Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВИДЫ СМЕН, ЛАГЕРЕЙ, ИХ ЦЕЛИ.





 

Исторически в нашей стране сложились многообраз­ные формы организации летнего отдыха. Традиционны­ми стали загородные лагеря, детские площадки при школе, детские туристические поездки и маршруты и т.д.

В 70—80-е гг. большое значение имело создание разно­возрастных отрядов в микрорайоне, которые позволяли опосредованно осуществлять педагогическое управление. Сегодня наряду с традиционными появились новые воз­можности в организации летнего отдыха. Попытаемся описать имеющиеся формы организации летнего отдыха.

1. Загородные лагеря. Классифика­ция загородных лагерей.

Досуговые. Основная цель — организация досуга; ба­зовое понятие педагогической концепции (установки) — досуг; специфика — многообразие видов деятельности.

Оздоровительные. Основная цель — способствовать оз­доровлению и повышению самочувствия детей; базовое понятие — оздоровление, которое может представляться в узком (физическое, анатомо-физиологическое оздоров­ление) и в широком (создание оптимального климата в детском коллективе, т.е. духовное, личностное оздоровле­ние) смыслах; специфика — создание условий здорового образа жизни, доброжелательного микроклимата и т.д.

Специальные (профильные). Основная цель — создать условия для развития специальных способностей детей; специальные лагеря могут иметь различный профиль, наиболее распространенные — спортивный и туристи­ческий, могут быть многопрофильные лагеря; сегодня есть проекты создания профильных лагерей (или отрядов в многопрофильных лагерях) для одаренных детей в той или иной области; базовое понятие — профиль; специфика — образовательные виды деятельности, развиваю­щие знания, умения и навыки.

Лагеря детского общественного движения. Основная цель — способствовать развитию детского общественно­го движения; в предшествующие годы эту цель выполня­ли некоторые пионерские лагеря (в частности, лагеря пионерского актива), сегодня появляются скаутские ла­геря (возможно, могут появиться и другие общественные движения); базовое понятие — детское общественное движение; специфика — общественно полезный харак­тер деятельности.

Выездные лагеря образовательных учреждений (дачи). Основная цель — развитие постоянного детского коллек­тива; базовое понятие — внешкольная деятельность; спе­цифика — изменение среды и видов деятельности посто­янного детского коллектива.

Трудовые лагеря. Казалось бы, что этот тип лагеря из советского прошлого и не имеет никакого отноше­ния к новой социальной действительности. Тем не менее за рубежом, в том числе и в развитых странах, такие типы лагерей имеются, и они носят прежде всего добровольный характер. Цели могут быть совершенно разные — обучить какому-либо ремеслу или виду труда, оказать помощь в решении денежных проблем подрост­ков. Трудовой лагерь может быть и средством решения каких-либо проблем экономического характера: напри­мер, попробовать жить самостоятельно в условиях само­окупаемости, совершить поездку в другой регион стра­ны или в зарубежные страны на условиях трудового договора с сельскохозяйственной (или какой-либо дру­гой) фирмой. Базовое понятие — трудовая деятель­ность; специфика — производительный труд как основ­ной вид деятельности. Трудовой лагерь имеет большое значение в формировании экономических представле­ний детей, в формировании навыков жизни в условиях рыночной экономики; позволяет воспитывать самостоя­тельность.

Данная классификация позволяет представить типы лагерей в «чистой» (идеальной) форме. На практике, без­условно, могут быть лагеря смешанного типа. Однако каждый отряд (детский коллектив) будет иметь свою спе­цифику. Эта специфика будет определяться основанием, по которому формировался отряд, целями, базовым по­нятием педагогической концепции (установки) и основ­ными видами деятельности. Так, могут быть отряды досугового, оздоровительного, профильного типа и т.п. Не означает данная классификация и того, что, например, в профильном лагере (отряде) нет досуговой деятельности. Безусловно, досуг и оздоровление будут практически в каждом типе лагеря, но не везде он является основным, т.е. в лагерях другого типа он может иметь второстепен­ное значение.

Данная классификация может стать основанием для самоопределения педагогов и организаторов летнего от­дыха относительно целей и основных видов деятель­ности, что позволит более эффективно мобилизовывать средства и ресурсы.

