|
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКАВ своем первоначальном значении рынок обозначал физическое место встречи покупателей и продавцов с целью осуществления обмена товарами и услугами. С точки зрения экономистов, рынок - это совокупность покупателей и продавцов, обменивающихся товарами и услугами. Для маркетолога рынок - это совокупность всех покупателей определенного вида товаров или услуги, как реально существующих, так и потенциальных. Нас интересует рынок с позиций продаж потребительских товаров. Рынок товаров (товарный рынок) - система отношений купли-продажи между экономически свободными продавцами и покупателями - подразделяется на рынок средств производства, рынок товаров потребительского назначения и рынок услуг. Термин "фармацевтический рынок" (ФР) используется для представления объема продаж фармацевтической продукции всего потребительского рынка (лекарственные средства (ЛС) для личного потребления и лечения больных в условиях стационара). Под тенденцией рынка понимают основное направление развития параметров рынка за какой-то период времени, которое характеризуется на основании анализа динамического ряда: графически, визуально, темпами роста, трендовыми моделями и т. п. Трендовая модель - аналитическое уравнение, представляющее показатель рынка функцией от времени(у=f(t)); применяется также для экстраполяции. Экстраполяция тенденций - метод распространения сложившихся темпов развития рынка за предыдущий период на будущее, чаще всего для этих целей применяются трендовые модели. Этот метод наиболее эффективен в оперативном и краткосрочном прогнозировании. Такой методический подход базируется на инерционности экономических процессов, т.е. при отсутствии каких-либо экстраординарных случаев (эпидемия, катастрофы и т. п.) тенденция объема продаж, выявленная по данным прошлых лет, сохраняется в небольшом периоде будущего. Математический алгоритм метода экстраполяции тенденций вполне доступен, для его реализации используют программу Excel.
Пример: Для того чтобы дать характеристику рыночной ситуации для практической задачи по препаратуЭссливер, нужно выбрать показатели масштаба ФР в целом и по фармакотерапевтической группе гепатопротекторов или ЛС, применяющихся для лечения заболеваний пищеварительного тракта за период с 2000 г. по 2005-2006 гг. Маркетинговые исследования проводятся по вторичным данным, которые можно найти в специальной фармацевтической литературе. Например, в обзоре "Новейшая история российского фармацевтического рынка" (М.: Литтерра, 2006.104 с.) есть следующие интересующие нас данные:
Это временной (динамический) ряд - ряд наблюдений, проводящихся регулярно через равные промежутки времени (в данном случае - 1 год). Временной ряд состоит из четырех компонентов, главным из которых является тренд - общая долгосрочная тенденция изменения временного ряда, лежащая в основе его динамики. Первоначально анализируем динамику показателей ФР, например, за 2000-2005 гг. с помощью показателей вариационной статистики.
Анализ результатов вариационной статистики показателей ФР за 2000-2005 гг. позволяет сделать выводы: · отмечена тенденция стабильного роста ФР (в среднем на 19,3%), установлен значительный рост рынка в 2005 г. (обусловлен программой дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО)); · коэффициент вариации (29,87%) подчеркивает колебания показателей ФР по отношению к среднему значению; по величине он близок в верхнему пределу нормы, поэтому для прогнозирования могут быть использованы методы анализа временных рядов и корреляционно-регрессионный анализ с учетом некоторых погрешностей. 5) Рассчитываем прогнозируемое значение объема фармацевтического рынка по формуле (7): уn+1 = [8,4(100% + 19,3)] / 100% = 10,02 млрд. долл. Результаты отражаются в SWOT-анализе в соответствующем разделе (см. табл.4.5). Аудит динамики ФР и прогнозирования его показателей свидетельствует о тенденции дальнейшего роста его объемов, что может быть расценено маркетологом как благоприятные возможности для реализации ЛС Эссливер. ФР может быть охарактеризован как растущий или развивающийся. На следующем этапе проводим анализ структуры объема ФР с целью уточнения позиций группы гепатопротекторов, к которым относится Эссливер. Из доступных источников о динамике ФР не удалось получить вторичные данные о динамике рынка ЛС этой группы. Поэтому обратимся к той информации, которая имеется в некоторых специализированных изданиях: 1. по данным DSM Group, в продажах 2004-2005 гг. лидируют ЛС, которые согласно АТС-классификации, относятся к группе [А] "Пищеварительный тракт и обмен веществ", их доля в общем объеме составила 19,3-19,0% (стоимостный объем) и 19,7-19,6% (натуральный объем, в упаковках); 2. согласно данным компании RMBC, в I квартале 2006 г. объем сегмента препаратов для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей (А05 по АТС-классификации) составлял 40,37 млн. долл. или 2,73% в общей структуре ФР. Сравнительный анализ с аналогичными показателями в странах СНГ показал, что в России этот сегмент самый большой в денежном выражении (Украина - 12,49 млн долл., Казахстан - 3,26, Беларусь - 1,52 млн долл.), но доля несколько ниже, чем в Украине (3,43%) и Казахстане (3,09%). В рейтинге фармакотерапевтических групп на рынке России данная группа занимает 11-е место, в Украине - 7-е, Казахстане - 9-е, в Белоруссии - 17-е место. В России на рынке отмечается в этот период значительный рост объема продаж - прирост за I квартал 2005 г. составил 46,5%; в Казахстане аналогичный показатель несколько ниже, но тоже значителен - 30,4%, в Украине -16%, а на рынке Белоруссии зафиксирован спад - 5,72%. По имеющимся данным можно судить о значимости для рынка продаж ЛС, предназначенных для лечения заболеваний пищеварительного тракта (в т.ч. для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей). Доля этой группы ЛС в объеме продаж в денежных и натуральных показателях занимает почти пятую часть. Это расценивается как благоприятные возможности в SWOT-анализе для реализации Эссливера (см. табл. 4.5). Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|