|
Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья
Человек не только сам приспосабливается к разнообразным условиям внешней среды, но и приспосабливает ее к себе, активно преобразуя. При этом необходимо знать, что в окружающей среде полезно для организма, а что вредно, какие преобразования среды благоприятны для здоровья, а какие неблагоприятны. Изучением всех этих вопросов занимается особая отрасль медицины - гигиена. По характеру воздействия на организм выделяют три группы факторов среды. Первую группу составляют, безусловно, вредные для здоровья факторы: возбудители различных заболеваний, ядовитые вещества, пыль во вдыхаемом воздухе. Ко второй группе относят, безусловно, полезные факторы, например, чистый, свежий воздух. В третью группу входят факторы, которые могут быть и полезными, и вредными, в зависимости от того, как человек их использует. Например, солнечные лучи, необходимые для нормальной деятельности организма, при неумеренном их использовании наносят вред здоровью. Гигиенические рекомендации появлялись в процессе наблюдений, обобщения и передачи последующим поколениям жизненного опыта. Так, по известному народному обычаю, на свадьбе молодоженам не дают спиртного. Многие люди понимают вредное действие алкоголя на потомство не только при длительном, но и при кратковременном его употреблении. Возникновение и развитие гигиены закономерно связано с потребностью общества в физически и нравственно здоровых людях с большой продолжительностью жизни и высокой работоспособностью. Задачи гигиены - создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма, для полного расцвета физических и духовных сил человека, для обеспечения условий высокопроизводительного труда и здорового быта людей. Для этого необходимо, чтобы неблагоприятные факторы своевременно устранялись или же их действие максимально ослаблялось, а полезные факторы использовались с наибольшей полнотой и эффективностью. Гигиенисты призваны давать научную оценку характеру влияния, степени вреда или пользы для человека тех или иных факторов окружающей среды. Учитывая особенности поведения и образа жизни человека, они разрабатывают правила и рекомендации, помогающие устранить неблагоприятные воздействия и эффективно использовать полезные факторы среды. Гигиена опирается на знания, добытые другими науками и особенно такими науками о человеке, как анатомия и физиология. Здоровье - совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Справедлива поговорка: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его? Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры и другое лучше выполнять в одно и то же привычное время. Благодаря четкому режиму человек не испытывает перегрузки, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, организм меньше изнашивается. Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Современный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хозяйстве, развиваются средства транспорта, телевидение в значительной степени обеспечивает потребность человека в зрелищах. В последние десятилетия в научной литературе и в периодической печати довольно распространенным стало слово гиподинамия. Происходит оно от греческих слов «гипо» - под, внизу и «динамис» - сила. Следовательно, гиподинамия - это недостаточная физическая (силовая) нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно-сосудистой системы. Причем распространенность сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, мало двигается. При гиподинамии ослабляется деятельность сердца, накапливается избыточная масса тела, ослабевает мышечная система. Нарушение нормальных соотношений между мышечными и психическими усилиями приводит к излишнему возбуждению центральной нервной системы. В результате снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, к разного рода перегрузкам, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. Постоянная посильная физическая нагрузка не только не истощает организм, но повышает его выносливость и устойчивость к болезням. Постоянное общение с природой, свежий воздух, вода, солнце помогают человеку укрепить здоровье и справиться с болезнями. Свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому, активному настроению, высокой работоспособности. Пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе (например, в душном, плохо проветриваемом помещении) ведет к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимающей тупой боли