Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Процессуальные особенности рассмотрения отдельных категории дел особого искового производства.





Особенности рассмотрения и разрешения дел о защите избирательных прав регламентированы главой 25 ГПК “Производство по заявлениям о защите избирательных прав граждан и общественных объединений, участвующих в выборах, референдумах” (ст. 272-274). Ряд норм процессуального характера, регулирующих порядок производства дел этой категории, содержится в Конституционном законе о выборах.

Гражданин, общественное объединение, член избирательной комиссий, считающее, что решением, действием или бездействием государственного органа, органа местного самоуправления, избирательной комиссии, должностными лицами нарушается право избирать или быть избранными, участвовать в выборах, референдуме, вправе обратиться с заявлением в суд по установленным в ГПК правилам подсудности (ч.1 ст. 272 ГПК).

Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в судебном порядке. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не являются обязательным условием для обращения в суд (п. 6 ст. 20 Конституционного закона о выборах).

В соответствии с ч. 1 ст. 273 ГПК суд рассматривает заявление в течение пяти дней, если оно поступило в период подготовки и проведения выборов. В случае поступления заявления за пять дней до голосования или в день голосования оно подлежит рассмотрению судом безотлагательно (немедленно).

Заявление рассматривается судом с участием заявителя, представителя избирательной комиссии или государственного органа, органа местного самоуправления. Однако неявка в суд названных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для разрешения дела (ч.,2 ст. 272 ГПК ).

Суд принимает окончательное решение. Обжалование решения суда в апелляционном порядке не допускается, поскольку вступает в законную силу немедленно (ч. 2 ст. 274). При положительном для заявителя решении исправление в списках избирателей, регистрация кандидата либо включение общественного объединения в число организаций, участвующих в выборах или референдуме, а также изменение дня выборов производится соответствуюшей избирательной комиссией немедленно (ч. 1 ст. 274 ГПК).

Решение направляется в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или председателю избирательной комиссии. Должностные лица, виновные в неисполнении решения суда, несут соответствующую ответственность (ч. 2 ст. 274 ГПК).

В главе 26 ГПК ( ст.275-276) установлен порядок рассмотрения судом заявлений лиц, не согласных с постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Лицо, потерпевшее от административного правонарушения, также вправе оспорить в суде постановление об административном взыскании.

При решении вопроса о возбуждении гражданских дел судам необходимо иметь ввиду, что пропуск срока на подачу заявления, истечение срока наложения административного взыскания, а также срока исполнения постановления не является основанием к отказу в принятии судом жалобы к рассмотрению (ч. 7 ст. 275 ГПК).

Предварительное обращение заинтересованных лиц в вышестоящие органы или к вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности не является обязательным условием для подачи заявлений в суд и их принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу (ч. 6 ст. 275 ГПК).

Подача жалобы в суд приостанавливает исполнение постановления об административном взыскании.

В соответствии с нормами части 4 статьи 275 ГПК заявление должно соответствовать требованиям, предъявляемым к исковому заявлению, а также в нем должно быть указано:

-какое конкретно постановление обжалуется;

-дата его вынесения;

-вручения копии или объявления гражданину.

Статья 275- 1 ГПК устанавливает порядок обжалования, опротестования постановления по делу об административном правонарушении в суде.

На постановление органа (должностного), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, может быть подана жалоба лицами, перечисленными в части 1 ст. 275 ГПК, непосредственно в суд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.

Жалоба на постановление вышестоящего органа (должностного лица), уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, может быть подана в суд в сроки и лицами, указанными в части первой статьи 275-1 ГПК.

Если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила одновременно вышестоящему органу (должностному лицу) и в суд, то жалоба рассматривается судом.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в суд в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

Закон устанавливает сокращенный срок рассмотрения жалобы. На основании ч.1 ст.276 ГПК жалоба рассматривается судом в десятидневный срок.

