Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАЧЕСТВА И СТИЛИ РУКОВОДСТВА





15.1. Качества руководителя.

15.2. Стили менеджмента.

Менеджмент представляет собой особый вид деятельности, который ввиду своей сложности, зависимости от личностных качеств руководителя нередко называют искусством. Каждый год в мире возникают десятки тысяч предприятий и примерно столько же ликвидируются из-за неудачливого или неумелого руководства.

Около 70 % предприятий закрываются в течение года, 20 % - живут до 5 лет, и только 10 % имеют длительный жизненный цикл, могут успешно функционировать долгие годы, гибко приспосабливаясь к меняющимся условиям экономической жизни рынка.

Успешный руководитель, как правило, должен обладать знаниями и навыками решения производственно - хозяйственных задач управления, которые характеризует его профессионализм, рациональный интеллект. Но, кроме того, необходимо обратить внимание на способность руководителя быть лидером, умение воздействовать на эмоции подчиненных, вести за собой людей, понимать психологию и интересы, воодушевлять их на достижение целей, стоящих перед предприятием, в сложной конкурентной борьбе на выбранном сегменте рынке. Эти знания и умение можно определить как эмоциональный интеллект руководителя.

15.1. Качества руководителя. Накопленный опыт исследования деятельности руководства крупных и мелких предприятий, фирм, компаний и корпораций позволил сформулировать совокупность качеств, характеризующих эмоциональный интеллект лидера.

1. Самовосприятие, которое, в свою очередь, включает самосознание, точную самооценку и уверенность в себе.

Самосознание. Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные жизненные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая, благодаря своему чутью, картину в целом.

Лидеры, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свои идеалы.

Точная самооценка. Лидеры с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны, осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, готовы обучаться навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику, отзывы о своей работе. Руководители с адекватной самооценкой знают, когда нужно попросить помощи и на чем следует акцентировать внимание, при выработке новых лидерских качеств.

Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволяет лидерам полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе лидеры с готовностью берутся за трудные задачи. Они не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства, которое выделяет их на фоне других.

2. Управление собой или самоконтроль, состоящий из обуздания эмоций, открытости, адаптивности, воли к победе, инициативности, оптимизма.

Обуздание эмоций. Лидеры, обладающие навыком обуздания эмоций, находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы, и даже использовать их на пользу делу. Воплощением руководителя, способного управлять своими чувствами, является лидер, сохраняющий спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса - он остается невозмутимым и в тех случаях, когда сталкивается с проблематичной ситуацией.

Открытость. Лидеры, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость - искреннее выражение своих чувств и убеждений - способствуют честным отношениям. Они открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным поведением других.

Адаптивность. Лидеры, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенности организационной жизни. Такие руководители гибко приспосабливаются к очередным сложностям, подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых обстоятельств.

Воля к победе. Лидеры, обладающие волей к победе, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к самосовершенствованию - повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных. Они прагматичны, ставят перед собой не особенно высокие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы эти цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы.

Инициативность. Лидеры, чувствующие, какие действия необходимы для эффективности, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности, или сами их создают, и, не колеблясь, нарушат или, как минимум, обойдут правила, если это необходимо для будущего организации..

Оптимизм. Лидер, заряженный оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу.

Такой руководитель позитивно относится к другим людям, ожидая от них самых лучших проявлений, и воспринимает все грядущие перемены как изменения к лучшему.

3. Социальная восприимчивость, включающая сопереживание, деловую осведомленность, предупредительность.

Сопереживание. Лидеры, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, сопереживать, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов, способны мысленно встать на место другого человека. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства, как отдельных людей, так и целых групп. Благодаря этому лидер прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев и даже других культур.

Деловая осведомленность. Лидеры, обладающие деловой осведомленностью, остро чувствуют все движения организационной жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важные социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии. Такие руководители обычно понимают, какие политические силы действуют в организации, какие интересы и негласные правила определяют поведение ее сотрудников.

