Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Соединение секстаккордов между собой. Квартсекстаккорд.





Секстаккорды, как обращенные трезвучия, соединяются между собой при тех же условиях, как и их основные трезвучия. Так как секстаккорды выражают собой движение гармонии, а оно не может быть непрерывным, без конца и без определенной цели, но должно совершаться с известными остановками, переменяться с моментами покоя, что выражается основными трезвучными аккордами, то секстаккорды могут быть употреблены только вперемешку с трезвучиями и, главным образом, после своих основных трезвучий и в связи с ближайшими к ним по своей гармонии аккордами, или в отношении внутреннего сходства по квинтовому кругу, или в отношении внешней связи по общим тонам. Секстаккорды не могут следовать больше трех подряд, иначе производят впечатление неестественной гармонии. При следовании секстаккордов после своих основных трезвучий бас может идти не только на малую и большую терцию вверх, но и на малую и большую сексту вниз; обратное же следование баса, от секстаккорда к своему трезвучию, на эти интервалы, неестественно, как и вообще все скачки вверх, кроме октавы, превышающее квинту. При сопоставлении же двух различных аккордов между собой, скачки баса на сексту, ни вверх, ни вниз, не могут быть допущены, без нарушения естественной плавности гармонии, и потому в необходимых случаях должны быть заменены соответствующе обращенными меньшими интервалами.
Соединение секстаккордов между собой.

Когда бас в аккорде перемещается из основного тона его в квинту, то видоизмененный таким образом аккорд называется квартсекстаккорд, по тем интервалам, какие от этого перемещения баса возникают между ним и верхними голосами.
В отличие от секстаккорда, составляющего первое обращение трезвучия, квартсекстаккорд называется вторым обращением трезвучия. В квартсекстаккорде по преимуществу удваивается квинта, что происходит само собой, когда в видах плавности гармонии, мы оставим в тех же голосах все общие тоны предыдущего аккорда, обыкновенно тонического, за которым квартсекстаккорд чаще всего следует, особенно в каденции. Затем удвоению в квартсекстаккорде подлежит тоника; терция обыкновенно не удваивается. Весьма часто квартсекстаккорд употребляется после субдоминантового трезвучия, более с удвоением же квинты, чем тоники, и после секстаккорда 2 ступени, нередко заменяющего собой субдоминантовый аккорд. Это следование аккордов субдоминантового квартсекстаккорда от тонического трезвучия, аккорда доминантового и наконец тонического образует собой другой вид каденции, отличный от того первого её вида, который известен раньше. Оба вида каденции отличаются не только по составу и расположению своих аккордов, но и по характеру гармонии и впечатление, произведенному ими на чувство. Как первый вид каденции может быть отмечен со стороны величавой и строгой простоты и решительности следования гармонии, так её второй вид отличается особенною торжественностью, смелостью и увлекательностью своей гармонии.
В этом отличительном характере гармонии обоих видов каденций кроется причина того, почему первый её вид употребляется в наиболее строгом стиле гармонии, второй же - в более свободном её стиле. Особенный же отличительный характер второго вида гармонии больше всего зависит от того особенного, своеобразного впечатления, которое производит на музыкальный слух и чувство, в сравнении с другими аккордами, квартсекстаккорд. Так как полная каденция заключается тоническим аккордом, или занимающим полный такт, или же первую его часть, сильная долю, то для предыдущего доминантового аккорда предназначается слабая часть предыдущего такта, слабая доля, - следовательно, для квартсекстаккорда отводится первая часть этого такта, сильная доля; субдоминантовый аккорд, очевидно, приходится на слабую долю третьего с конца такта.

В трехдольном такте, в каденции, квартсекстаккорд может находиться и на второй части, на слабой доле; в четырехдольном такте он также может находиться на второй части такта, именно: на второй сильной доле, если мы разделим целый такт на четыре доли и будем рассматривать его как бы состоящим из двух двух-дольных тактов.

При NВ, как видим, секстаккорд и квартcекстаккорд находят себе особенное применение: секстаккорд употреблен с удвоением в нем терций, а квартсекстаккорд на слабой доли такта. Квартсекстаккорд на слабой доли употребляется довольно часто, в тех случаях, когда его кварта, или основной тон находятся в предыдущем аккорде, как общий тон, в том же голосе, и служат ему приготовлением. В таком случае голоса обыкновенно движутся плавно, постепенно, без скачков, а общие тоны остаются в одном и том же голосе.

Как видим, тонический квартсекстаккорд, кроме гармонического, допускает и мелодическое соединение с трезвучием 6 ступ, и секстаккордом 2 ступ., но с последним в том случае, когда он стоит после квартсекстаккорда, в противном же случае он влечет за собой каденцию.
В представленных примерах мы видим и употребление квартсекстаккордов побочных напр. 2 и 6 ступеней мажора и 6 ступени минора; квартсекстаккорд трезвучия уменьшенного и увеличенного не употребляется. Остается квартсекстаккорд 3 ступени мажора, который может быть соединён с трезвучием и секстаккордом 6 ступени мажора. Доминантовый квартсекстаккорд может быть соединён еще с трезвучием 3 ступ, мажора и тоническим, или же с тем же трезвучием 3 ступ. и секстаккордом 6 ступ, в последнем случае гармонически и мелодически.

Из всех квартсекстаккордов лада только тонический может быть употреблён на сильных и слабых долях, остальные же - только на слабых и только в представленных здесь комбинациях.

