Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гигиена - наука о сохранении и укреплении здоровья





 

Человек не только сам при­спосабливается к разнообразным условиям внешней среды, но и приспосабливает ее к себе, активно преобразуя. При этом не­обходимо знать, что в окружающей среде полезно для организ­ма, а что вредно, какие преобразования среды благоприятны для здоровья, а какие неблагоприятны. Изучением всех этих во­просов занимается особая отрасль медицины - гигиена.

По характеру воздействия на организм выделяют три груп­пы факторов среды. Первую группу составляют, безусловно, вред­ные для здоровья факторы: возбудители различных заболева­ний, ядовитые вещества, пыль во вдыхаемом воздухе. Ко второй группе относят, безусловно, полезные факторы, например, чис­тый, свежий воздух. В третью группу входят факторы, которые могут быть и полезными, и вредными, в зависимости от того, как человек их использует. Например, солнечные лучи, необходимые для нормальной деятельности организма, при неумеренном их использовании наносят вред здоровью.

Гигиенические рекомендации появлялись в процессе наблю­дений, обобщения и передачи последующим поколениям жиз­ненного опыта. Так, по известному народному обычаю, на свадь­бе молодоженам не дают спиртного. Многие люди понимают вредное действие алкоголя на потомство не только при длитель­ном, но и при кратковременном его употреблении.

Возникновение и развитие гигиены закономерно связано с по­требностью общества в физически и нравственно здоровых лю­дях с большой продолжительностью жизни и высокой работо­способностью.

Задачи гигиены - создание наиболее благопри­ятных условий для нормального развития организма, для полно­го расцвета физических и духовных сил человека, для обеспече­ния условий высокопроизводительного труда и здорового быта людей. Для этого необходимо, чтобы неблагоприятные факторы своевременно устранялись или же их действие максимально ослаблялось, а полезные факторы использовались с наибольшей полнотой и эффективностью.



Гигиенисты призваны давать научную оценку характеру влияния, степени вреда или пользы для человека тех или иных факторов окружающей среды. Учитывая особенности поведения и образа жизни человека, они разрабатывают правила и реко­мендации, помогающие устранить неблагоприятные воздействия и эффективно использовать полезные факторы среды. Гигиена опирается на знания, добытые другими науками и особенно та­кими науками о человеке, как анатомия и физиология.

Здоровье - совокупность физических и ду­ховных качеств человека, которые являются основой его долго­летия и необходимым условием осуществления творческих пла­нов, высокопроизводительного труда на благо общества, созда­ния крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей. Спра­ведлива поговорка: «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял - многое потерял, здоровье потерял - все потерял». Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его?

Помогает сохранить здоровье четкий режим дня. Прием пищи, сон, гигиенические процедуры и другое лучше выполнять в одно и то же привычное время. Благодаря четкому режиму человек не испытывает перегрузки, затраченные силы быстрее и полнее восстанавливаются, орга­низм меньше изнашивается.

Укрепляет здоровье высокая двигательная активность. Совре­менный человек мало двигается. Постоянно сокращается доля немеханизированного труда в промышленности и сельском хо­зяйстве, развиваются средства транспорта, телевидение в значи­тельной степени обеспечивает потребность человека в зрелищах. В последние десятилетия в научной литературе и в периодиче­ской печати довольно распространенным стало слово гиподинамия. Происходит оно от греческих слов «гипо» - под, внизу и «динамис» - сила. Следовательно, гиподинамия - это недоста­точная физическая (силовая) нагрузка. Это состояние превратилось в характерную особенность образа жизни многих людей. В наше время люди преждевременно умирают в основном от болезней сердечно-сосудистой системы. Причем распространен­ность сердечно-сосудистых заболеваний особенно велика среди тех, кто занят работой, не требующей физических усилий, мало двигается.

При гиподинамии ослабляется деятельность сердца, накапли­вается избыточная масса тела, ослабевает мышечная система. Нарушение нормальных соотношений между мышечными и пси­хическими усилиями приводит к излишнему возбуждению цент­ральной нервной системы. В результате снижается устойчивость организма к инфекциям и психическому напряжению, к раз­ного рода перегрузкам, падает работоспособность, ускоряется процесс старения. Постоянная посильная физическая нагрузка не только не истощает организм, но повышает его выносливость и устойчивость к болезням.