При проектировании деятельности в загородных лаге­рях необходимо учесть такие условия, как:

— временный характер коллектива;

— изменение привычной среды жизнедеятельности, большая связь с природой;

— закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;

— отсутствие родительской опеки, поддержки, кон­троля.

2. Детские площадки. Особенность данной формы организации летнего отдыха заключается в том, что детский коллектив формируется в условиях города на базе какого-либо образовательного учреждения. Тради­ционно детские площадки создавались при школе. Се­годня эта форма работы практикуется и в учреждениях дополнительного образования. Анализ деятельности пло­щадок показывает, что основной контингент — учащие­ся младших классов. Детские площадки не имеют такой разветвленной типологии, как загородные лагеря, в педагогической литературе им уделяется небольшое внима­ние. В методике работы детских площадок часто исполь­зуются формы работы загородных лагерей, однако для школьных педагогов не всегда удается эффективно ис­пользовать эти формы и методы работы. Трудностью для педагогов становится изменение педагогической пози­ции с прямого к опосредованному управлению детским коллективом. Большинство учителей оказываются не­подготовленными к организации деятельности в летний период.

Особо важно подчеркнуть, что учителя осознают свою задачу как «присмотр за детьми» в первые школьные каникулы учащихся младших классов, собственно, таков в большинстве случаев и заказ родителей. Но с педагоги­ческой точки зрения целесообразно было бы говорить, что задачей детских площадок в первые школьные кани­кулы является, прежде всего, научить продуктивно рас­поряжаться собственным свободным временем, привить навыки самоорганизации.

3. Туристические маршруты и поездки становятся сегодня самой популярной формой организации летнего отдыха, несмотря на его дороговизну для родителей. Туристические маршруты, как правило, совершаются по родному краю, однако сегодня они очень часто органи­зуются в условиях выезда в другой регион или в другую страну. Наиболее популярными сегодня становятся ту­ристические поездки за рубеж. Такие поездки могут носить культурно-просветительный характер (экскур­сии), оздоровительный (отдых на море), образователь­ный (как правило, совершенствование иностранного языка). Тем не менее педагогика организации туристи­ческих поездок также слабо освещена в педагогической литературе. На практике педагогическая роль руководи­телей туристических групп сводится к организационно-хозяйственной, финансовой и надзирательской функ­циям.

Рассматривая модели организации деятельности в период летнего отдыха, необходимо различать такие важ­ные понятия, как «модель», «методика» и «технология».

Методика воспитательной работы — наиболее при­вычное для педагогического лексикона понятие. Методи­ка — это учение о методах и специфике их употребления. В педагогической литературе, в которой описывались ме­тодики, на первое место выступала деятельность педаго­га, его воздействующая и организующая роль, так как методика предполагает прямое управление детским кол­лективом.

Технология — это модернизированный вариант мето­дики. Технология подчинена целям педагогической дея­тельности, под которую конкретизируется методика вос­питательной работы. Технология предполагает прямое управление детским коллективом, фиксированные нор­мы поведения, формальное планирование, жесткую орга­низацию. Эффективность технологии заключается в том, что она позволяет добиться намеченных результатов в довольно короткое время. Границы технологической ор­ганизации деятельности заключаются в том, что она не опирается на инициативы, идущие от самого коллектива. В технологической организации деятельность детей всег­да пассивна, активность допускается в строго ограничен­ных пространствах. Однако в ряде случаев технологи­ческая организация деятельности может быть довольно успешной.

Модель организации деятельности предполагает по­строение разнородной системы условий организации де­ятельности. Ее основой является гибкая схема действий педагога, опирающегося на инициативу и активность детского коллектива. Педагог планирует свою деятель­ность не только исходя из собственной цели, но и, прежде всего, на основе осмысления проблем конкретно­го детского коллектива.

Классификация моделей организации деятельности в летний период:

§ игровые модели;

§ проектно-исследовательские модели.