О времени и месте судебного заседания по рассмотрению заявления в обязательном порядке извещаются заявитель и административный орган или должностное лицо, чьи действия обжалуются. Однако их неявка не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Суд, в соответствии с частью 3 ст. 276 ГПК, при рассмотрении дела обязан проверить и установить следующие обстоятельства:

-законность и обоснованность постановления об административном взыскании;

-устанавливается, производится ли оно на основании закона и управомоченным на то органом или должностным лицом:

-соблюден ли установленный порядок привлечения лица к административной ответственности или выполнению возложенной на него обязанностей;

совершил ли гражданин административное правонарушение, за которое законодательством установлена соответствующая обязанность;

-виновность гражданина в совершении административного правонарушения.

Суд установив, что постановление административного органа или должностного лица незаконно или необоснованно, удовлетворяет заявление гражданина и выносит решение об отмене постановления и о прекращении дела об административном правонарушении (ч.1 ст. 277 ГПК).

Суд вправе изменить меру взыскания, учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, иные обстоятельства, смягчающие ответственность.

Не допускается усиление административного взыскания судом (ч. 2 ст. 277 ГПК).

Если суд установит, что действия административного органа, должностного лица по применению административного взыскания являются законными и обоснованными, суд оставляет постановление без изменения, а заявление – без удовлетворения (ч. 3 ст. 277 ГПК).

Если суд установит, что постановление по делу об административном правонарушении было вынесено административном органом или должностным лицом с нарушением их компетенции, суд отменяет постановление, а дело об административном правонарушении направляет на рассмотрение вышестоящего органа, должностного лица, если не истекли сроки административного взыскания, или прекращает производство по делу, если истекли сроки применения административного взыскания (ч.4 ст. 277 ГПК).

Процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и государственных служащих.

Процессуальный порядок рассмотрения дел данной категории регулируются главой 27 ГПК (ст.278- 282).

В соответствии со ст. 278 ГПК граждане и юридические лица вправе оспорить решение, действие (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица и государственного служащего непосредственно в суд. Предварительное обращение в вышестоящие органы и организации, должностному лицу не является обязательным условием для предъявления заявления в суд и его принятия судом к рассмотрению и разрешению по существу.

Заявление подается в суд по правилам подсудности, установленным главой 3 ГПК. Если дело подсудно районному суду, то заявление может быть подано по месту жительства гражданина либо по месту нахождения государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организаций, должностного лица, государственного служащего, действия которого оспариваются. В данном случае закон устанавливает альтернативную подсудность.

Кроме того, в части 3 ст. 278 ГПК устанавливается специальные правила родовой подсудности. Отказ в разрешении на выезд из РК за границу по основанию, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, оспаривается в соответствующем районном и приравненном к нему суде по месту принятия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

Подача заявления оплачивается государственной пошлиной в установленном порядке.

Гражданин и юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда им стало известно о нарушении их прав, свобод и охраняемых законом интересов. Пропуск этого срока не является основанием для отказа в принятии поданного гражданином заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании при рассмотрении заявления по существу и могут явиться основанием к отказу в удовлетворении заявления (ст. 280 ГПК).

Заявление рассматривается судом в месячный срок с участием гражданина, представителя юридического лица, руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица или государственного служащего, решения и действия которых оспариваются. Неявка кого- либо из названных лиц надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Однако суд может признать явку указанных лиц в судебное заседание обязательной. (ст.281 ГПК).

Решение суда и его исполнение регулируются статьей 282 ГПК РК.

Глава 28 ГПК РК предусматривает процессуальный порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел об оспаривании законности нормативных правовых актов.

Гражданин или юридическое лицо, на которых распространяется действие нормативного правового акта, считающие, что принятым и опубликованным в предусмотренном законом порядке нормативным правовым актом государственного органа или должностного лица нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц, гарантированные Конституцией РК, законами и указами Президента РК, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону или в отдельной его части.

