|
Соединение секстаккордов между собой. Квартсекстаккорд.Секстаккорды, как обращенные трезвучия, соединяются между собой при тех же условиях, как и их основные трезвучия. Так как секстаккорды выражают собой движение гармонии, а оно не может быть непрерывным, без конца и без определенной цели, но должно совершаться с известными остановками, переменяться с моментами покоя, что выражается основными трезвучными аккордами, то секстаккорды могут быть употреблены только вперемешку с трезвучиями и, главным образом, после своих основных трезвучий и в связи с ближайшими к ним по своей гармонии аккордами, или в отношении внутреннего сходства по квинтовому кругу, или в отношении внешней связи по общим тонам. Секстаккорды не могут следовать больше трех подряд, иначе производят впечатление неестественной гармонии. При следовании секстаккордов после своих основных трезвучий бас может идти не только на малую и большую терцию вверх, но и на малую и большую сексту вниз; обратное же следование баса, от секстаккорда к своему трезвучию, на эти интервалы, неестественно, как и вообще все скачки вверх, кроме октавы, превышающее квинту. При сопоставлении же двух различных аккордов между собой, скачки баса на сексту, ни вверх, ни вниз, не могут быть допущены, без нарушения естественной плавности гармонии, и потому в необходимых случаях должны быть заменены соответствующе обращенными меньшими интервалами. Когда бас в аккорде перемещается из основного тона его в квинту, то видоизмененный таким образом аккорд называется квартсекстаккорд, по тем интервалам, какие от этого перемещения баса возникают между ним и верхними голосами.
В трехдольном такте, в каденции, квартсекстаккорд может находиться и на второй части, на слабой доле; в четырехдольном такте он также может находиться на второй части такта, именно: на второй сильной доле, если мы разделим целый такт на четыре доли и будем рассматривать его как бы состоящим из двух двух-дольных тактов.
При NВ, как видим, секстаккорд и квартcекстаккорд находят себе особенное применение: секстаккорд употреблен с удвоением в нем терций, а квартсекстаккорд на слабой доли такта. Квартсекстаккорд на слабой доли употребляется довольно часто, в тех случаях, когда его кварта, или основной тон находятся в предыдущем аккорде, как общий тон, в том же голосе, и служат ему приготовлением. В таком случае голоса обыкновенно движутся плавно, постепенно, без скачков, а общие тоны остаются в одном и том же голосе.
Как видим, тонический квартсекстаккорд, кроме гармонического, допускает и мелодическое соединение с трезвучием 6 ступ, и секстаккордом 2 ступ., но с последним в том случае, когда он стоит после квартсекстаккорда, в противном же случае он влечет за собой каденцию. Из всех квартсекстаккордов лада только тонический может быть употреблён на сильных и слабых долях, остальные же - только на слабых и только в представленных здесь комбинациях. Задача.
Особенные виды каденции. Более самостоятельное и свободное голосоведение. Первый вид полной каденции, как известно, состоит из тонического последования, субдоминантового, доминантового и снова тонического аккорда, в основном их виде; второй её вид состоит из основного субдоминантового трезвучия, тонического кварт-секстаккорда, доминантового и тонического трезвучия, в основном их виде. Если тонический аккорд в положении октавы, то каденция- совершенная, в положении терции и квинты - несовершенная; если же заключительный аккорд не тонический, а 6 ступ., то каденция - прерванная. Видоизменение этих каденций может быть такое, что в её изменённом виде, вместо тонического аккорда, в начале может стоять аккорд 6 ступ.; во втором её виде, вместо субдоминантового трезвучия, может стоять в начале его секстаккорд, или же секстаккорд 2 ступ., иногда же и трезвучие 2 ступени. В изменённом виде каденции, вместо субдоминантового трезвучия, может стоять секстаккорд 2-й ступ, или же трезвучие той же ступени, как это видели раньше. Каденция несовершенной считается еще и тогда, когда или оба заключительные аккорда, доминантовый и тонический, или один из них находятся в виде секстаккорда, в первом обращении, - а также и в том случае, когда доминантовое трезвучие заменяется его побочным секстаккордом от 3 ступ. В миноре первый, начальный аккорд каденции изменённого вида, субдоминантовый, может быть также заменён секстаккордом 2 ступени минора, а предшествующий трем главным аккордам каденции, трезвучия тоническое, в изменённом виде каденции, и субдоминантовое, во 2-м её виде, могут быть заменены: 1-е - тоническим мажорным, 2-е - субдоминантовым минорным секстаккордом и секстаккордом трезвучия 2 ступени.
Из несовершенных каденций в миноре может быть употреблена только с секстаккордом на конце, вместо тонического трезвучия в основном виде.
Для большей самостоятельности голосоведения нужно внимательно следить за тем, чтобы не было частых повторений одних и тех же аккордов, а в отдельных голосах одних и тех же ходов. Поэтому не должно ограничиваться, как это весьма часто и естественно бывает, лишь тоническою, доминантовою и субдоминантовою гармонией, с её пластическою жизнерадостною ясностью или меланхолическою трогательностью, но вводить в достаточной мере побочные аккорды, которые сообщают гармонии строгую простоту, важность и серьезность, придают силу воздействовать на душу глубоко и многообразно, будить в ней не одни только тонкие мимолетные чувства, скорбные или радостные, но и глубоко продолжительные настроения связанные с важнейшими вопросами жизни человеческой, её конечными стремлениями и целями. Задача. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|