Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обращение трезвучий. Тонический секстаккорд.





До этого момента мы имели дело с трезвучными аккордами в их основном виде, когда бас поет основной тон аккорда. Но бас может взять, вместо основного тона, терцию аккорда, и тогда басовый тон - основной перейдет, в высших регистрах, к другому голосу, взамен замещенной басом терции. Такое замещение одного голоса другим в октавах, производится на основании так называемого двойного контрапункта октавы, причем является только замена одного интервала другим или, точнее, перемещение интервалов из нижних октав в верхние и обратно, но не изменение самой гармонии трезвучного аккорда, основные гармонические элементы, интервалы которого остаются те же самые.
Такое изменение трезвучия называется первым его обращением, и такой аккорд называется секстаккордом по тому интервалу сексте, обращенной терций, которую приходится в таком случае держать в басу по отношению к верхнему тону или к октаве от тоники. Так как бас берет терцию аккорда взамен основного тона аккорда, который переходит к одному из верхних голов, а самое естественное положение трезвучия есть то, когда основной тон его удвоен в октаве в верхнем же голосе, то таким образом оказывается, что и основной тон аккорда и его октава, в разных голосовых регистрах переходят в верхние голоса. Это и есть самое нормальное положение секстаккорда, когда основной тон трезвучия удвоен в нем; но так как квинта в трезвучии также подлежит возможности удвоения, то она может быть удвоена также и в секстаккорде, взамен удвоения основного тона, который остается тогда только в одном голосе. Что же касается терции, то она может быть удвоена в секстаккорде только в том случае, когда не составляет вводного тона, в противном же случае, два голоса, получив один и тот же вводный тон, хотя и в разных октавах, должны были бы идти в одном направлении вверх и образовали бы запрещенную параллельныую октаву.
В побочных же аккордах, с малою терциею, эта терция, как составляющая всегда основной тон параллельного аккорда главного напр. ре, фа, ля и фа, ля, до, в виду гармонической зависимости аккордов побочных от главных, может быть удвоена даже преимущественно пред их тоникой и квинтой.
Правило 19. Терция в секстаккорде может быть удвоена только в том случае, когда она не составляет вводного тона.
Так как секстаккорд утверждается на терции трезвучия, которая не имеет твердой устойчивости тоники, а когда же служит вводным тоном, то естественно стремится к движению вверх, то и самый секстаккорд не имеет решительного характера и устойчивости основного трезвучия и обнаруживаешь склонность к движению, почему и естественнее всего употребляется для выражения движения мелодии и гармонии, в серединных частях сочинения, но никак не в начале его и не в конце. Этим характером нерешительности и подвижности секстаккорда объясняется и то, почему он удобнее всего может быть употреблён после своего основного трезвучия, именно для развития и поддержания гармонии, в его связи с другими аккордами, или же с другими положениями того же тонического аккорда. Поэтому секстаккорд чаще всего выступает на слабой доле, но это однако же не исключает его употребления и на сильной доли, по ходу гармонии. Как замечено выше, секстаккорд является лишь обращением трезвучия в двойном контрапункте октавы, и потому в сочетаниях с другими аккордами подчиняется, с некоторыми ограничениями тем же правилам сочетаний аккордов, как и тоническое трезвучие. Тоническое трезвучие, как нам известно, может быть соединяемо, и гармонически, и мелодически с аккордами: субдоминантовым, доминантовым, с побочными - 6-й и 3-й ступени, и мелодически с аккордом 2-й ступени. Тонический секстаккорд, при тех же условиях голосоведения, может быть соединён гармонически и мелодически только с трезвучием тоническим, доминантовым и трезвучием 6-й ступени, гармонически - с трезвучиями 4 и 3 ступени, мелодически - с трезвучием 2-й ступени. При мелодическом сопоставлении тонического секстаккорда как с тоническим аккордом, так и с аккордами, имеющими с ним общий тон, так и в особенности с аккордом 2-й ступени, при удвоении основного тона, обязательно противоположное движете трех верхних голосов по направлению к басу.
Гармоническое соединение тонического секстаккорда с трезвучиями 1, 3, 4, 5 и 6-й ступени с удержанием общего тона в том же голосе.

Для краткости обозначения при секстаккорде ставится цифра 6, и при трезвучии - цифра 3.