Постоянное общение с природой, свежий воздух, вода, солнце помогают человеку укрепить здоровье и справиться с болезнями. Свежий воздух содержит достаточное для организма количество кислорода и способствует бодрому, активному настроению, вы­сокой работоспособности. Пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе (например, в душном, плохо проветри­ваемом помещении) ведет к быстрому утомлению, к появлению ощущения тяжести и сжимающей тупой боли в голове. К сожа­лению, многие люди не понимают преимуществ свежего воздуха. Им безразлично, проветривается помещение или нет, накурено там или нет.

Хорошо снимают нервное напряжение, успокаивают природ­ные ландшафты и т. п. Очень полезно от активной работы, общения уехать к морю, на озеро, в горы, в лес, отдохнуть, пособирать грибы, ягоды, походить на лыжах, искупаться или схо­дить в поход. Такие способы отдыха благотворно воздействуют на психику человека.

Ослабляют здоровье неупоря­доченный режим, малая подвижность, несоблюдение правил лич­ной гигиены, нерациональное питание и такие вредные привыч­ки, как курение и употребление алкоголя.

При деятельности человека в трудных условиях, предъявляю­щих его организму повышенные требования, может развиваться стресс. Так называют состояние напряжения у человека в усло­виях, требующих перестройки его деятельности на более высокий уровень, необходимый для успешного решения возникших перед ним задач. Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное действие. В частности, он увеличивает вероятность заболеваний сердечно-сосудистой и других систем. Поэтому каж­дому человеку необходимо научиться правильно вести себя в условиях стресса. Для этого следует овладевать навыками само­контроля, в любых условиях стремиться к соблюдению привыч­ного режима дня, выработать умение своевременно переключать­ся с одного вида деятельности на другой и т. д.

Физическое воспитание на­правлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важ­ными двигательными навыками и умениями, на достижение вы­сокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подго­товке человека к производительному труду. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость) развиваются при этом ценные психические качества (настойчивость, воля, це­леустремленность, решительность, самообладание). Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домаш­них условиях (утренняя гимнастика - зарядка), в школе (уроки физической культуры), в спортивных и туристических секциях, в детских и юношеских спортивных школах.

Регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок усиленно развивает их функции и координацию, физическая нагрузка тренирует органы и системы организма (сердечно-сосудистую, ды­хательную), обеспечивает нормальную деятельность двигатель­ного аппарата, процессы обмена веществ. Ежедневное выполне­ниеопределенного количества разнообразных упражнений, стремление делать их правильно и в заранее намеченном объеме, не давая себе никакого послабления, формирует привычку, а затем и потребность твердо соблюдать правила поведения. Бла­годаря этому возрастает дисциплинированность человека, укреп­ляется его воля.

В разном возрасте физическое воспитание имеет разные задачи. Школьники I—III классов совершенствуют мышечное чувство - способность различать темп и размах движений, степень напряжения и расслабления мышц. Они овладевают правильной техникой движений, т. е. учатся выполнять упражнения в нужных направлениях, ритме и темпе, с соответствующим напряжением мышц. Если школьники не научены правильно выполнять основные элементы движений (прыжки, метания, гимнастические и акробатические упражнения и др.), не стремятся довести движения до конца, во-первых, они никогда не достигнут в спорте хороших результатов, во-вторых, у них не разовьются дисциплинированность и самоконтроль. Совершенствование техники движений связано с формированием личности человека.

Школьники V—VIII классов, помимо закрепления достиг­нутого, овладевают основными видами движений, выполняемых в различных по сложности условиях, и спортивной техникой (лы­жи, коньки, плавание, легкая атлетика, игры с мячом). В этом возрасте формируется и закрепляется привычка систематически заниматься физическими упражнениями. В целом физическая нагрузка у школьников подросткового возраста может быть больше, чем у младших школьников, но силовые упражнения должны быть ограничены, так как большая силовая нагрузка в этом возрасте может помешать нормальному развитию орга­низма. Не случайно, например, в группах начальной спортивной подготовки к занятиям спортивной гимнастикой, плаванием, фи­гурным катанием, теннисом приступают с 7 лет, футболом, хок­кеем, современным пятиборьем, коньками, борьбой - с 10 лет, боксом - с 12 лет. Школьники среднего возраста нередко склонны переоценивать свои физические возможности. Вот тогда не­удачи, срывы, низкие результаты в различных видах физических упражнений могут вызвать у них потерю уверенности в себе и вместе с тем отрицательное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Школьники IХ - ХI классов совершенствуют основные ви­ды движений, освоенные ранее, развивают силовой, статический и скоростной виды выносливости, овладевают знаниями по осно­вам спортивной тренировки, методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, формируют умения подбирать и выполнять физические упражнения, вырабатывают способность вес­ти самонаблюдения за качеством движений, анализировать их. В этом возрасте может быть увеличена силовая нагрузка, но не­обходимо помнить важную особенность организма старших школьников: выносливость их отстает от силы. Кроме того, воз­можности опорно-двигательной системы в этом возрасте неред­ко превышают возможности сердечно-сосудистой системы. По­этому физическая нагрузка должна быть такой, чтобы не возни­кало каких-либо нарушений деятельности сердца.

