Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







D. Путь к примирению: герменевтическая честность





 

a. По обе стороны баррикад можно найти значительные уступки в пользу противоположной позиции:

 

«В некоторых местах Писания мы читаем, что Христос умер за ‘всех’ людей, и что Его смерть послужила спасением всему ‘миру’, другие же говорят о Его смерти за определенных представителей человечества и о даровании спасения лишь некоторым» (David N. Steele and Curtis C. Thomas, Romans: An Interpretive Outline [Phillipsburg, NJ: Presbyterian and Reformed, 1967], 174; к сожалению, авторы ослабляют впечатление от этого знаменательного наблюдения сомнительной герменевтикой).

 

«Этот парадокс… называется crux theologorum[9]… Однако богослов не сбрасывает с плеч этот крест, оставаясь до конца преданным Божьему Слову. Нерешенные богословские загадки он смиренно оставляет на усмотрение Божьей мудрости» (Scaer, 187; правда, Скаер пишет о парадоксе не между ‘ограниченным’ и ‘всеобщим’ искуплением, а между ‘всеобщим искуплением’ и ограниченным избранием [его богословская позиция]).

 

Интересно заметить, что Кальвин говорит как об общем искуплении, так и об искуплении избранных (см. Жан Кальвин, Вечное предопределение; Наставление в христианской вере, а также его комментарии на ключевые стихи по данной теме).

 

b. Вопросы, по которым среди умеренных кальвинистов существует единое мнение:

 

1) Искупление достаточно для всех.

 

2) Искупление в каком-то смысле применимо ко всем людям.

 

3) Искупление предлагается всем.

 

4) Искупление ограничено избранными в своих конечных результатах.

 

c. Вопрос, по которому мнения расходятся:

1) Искупление ограниченно по своему намерению и замыслу (заметьте, что намерение/ замысел стоят в единственном числе).

 

2) Искупление неограниченно по своему намерению и замыслу (опять обратите внимание на единственное число).



 

d. Данные Священного Писания

 

1) Стихи в пользу общего искупления

 

a) Иоан. 1:29 вот Агнец… Который берет [на Себя] грех мира

b) Иоан. 3:16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал…

c) Иоан. 4:42 Он истинно Спаситель мира, Христос

d) 2 Кор. 5:19 Бог во Христе примирил с Собою мир

e) 1 Иоан. 2:2 умилостивление за грехи всего мира

f) 1 Иоан. 4:14 Отец послал Сына Спасителем миру

g) 2 Кор. 5:14 если один умер за всех, то все умерли

h) Кол. 1:20 примирить с Собою все, умиротворив через Него

i) 1 Тим. 4:10 Который есть Спаситель всех человеков,

j) 1 Тим. 2:6 предавший Себя для искупления всех

k) Тит. 2:11 спасительная для всех человеков

l) Евр. 2:9 вкусить смерть за всех

2) Стихи в пользу ограниченного искупления

 

a) Матф. 1:21 ибо Он спасет людей Своих от грехов их

b) Иоан. 10:15 жизнь Мою полагаю за овец

c) Деян. 20:28 Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею

d) Еф. 5:25 Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее

e) Рим. 5:8 Христос умер за нас

f) 1 Кор. 15:3 Христос умер за грехи наши

g) Гал. 1:4 Который отдал Себя Самого за грехи наши

h) Гал. 3:13 Христос искупил нас, сделавшись за нас клятвою

i) Еф. 5:2 и предал Себя за нас в приношение и жертву

j) Ис. 53:5 Он изъязвлен был за грехи наши… за беззакония наши

k) Матф. 20:28 отдать душу Свою для искупления многих

l) Матф. 26:28 Кровь… за многих изливаемая во оставление грехов

m) Евр. 9:28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих

e. Альтернативная точка зрения

 

1) С позиций герменевтики строгое противопоставление двух вышеназванных теорий представляется нам неоправданным.

 

2) Необоснованно ограничивать изучение этих стихов противопоставлением объектов искупления в тех и других случаях.

 

3) Более справедливым по отношению к тексту Священного Писания нам представляется объединение этих теорий.

 

4) Домысливать в тексте идею избрания и с учетом этого целиком переделывать значение текста и авторский замысел – по меньшей мере нечестно по отношению к принципу ясности Священного Писания.

 

5) sufficienter pro omnibus, efficienter pro electis – т.e. “[Искупление] достаточно для всех, эффективно для избранных” (такой точки зрения придерживался Августин. Цит. по: Buswell, Theology of the Christian Religion, 2:141; нужно отметить, что Кальвин без особого энтузиазма воспринимал это утверждение).

 

6) Концентрические сферы в Божьем сотериологическом промысле

 

Истина, изложенная в 1 Тим. 4:10, подтвердится, если учесть все остальные сотериологические свидетельства Писания. Что же касается спора о масштабах искупления (всеобщее или ограниченное одними лишь избранными), богословы и экзегеты должны признать и ту, и другую точку зрения. Строгое разделение «либо то, либо другое» повредит пониманию, по крайней мере, некоторых текстов Писания.