Игровые модели организации деятельности детей и подростков в летний период. Игра представляет собой сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Среди них особое место принадлежит вопросу об использовании игры в воспитательных це­лях. Сложность понимания воспитывающего значения игры кроется в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчерки­ваются самоценность и самопроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат. Между тем воспитание — целенаправленная деятель­ность, которую организует педагог. Поэтому использо­вание игровых моделей в организации деятельности является сложной педагогической задачей. Именно по­этому вопрос о педагогическом управлении игровой деятельностью является достаточно значимым. На по­мощь в этом вопросе приходит разграничение игр без правил и игр с правилами. Педагогически важно обсуж­дать правила игры, корректировать их совместно с детьми, указывать на то, что эти игровые правила могут быть использованы только «здесь» и «сейчас». Одним из требований к использованию игровых моделей являются осознание и фиксация педагогом целей организации игровой деятельности.

Спецификой любой игровой деятельности является ее имитационность. Имитация — это живое изображение основных черт реальности. Именно это свойство игры позволяет осваивать различные культурные формы пове­дения. Однако, несмотря на общее свойство — имитаци­онность, можно выделить модели, в которых имитация является ключевой, и модели, в которых имитация играет второстепенную роль.

В предлагаемом обзоре мы вычленяем три типа игро­вых моделей:

— сюжетно-ролевые игровые модели;

— имитационные игровые модели;

— деловые игровые модели.

Сюжетно-ролевая модель. Пример. Сюжетно-ролевая модель «Три волшебных острова».

Эта модель была разработана с целью создания такой системы физического оздоровления детей в условиях детского временного коллектива, которая бы позволила (по замыслу ее авторов) преодолеть разрыв между физи­ческим и духовным развитием детей и подростков сред­ствами игры, расширить сферу двигательной активности ребенка через игровой сюжет, а также привлечь детей и подростков к осознанному выбору здорового образа жизни.

Участниками игры становятся жители «Земли Лукомо­рье». Игра рассчитана на 21 день, в течение которых происходит исследование трех волшебных островов: Остро­ва знаний, Острова состязаний и игр и Острова дружбы, на каждом из которых ребята открывают для себя секреты здоровья.

Игровая модель включает три периода:

1. Организационный (или предыгровой) период ха­рактеризуется запуском игрового сюжета. Основными ре­зультатами этого периода являются:

— определение творческих планов групп;

— выявление лидеров и включение их в работу по развитию сюжета игры, корректировка проекта игры в зависимости от ситуаций (интересов, возможностей, про­блем) ее участников;

— выбор ролей и видов деятельности, формирование экспедиций для исследования островов.

2. Основной (или собственно игровой) период харак­теризуется испытаниями для групп и смельчаков-одино­чек, которые включают:

Испытания на Острове знаний:

а) занятия в «Школе здоровья»;

б) интеллектуальные состязания (викторины, конкур­сы, кроссворды и т.д.);

в) ключевое испытание — «Олимпиада грамотеев, ум­ников, знатоков», ритуал награждения победителей, от­крытие Доски претендентов на присвоение звания «Кавалер ордена Дружбы».

Испытания на Острове состязаний и игр:

а) спортивные состязания (открытие Малой Олимпиа­ды), эстафеты;

б) русские народные и дворовые игрища;

в) походы и экспедиции;

г) ключевое испытание — День рекордов, финальные иг­ры, ритуал награждения победителей, демонстрация до­стижений.

Испытания на Острове дружбы:

а) совместные дела различных групп участников игры;

б) товарищеские встречи с соседними лагерями;

в) встречи по обмену опытом, День открытых дверей;

г) ключевое испытание — «Праздник, который придума­ли мы!», бал «Ты и я», демонстрация достижений, вручение ордена Дружбы, итоговый концерт.

3. Итоговый (или послеигровой) период характеризу­ется подведением итогов игры, созданием участниками игры программ последействия.

Имитационная модель. Следует отметить, что при реализации имитационной модели оказываются необходимыми удержание границ имитации и переключение из имитационных условий в реальные. Очень важна работа психолога-консультанта, так как в некоторых детях это может возбудить ми­фологическое отношение к реальности, способствовать развитию шизоидального характера (сосредоточение на фантазиях и иллюзорное восприятие действительности). Поэтому необходимо при использовании имитации удер­живать прежде всего педагогические цели.

