Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







I. Поддержание боеспособности войск.





В соответствии с положениями, изложенными во введении, боеспособность войск определяется:

а) моральною сплоченностью и физической выносливостью,

б) обеспеченностью средствами борьбы и умением владеть ими,

в) соответствующей организацией и

г) искусным вождением.

Конечно, в основном, войска характеризуются известным уровнем боеспособности еще в мирное время. Общеизвестно, что «армии, разбитые на полях сражений, были разбиты задолго до них».

Однако, на ряду с этим боеспособность войск в течение данной войны, операции, даже боя далеко не есть определенный заряд, заложенный в них раз навсегда и сохраняющий свою силу все время. Наоборот, опыт показывает, что часто войска начинают войну, операцию, имея превосходство боеспособности над противником, и постепенно теряют это превосходство, а также и наоборот, иногда приобретают таковое только в самом ходе событий. Так, мировая война началась при несомненном превосходстве германских войск в боеспособности над противником. Однако, Франция и Англия в своих политических отношениях, экономическом положений, а также в численности населения нашли более крепкую опору для своих армий, чем немцы, и в результате война закончилась разложением германской армии. Совершенно также 1918 и 1919 гг. вплоть до октября знаменуются перевесом в боеспособности войск Деникина, а война заканчивается полным их развалом.

Отсюда работа по поддержанию боеспособности войск должна упорно вестись во время самих боевых действий по всем тем направлениям, из которых слагается эта боеспособность. {61}

а) Поддержание моральной сплоченности и физической выносливости. Первое место в этой работе должно, конечно, принадлежать поддержанию моральной упругости войск, а в этом деле — развитию и укреплению соответствующего политического настроения, как фундамента всей боеспособности войск.

Так, Полевой устав Красной армии в статье 78 указывает, что «классовая сознательность и понимание целей войны достигается путем, разъяснения всем бойцам социально-политической обстановки войны и той задачи, которую выполняет Красная армия.

«Разъяснения эти не должны носить случайный, эпизодический характер, но сопровождать каждый шаг не только командного и политического состава, но и более сознательных бойцов во всей их деятельности: эта работа должна содействовать поддержанию бодрого настроения, сознания долга и проявления мужества в тяжелой обстановке.

«Личный пример командного и политического состава здесь сыграет наиболее существенную роль».

Направление и лозунги политической работы в рядах армии даются, конечно, не начальствующим ее составом, а высшими политическими кругами; успешность же работы на практике, как выше отмечено, в сильной степени зависит от общего политического настроения страны, а также и от степени убежденности самого командного состава в тех лозунгах, которые он проводит, от его умения свои настроения переливать в подчиненных.

Помимо этой общей политической работы, каждый вид боевых действий требует специальной работы по обеспечению успеха.1 На ряду с этим неменьшей заботой начальствующего состава должна являться усиление воинской сплоченности армии, требующее, как выше отмечено, особого внимания к вопросам поддержания дисциплины и внутренней спайки, в соответствии с чем статья 79 Полевого устава гласит: «Классовый интерес является основой внутренней идейной связи Красной армии. Весь командный и политический состав должен проникнуться этим сознанием в первую очередь. Вредно отражается на массе разнобой между лицами, стоящими во главе той или другой части.

«Ячейки РКП(б) и отдельные политработники и политбойцы личным примером осуществляют здоровую, внутреннюю, идейную связь части».

Наконец, с этой же целью необходимо возможное сохранение кадра каждой части путем выделения отличившихся в боях, сохранение резерва кадра и возвращение выздоровевших больных и раненых обязательно в свою часть. Несоблюдение этих правил во время мировой войны привело к тому, что уже в 1916 г. кадр многих рот выражался 1—2 человеками.

Поддержание физической выносливости массы во время боевых действий должно достигаться с одной стороны ее постоянной тренировкой в периоды затишья, с другой — должным искусством вождения, соразмеряющим тяжесть трудов с силами данной части. {62}

б) Обеспеченность средствами борьбы, конечно, зависит от общего состояния экономики государства, однако, и в этом отношении голос войсковых начальников должен звучать достаточно громко, не требуя, правда, того, что является невыполнимым, но своевременно доводя до сведения верхов как о действительных своих нуждах, так и о том усовершенствовании средств борьбы, которое требуется обстановкой боевых действий данной войны, ибо каждое такое усовершенствование часто дает крупные преимущества применившей его стороне.