Фи­зические возможности мужского и женского организмов не оди­наковы. Мужчины легче справляются с интенсивной физической нагрузкой, обладают большей силой, амплитудой движений. Женщины выносливее, хорошо переносят длительную монотон­ную работу. Поэтому методы физического воспитания мальчи­ков и девочек несколько различаются. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, точности движений одинаково полезны школьникам обоего пола, но мальчикам упражнения необходимы для развития силы, а девочкам - для развития гибкости.

Многие девочки недооценивают роль физических упражнений. Они недостаточно активны физически, и не случайно, по многим показателям, физические возможнос­ти девочек 10 - 12 лет порой оказываются выше, чем 16-17-летних девочек, что отрицательно сказывается на формировании жен­ского организма.

Мальчикам свойственна переоценка своих физических возможностей и определенное безрассудство, что нередко побуждает их, например, поднимать непосильные для них тяжести, спрыгивать с большой высоты, таким образом, показывая неуместные силу, храбрость и т. д. Они нередко пе­реоценивают физическую силу и недооценивают менее демон­стративные, но жизненно более важные качества, особенно вы­носливость. Именно мальчикам в первую очередь следует помнить, что уважение окружающих можно завоевать лишь полезными делами, а не демонстрацией физических ка­честв, какими бы привлекательными они ни казались.

Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее (корригирующее) воздейст­вие. Оно позволяет устранить дефекты осанки - искривление позвоночника, сутулость, с помощью физических упражнений можно исправить такие недостатки фигуры, как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура. Существуют специ­альные комплексы упражнений для мужского и женского пола, которые учитывают особенности организма и эстетические требования к мужской и женской фигуре. Кроме того, физические упражнения улучшают психическое состояние, внешний вид и на­строение человека, повышают общий жизненный тонус.

Зарядка является важ­ным фактором сохранения и укрепления здоровья. Она способствует быстрому переходу организма от состояния сна к бодрст­вованию, так как тонизирует центральную нервную систему, ак­тивизирует работу всех внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Зарядка имеет также и воспита­тельное значение, так как регулярное ее выполнение требует определенного волевого усилия, особенно поначалу. Благодаря зарядке человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно.

Делать зарядку следует ежедневно через 10-15 мин. после подъема, в хорошо проветриваемом помещении. Продолжитель­ность зарядки обычно не превышает 10-20 мин. Начинают ее с легких разминочных упражнений, ходьбы, постепенно увеличи­вая нагрузку и следя за равномерностью вдоха и выдоха. После зарядки не должно быть признаков утомления и значительного учащения пульса. Можно использовать самые разнообразные упражнения: потягивания, наклоны, вращения, повороты туло­вища и конечностей, ходьбу в разном темпе, прыжки, умеренный по темпу бег. Всего за одну зарядку выполняют 5-8 упражне­ний, которые повторяют в зависимости от их сложности от 2-3 до 8-10 раз. Среди упражнений не должно быть таких, которые сопровождаются значительным напряжением, задержкой дыха­ния. Делают зарядку в спортивной одежде, для упражнений в положении лежа необходим небольшой коврик.

 

Инфекционные заболевания.

 

Инфекционными назы­вают заболевания, которые вызваны болезнетворными микроор­ганизмами (бактериями, вирусами, спорами грибов и простей­шими). Такие микроорганизмы используют для питания и раз­множения вещества клеток и тканей человеческого организма, повреждая и разрушая их. Продукты жизнедеятельности многих микроорганизмов ядовиты и могут вызвать отравление.