Имитационные игры как основа организации деятель­ности могут быть различного характера и часто строятся на различном культурно-историческом материале. Так, деятельность многих профильных отрядов строится на имитации жизни моряков, мушкетеров, пифагорейцев и т.п. Основное требование — это создание установки на игровую деятельность в оргпериод, ее развитие от прямо­го организационного участия до опосредованного. Гра­мотное педагогическое использование имитационных иг­ровых моделей позволяет осваивать некоторые важные типы культурного поведения, имеет большое воспиты­вающее и обучающее значение.

Имитационная модель в большей степени приемлема для загородного лагеря любого профиля, однако игровая имитационная модель может использоваться и на дет­ской площадке.

Пример. Имитационно-игровая модель «Говорящая вода». Основой для разработки модели послужил культуро­логический материал о жизни североамериканских ин­дейцев. Это дает основание говорить о том, что данная модель имеет историко-этнографический характер. Од­нако основной целью является, собственно, не изучение жизни индейцев, а оздоровление и экологическое воспи­тание. А культурно-этнографический материал является предметом деятельности детей и взрослых. Ценностным для авторов модели является связь человека с природой. Экология — это прежде всего мироощущение. Культура североамериканских индейцев основана на целостном мироощущении. Индейцы не отделяли себя от окружаю­щего мира: ни от мира природы, ни от мира людей. Такое мироощущение, по мнению авторов, положитель­но сказывается на психологическом состоянии.

Кредо педагогов и детей лагеря «Говорящая вода»: «Ин­деец — это не процентный состав крови, это жизненный путь». Основное средство организации жизни: имитация жизни индейцев. Имитируются условия проживания: вмес­то деревянных или каменных корпусов — круглые шатры с местом для очага. В лагере нет поваров, всю еду ребята готовят сами. Индейская одежда и наряды. Ребята ходят в дозоры, несут караульную службу, постигают военные искусства (метание копья и томагавка, стрельба из лука), оказание первой помощи (с изучением национальной фито-терапии), формирование навыков выживания вне техни­ческой цивилизации.

Данная имитационно-игровая модель — синтез теат­ра, педагогики и военной игры. В каждой смене свой игровой сценарий. Динамика развертывания игрового сценария следующая:

1-й этап — экскурсионный: моделирование обстанов­ки, освоение повседневных навыков жизни, моделирова­ние игровых (с элементом театрализации) фрагментов;

2-й этап — игровое событие, ведущую организацион­ную роль в котором выполняют инструктора;

3-й этап — игровой сценарий развивается на основе инициативы детей, педагоги координируют ход событий опосредованными приемами.

Несмотря на то, что имитационно-игровая деятель­ность здесь является ведущей, большое значение имеет познавательная деятельность. В содержание работы лаге­ря входят теоретические и практические занятия по исто­рии индейского народа, изготовлению одежды, по изуче­нию повседневной жизни, организации быта, изготовле­нию «лесной мебели», изучению индейских песен и тан­цев, регалий и украшений, вышивки и плетения бисером, индейских игрушек, изготовлению оружия и т.д.

Каждая смена развивается по собственному игровому сценарию, который складывается в процессе смены. Однако обязательную основу составляют модернизированные в условиях лагеря традиционные праздники и обряды индейцев: Праздник первого костра, Обряд очищения шалфеем, Цере­мония Орлиного Пера.

Праздник первого костра проводится в первый вечер смены. Под удары барабана все созываются к главному костру. Почетное место старейшинам оставляется с за­падной стороны. Инструктора одеты в праздничные одеж­ды. Слово берет вождь. Он поздравляет с открытием смены и предлагает величальную песню в честь вновь при­бывших. Говорит о перспективах и законах жизни. Пред­ставляются инструктора. Зажигается священный огонь. Поются и разучиваются песни и танцы.

Обряд очищения шалфеем закрепляет установку на осо­бый характер жизни в лагере. Под всеобщее пение старшие скво (девочки), положив с помощью специальных палочек в раковину несколько щепоток сухого шалфея, помещают туда же уголек из общего костра и начинают раздувать веером из перьев. Когда тлеющий шалфей начнет издавать характерный запах, девочки по кругу, начиная со старей­шин, обносят каждого раковиной. Каждый, поймав дым возгорающегося шалфея, омывает дымом руки, лицо, грудь, различные личные предметы. По окончании шалфей собира­ется в общий костер.

