуре.

Иногда процесс обдумывания идей занимает немало времени. Не торопите ребят. Лучше отвлекитесь на какую-нибудь игру, творческое дело или даже просто анекдоты.

Также придумайте в первый день с ребятами разнообразные кричалки и ходилки: с ними всегда веселее ходить в столовую или на мероприятие.

Чем необычнее сделаете вы жизнь отряда, тем больше останется незабываемых историй и добрых воспоминаний.

Помните, что скучная жизнь в лагере бывает только у скучного комиссара.

Итак, в первые 2-3 дня, называемые оргпериодом, комиссару нужно решить задачи:

· сформировать отряд;

· познакомить ребят;

· выявить начальных лидеров;

· сформировать органы самоуправления;

· сделать отряд управляемым, для чего разбить его на микрогруппы;

· как можно больше узнать о каждом;

· разучить песни, игры;

· познакомить с традициями лагерного сбора, орлятскими законами;

· «замечать хорошее», создавать ситуацию успеха;

· «ни минуты без дела!».

Для решения большинства этих задач с ребятами нужно играть, петь, проводить отрядные КТД. Основные требования к делам:

§ кратковременность – ребята не должны уставать от дела;

§ разносторонность – каждый ребенок должен почувствовать себя ситуативным лидером в каком-либо виде деятельности.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.