Задача.
Написать примеры, употребляя секстаккорды и квартсекстаккорды, на основании изложенного.

Особенные виды каденции. Более самостоятельное и свободное голосоведение.

Первый вид полной каденции, как известно, состоит из тонического последования, субдоминантового, доминантового и снова тонического аккорда, в основном их виде; второй её вид состоит из основного субдоминантового трезвучия, тонического кварт-секстаккорда, доминантового и тонического трезвучия, в основном их виде. Если тонический аккорд в положении октавы, то каденция- совершенная, в положении терции и квинты - несовершенная; если же заключительный аккорд не тонический, а 6 ступ., то каденция - прерванная. Видоизменение этих каденций может быть такое, что в её изменённом виде, вместо тонического аккорда, в начале может стоять аккорд 6 ступ.; во втором её виде, вместо субдоминантового трезвучия, может стоять в начале его секстаккорд, или же секстаккорд 2 ступ., иногда же и трезвучие 2 ступени. В изменённом виде каденции, вместо субдоминантового трезвучия, может стоять секстаккорд 2-й ступ, или же трезвучие той же ступени, как это видели раньше. Каденция несовершенной считается еще и тогда, когда или оба заключительные аккорда, доминантовый и тонический, или один из них находятся в виде секстаккорда, в первом обращении, - а также и в том случае, когда доминантовое трезвучие заменяется его побочным секстаккордом от 3 ступ.

В миноре первый, начальный аккорд каденции изменённого вида, субдоминантовый, может быть также заменён секстаккордом 2 ступени минора, а предшествующий трем главным аккордам каденции, трезвучия тоническое, в изменённом виде каденции, и субдоминантовое, во 2-м её виде, могут быть заменены: 1-е - тоническим мажорным, 2-е - субдоминантовым минорным секстаккордом и секстаккордом трезвучия 2 ступени.

Из несовершенных каденций в миноре может быть употреблена только с секстаккордом на конце, вместо тонического трезвучия в основном виде.
Кроме того, в мажорном и минорном ладах употребляется еще, так называемая, половинная каденция, при последовании тех же аккордов, как в изменённом и 2-м её виде, оканчивающаяся однако же не тоническим аккордом, но доминантовым. Такая каденция употребляется обыкновенно в конце и части сочинения, если оно состоит из двух частей, или в конце изменённого из двух периодов, или предложений музыкальных; между тем как в конце 2-й части, периода, или предложения непременно ставится полная сосовершенная каденция, на тонике. Есть еще каденция, которая состоит из следования тонического трезвучия, субдоминантового и тонического, или же из тонического трезвучия, субдоминантового квартсекстаккорда и тонического трезвучия. Эта каденция принадлежит старинным церковным ладам и называется поэтому церковным или, иначе, плагальною, т. е. побочною, в отличие от каденции полной, называемой иначе автентическою, т. е. главною. Видоизменение этой каденции состоит в том, что после субдоминантового трезвучия, в изменённом виде каденции, иногда следует септаккорд 2 ступени, а затем тоническое трезвучие, как это нередко встречается у старинных церковных композиторов, напр. у Палестрины.

Для большей самостоятельности голосоведения нужно внимательно следить за тем, чтобы не было частых повторений одних и тех же аккордов, а в отдельных голосах одних и тех же ходов. Поэтому не должно ограничиваться, как это весьма часто и естественно бывает, лишь тоническою, доминантовою и субдоминантовою гармонией, с её пластическою жизнерадостною ясностью или меланхолическою трогательностью, но вводить в достаточной мере побочные аккорды, которые сообщают гармонии строгую простоту, важность и серьезность, придают силу воздействовать на душу глубоко и многообразно, будить в ней не одни только тонкие мимолетные чувства, скорбные или радостные, но и глубоко продолжительные настроения связанные с важнейшими вопросами жизни человеческой, её конечными стремлениями и целями.
В голосах не нужно употреблять частые и большие скачки. Поступенчатое мелодическое движение голосов, особенно баса, во всех отношениях предпочтительнее. На сильной и слабой долях не должны стоять два одинаковых аккорда, два трезвучия одной ступени, два секстаккорда, два квартсекстаккорда; в крайнем случае трезвучия и секстаккорды должны быть взяты в разных положениях; равным образом при перемене такта не может стоять на сильной доле нового такта тот же аккорд и в том же положении, который в предыдущем такте стоял на слабой доле. На сильных долях и на слогах с ударением должны стоять предпочтительно основные аккорды перед секстаккордами; квартсекстаккорд, как известно, составляет в этом случае в известных пределах исключение.
Бас делает скачки, кроме октавы, вверх и вниз не больше квинты; на сексту же делает скачок только в секстаккорде вниз. Три верхних голоса могут делать скачки, не расходясь при этом друг от друга более октавы, или же, редко, децимы, на интервал большой сексты вверх в одном и том же аккорде и на малую сексту вверх в различных аккордах; вниз же делают скачки не более, чем на квинту.
В отношенш секстаккорда допускается некоторая свобода его употребления: терция при противоположном поступенном движении голосов может быть удвоена для красоты голосоведения, хотя она и составляла бы вводный тон. В квартсекстаккорде нужно придерживаться правила 20. Двух квартсекстаккордов, как от одного трезвучия, так и от различных, ни в коем случае не употреблять.

Задача.
Написать примеры с употреблением различных каденций в мажоре и миноре.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.