В представленных примерах сопоставления тонического секстаккорда с трезвучием 5 и 6-й ступени, с перенесением общего тона из одного в другой голос, мы видим ту особенность, что не три верхних голоса идут противоположно нижнему, а три нижние - противоположно верхнему. Это основывается на том, что секстаккорд есть лишь обращенное (в двойном контрапункте - октавы) трезвучие и нота баса, терция, есть обращенная в нижнюю октаву нота какого-либо из верхних голосов, чаще же всего - дисканта. Отсюда выходит, что то движете, которое в трезвучии выполняет бас, в секстаккорде достается на долю верхнего голоса, и наоборот. Вследствие этого оказывается, как при NB, что те же аккорды, взятые в теcном расположении голосов, при мелодическом их сопоставлении дают лишь их гармоническое соединение. Только аккорд 2-й ступени имеет возможность соединяться с тоническим секстаккордом, то сохраняя движете трех верхних голосов противоположно басу, то наоборот, удерживая движете трех нижних голосов противоположно дисканту.

Таким образом, тонический секстаккорд может быть соединён с трезвучиями всех ступеней гаммы, кроме трезвучия уменьшенного, то мелодически и гармонически, то - только гармонически, то - только мелодически. При удвоении квинты, секстаккорды, с некоторыми же ограничениями, в сочетании с трезвучными аккордами, также подчиняются тем же правилам, что и основные тоны трезвучия. При сочетании тонического секстаккорда с трезвучиями, квинта может быть удвоена только в одном из двух сопоставляемых аккордов, за исключением того случая, когда секстаккорд соединяется с тоническим трезв., с трезвучием 5-й или 3-й ступени, и тогда квинта может быть удвоена в обоих аккордах. Соединение аккордов частично гармоническое, частично мелодическое.

При соединении субдоминантового трезвучия с доминантовым секстаккордом бас можно вести лишь на уменьшенную квинту, но не на увеличенную кварту, образующую собой запрещаемый в гармонии тритон, который обнаруживается и при сопоставлении аккордов 5 и 2 ступени.
Доминантовый секстаккорд может быть соединён со всеми указанными трезвучиями и с удвоением квинт, на основании изложенных выше правил.
Соединение доминантового секстаккорда с трезвучием основным, тоническим, субдоминантовым, трезв. 3, 2, 6 ступени, с удвоением квинт в аккордах.


Доминантовый секстаккорд, как можно заметить, с тоническим, основным трезвучием и трезвучием 3 ступ., может быть соединён с удвоением квинт в обоих соединяемых аккордах одновременно.
Как тонический секстаккорд, по отношению к трезвучию 6 ступени, так и доминантовый секстаккорд, по отношению к трезвучию третьей ступени, образует лучшую гармонию, когда следует за этим трезвучием, чем в том случае, когда предшествует ему. Основание для этого тоже, что и в первом случае. Второй тон, при соединении доминантового секстаккорда с трезвучием 3 ступени, естественно стремится на полтона вверх, в до, и не в тонику трезвучия ми, в которую он не может так естественно разрешиться. В том особенность этих секстаккордов, что в то время, как основные их трезвучия образуют хорошую гармонию тогда, когда предшествуют, каждое своему побочному, секстаккорды их, наоборот, образуют лучшую гармонию, когда последуют им. Причина этому в особенном свойстве вводных тонов си и ми, на которых утверждаются эти секстаккорды.
Субдоминантовый секстаккорд в соединении с трезвучиями подчиняется общим правилам соединения своего основного трезвучия с другими трезвучиями лада. Гармонически и мелодически он может быть соединён с трезвучием основным и тоническим, гармонически только - с трезвучием 2 и 6 ступени, мелодически с трезвучием доминантовым; соединение же его с трезвучием 3 ступени негармонично, вследствие образуемого при этом неестественного ведения вводного тона ми, вместо тоники фа, в терцию ля; обратное же соединение непозволительно по причине возникающего в таком последовании тритона.
Соединение субдоминантового секстаккорда с трезвучием 2 ступени отличается от подобного же соединения его основного трезвучия тем, что в то время, как последнее образует хорошую гармонию только в том случае, когда предшествует трезвучию 2 ступени, секстаккорд образует хорошую гармонию, и предшествуя, и последуя этому трезвучию, причем в последнем случае впечатление получается еще лучше.
Гармоническое и мелодическое соединение субдоминантового секстаккорда с трезвучием основным, тоническим, доминантовым, трезвучием 2 и 6 ступени.

С теми же трезвучиями субдоминантовый секстаккорд может быть соединяем и с удвоением квинт, частично мелодически, частично гармонически; при сопоставлении его с трезвучием основным, тоническим и трезвучием 6-й ступени квинты могут быть удвоены в обоих аккордах.
Соединение субдоминантового секстаккорда с трезвучиями и удвоением квинт.

Особенность субдоминантового секстаккорда такая, что он, при удвоении основного тона, не может быть соединён с доминантовым трезвучием, когда в нем удвоена квинта; в том же случае, когда квинта удвоена в обоих этих аккордах, их соединение вполне возможно.

Задача.
Написать примеры, употребляя доминантовый и субдоминантовый секстаккорды в соединении с трезвучиями лада, при удвоенных тониках и квинтах порознь.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.