Церемония Орлиного Пера используется в каждом кол­лективном деле, прежде всего на общих собраниях. Перо передается по кругу, и каждый по очереди высказывается, протягивая руки с пером к небу.

Для реализации данной модели требуется несколько педагогических позиций. Главный мастер определяет стратегию игры, старший инструктор отвечает за реализацию учебной программы, линейный инструктор отве­чает за группу детей, каждый инструктор имеет собст­венную специализацию (военное искусство, песнопе­ние, фитотерапия, игротехника и т.п.).

Модель деловой игры. Деловая игра имеет проективную функцию. С одной стороны, в деловой игре создается имитационная реаль­ность, а с другой стороны, деловая игра есть средство моделирования реальных ситуаций. Деловая игра может использоваться частично в организации смены в загород­ном лагере (например, деловая игра может стать моделью проведения организационного периода). Если в загород­ный лагерь выезжает постоянный коллектив (выездной лагерь образовательного учреждения, дача), то деловая игра может стать основным видом деятельности подрост­ков, в котором дети могут решать проблемы коллек­тивной жизни (такой опыт работы накоплен в томской школе «Эврика — развитие»). Особенностью деловой игры является сочетание дискуссионных (коммуникативных) и имитационных элементов деятельности. Предлагаем вам возможный вариант организации деловой игры для по­стоянного школьного коллектива. Элементы этой игры могут быть использованы в загородном лагере для вре­менного детского коллектива в целях организации оргпериода.

Пример. Деловая игра «Наша школа».

Цель игры: моделирование деятельности школьного коллектива на новый учебный год.

Участники игры — постоянно действующий коллек­тив.

Подготовка игры. Сбор организаторов игры, в число которых входят как педагоги, так и старшеклассники. Разрабатывается замысел игры. Обсуждаются условия игровой ситуации, разрабатывается «черновик» сцена­рия, распределяются роли игротехников (желательно старшеклассников) и аналитиков-экспертов (педагоги), готовится инструкция для участников игры, обсуждают­ся организационно-хозяйственные проблемы, назнача­ется руководитель игры.

Примерный организационный план:

1-й день. Предыгровой период. Заезд. Хозсбор: знакомст­во с режимом жизни, хозяйственными условиями, техни­ческим персоналом, требованиями по организационно-хо­зяйственной части, планирование и подготовка к десанту по благоустройству. Расселение. Десант по благоустройст­ву (во время десанта важно распределиться по группам, назначить ответственных, предоставить инициативу, ор­ганизовать соревнование, критерии которого вырабатыва­ются на общем собрании; десант является одной из важных установок на коллективно распределенную деятельность). Коллективно-творческое дело «Что наша жизнь? - Игра!»: группы смешанного состава (не по классам) готовят теат­рализованные сцены из жизни школьного коллектива. Мас­совка. Дискотека.

2-й день. Установочный день. Общий сбор: организаторы создают игровую ситуацию (например, ученикам необходимо срочно разработать концепцию и программу деятельнос­ти школы, так как иначе ей грозит закрытие; концепцию необходимо предоставить родительскому комитету, педаго­гическому совету, органам народного образования), знакомят с правилами игры, дают классификатор групп (примерный классификатор: что такое школа? мое образование; коллек­тивная жизнь; имидж нашей школы; школьные кружки и клубы; ученики и учителя; праздники нашей школы; школь­ный коллектив и т.п.) Распределение по группам. Выбор пресс-группы, группы аналитиков. Знакомство с игротехниками. Культурная программа в период проведения деловой игры. Первая работа в группах: уточнение названия, предъ­явление рабочих целей на период игры, творческое пред­ставление группы.

Установка на день. Тема работы в группах: «Как мы докатились до такой жизни?» (анализ деятельности школьного коллектива за предшествующий год). Работа в группах по теме дня. Предъявление отчетов в содержа­тельной и творческой формах на общем сборе. Выпуск пресс-информации. Заседание аналитической группы. Под­готовка 1-го раздела концепции школы — анализ работы школы.

Вечер. Вариант 1: видеокалейдоскоп о жизни школьного коллектива за последний год. Вариант 2: коллективно-творческое дело, концерт.

