Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА





В своем первоначальном значении рынок обозначал физическое место встречи покупателей и продавцов с целью осуществления обмена това­рами и услугами. С точки зрения экономистов, рынок - это совокупность покупателей и продавцов, обме­нивающихся товарами и услугами. Для маркетолога рынок - это сово­купность всех покупателей опреде­ленного вида товаров или услуги, как реально существующих, так и потен­циальных.

Нас интересует рынок с позиций продаж потребительских товаров.

Рынок товаров (товарный ры­нок) - система отношений купли-продажи между экономически сво­бодными продавцами и покупате­лями - подразделяется на рынок средств производства, рынок това­ров потребительского назначения и рынок услуг.

Термин "фармацевтический ры­нок" (ФР) используется для представ­ления объема продаж фармацевтиче­ской продукции всего потребительско­го рынка (лекарственные средства (ЛС) для личного потребления и лече­ния больных в условиях стационара).

Под тенденцией рынка понимают основное направление развития па­раметров рынка за какой-то период времени, которое характеризуется на основании анализа динамического ряда: графически, визуально, темпами роста, трендовыми моделями и т. п.

Трендовая модель - аналитиче­ское уравнение, представляющее показатель рынка функцией от времени(у=f(t)); применяется также для экст­раполяции.

Экстраполяция тенденций - ме­тод распространения сложившихся темпов развития рынка за предыду­щий период на будущее, чаще всего для этих целей применяются трендовые модели. Этот метод наиболее эф­фективен в оперативном и краткосроч­ном прогнозировании.

Такой методический подход ба­зируется на инерционности эконо­мических процессов, т.е. при отсут­ствии каких-либо экстраординарных случаев (эпидемия, катастрофы и т. п.) тенденция объема продаж, выяв­ленная по данным прошлых лет, со­храняется в небольшом периоде буду­щего.

Математический алгоритм метода экстраполяции тенденций вполне дос­тупен, для его реали­зации используют программу Excel.

 

Пример:

Для того чтобы дать характеристи­ку рыночной ситуации для практиче­ской задачи по препаратуЭссливер, нужно выбрать показатели масштаба ФР в целом и по фармакотерапевтической группе гепатопротекторов или ЛС, применяющих­ся для лечения заболеваний пищева­рительного тракта за период с 2000 г. по 2005-2006 гг.

Маркетинговые исследования про­водятся по вторичным данным, кото­рые можно найти в специальной фар­мацевтической литературе. Например, в обзоре "Новейшая история россий­ского фармацевтического рынка" (М.: Литтерра, 2006.104 с.) есть следующие интересующие нас данные:

 

Год            
Цены потребления, млрд. долл. 3,51 3,98 4,85 5,5 6,35 8,4

 

Это временной (динамический) ряд - ряд наблюдений, проводящихся регулярно через равные промежутки времени (в данном случае - 1 год).

Временной ряд состоит из четырех компонентов, главным из которых является тренд - общая долгосрочная тенденция изменения временного ря­да, лежащая в основе его динамики.

Первоначально анализируем дина­мику показателей ФР, например, за 2000-2005 гг. с помощью показателей вариационной статистики.

Анализ результатов вариационной статистики показателей ФР за 2000-2005 гг. позволяет сделать выводы:

· отмечена тенденция стабильного роста ФР (в среднем на 19,3%), ус­тановлен значительный рост рынка в 2005 г. (обусловлен программой дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО));

· коэффициент вариации (29,87%) подчеркивает колебания показателей ФР по отношению к сред­нему значению; по величине он близок в верхнему пределу нормы, поэтому для прогнозирования могут быть использованы методы анализа временных рядов и кор­реляционно-регрессионный ана­лиз с учетом некоторых погреш­ностей.

5) Рассчитываем прогнозируемое значение объема фармацевтического рынка по формуле (7):

уn+1 = [8,4(100% + 19,3)] / 100% = 10,02 млрд. долл.

Результаты отражаются в SWOT-анализе в соответствующем разделе (см. табл.4.5).

Аудит динамики ФР и прогнози­рования его показателей свидетельствует о тенденции дальнейшего роста его объемов, что может быть расценено маркетологом как благоприятные возможности для реализации ЛС Эссливер. ФР может быть охарактеризован как растущий или развивающийся.

На следующем этапе проводим анализ структуры объема ФР с целью уточнения позиций группы гепатопротекторов, к которым относится Эссливер.

Из доступных источников о дина­мике ФР не удалось получить вторич­ные данные о динамике рынка ЛС этой группы. Поэтому обратимся к той информации, которая имеется в некоторых специализированных из­даниях:

1. по данным DSM Group, в продажах 2004-2005 гг. лидируют ЛС, кото­рые согласно АТС-классификации, относятся к группе [А] "Пищева­рительный тракт и обмен веществ", их доля в общем объеме составила 19,3-19,0% (стоимостный объем) и 19,7-19,6% (натуральный объем, в упаковках);

2. согласно данным компании RMBC, в I квартале 2006 г. объем сегмента препаратов для лечения заболе­ваний печени и желчевыводящих путей (А05 по АТС-классифика­ции) составлял 40,37 млн. долл. или 2,73% в общей структуре ФР. Срав­нительный анализ с аналогичными показателями в странах СНГ пока­зал, что в России этот сегмент са­мый большой в денежном выра­жении (Украина - 12,49 млн долл., Казахстан - 3,26, Беларусь - 1,52 млн долл.), но доля несколько ниже, чем в Украине (3,43%) и Казахстане (3,09%). В рейтинге фармакотерапевтических групп на рынке России данная группа занимает 11-е место, в Украине - 7-е, Казахстане - 9-е, в Белоруссии - 17-е место.

В России на рынке отмечается в этот период значительный рост объема продаж - прирост за I квартал 2005 г. составил 46,5%; в Казахстане анало­гичный показатель несколько ниже, но тоже значителен - 30,4%, в Украине -16%, а на рынке Белоруссии зафикси­рован спад - 5,72%.

По имеющимся данным можно судить о значимости для рынка продаж ЛС, предназначенных для лечения за­болеваний пищеварительного тракта (в т.ч. для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей). Доля этой группы ЛС в объеме продаж в денеж­ных и натуральных показателях зани­мает почти пятую часть. Это расцени­вается как благоприятные возможно­сти в SWOT-анализе для реализации Эссливера (см. табл. 4.5).







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.