Так, в мировой войне упорство позиционной борьбы вызвало к жизни миномет, ружейную гранату, ручной пулемет, танк, химические средства, дав крупные выгоды тем, кто успевал раньше противника применить эти средства. Следует ожидать, что и следующая война забракует часть имеющегося вооружения, как забраковала мировая война дальнобойность винтовки, а японская — пулемет на лафете, и потребует новых образцов, необходимость в которых почувствуется раньше всего на фронте, откуда естественно и должны исходить все задания технике. Конечно, на ряду с этим должна итти крайняя забота о сбережении и усовершенствовании материальных средств борьбы, уже имеющихся в частях, ибо нигде оружие и имущество не портится так легко, как на войне, нигде не бывает так велик % гибели животных в силу самых условий их работы.

Вместе с тем во время каждой войны остро стоит вопрос о выучке войск как в смысле владения оружием, так и использовании новых тактических приемов, появившихся во время боевых действий.

Конечно, обстановка боевых действий недостаточно способствует обучению, однако, несмотря на это, на войне в этом отношении нельзя упускать минуты, ибо прибывающие пополнения при кратком сроке обучения являются и будут всегда являться недостаточно обученными; сознавая недостатки своей подготовку, они, естественно, не верят в свои силы, и потому особенно восприимчивы к страху, вследствие же недостатков обучения часто несут совершенно напрасные потери.

Опыт войны не вырабатывается сразу и одинаково всеми участниками: каждый сначала подмечает только один-два полезных приема, не зная, до чего дошел его сосед, мало того, часто эти приемы бракуются на самой же войне и изобретаются новые.

Отсюда учет боевого опыта является результатом коллективной работы, в которой должны участвовать все начальники и рядовые бойцы.

Ведь не кто иной, как солдат надоумил Скобелева в 1881 г., что ночные атаки текинцев надо отбивать, располагаясь не в окопах, а за ними, тем большее внимание к голосу непосредственных участников боев следует иметь в наше время, когда по самым условиям ведения боев высшие начальники лишены возможности непосредственно наблюдать их.

Вместе с тем войска должны быть в полной мере осведомлены о средствах борьбы противника и мерах противодействия им, ибо неожиданность нового оружия действует на бойцов сильнее его материального вреда.

в) Организация войск, установленная в мирное время, всегда подвергается на войне ряду изменений, которые надо своевременно подмечать и проводить в жизнь, не стесняясь тем, что подчас для этого {63} приходится ломать то, что сложилось десятками лет, ибо устарелая организация мешает проведению требуемых жизнью боевых приемов. Так, в мировой войне групповой бой пехоты носил крайне хаотический, случайный характер, пока не была сломана старая организация роты. Отсутствие соответствующего штата команд для связи было, например, источником многих перебоев в кампаниях 1914—15 гг. и т. д.

г) Наконец, искусное вождение играет крупную роль в деле поддержания боеспособности. «Глупому сыну не в помощь богатство»,— не даром говорит народ. Так и на войне, где неумелым вождением можно легко замотать и сделать небоеспособными лучшие войска, как, например, в 1870 г. бестолковыми маршами были доведены даже без боев до сильного морального упадка прекрасные части V французского корпуса, а в самсоновской армии тем же путем были надорваны моральные силы XIII корпуса.

Влияние вождения на боеспособность войск проявляется двумя способами:

а) при помощи морального воздействия начальника на массу и

б) при помощи умелой организации боевой работы войск.

Оба эти способа влияния тесно связаны между собою: вера в своего начальника вызывает желание войск особенно охотно, хорошо и точно выполнить его приказания, а это в свою очередь значительно облегчает руководство войсками; обратно, хорошая организация боевой работы, умелое предупреждение возможных трений, лишних передвижений и потерь, облегчение условий боевой работы создает в войсках доверие к начальнику и обеспечивает успешность морального его воздействия на массу. Отсюда, естественно, каждый начальник должен уделять особое внимание своей репутации, тому впечатлению, которое он производит на войска, стремясь, чтобы подчиненные видели в нем человека, который делает одинаковое с ними дело, деля труды, лишения, опасности войны, а не делает карьеру на их работе и жизнях.

Поэтому Полевой устав в §§ 84 и 85 особенно подчеркивает необходимость заботливого отношения к войскам со стороны всего начальствующего состава армии.

Конечно, одна заботливость и самое предупредительное отношение к войскам еще далеко не обеспечивают их веры в вождя и подъема боеспособности. Войска должны верить не только в то, что их начальник заботится о них и желает им блага, но и что он действительно способен дать им победу своим умением.

Вот почему устав в §§ 83 особенно подчеркивает отрицательное влияние оперативных ошибок начальника на боеспособность войск и необходимость для начальствующего состава в полной мере владеть искусством руководства боевыми действиями войск.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.