Не все бактерии или вирусы вызывают инфекционные забо­левания, так как организм довольно надежно защищен от про­никновения и последующего размножения большинства из них. Однако многие микроорганизмы способны проникать в организм и размножаться в нем. В ответ организм мобилизует средства защиты; размножающиеся возбудители под их воздействием по­гибают, и больной выздоравливает. Но есть и такие микроорга­низмы, с которыми человек самостоятельно справиться не может. Они вызывают особенно тяжелые инфекционные заболевания, от которых вылечиться можно только с помощью медицинского вмешательства.

Кожу и слизистые оболочки называют естественными барьерами, так как они препятствуют проникновению посторонних веществ и микроорганизмов внутрь организма человека.

На коже и слизистых оболочках здорового человека постоян­но живут некоторые бактерии, полезные для здоровья. Они пи­таются выделениями кожи и слизистых, не проникая внутрь ор­ганизма. Вместе с тем эти бактерии губительно действуют на бо­лезнетворные микроорганизмы, попадающие на поверхность тела. При ослаблении организма защитная активность полезных бак­терий снижается, а иногда они и вовсе погибают. В этом случае на коже и слизистых оболочках быстрее размножаются и рассе­ляются вредные микроорганизмы, вызывая различные заболе­вания.

В кишечнике человека живут полезные микроорганизмы - кишечная палочка и др. Кишечная палочка разрушает бактерии гниения и брожения и некоторые грибки, попадающие в кишеч­ник с пищей, не давая им размножиться и вызвать заболевания. При неправильном применении некоторых лекарств (особенно антибиотиков) кишечная палочка погибает. Тогда вредные ми­кроорганизмы размножаются и вызывают расстройство функции желудочно-кишечного тракта и другие заболевания.

Слизистые оболочки дыхательных путей (дыхательное горло - гортань, трахея, бронхи), пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник), органов мочеотделения (почечные лоханки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал), половых органов обладают выраженной способ­ностью задерживать большинство микроорганизмов. Слизистые оболочки всегда увлажнены выделяемой ими слизью и никогда не пересыхают, что служит признаком здоровья. Со слизью из организма удаляются различные вещества, пыль, микроорганиз­мы. Клетки слизистых оболочек вырабатывают различные ве­щества, губительные для микроорганизмов. При этом они либо погибают, либо становятся менее устойчивыми по отношению к действию фагоцитов.

Роль внутренних барьеров в организме выполняют стенки лимфатических и кровеносных сосудов и лимфатические узлы. В стенках сосудов находятся неподвижные фагоциты. Они захва­тывают и пожирают возбудителей, попавших в ток крови или лимфы. В лимфатических узлах особенно много фагоцитов, и поэтому лимфатические узлы играют роль своеобразных фильт­ров, не пропускающих микроорганизмы дальше. Если при ангине или хроническом тонзиллите шейные лимфатические узлы увели­чиваются, это означает, что возбудитель болезни распространил­ся за пределы миндалин, но задержан в этих лимфоузлах, где и происходит его обезвреживание.

Помимо барьеров организм от инфекции защищают антите­ла - белковые вещества, способные вступать в соединение и нейтрализовать возбудителей болезни, проникших через барьеры во внутреннюю среду организма. В крови и тканях находится также огромное количество способных к передвижению (мигра­ции) фагоцитов. Они в большом количестве устремляются к месту скопления возбудителя болезни, окружают его плотным валом и препятствуют дальнейшему распространению; в центре этого очага воспаления происходит активное уничтожение возбу­дителей.

Признаки инфекционного заболевания. Попадая в организм человека, возбудитель болезни начинает размножаться. Этот период получил название инкубационного, или скрытого, так как яв­ных признаков болезни еще не заметно. Продолжительность этого периода для разных болезней различна. Затем в результа­те накопления большого количества возбудителей появляются и нарастают такие признаки инфекционного заболевания, как сла­бость, недомогание, головная боль, повышение температуры тела. Объясняется это накоплением в организме ядовитых веществ - продуктов жизнедеятельности возбудителя. В организме боль­ного инфекционным заболеванием лимфоциты крови вырабаты­вают специфические антитела, способные нейтрализовать именно этот вид микроорганизма, а также выделяемые им яды. Коли­чество антител в крови стремительно нарастает, процесс размно­жения микробов сначала приостанавливается, затем все они по­степенно погибают. Параллельно этому процессу стихают болез­ненные проявления, и, наконец, человек выздоравливает пол­ностью. Скорость всех этих процессов определяет общую продол­жительность заболевания.