Предупредительность. Руководители, наделенные предупредительностью, стремятся создать в организации такой эмоциональный климат, чтобы сотрудники, непосредственно общающиеся с клиентами и покупателями, всегда поддерживали с ними доброжелательные отношения. Такие лидеры внимательно отслеживают, насколько удовлетворены их клиенты, желая убедиться, что те получили все необходимое, и всегда готовы общаться со всеми желающими.

4. Управление отношениями: воодушевление, влияние, помощь в самосовершенствовании, содействие изменениям, урегулирование конфликтов, командная работа и сотрудничество.

Воодушевление. Лидеры со способностью воодушевлять других людей, умеют вызвать у сотрудников отклик и увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Они лично подают пример желаемого поведения, ставят цели, выходящие за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу подчиненных более одухотворенной.

Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности добиться массовой поддержки своей инициативы. Обращаясь к группе, лидеры неизменно убедительны и обаятельны.

Помощь в самосовершенствовании. Лидеры, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, - видят их цели, достоинства и недостатки. Такие руководители способны своевременно дать своим подопечным ценный совет.

Содействие изменениям. Лидеры, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. Они умеют убедительно выступать в защиту преобразований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен.

Урегулирование конфликтов. Лидеры, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны. Они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения, которая может удовлетворить всех.

Командная работа и сотрудничество. Лидеры, которых можно назвать хорошими командными игроками, создают в организации атмосферу общности и сами подают пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим целям, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива.

Чем выше эти качества у руководителя, тем успешнее, как правило, развивается компания, фирма, предприятие.

15.2. Стили менеджмента. Стиль руководства - индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов и приемов воздействия руководителя (привычная манера поведения) на персонал с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Уровень эмоционального интеллекта руководителя связан и с выбранным им стилем менеджмента. Существуют множество определений стилей лидерства, управления людьми. Приведем лишь некоторые из них.

1. Идеалистический стиль - лидер воодушевляет людей, рисуя им привлекательное будущее. Этот стиль оказывает сильное позитивное воздействие на климат в организации, его уместно использовать, когда изменение ситуации требует создания нового образа будущего или если необходимо определить ясное направление движения.

2. Обучающий стиль – лидер связывает желания людей с целями организациями. Воздействие этого стиля весьма позитивно и его уместно использовать, чтобы помочь сотрудникам улучшить производительность за счет развития перспективных способностей. При этом, важно не перейти постоянное поучение, вызывающее у людей раздражение.

3. Товарищеский стиль – лидер создает гармонию путем сближения людей. Он позитивно воздействует на людей и используется, чтобы залечить разлад в коллективе, мотивировать работников в трудные времена или для укрепления межличностных отношений. Опасность здесь заключается в том, чрезмерное увлечение этим стилем сопровождается панибратством, снижением требовательности, безответственным поведением сотрудников

4. Демократический стиль – лидер оценивает вклад сотрудников в работу и с помощью активного вовлечения их в процесс управления добивается преданности. Этот стиль имеет позитивное воздействие, но может быть неуместен в кризисных ситуациях.

5. Амбициозный стиль – лидер стремится к достижению трудных целей и решению наиболее интересных задач. Этот стиль уместен в ситуации, когда необходимо получить отличные результаты от команды квалифицированных сотрудников с высокой мотивацией. Однако, при неудачном воплощении, он оказывает негативное воздействие на сотрудников.

6. Авторитарный стиль – лидер рассеивает страхи, указывает четкое направление движения в непредвиденных ситуациях. Уместно его использование в кризисных ситуациях, когда необходима полная реорганизация бизнеса либо при управлении трудными сотрудниками. Однако, в случаях злоупотребления им, когда руководитель, не доверяя подчиненным, не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, давая исполнителям лишь указания что, как и когда делать, а в качестве основной формы стимулирования использует наказание. Воздействие этого стиля часто крайне негативное.

Эффективность воздействия стилей во многом определяется характером деятельности персонала – простые, низкоквалифицированные виды работ могут управляться авторитарно, творческие, сложные – требуют большей демократичности.

Талант руководителя, лидера заключается в умении использовать не один стиль, а их комбинации, варьируя их, в зависимости от ситуации, и проявляя чувство меры. Очевидно, что каждый стиль управления имеет не только свои достоинства, но и недостатки, при чрезмерности его использования.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.