 


Призвание

29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. (Рим.8:29,30)

 

Вопросы, связанные с призванием:

1. Обращено ли призвание ко всем людям во все времена?

2. Может ли быть человек призванным, но не оправданным?

3.

A. Библия о призвании

Основные используемые глаголы (еврейский и греческий) имеют значения «звать, называть, нарекать, призывать, позвать».

 

1) Примеры наречения имени:

Сифу - Быт.5:3

Иисусу - Мф.1:21; Лк.1:32

Иоанну Крестителю - Лк.1:13

Кифе-Петру - Ин.1:42

Когда Бог даёт людям имена с особым значением, это может выражать Его полный контроль или господство над их жизнью (Ин.1:42 сравните с Мф.16:18-19).

Ин. 1:42 «и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)»

Мф.16:18-19 «и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

 

2) Примеры поручений или жизненных призваний

Иаков и Иоанн – к следованию за Христом (Мк.1:20)

Апостолов – к служению (Мк.3:13)

Павла – к апостольству (Рим.1:1; 1 Кор.1:1)

Служителей – к миссионерскому труду (Деян.13:2; 16:10)

 

3) Примеры призвания к спасению, которое может быть отвергнуто грешником («призвание» в широком смысле слова).

«Призванные» в широком смысле может относиться ко всем приглашённым к спасению, независимо от их ответа на это приглашение.

Ис.50:2 - Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать?

 

Мф.9:13 - Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.

 

Мф.22:3-6, 8, 14 - 2 Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего 3 и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. 4 Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. 5 Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; 6 прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили [их]. … 8 Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; … 14 ибо много званых, а мало избранных.

 

4) Примеры призвания как Божьего пробуждающего действия и вступления в спасительные отношения с грешником (действенное призвание).

Рим.8:30 - 30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.


Рим.9:11-12 - 11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего,

 

1Кор.1:9, 26 - 9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего … 26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;

Гал.1:6, 15 - 6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, … 15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,

2 Фес.2:13-14 - 13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, 14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

 

1Тим.6:12 - 12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.

 

Каждый из приведённых текстов утверждает, что все, кого Бог действенно призвал, пришли к вере и спасению. В этом значении (более узком) «призванные» – это спасённые, которых Бог целенаправленно привёл к Себе, чтобы дать им новую жизнь посредством силы Святого Духа

Рим.1:6-8 - 6 между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом, - 7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога отца нашего и Господа Иисуса Христа.


Рим.8:28 - 28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.

 

Отличительные особенности призыва в узком значении:

 

Этот призыв отличен от того библейского призыва, который справедливо назван «общим», и которому человек может противиться. Этот призыв – действенен (эффективен, всегда достигает своей цели) и может быть определён как фактическое привлечение людей к Христу.

Если не проводить разницы между общим призванием и действенным призванием, то в Писании будет противоречие, то есть не будет разницы между «призванными» неверующими и «призванными» святыми.

В Мф.22:14 ясно утверждается: «Ибо много званных, но мало избранных». Из этого ясно, что «званные» – это «и злые, и добрые» (ст.10). Таким образом, «званные» (или «призванные») представляют группу гораздо большую, чем «избранные». Из этого следует, что «званный» может оказаться «не избранным».

С другой стороны, Рим.8:30 утверждает: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал…». Здесь «призванные» означает «спасённые» (т.е. оправданные) и «предопределённые». В этом стихе термины «предопределение» и «призвание» относятся к одним и тем же людям. Логически следует вывод, что «призванные» и «избранные» - те же самые лица. Здесь Павел доказывает, что призвание основано на избрании (т.е. предопределении).

 

B. Обобщение

 

Таким образом, действенное призвание представлено в Писании как проявление суверенного управления событиями и судьбами (провидение), посредством которого Бог достигает Своих целей. Действенное Божье призвание – это осуществление во времени вечного спасительного замысла.

 

i) Акцент на Божьей инициативе

 

(a) “Павел использует слова kaleō (29 раз), klēsis (8 раз) и klētos (7 раз) почти всегда в смысле божественного призвания. …Павел понимает призвание как процесс, посредством которого Бог призывает избранных и предопределенных из рабства мира сего, чтобы оправдать, освятить (Рим. 8:29 и сл.) и привлечь их к служению. …Когда Павел говорит, что Божье решение зависит не от дел, но только от Призывающего (Рим. 9:11-12), то подчеркивает непоколебимый Божий выбор, на который не влияют человеческие предпосылки. Только он приводит людей к вере и может сохранить их в ней. Язык Павла подчеркивает божественную инициативу причастными оборотами (см. 1 Фес. 2:12 kalountos, ‘призывающего’; Гал. 1:6 kalesantos, ‘призвавшего’; см. также 1 Пет 1:15 ton kalesanta, ‘призвавшего’). …Божье призвание опосредованно евангельской вестью (2 Фес. 2:14), которая приходит через свидетельство людей. …Павел обращается к членам церкви как к klētoi, призванным…” (NIDNTT, s.v. “καλέω,” by Coenen, 1:275).

