|
Употребление мажорной терции. Каденция. Тесное и широкое голосоведение.В трех рассмотренных главнейших аккордах мажорной гаммы, мы находим двойного рода мажорную терцию: 1) в субдоминантном аккорде и 2) в доминантном и тоническом аккордах. Первого рода терция, как шестая ступень гаммы, может идти одинаково хорошо, вверх и вниз равномерно, на интервал большой секунды; второго же рода терция, как седьмая, или третья ступень той же гаммы, на основании природного строя самой гаммы, при движении вверх, имеет интервал малой секунды - полтона, при движении же вниз интервал большой секунды - целый тон, и следовательно, естественнее может перейти в ближайший интервал, на полутонную ступень вверх, чем на целый тон вниз. На этом свойстве каждого интервала, разрешиться в ближайший к нему другой интервал, и каждого тона звукоряда перейти в другой более плавно и естественно, - основано правило ведения подобных мажорных терций непременно вверх, в верхнюю тонику гаммы или в октаву нижней, отчего им дано название вводных тонов, в отличие от других подобных же тонов, не требующих безусловного движения вверх, или вниз. Если мы воспроизводим тоны гаммы последовательно, от тоники вверх, то вводный тон как бы заканчивает эту мелодию, снова возвращая ее к началу, к исходному её тону, тонике, но только в верхней октаве, и тем сообщает мелодии характер цельности и законченности. Если же мы будем воспроизводить ту же мелодию обратно сверху вниз, то встретимся перед тоникою с таким тоном, который, хотя и не имеет звуковой природы вводного тона, но, не в строго точном смысле, приобретает то же значение, это - вторая ступень гаммы. Этот вводный тон, не имея природного звукового свойства идти ближе в тонику, чем в другой тон,- может быть одинаково веден как вверх, так и вниз. Такая каденция, с тоническим аккордом в конце, в положении октавы, называется полною и совершенною, почему и употребляется исключительно в конце музыкальных сочинений, для придания им полной законченности в данном основном строе тоники. Если же последний, тонический, аккорд употреблен в положении терции или квинты, то такая каденция называется полною, но несовершенною, и указывает на то, что данное сочинение не закончено в определенном строе и должно быть продолжено дольше, поэтому такая каденция и употребляется исключительно только в средине сочинения.
Из тесного голосоведения легко образовать широкое, если предоставить альту интервал теноровый, а тенору отдать тон альтовый, но октавою ниже. Также можно сделать и наоборот.
Широкое и тесное голосоведения не употребляются в отдельности одно от другого, но всегда попеременно, насколько этого требует данная мелодия и постепенное развитие гармонии в сочинении, а также и собственный вкус автора. Задача. Писать примеры, руководясь изложенными правилами, в тесном и широком годосоведении, с полными и неполными каденциями. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|