Специфические антитела вырабатываются и после выздоров­ления. Если организм вновь встречается с данным возбудите­лем, антитела уничтожают его, не дав размножиться, т. е. бо­лезнь не повторяется.

Продолжительный иммунитет образуется не при каждом ин­фекционном заболевании. Кроме того, даже при заболеваниях с продолжительным иммунитетом у некоторых людей он оказыва­ется кратковременным или слабым. Возможно, например, по­вторное заболевание корью, ветряной оспой, скарлатиной, эпи­демическим паротитом (свинкой). Это происходит при очень лег­ком течении болезни, когда в организм попадает ослабленный возбудитель, который не в состоянии вызвать тяжелое заболе­вание. При этом вырабатывается мало антител, и в случае по­вторного заражения более активным возбудителем того же вида человек заболевает второй раз. Повторно можно также заболеть, если организм слабый, недостаточно закаленный, и болезнь про­текает тяжело. С помощью лекарств человека могут вылечить, но устойчивый иммунитет при этом не вырабатывается.

Таким образом, у каждого человека при одинаковой актив­ности болезнетворного микроба одно и то же инфекционное заболевание протекает по-разному: один болеет тяжело, другой легко, у одного иммунитет остается на всю жизнь, у другого - лишь на короткий период. Укрепление защитных сил организма, повышение его собственной устойчивости к возбудителям болез­ней без помощи лекарственных средств помогают избежать инфекционных заболеваний.

Проникновение возбудителя инфекционного заболевания в организм здорового человека называют заражением. Источники инфекционного забо­левания: больной человек или здоровый носитель выделяют в окружающую среду микроорганизмы, которые через воздух (при чихании, кашле), через предметы общего пользования, че­рез продукты и воду попадают в организм здоровых людей. Воз­будителей некоторых инфекционных заболеваний передают насе­комые: мухи (кишечные инфекции), комары (малярия), вши (сыпной тиф), клещи (энцефалит) и др.

Если в окружении больного люди невосприимчивы к болезне­творному микробу, возникают лишь отдельные случаи болезни. Если подавляющее большинство людей иммунитетом не облада­ет, развивается массовое инфекционное заболевание или эпиде­мия. Закономерности возникновения и распространения инфек­ционных заболеваний изучает наука эпидемиология.

Эпидемиологи уста­навливают закономерности распространения инфекционных болезней, разрабатывают меры их предупреждения, решают, как и на какой срок изолировать заболевшего от окружающих людей, проводят дезинфекцию (уничтожение болезнетворных микроор­ганизмов) в доме заболевшего, изучают пути передачи возбуди­теля и способы предупреждения такой передачи. К ним относят­ся борьба с насекомыми - переносчиками возбудителей болезни, строгий контроль за содержанием микроорганизмов в воде, пи­щевых продуктах и воздухе, их обезвреживание. Эпидемиологи работают над проблемой повышения устойчивости людей к ин­фекционным заболеваниям, с этой целью проводят профилакти­ческие прививки.

В настоящее время в распоряжении медицины находится огромный арсенал средств борьбы с инфекционными заболева­ниями, который с каждым годом пополняется. Но каковы бы ни были эти средства, основное - устойчивость организма к инфек­ционным заболеваниям. Если иммунитет недостаточный, человек постоянно болеет и принимает лекарственные средства, но при частом употреблении любое лекарство может принести вред.

В последние десятилетия на смену многим тяжелым и опас­ным инфекционным болезням, которые полностью ликвидированы (черная оспа) или против которых найдены эффективные меры предупреждения (полиомиелит, дифтерия), пришли респиратор­ные вирусные заболевания. Среди последних наиболее известен грипп.

К основным особенностям респираторных вирусных заболева­ний относятся высокая заразность, передача вируса воздушно-капельным путем (при чихании, кашле), отсутствие у перебо­левших стойкого иммунитета. Как правило, болезнь начинается с повышения температуры тела, сопровождается головной болью, насморком, кашлем - последнее связано с тем, что вирус по­ражает слизистую оболочку верхних дыхательных путей. На пе­риод болезни человек теряет работоспособность, при недостаточ­ной устойчивости организма возможны разного рода осложне­ния - бронхит, пневмония, обострение ранее имевшихся заболе­ваний. При гриппе и других подобных ему заболеваниях соблю­дение больным домашнего режима обязательно, так как это пред­упреждает возможные осложнения и дальнейшее распростране­ние возбудителя.