 

(b) Другие концепции и контексты, подчеркивающие Божью инициативу в призвании и приоритет Его воздействия на человека (особ. посредничество Святого Духа); напр.:

 

(i) Лук. 8:10

(ii) Иоан. 6:65

(iii) Деян. 16:14

(iv) 1 Фес. 1:5

(c) Что касается начала спасения, действенное призвание достигает своей кульминации в возрождении и сопутствующей этому событию вере: «То, что возрождение – это следствие, или результат, действенного призвания – учение вполне доступное для понимания, но если поставить знак равенства между действенным призванием и возрождением, то это приведет к большой неразберихе» (Buswell, Systematic Theology of the Christian Religion, 2:167).

 

8. Порядок спасения: ORDO SALUTIS

Под ordo salutis обычно понимают исторический и логический порядок осуществления Божьего спасительного замысла в человеческой жизни (~ ступени спасения).

 

A. Библейское основание:

 

Римлянам 8:28-30 - показаны основные «ступени» спасения.

 

a. Рим. 8:28 – общая картина спасения с точки зрения Бога.

 

b. Римлянам 8:29-30 иллюстрирует неразрывную цепочку (т.e. библейский ordo salutis) благодати Божьей:

 

1) Господь предузнал нас (по поводу «предузнания» см. дискуссию в разделе «Избрание»)

 

2) По Своей великой любви Он нас предопределил (см. дискуссию в разделе «Избрание»).

 

3) Господь призвал нас к Себе: извне евангелием и изнутри Духом Святым, даровав нам жизнь и веру.

 

4) Господь оправдал нас, или объявил праведными на основании подвига Христова.

 

5) В пророческом смысле, Бог уже усматривает заключительный этап, когда Он прославит избранных по воскресении, в последний день.

 

c. Обратите внимание на следующую цепочку событий: тех, кого Господь (1) узнал и возлюбил до основания мира, (2) Он выделил среди остальных, или предопределил, и (3) в определенное время призвал (неотвратимо), (4) тех же Он оправдал, тех же и (5) прославил. «Эта цепь настолько крепка, что последнее ее звено видится как бы уже исполнившимся, поскольку исполнились и не могут отмениться первые звенья» (Moule, Romans, 157). Скольких Господь избрал до сотворения Вселенной, ровно столько – ни больше, ни меньше – непременно пройдут каждую из этих пяти ступеней. К примеру: представим себе, что Бог предузнал 100 человек, в таком случае Он тех же 100 человек предопределил, 100 призвал, 100 оправдал и 100 человек прославит. Никто не добавится и никто не потеряется. Каждого, кого Он возлюбил до основания мира, Он проведет через все эти ступени.

 

d. Другие места Писания

 

1) 1 Пет. 1:1-6: «избранным… по предведению… возродивший нас…»

 

2) Тит. 3:3-8: «спас… по Своей великой милости…» [прошлое, настоящее, будущее]

 

3) Ефесянам 1:3-12:

 

a) «избрал… предопределив… в преизбытке даровал нам… открыв… быв предназначены» [ПРОШЛОЕ]

 

b) «чтобы мы были… усыновить… имеем искупление… сделались наследниками» [НАСТОЯЩЕЕ]

 

c) «…послужить к похвале славы Его» [БУДУЩЕЕ]

 

4) Ефесянам 2:4-10:

 

a) «оживотворил… спасены… воскресил… посадил… спасены… созданы» [ПРОШЛОЕ]

 

b) «мы Его творение» [НАСТОЯЩЕЕ]

 

c) «…дабы явить в грядущих веках…» [БУДУЩЕЕ]

 

5) Римлянам 5:1-11:

 

a) «оправдавшись… получили… любовь излилась… данным нам» [ПРОШЛОЕ]

 

b) «имеем мир… стоим… хвалимся (дважды)… зная… не постыжает» [НАСТОЯЩЕЕ]

 

c) «спасемся» [БУДУЩЕЕ]

 

6) 2 Фес. 2:13-14: «избрал вас… для достижения славы»

 

 

7) 2 Тим 1:8-10: «… Бога, спасшего нас и призвавшего … по Своему изволению и благодати … явившего жизнь и нетление …».

Вывод: прочитанные тексты не оставляют сомнения в том, что инициатива по спасению человека целиком принадлежит милостивому самодержавному Богу, а вовсе не греховному, заблудшему, духовно слепому и осужденному человеку, Божьему врагу (cр. Кол. 1:12-13; 1 Фес. 5:9).

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.