Не подлежат рассмотрению в суде заявления об оспаривании законности нормативных правовых актов, проверка которых отнесена компетенции Конституционного Совета РК. (ч. ст. 283 ГПК). В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Указа Президента РК, имеющего силу Конституционного закона, от 29 декабря 1995 г. “О Конституционном Совете Республики Казахстан” Конституционный Совет рассматривает до:

-подписания Президентом принятые Парламентом законы на их соответствие Конституции;

-ратификации международных договоров республики на их соответствие Конституции.

В соответствие с подпунктом 1 пунктом 4 статьи 17 названного Указа Конституционный Совет рассматривает обращения судов о признании акта неконституционным, если суд в соответствии со статьей 78 Конституции усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Порядок подачи заявления об оспаривании законности нормативного правового акта регулируется частями 3-5 статьи 283 ГПК. заявление подается по правилам подсудности, предусмотренным главой 3 ГПК.

Заявление должно соответствовать требованиям статьи 150 ГПК и содержать следующие дополнительные требования:

-наименование государственного органа или должностного лица принявшего нормативный правовой акт;

-дату принятия нормативного правового акта;

-конкретные права и свободы и охраняемого законом интересы гражданина и юридического лица нарушаемые этим актом или его отдельными положениями;

-статьи Конституции, закона, указа Президента республики, которым противоречат оспариваемый акт.

Подача заявления в суд не приостанавливает действия нормативного правового акта.

В соответствии со ст. 284 ГПК гражданин или юридическое лицо обратившиеся в суд с заявлением, а также государственный орган (должностное лицо), принявший нормативный правовой акт, извещаются о времени и месте судебного заседания.

Закон предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дела. Согласно части 2 ст. 284 ГПК дело рассматривается судом в десятидневный срок с момента подачи заявления.

В судебном заседании по разбирательству дела обязательно участие:

-гражданина или представителя юридического лица подавшего заявления;

-прокурора;

-представителя государственного органа или должностного лица принявшего нормативный правовой акт.

Однако в зависимости от обстоятельств дела суд может заслушать дело в отсутствие кого- либо из не явившихся в судебное заседание заинтересованных лиц.

В судебном заседании суд проверяет компетенцию государственного органа или должностного лица, принявшего нормативный правовой акт, соответствие всего нормативного правового акта или его отдельной части Конституции РК, законам и указам Президента РК.

При рассмотрении заявления обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанного акта, возлагается на государственный орган или должностное лицо.

Решению суда по заявлению об оспаривании гражданином и юридическим лицом законности нормативного правового акта посвящена статья 285 ГПК.

Глава 29 ГПК РК предусматривает обращение прокурора о признании актов и действий органов и должностных лиц незаконными.

Процессуальный порядок рассмотрения дел данной категории регулируется главой 29 ГПК (ст. 286-288 ГПК) и Законом Республики Казахстан о прокуратуре от 21 декабря 1995 года.

В случае отклонения протеста прокурора на не соответствующий закону нормативный правовой акт и (или) правовой акт индивидуального применения, а также на действия государственного органа или должностного лица органом или должностным лицом, издавшим незаконный акт или совершившим незаконные действия, либо вышестоящим органом или должностным лицом, прокурор обращается в суд с заявлением о признании опротестованного акта или действия незаконным. Заявление подается в суд в десятидневный срок с момента получения сообщения о результатах рассмотрения протеста или по истечении установленного законом срока для его рассмотрения.

Обращения в суд прокурора приостанавливает действие опротестованного акта до рассмотрения судом (ст. 286 ГПК).

Заявление рассматривается судом в десятидневный срок с обязательным участием прокурора. В разбирательстве также участвует руководитель органа, принявшего решение об отклонении протеста, или его представитель.

В ходе разбирательства дела суд проверяет соответствие содержания нормативного правового акта Конституции и законам(дает правовую оценку нормативному акту), заслушивает объяснения прокурора о причинах и мотивах признания правового акта противоречащим закону, объяснения и возражения представителя органа или должностного лица, издавшего правовой акт. Решения суда по заявлению прокурора регулируется статьей 288 ГПК РК

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2023 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.