в голове. К сожалению, многие люди не понимают преимуществ свежего воздуха. Им безразлично, проветривается помещение или нет, накурено там или нет. Хорошо снимают нервное напряжение, успокаивают природные ландшафты и т. п. Очень полезно от активной работы, общения уехать к морю, на озеро, в горы, в лес, отдохнуть, пособирать грибы, ягоды, походить на лыжах, искупаться или сходить в поход. Такие способы отдыха благотворно воздействуют на психику человека. Ослабляют здоровье неупорядоченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил личной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя. При деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования, может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в условиях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний сердечно-сосудистой и других систем. Поэтому каждому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладевать навыками самоконтроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привычного режима дня, выработать умение своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой и т. д. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость) развиваются при этом ценные психические качества (настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание). Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домашних условиях (утренняя гимнастика - зарядка), в школе (уроки физической культуры), в спортивных и туристических секциях, в детских и юношеских спортивных школах. Регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок усиленно развивает их функции и координацию, физическая нагрузка тренирует органы и системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную), обеспечивает нормальную деятельность двигательного аппарата, процессы обмена веществ. Ежедневное выполнениеопределенного количества разнообразных упражнений, стремление делать их правильно и в заранее намеченном объеме, не давая себе никакого послабления, формирует привычку, а затем и потребность твердо соблюдать правила поведения. Благодаря этому возрастает дисциплинированность человека, укрепляется его воля. В разном возрасте физическое воспитание имеет разные задачи. Школьники I—III классов совершенствуют мышечное чувство - способность различать темп и размах движений, степень напряжения и расслабления мышц. Они овладевают правильной техникой движений, т. е. учатся выполнять упражнения в нужных направлениях, ритме и темпе, с соответствующим напряжением мышц. Если школьники не научены правильно выполнять основные элементы движений (прыжки, метания, гимнастические и акробатические упражнения и др.), не стремятся довести движения до конца, во-первых, они никогда не достигнут в спорте хороших результатов, во-вторых, у них не разовьются дисциплинированность и самоконтроль. Совершенствование техники движений связано с формированием личности человека. Школьники V—VIII классов, помимо закрепления достигнутого, овладевают основными видами движений, выполняемых в различных по сложности условиях, и спортивной техникой (лыжи, коньки, плавание, легкая атлетика, игры с мячом). В этом возрасте формируется и закрепляется привычка систематически заниматься физическими упражнениями. В целом физическая нагрузка у школьников подросткового возраста может быть больше, чем у младших школьников, но силовые упражнения должны быть ограничены, так как большая силовая нагрузка в этом возрасте может помешать нормальному развитию организма. Не случайно, например, в группах начальной спортивной подготовки к занятиям спортивной гимнастикой, плаванием, фигурным катанием, теннисом приступают с 7 лет, футболом, хоккеем, современным пятиборьем, коньками, борьбой - с 10 лет, боксом - с 12 лет. Школьники среднего возраста нередко склонны переоценивать свои физические возможности. Вот тогда неудачи, срывы, низкие результаты в различных видах физических упражнений могут вызвать у них потерю уверенности в себе и вместе с тем отрицательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Школьники IХ - ХI классов совершенствуют основные виды движений, освоенные ранее, развивают силовой, статический и скоростной виды выносливости, овладевают знаниями по основам спортивной тренировки, методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, формируют умения подбирать и выполнять физические упражнения, вырабатывают способность вести самонаблюдения за качеством движений, анализировать их. В этом возрасте