|
Более свободное употребление побочных аккордов. Ограничение в их употреблении. Уменьшенное трезвучие.Побочные аккорды, имеющие по одному и по два общих тона, но примеру аккордов главных, могут быть сопоставляемы, и с главными, и между собой, в противоположном движении голосов, без оставления общих тонов в тех же голосах в следующем аккорде, как и в предыдущем. Аккорды, имеющие один общий тон, при противоположном движении трех верхних голосов с басом, идут в ближайшие интервалы не более, как на терцию. Образуемые при этом иногда тремя верхними голосами квинты должны считаться безусловно правильными. Побочные аккорды, имеющие два общих тона, в соединении между собой и с главными, при противоположном движении верхних голосов с басом, могут брать интервалы не более кварты. При этом может случаться так, что скачки на кварты делают одновременно два голоса, когда третий берет терцию в том же направлении, а у дисканта с тенором иногда появляются скрытые квинты, которых не следует считать неправильными, так как они возникают не по причине изменения отношений аккордов между собой, но лишь вследствие изменения во взаимоотношении различных положений тех же аккордов, которые по существу своему, через посредство двух общих тонов, представляют вполне связную, стройную, плавную и последовательную гармонию. Изменение касается лишь только перестановки общих тонов из одних голосов предыдущего аккорда в другие голоса последующего, что, в отношении целости и единства гармонии связываемых аккордов, вполне безразлично. Так как подобные сопоставления аккордов могут быть употребляемы только в интересах более свободного и самостоятельного голосоведения, а иногда - по требованию гармонизуемой мелодии, что может случиться не часто, - то и подобные, более свободные, сопоставления аккордов не должны быть употребляемы часто, а также не могут быть дозволено несколько свободных последований побочных аккордов подряд.
В примере b приведены неудобные в гармонии сочетания аккордов. О последних трех сочетаниях было замечено выше, а в скобах басовой строки указаны тоники аккордов, которые являются посредствующими между побочными и главными. Об аккордах 2-й и 3-й ступени также было замечено, что они не удобны в сочетании, потому что аккорд 3-й ступени, имея два тона вводных в двух голосах, стремится разрешиться в аккорд, лежащий полутоном выше его, или вступить в сочетание с аккордами, имеющими с ним общие тоны, - следовательно, сочетание его с трезвучным аккордом 2-й ступени противоречит его звуковой природе. Подобным же образом движете аккорда 4-й ступени к аккорду 3-й ступени неестественно потому что последний именно и служит вводным аккордом по отношению к первому, но никак не наоборот. Сочетание аккордов 5 и 2 ступени в той же мере неестественно, как и подобное сочетание аккордов 5 и 4 ступени, о котором была речь выше. Неестественность сочетания происходить от неестественности разрешения вводного тона аккорда пятой ступени, си, который при свойственном ему стремлении на полтона вверх, в тонику до, должен в данном случае непременно разрешаться на целый тон вниз. Задача. Написать примеры с свободным употреблением побочных аккордов, соблюдая изложенные правила.
Гармония минорного лада На ступенях минорной гаммы, как и мажорной, можно построить также семь трезвучных аккордов. По подобию мажорной, минорная гамма также может быть гармонизована одними главными аккордами I, IV и V ступени, при тех же условиях голосоведения.
Кроме уже известного нам недостатка в голосоведении, при следовании аккорда 4 и 5 ступеней и наоборот, гармонизация минорной гаммы осложняется еще вследствие неестественного следования её мелодии с шестой на седьмую ступень, интервалом в полтора тона, что звучит весьма резко, натянуто, неблагозвучно; поэтому является необходимость устранить подобное неестественное голосоведение. Это возможно сделать при том условии, если вести в соль диез не тот тон, который лежит в предыдущем аккорде ниже его, но тот именно, который находится выше. Поэтому и сочетание этих аккордов, помимо других условий, могло бы быть правильным только в том случае, если бы какой-либо ближайший тон предыдущего аккорда мог лежать выше соль диез, напр. если бы этот соль диез перенести в нижнюю октаву, дав голосам противоположное движете, тогда в соль диез разрешался бы на полутон вниз тон предыдущей ля.
Правило 15. Хода на увеличенную секунду вверх ни в каком случае не употреблять. Отсюда понятно, что терция предыдущего аккорда, при подобном сочетании аккордов, не имеющих общего тона, не может идти прямым движением, параллельно с басом, при противоположном движении голосов, в терцию последующего аккорда, с её естественным удвоением, как это возможно при сочетании других аккордов, где не может быть хода увеличенной секунды. Правило 16. Верхний вводный тон, большая терция аккорда, никогда не может быть разрешаема в квинту последующего аккорда, но только в тонику или терцию его.
В одном и том же аккорде, как и в мажоре, голоса могут делать скачки, при остающемся в том же голосе общем тоне, на кварту и квинту, при его перемещении в другой голос - не больше кварты. Из побочных аккордов минорного лада, аккорды 2 и 7 ступени по сути уменьшенные, и совершенно на том же основании, как и уменьшенный аккорд мажора, в своем обычном виде не могут быть употребляемы. Аккорд 6 ступени может быть сопоставляем с аккордом 5 ступени, и наоборот, - с аккордом 4 ступени; наоборот же эти аккорды могут быть сопоставляемы только через посредство аккорда 5 ступени, так как отношение аккорда 4 ступени к аккорду 6 ступени является как бы отношением аккорда побочного к своему главному, как это наблюдается в мажорной гамме. Аккорд 6 ступени может быть сопоставляем с аккордом 5 ступени, и наоборот, только под тем условием, если терция его, во избежание хода на увеличенную секунду удвоена и выпущена октава; также соблюдается и при обратном движении.
На 3 ступени минорного лада есть еще особенный, своеобразный аккорд, с большою терциею и увеличенною квинтою, сильно диссонирующий аккорд увеличенный. Единственно правильное его разрешение есть то, когда оба его вводные тона, т. е. большая терция ми и повышенная квинта соль диез, идут на полтона вверх, образуя тонику и терцию последующего аккорда, но никак ни квинту, по вышеприведенному правилу; а этот аккорд есть фа, ля, до, от 6-й ступени минора. Но увеличенный аккорд, как резко диссонирующий, неустойчивый и неопределенный, может быть употребляем в связи с аккордом 6 ступени лишь тогда, когда впереди его подкрепляет другой аккорд и приготовляет его диссонирующую увеличенную квинту. Наиболее близкий по своей природе к нему аккорд есть одноименный ему тонический аккорд мажорной гаммы, отличающийся от него только своею чистою квинтою, которая и служит естественным приготовлением квинты увеличенной.
Правило 17. Ступень натуральная и измененная (хроматизированная) должны находиться в одном и том же голосе, во избежание негармонического несоответствия в голосах. Задача. Каденция в миноре образуется также, как и в мажоре, из тонического, субдоминантного и доминантного аккорда, полная - с тоническим аккордом в конце, прерванная - с аккордом 6 ступени; несовершенная - с аккордом тоническим в положении терции и квинты, совершенная - с аккордом тоническим в положении октавы. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|