Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сопоставление трезвучий мажорного и минорного лада, с удвоением квинты.





До настоящего момента мы имели дело с трезвучиями, у которых постоянно удваивался основной тон, в октаве; такое удвоение вполне естественно и служит как бы усилением тоники аккорда, сообщая ему и большую силу производимого им на слух впечатления, и большую определенность. Но иногда условия голосоведения требуют удвоения и интервала квинты. Такое удвоение вполне возможно, но не при всех доступных условиях сочетания аккордов и не во всех аккордах. Удвоение квинты невозможно ни в одном из тех двух сопоставляемых между собой аккордов, тоники которых находятся на расстоянии интервала секунды, таковы аккорды: 1 и 2 ступеней, 2 и 3 ступеней, 3 и 4, 5 и 6 ступеней. С удвоением квинты в любом из двух сопоставляемых между собой аккордов могут быть употреблены:

1) главные между собой - 1 и 4 ст., 1 и 5 ступени;

2) главные с побочными - 1 и 6 ступ., 5 и 3, 4 и 2 ступени, 1 и 3, 4 и 6 ступени;

3) побочные с побочными, 3 и 6, 2 и 6 ступени; наконец, в миноре: 1 и 5 ступ., 1 и 4 ступ. 1 и 6, 4 и 6, что однако равнозначно с соответствующими ступенями мажора и подлежит одинаковым условиям сопоставления.

При этом некоторые из сопоставляемых аккордов могут быть употреблены только под условием оставления общего тона в одном и том же голосе, иначе говоря, при сопоставлении их гармоническом, другие же, напротив, при условии передачи общего тона из одного голоса в другой, т. е. при сопоставлении их мелодическом. При том и другом сопоставлении аккордов, три верхних голоса не могут делать скачка больше кварты и не должны удаляться друг от друга более чем на октаву; удаление на дециму может быть оправдано только особенно хорошим голосоведением. При сопоставлении между собой аккордов 1 и 5 ступ., когда квинта удвоена в аккорде и ступ., оба аккорда соединяются только гармонически, причем одна квинта остается на месте в том же голосе, другая же делает скачек; когда же квинта удвоена в аккорде 5 ступ., то соединение этих аккордов может быть только мелодическое. Удвоение квинт в том и другом из сопоставляемых аккордов невозможно, иначе возникают явные или противоположные квинты и октавы, равно как и во всех подобным образом сопоставленных аккордах.
Правило 18. При сопоставлении аккордов с удвоением квинты, квинта может быть удвоена только в одном из двух сопоставляемых аккордов, но не в обоих.
При сопоставлении же аккорда 1 и 4 ступени, с удвоением квинты, результат получается совершенно обратный тому, который имеет место при сопоставлении аккордов 1 и 5 ступени. Когда удвоена квинта аккорда и ступ., то аккорды тонический и субдоминантовый соединяются мелодически, когда же удвоена квинта аккорда 4 ступ., то те же аккорды соединяются гармонически.

Каждый из главных аккордов, т. е. тонический, доминантный и субдоминантный, при удвоении квинты, может соединяться со своим побочным только гармонически или с удержанием общего тона в том же голосе.

Как замечено, соединение аккордов 1 и 3 ступ., 4 и 6 ступ, может быть естественным лишь при удвоении квинт в главных аккордах, 1 и 4 ступ.; удвоение же квинт в побочных аккордах производит заметной скрытия квинты или же октавы в голосах.

Хотя остающийся в том же голосе общий тон обоих аккордов и значительно сглаживает шероховатость и неровность голосоведения, однако же отдаление тенора от альта на дециму и прямое движение баса с тенором на квинту, скачками на терцию и квинту за раз, при NB производят неблагоприятное гармоническое впечатлите; напротив, в последних двух случаях, когда нет между средними голосами децимы, и скрытая октава образуется в верхних голосах, при одновременном их движении противоположном басу, впечатление получается намного лучше и гармония звучит естественнее. Поэтому, если бы предстоял выбор какого либо из этих двух способов сочетаний, то избран должен быть предпочтительно второй. Суждение о правильности, или неправильности подобных сочетаний, в строгом смысле этих слов, подлежит утонченной критики; изучающий же гармонию строгого стиля должен принять высказанное сейчас предостережение.
Побочные аккорды 3 и 6 ступ., 2 и 6 ступ, могут быть соединяемы с удвоением квинты в любом из сопоставляемых между собой двух аккордов, причем соединение бывает, то мелодическое, то гармоническое.

Минорные аккорды 1 и 5 ступ, и 1 и 4 ступени соединяются между собой, с удвоением квинт, точно таким же образом, с тем единственным различием, что вводный тон минора соль диез, находясь в верхнем голосе, не может быть разрешаем вниз, что противно его природе, и следовательно, аккорд 5 ступ., минора не может в данном случае быть употребляем в положении терции.
Соединение между собой аккордов 4 и 6 ступени происходит точно также, как и соединение одноименных с ними аккордов 3 и 4 ступ, в мажоре.
Аккорд 3 ступени минора очевидно не может быть употребляем с удвоенной квинтой.

Задача.

Написать примеры с употреблением аккордов мажорных и минорных и с удвоением в них квинт, руководясь изложенными правилами.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.