может быть увеличена силовая нагрузка, но необходимо помнить важную особенность организма старших школьников: выносливость их отстает от силы. Кроме того, возможности опорно-двигательной системы в этом возрасте нередко превышают возможности сердечно-сосудистой системы. Поэтому физическая нагрузка должна быть такой, чтобы не возникало каких-либо нарушений деятельности сердца. Физические возможности мужского и женского организмов не одинаковы. Мужчины легче справляются с интенсивной физической нагрузкой, обладают большей силой, амплитудой движений. Женщины выносливее, хорошо переносят длительную монотонную работу. Поэтому методы физического воспитания мальчиков и девочек несколько различаются. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, точности движений одинаково полезны школьникам обоего пола, но мальчикам упражнения необходимы для развития силы, а девочкам - для развития гибкости. Многие девочки недооценивают роль физических упражнений. Они недостаточно активны физически, и не случайно, по многим показателям, физические возможности девочек 10 - 12 лет порой оказываются выше, чем 16-17-летних девочек, что отрицательно сказывается на формировании женского организма. Мальчикам свойственна переоценка своих физических возможностей и определенное безрассудство, что нередко побуждает их, например, поднимать непосильные для них тяжести, спрыгивать с большой высоты, таким образом, показывая неуместные силу, храбрость и т. д. Они нередко переоценивают физическую силу и недооценивают менее демонстративные, но жизненно более важные качества, особенно выносливость. Именно мальчикам в первую очередь следует помнить, что уважение окружающих можно завоевать лишь полезными делами, а не демонстрацией физических качеств, какими бы привлекательными они ни казались. Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее (корригирующее) воздействие. Оно позволяет устранить дефекты осанки - искривление позвоночника, сутулость, с помощью физических упражнений можно исправить такие недостатки фигуры, как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура. Существуют специальные комплексы упражнений для мужского и женского пола, которые учитывают особенности организма и эстетические требования к мужской и женской фигуре. Кроме того, физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид и настроение человека, повышают общий жизненный тонус. Зарядка является важным фактором сохранения и укрепления здоровья. Она способствует быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию, так как тонизирует центральную нервную систему, активизирует работу всех внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Зарядка имеет также и воспитательное значение, так как регулярное ее выполнение требует определенного волевого усилия, особенно поначалу. Благодаря зарядке человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно. Делать зарядку следует ежедневно через 10-15 мин. после подъема, в хорошо проветриваемом помещении. Продолжительность зарядки обычно не превышает 10-20 мин. Начинают ее с легких разминочных упражнений, ходьбы, постепенно увеличивая нагрузку и следя за равномерностью вдоха и выдоха. После зарядки не должно быть признаков утомления и значительного учащения пульса. Можно использовать самые разнообразные упражнения: потягивания, наклоны, вращения, повороты туловища и конечностей, ходьбу в разном темпе, прыжки, умеренный по темпу бег. Всего за одну зарядку выполняют 5-8 упражнений, которые повторяют в зависимости от их сложности от 2-3 до 8-10 раз. Среди упражнений не должно быть таких, которые сопровождаются значительным напряжением, задержкой дыхания. Делают зарядку в спортивной одежде, для упражнений в положении лежа необходим небольшой коврик.
Инфекционные заболевания.