3-й день. Общий сбор. Вопрос дня: что мы понимаем, когда говорим «наша школа». Установочные выступления. Работа в группах: подготовка к дискуссии. Дискуссия. Ра­бота круглых столов по отдельным вопросам. Выпуск пресс-информации. Заседание аналитической группы: подготовка концепции «Образование и жизнь учащихся в нашей школе». Общий сбор. Вечер — дискотека.

4-й день. Общий сбор. Тема дня: «Что сделать нам предстоит?» Работа над программой деятельности. Рабо­та в группах. Пленум. Доработка предложений в проект­ных группах, которые формируются по итогам пленума. Выпуск пресс-информации. Заседание аналитической груп­пы: составление текста программы деятельности школь­ного коллектива на следующий год. Коллективное творчес­кое дело.

5-й день. Общий сбор: подготовка к встрече с предста­вителями администрации школы и гороно. Утверждение проекта концепции и программы школы. Встреча с админи­страцией и представителями гороно (представлять гороно и администрацию может кто-то из членов школьного кол­лектива, который должен «держать» позицию гороно). На встрече школьный коллектив защищает концепцию и про­грамму школы. Программа: взрослые и дети в совместных командах.

6-й день. Общий сбор. Тема: «Кто в школе хозяин?» Формирование творческих групп и органов самоуправления по основным направлениям работы. Работа в творческих группах и органах самоуправления. Защита целей, задач и замысла деятельности. Праздничная дискотека.

7-й день. Общий сбор. «Выход из игры». Рефлексия участников игры. Трудовой десант. Отъезд.

Проектно-исследовательские модели организации деятельности детей в летний период. В отечественной педагогике вопрос о поисковом характере деятельности всегда занимал ведущее место. Особенность проектно-исследовательских моделей за­ключается прежде всего в организации поисковой по­знавательной деятельности. Является ли познавательная деятельность основной в летний период отдыха? Возможно ли отдыхать от познания человеку вообще, а ребенку в частности? С обыденной точки зрения летом ребенок отдыхает, а не познает (познание здесь сводится к учению, познавательная деятельность — к учебной). Психолог ответит, что познание — это есть, прежде всего, составляющая наших психических процессов; предоставить же отдых нашему восприятию, вниманию, воображению, памяти и мышлению невозможно. Философ добавит, что человек раскрывается прежде всего в акте познания. А педагог отметит, что познавательная деятельность — одно из важных условий формирования личности. В.А. Сухомлинский отмечал, что «интеллек­туальный фон» детского коллектива есть одно из самых важных условий в формировании межличностных отно­шений. «Интеллектуальный фон», по В.А. Сухомлинскому, — это «эвристическая радость» в познавательной деятельности, которая носит не репродуктивный, а продуктивный характер.

Модель организации проектной деятельности. Метод проектов активно использовался в 20-е гг. как в воспитательных, так и в образовательных целях. Мето­дика организации проектной деятельности впервые по­явилась в США. Философско-педагогические идеи и экспериментальная работа Дж. Дьюи позволили его по­следователю У. Килпатрику разработать систему работы над проектами. Под проектом понимался целевой акт деятельности, в основе которого лежит интерес ребенка. У. Килпатрик дал следующую классификацию проектов:

— созидательный (производительный) проект связан с трудовой деятельностью — уходом за растениями и животными, подготовкой макета, конструкторской дея­тельностью и т.п.;

— потребительский (его целью является потребление в самом широком смысле, включая развлечение) — под­готовка экскурсий; разработка и оказание различного рода услуг (ремонт одежды, обуви, информационные ус­луги и т.п.); проекты решения проблем жизнеобеспече­ния лагеря и т.п.;

— проект решения проблемы (научно-исследователь­ский проект) — исследование влияния условий ухода за растениями на урожайность, физико-математические проекты, технические проекты, проекты решения исторических или литературных проблем (которые, как правило, сочетаются с дискуссионными формами рабо­ты) и т.п.;

— проект-упражнение (проекты обучения и трениров­ки по овладению определенными навыками).

Работа над проектом включает осознание целей, офор­мление замысла, разработку организационного плана, ра­боту по плану, подведение итогов в виде письменного от­чета.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.