Противоэпидемические мероприятия осуществляются в госу­дарственном масштабе. Но они обязательно должны дополняться соблюдением правил личной гигиены каждым из граждан. Наи­более элементарное из них - чистота тела. Известно, например, что кишечные заболевания (дизентерия, брюшной тиф) называ­ют болезнями «немытых рук». Для предупреждения заболеваний каждый член семьи должен пользоваться индивидуальным поло­тенцем, всегда иметь при себе чистый носовой платок. Нельзя есть немытые фрукты, овощи, пить некипяченую воду из водо­емов.

Чтобы облегчить больному орга­низму борьбу с возбудителем болезни и ограничить возможность заболевания других людей, нельзя выходить на улицу до пол­ного выздоровления. Больной может стать источником зараже­ния для окружающих; кроме того, возможное при этом охлажде­ние организма ослабляет его, утяжеляет течение болезни, ведет к появлению дополнительных болезненных симптомов (например, кашля). До полной нормализации температуры тела нельзя ку­паться, так как обычно это обостряет течение инфекционного за­болевания. Дома во время болезни можно заниматься обычными делами, избегая лишь значительной физической нагрузки. В пи­ще больного рекомендуется увеличить количество углеводов. В остром периоде болезни снижается аппетит. Заставлять себя есть через силу не следует, так как усвояемость пищи в это время снижена. Во время выздоровления, напротив, питание нужно усилить. Больному необходимо пить много воды, так как это способствует выведению ядов из организма.

Многие лекарственные препараты эффективны при лечении инфекционных заболеваний, но при неправильном применении они могут нанести вред челове­ку. Наряду с основным действием, ради которого лекарство создано и применяется в практике, у некоторых лекарств может быть и побочное неблагоприятное действие. Может развиться аллергия - повышенная чувствительность организма к некото­рым веществам (аллергенам), проявляющаяся отеком тканей, зу­дом, раздражением кожи и слизистых оболочек, спазмом или чрезмерным расширением сосудов, бронхов, кишечника, возника­ющими при контакте организма с этими веществами. Врачам из­вестно также токсическое (отравляющее, повреждающее) дейст­вие лекарств на печень, почки. Например, развивается воспале­ние печени - гепатит; в почках нередко образуются почечные камни, нарушающие нормальное течение процесса мочеотделе­ния.

Правильно подобрать необходимое лекарство и его дозу, определить продолжительность лечения может только врач. Са­молечение вредно, но если больной внимательно оценивает свое самочувствие во время лечения, запоминает сроки появления или исчезновения тех или иных болезненных симптомов, врач может своевременно внести необходимые поправки в проводи­мое лечение.

 

Питание и здоровье.

Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Питание - одна из основных потребностей организма человека. Вместе с тем превращение еды в самоцель вредно. Систематическое пере­едание ведет к нарушениям деятельности желудочно-кишечного тракта, к расстройствам обмена веществ, к накоплению избыточ­ной массы тела. Наряду с гиподинамией избыточная масса тела способствует развитию тяжелых сердечно-сосудистых заболе­ваний.

Потребности в пище индивидуальны. При выполнении одной и той же работы и при одинаковом самочувствии разные люди нуждаются в неодинаковом количестве пищевых продуктов. Свя­зано это с индивидуальными особенностями обмена веществ и других физиологических процессов.

Сознательное отношение к питанию помогает человеку избе­жать многих заболеваний. Человек принимает пищу, ориентиру­ясь на ощущение голода и аппетит. Ощущения голода обман­чивы. Многие полные люди постоянно испытывают голод иногда сразу после еды и предпочитают наиболее калорийные продук­ты - макароны, пироги, печенье, торт и т. п., как раз то, что в наибольшей степени способствует накоплению избыточной массы тела. Такие люди должны постоянно с помощью домашних на­польных весов следить за своей массой и при ее увеличении немедленно принимать меры: ограничить количество пищи, исключить из нее жирные,сладкие, мучные блюда, уменьшить общее количество воды. Неумеренное потребление воды способ­ствует накоплению избыточной массы тела.При ограниченном поступлении жидкости в организме полных усиленно распада­ются жиры, от чего снижается масса тела.

Каждый современный человек должен контролировать массу тела. Нормальными считаются ее колебания в течение суток в пределах ±0,5 кг. При более значительных колебаниях следует обратиться за советом к врачу. Лишать себя пищи надолго не следует. Полный отказ от пищи на длительное время вызывает слабость, утомляемость, снижает работоспособность, нарушает обмен веществ.