Инфекционными называют заболевания, которые вызваны болезнетворными микроорганизмами (бактериями, вирусами, спорами грибов и простейшими). Такие микроорганизмы используют для питания и размножения вещества клеток и тканей человеческого организма, повреждая и разрушая их. Продукты жизнедеятельности многих микроорганизмов ядовиты и могут вызвать отравление. Не все бактерии или вирусы вызывают инфекционные заболевания, так как организм довольно надежно защищен от проникновения и последующего размножения большинства из них. Однако многие микроорганизмы способны проникать в организм и размножаться в нем. В ответ организм мобилизует средства защиты; размножающиеся возбудители под их воздействием погибают, и больной выздоравливает. Но есть и такие микроорганизмы, с которыми человек самостоятельно справиться не может. Они вызывают особенно тяжелые инфекционные заболевания, от которых вылечиться можно только с помощью медицинского вмешательства. Кожу и слизистые оболочки называют естественными барьерами, так как они препятствуют проникновению посторонних веществ и микроорганизмов внутрь организма человека. На коже и слизистых оболочках здорового человека постоянно живут некоторые бактерии, полезные для здоровья. Они питаются выделениями кожи и слизистых, не проникая внутрь организма. Вместе с тем эти бактерии губительно действуют на болезнетворные микроорганизмы, попадающие на поверхность тела. При ослаблении организма защитная активность полезных бактерий снижается, а иногда они и вовсе погибают. В этом случае на коже и слизистых оболочках быстрее размножаются и расселяются вредные микроорганизмы, вызывая различные заболевания. В кишечнике человека живут полезные микроорганизмы - кишечная палочка и др. Кишечная палочка разрушает бактерии гниения и брожения и некоторые грибки, попадающие в кишечник с пищей, не давая им размножиться и вызвать заболевания. При неправильном применении некоторых лекарств (особенно антибиотиков) кишечная палочка погибает. Тогда вредные микроорганизмы размножаются и вызывают расстройство функции желудочно-кишечного тракта и другие заболевания. Слизистые оболочки дыхательных путей (дыхательное горло - гортань, трахея, бронхи), пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник), органов мочеотделения (почечные лоханки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал), половых органов обладают выраженной способностью задерживать большинство микроорганизмов. Слизистые оболочки всегда увлажнены выделяемой ими слизью и никогда не пересыхают, что служит признаком здоровья. Со слизью из организма удаляются различные вещества, пыль, микроорганизмы. Клетки слизистых оболочек вырабатывают различные вещества, губительные для микроорганизмов. При этом они либо погибают, либо становятся менее устойчивыми по отношению к действию фагоцитов. Роль внутренних барьеров в организме выполняют стенки лимфатических и кровеносных сосудов и лимфатические узлы. В стенках сосудов находятся неподвижные фагоциты. Они захватывают и пожирают возбудителей, попавших в ток крови или лимфы. В лимфатических узлах особенно много фагоцитов, и поэтому лимфатические узлы играют роль своеобразных фильтров, не пропускающих микроорганизмы дальше. Если при ангине или хроническом тонзиллите шейные лимфатические узлы увеличиваются, это означает, что возбудитель болезни распространился за пределы миндалин, но задержан в этих лимфоузлах, где и происходит его обезвреживание. Помимо барьеров организм от инфекции защищают антитела - белковые вещества, способные вступать в соединение и нейтрализовать возбудителей болезни, проникших через барьеры во внутреннюю среду организма. В крови и тканях находится также огромное количество способных к передвижению (миграции) фагоцитов. Они в большом количестве устремляются к месту скопления возбудителя болезни, окружают его плотным валом и препятствуют дальнейшему распространению; в центре этого очага воспаления происходит активное уничтожение возбудителей. Признаки инфекционного заболевания. Попадая в организм человека, возбудитель болезни начинает размножаться. Этот период получил название инкубационного, или скрытого, так как явных признаков болезни еще не заметно. Продолжительность этого периода для разных болезней различна. Затем в результате накопления большого количества возбудителей появляются и нарастают такие признаки инфекционного заболевания, как слабость, недомогание, головная боль, повышение температуры тела. Объясняется это накоплением в организме ядовитых веществ - продуктов жизнедеятельности возбудителя. В организме больного инфекционным заболеванием лимфоциты крови вырабатывают специфические антитела, способные нейтрализовать именно этот вид микроорганизма, а также выделяемые им яды. Количество антител в крови стремительно нарастает, процесс размножения микробов сначала приостанавливается, затем все они постепенно погибают. Параллельно этому процессу стихают болезненные проявления, и, наконец, человек выздоравливает полностью. Скорость всех этих процессов определяет общую продолжительность заболевания. Специфические антитела вырабатываются и после выздоровления. Если организм вновь встречается с данным возбудителем, антитела уничтожают его, не дав размножиться, т. е. болезнь не повторяется. Продолжительный иммунитет образуется не при каждом инфекционном заболевании. Кроме того, даже при заболеваниях с продолжительным иммунитетом у некоторых людей он оказывается кратковременным или слабым. Возможно, например, повторное заболевание корью, ветряной оспой, скарлатиной, эпидемическим паротитом (свинкой). Это происходит при очень легком течении болезни, когда в организм попадает ослабленный возбудитель, который не в состоянии вызвать тяжелое заболевание. При этом вырабатывается мало антител, и в случае повторного заражения более активным возбудителем того же вида человек заболевает второй раз. Повторно можно также заболеть, если организм слабый, недостаточно закаленный, и болезнь протекает тяжело. С помощью лекарств человека могут вылечить, но устойчивый иммунитет при этом не вырабатывается. Таким образом, у каждого человека при одинаковой активности болезнетворного микроба одно и то же инфекционное заболевание протекает по-разному: один болеет тяжело, другой легко, у одного иммунитет остается на всю жизнь, у другого - лишь на короткий период. Укрепление защитных сил организма, повышение его собственной устойчивости к возбудителям болезней без помощи лекарственных средств помогают избежать инфекционных заболеваний. Проникновение возбудителя инфекционного заболевания в организм здорового человека называют заражением. Источники инфекционного заболевания: больной человек или здоровый носитель выделяют в окружающую среду микроорганизмы, которые через воздух (при чихании, кашле), через предметы общего пользования, через продукты и воду попадают в организм здоровых людей. Возбудителей некоторых инфекционных заболеваний передают насекомые: мухи (кишечные инфекции), комары (малярия), вши (сыпной тиф), клещи (энцефалит) и др. Если в окружении больного люди невосприимчивы к болезнетворному микробу, возникают лишь отдельные случаи болезни. Если подавляющее большинство людей иммунитетом не обладает, развивается массовое инфекционное заболевание или эпидемия. Закономерности возникновения и распространения инфекционных заболеваний изучает наука эпидемиология. Эпидемиологи устанавливают закономерности распространения инфекционных болезней, разрабатывают меры их предупреждения, решают, как и на какой срок изолировать заболевшего от окружающих людей, проводят дезинфекцию (уничтожение болезнетворных микроорганизмов) в доме заболевшего, изучают пути передачи возбудителя и способы предупреждения такой передачи. К ним относятся борьба с насекомыми - переносчиками возбудителей болезни, строгий контроль за содержанием микроорганизмов в воде, пищевых продуктах и воздухе, их обезвреживание. Эпидемиологи работают над проблемой повышения устойчивости людей к инфекционным заболеваниям, с этой целью проводят профилактические прививки. В настоящее время в распоряжении медицины находится огромный арсенал средств борьбы с инфекционными заболеваниями, который с каждым годом пополняется. Но каковы бы ни были эти средства, основное - устойчивость организма к инфекционным заболеваниям. Если иммунитет недостаточный, человек постоянно болеет и принимает лекарственные средства, но при частом употреблении любое лекарство может принести вред. В последние десятилетия на смену многим тяжелым и опасным инфекционным болезням, которые полностью ликвидированы (черная оспа) или против которых найдены эффективные меры предупреждения (полиомиелит, дифтерия), пришли респираторные вирусные заболевания. Среди последних наиболее известен грипп. К основным особенностям респираторных вирусных заболеваний относятся высокая заразность, передача вируса воздушно-капельным путем (при чихании, кашле), отсутствие у переболевших стойкого иммунитета. Как правило, болезнь начинается с повышения температуры тела, сопровождается головной болью, насморком, кашлем - последнее связано с тем, что вирус поражает слизистую оболочку верхних дыхательных путей. На период болезни человек теряет работоспособность, при недостаточной устойчивости организма возможны разного рода осложнения - бронхит, пневмония, обострение ранее имевшихся заболеваний. При гриппе и других подобных ему заболеваниях соблюдение больным домашнего режима обязательно, так как это предупреждает возможные осложнения и дальнейшее распространение