Люди с избыточной массой тела больше, чем все остальные подвержены вредному влиянию различных факторов среды, например, перегреванию, охлаждению. Особенно вредно сказыва­ется на них привычка курить. Никотин - один из наиболее силь­ных ядов, резко усиливает свойственные людям с избыточной массой тела нарушения стенок сосудов (атеросклероз, спаз­мы). Предрасположенные к полноте мальчики и девочки глубоко заблуждаются, считая курение хорошим способом похудеть. Ве­щества табачного дыма постепенно вызывают скрытые, но очень серьезные нарушения обмена веществ и усиливают предрасполо­женность к сердечно-сосудистым заболеваниям.

Пища по возможности должна быть свежеприготовленной, обладать приятным вкусом, запахом и внешним видом. Внешний вид пищи, а также обстановка, в которой происходит прием пищи, очень важны для ее хорошего усвоения. Готовить блюда на несколько дней вперед нецелесообразно, так как при этом снижается ее доброкачественность.

Для лучшего усвоения пищи еду следует начинать с тех блюд, которые обладают выраженным сокогонным действием (бульон, суп, овощной сок, салат, винегрет). Во время еды вредно отвле­каться, заниматься посторонними делами. Сладкое непосредст­венно перед завтраком, обедом и ужином снижает аппетит. Детям и подросткам в проме­жутках между основными приемами пищи рекомендуются фрук­ты, ягоды, кондитерские изделия, содержащие легкоусвояемые углеводы (пастила, мармелад).

Питание преимущественно бу­тербродами (хлеб с маслом, сыром, колбасой и т. п.) без так называемых горячих блюд (суп, каша, вареные овощи) вредно. Эта пища неполноценна по составу и раздражает слизистую оболочку желудка.

Нельзя есть торопливо, так как при этом нарушается пере­жевывание пищи, более грубые ее частицы, поступая в желудок, раздражают слизистую оболочку, отделение пищеварительных соков и усвояемость пищи ухудшаются.

Если человек питается нерегулярно, выделяющийся в при­вычное время желудочный сок скапливается в желудке и раз­дражает его стенки, что может вызвать воспаление (гастрит). Слишком горячая пища (свыше 50°С) раздражает и обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка и также ведет к их воспалению. Острая пища с большим количеством горчицы, ук­суса, перца, зеленого лука повреждает слизистую оболочку пищевода и желудка и вредно действует на печень. Прием пищи на ночь нарушает сон, при этом усиливается склонность к на­коплению избыточной массы тела.

Недоброкачественная пища обычно имеет неприятный вид, цвет, запах, признаки гниения или брожения. Однако в не­которых случаях заражение пищи болезнетворными микробами ничем внешне не проявляется. Более того, пища может выгля­деть вполне доброкачественной и сохранять обычный вкус, но употреблять ее нельзя. Именно поэтому на различных продуктах указывают дату приготовления и срок их годности. Необходимо обязательно обращать на них внимание. Осторожного обращения требуют консервированные продукты. Если консервированная банка хотя бы немного вздута (так называемый «бомбаж»), кон­сервы абсолютно непригодны в пищу. Банки вздуваются от газов, выделяемых гнилостными микроорганизмами. Причиной очень сильного, иногда со смертельным исходом, отравления мо­гут быть ядовитые грибы (бледная поганка, «сатанинский» гриб, ложные опята) и плоды белены, дурмана, ландыша, «волчьих ягод», картофеля, некоторых других цветковых растений.

Отравления проявляются в резком недомогании, бледности, слабости, нарушении ритма сердцебиений и дыхания, рвоте, бо­лях в желудке и кишечнике. Оказывая первую помощь, необ­ходимо как можно скорее удалить недоброкачественную пищу из желудка с помощью рвоты, для чего пострадавшего заставляют засунуть два пальца в глотку, дают ему один - два стакана воды и повторяют процедуру до тех пор, пока при рвотных движениях вода будет выходить без примесей пищи. Пострадавшего пояткрепким сладким чаем, укладывают в постель, тепло укрыв, и вызывают скорую медицинскую помощь, затем выясняют, кто еще принимал пищу, вызвавшую отравление. С этими людьми проделывают те же процедуры, не дожидаясь, пока у них разовьются признаки отравления. Они проявляются у разных людей через неодинаковые промежутки времени.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.