возбудителя. Противоэпидемические мероприятия осуществляются в государственном масштабе. Но они обязательно должны дополняться соблюдением правил личной гигиены каждым из граждан. Наиболее элементарное из них - чистота тела. Известно, например, что кишечные заболевания (дизентерия, брюшной тиф) называют болезнями «немытых рук». Для предупреждения заболеваний каждый член семьи должен пользоваться индивидуальным полотенцем, всегда иметь при себе чистый носовой платок. Нельзя есть немытые фрукты, овощи, пить некипяченую воду из водоемов. Чтобы облегчить больному организму борьбу с возбудителем болезни и ограничить возможность заболевания других людей, нельзя выходить на улицу до полного выздоровления. Больной может стать источником заражения для окружающих; кроме того, возможное при этом охлаждение организма ослабляет его, утяжеляет течение болезни, ведет к появлению дополнительных болезненных симптомов (например, кашля). До полной нормализации температуры тела нельзя купаться, так как обычно это обостряет течение инфекционного заболевания. Дома во время болезни можно заниматься обычными делами, избегая лишь значительной физической нагрузки. В пище больного рекомендуется увеличить количество углеводов. В остром периоде болезни снижается аппетит. Заставлять себя есть через силу не следует, так как усвояемость пищи в это время снижена. Во время выздоровления, напротив, питание нужно усилить. Больному необходимо пить много воды, так как это способствует выведению ядов из организма. Многие лекарственные препараты эффективны при лечении инфекционных заболеваний, но при неправильном применении они могут нанести вред человеку. Наряду с основным действием, ради которого лекарство создано и применяется в практике, у некоторых лекарств может быть и побочное неблагоприятное действие. Может развиться аллергия - повышенная чувствительность организма к некоторым веществам (аллергенам), проявляющаяся отеком тканей, зудом, раздражением кожи и слизистых оболочек, спазмом или чрезмерным расширением сосудов, бронхов, кишечника, возникающими при контакте организма с этими веществами. Врачам известно также токсическое (отравляющее, повреждающее) действие лекарств на печень, почки. Например, развивается воспаление печени - гепатит; в почках нередко образуются почечные камни, нарушающие нормальное течение процесса мочеотделения. Правильно подобрать необходимое лекарство и его дозу, определить продолжительность лечения может только врач. Самолечение вредно, но если больной внимательно оценивает свое самочувствие во время лечения, запоминает сроки появления или исчезновения тех или иных болезненных симптомов, врач может своевременно внести необходимые поправки в проводимое лечение.
Питание и здоровье. Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Питание - одна из основных потребностей организма человека. Вместе с тем превращение еды в самоцель вредно. Систематическое переедание ведет к нарушениям деятельности желудочно-кишечного тракта, к расстройствам обмена веществ, к накоплению избыточной массы тела. Наряду с гиподинамией избыточная масса тела способствует развитию тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний. Потребности в пище индивидуальны. При выполнении одной и той же работы и при одинаковом самочувствии разные люди нуждаются в неодинаковом количестве пищевых продуктов. Связано это с индивидуальными особенностями обмена веществ и других физиологических процессов. Сознательное отношение к питанию помогает человеку избежать многих заболеваний. Человек принимает пищу, ориентируясь на ощущение голода и аппетит. Ощущения голода обманчивы. Многие полные люди постоянно испытывают голод иногда сразу после еды и предпочитают наиболее калорийные продукты - макароны, пироги, печенье, торт и т. п., как раз то, что в наибольшей степени способствует накоплению избыточной массы тела. Такие люди должны постоянно с помощью домашних напольных весов следить за своей массой и при ее увеличении немедленно принимать меры: ограничить количество пищи, исключить из нее жирные,сладкие, мучные блюда, уменьшить общее количество воды. Неумеренное потребление воды способствует накоплению избыточной массы тела.При ограниченном поступлении жидкости в организме полных усиленно распадаются жиры, от чего снижается масса тела. Каждый современный человек должен контролировать массу тела. Нормальными считаются ее колебания в течение суток в пределах ±0,5 кг. При более значительных колебаниях следует обратиться за советом к врачу. Лишать себя пищи надолго не следует. Полный отказ от пищи на длительное время вызывает слабость, утомляемость, снижает работоспособность, нарушает обмен веществ. Люди с избыточной массой тела больше, чем все остальные подвержены вредному влиянию различных факторов среды, например, перегреванию, охлаждению. Особенно вредно сказывается на них привычка курить. Никотин - один из наиболее сильных ядов, резко усиливает свойственные людям с избыточной массой тела нарушения стенок сосудов (атеросклероз, спазмы). Предрасположенные к полноте мальчики и девочки глубоко заблуждаются, считая курение хорошим способом похудеть. Вещества табачного дыма постепенно вызывают скрытые, но очень серьезные нарушения обмена веществ и усиливают предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям. Пища по возможности должна быть свежеприготовленной, обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом. Внешний вид пищи, а также обстановка, в которой происходит прием пищи, очень важны для ее хорошего усвоения. Готовить блюда на несколько дней вперед нецелесообразно, так как при этом снижается ее доброкачественность. Для лучшего усвоения пищи еду следует начинать с тех блюд, которые обладают выраженным сокогонным действием (бульон, суп, овощной сок, салат, винегрет). Во время еды вредно отвлекаться, заниматься посторонними делами. Сладкое непосредственно перед завтраком, обедом и ужином снижает аппетит. Детям и подросткам в промежутках между основными приемами пищи рекомендуются фрукты, ягоды, кондитерские изделия, содержащие легкоусвояемые углеводы (пастила, мармелад). Питание преимущественно бутербродами (хлеб с маслом, сыром, колбасой и т. п.) без так называемых горячих блюд (суп, каша, вареные овощи) вредно. Эта пища неполноценна по составу и раздражает слизистую оболочку желудка. Нельзя есть торопливо, так как при этом нарушается пережевывание пищи, более грубые ее частицы, поступая в желудок, раздражают слизистую оболочку, отделение пищеварительных соков и усвояемость пищи ухудшаются. Если человек питается нерегулярно, выделяющийся в привычное время желудочный сок скапливается в желудке и раздражает его стенки, что может вызвать воспаление (гастрит). Слишком горячая пища (свыше 50°С) раздражает и обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка и также ведет к их воспалению. Острая пища с большим количеством горчицы, уксуса, перца, зеленого лука повреждает слизистую оболочку пищевода и желудка и вредно действует на печень. Прием пищи на ночь нарушает сон, при этом усиливается склонность к накоплению избыточной массы тела. Недоброкачественная пища обычно имеет неприятный вид, цвет, запах, признаки гниения или брожения. Однако в некоторых случаях заражение пищи болезнетворными микробами ничем внешне не проявляется. Более того, пища может выглядеть вполне доброкачественной и сохранять обычный вкус, но употреблять ее нельзя. Именно поэтому на различных продуктах указывают дату приготовления и срок их годности. Необходимо обязательно обращать на них внимание. Осторожного обращения требуют консервированные продукты. Если консервированная банка хотя бы немного вздута (так называемый «бомбаж»), консервы абсолютно непригодны в пищу. Банки вздуваются от газов, выделяемых гнилостными микроорганизмами. Причиной очень сильного, иногда со смертельным исходом, отравления могут быть ядовитые грибы (бледная поганка, «сатанинский» гриб, ложные опята) и плоды белены, дурмана, ландыша, «волчьих ягод», картофеля, некоторых других цветковых растений. Отравления проявляются в резком недомогании, бледности, слабости, нарушении ритма сердцебиений и дыхания, рвоте, болях в желудке и кишечнике. Оказывая первую помощь, необходимо как можно скорее удалить недоброкачественную пищу из желудка с помощью рвоты, для чего пострадавшего заставляют засунуть два пальца в глотку, дают ему один - два стакана воды и повторяют процедуру до тех пор, пока при рвотных движениях вода будет выходить без примесей пищи. Пострадавшего пояткрепким сладким чаем, укладывают в постель, тепло укрыв, и вызывают скорую медицинскую помощь, затем выясняют, кто еще принимал пищу, вызвавшую отравление. С этими людьми проделывают те же процедуры, не дожидаясь, пока у них разовьются признаки отравления. Они проявляются у разных людей через неодинаковые промежутки времени. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|