Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







D. Богословский спор по поводу возрождения посредством водного крещения





 

1) Места Писания, которые обычно приводятся в доказательство того, что возрождение происходит посредством крещения.

 

a) Марк 16:16: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать осужден будет».

 

i) Возражение 1: Этот стих не встречается в ранних рукописях на греческом языке. Вероятно, это место Библии – Марк. 16:9-20 – отсутствовало в первоисточнике, богодухновенном Евангелии от Марка.

 

ii) Возражение 2: На основании этого стиха – даже если он является частью богодухновенного Писания – вывод о необходимости крещения для спасения далеко не очевиден.

 

b) Деян. 22:16: «…что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса»

 

i) Возражение 1: Первые два выражения несколько иначе звучат в другом переводе: «Поспеши креститься, дабы тебе очиститься от грехов». В НЗ символ (крещение) и то, что он символизирует (новую жизнь и очищение от грехов) зачастую отождествляются.

 

ii) Возражение 2: Последний глагол в приведённом стихе имеет форму аористного причастия медиального залога от глагола epikaleo – «призвав». Причастие всегда непосредственно соотносится с предшествующими глаголами и в данном случае это обозначает, что призвание имени Господа предваряет «крещение и омытие грехов». Савл должен был дать себя окрестить и получить прощение грехов, сначала призвав имя Господне.

 

c) Титу 3:5: «Он спас нас… банею возрождения и обновления Святым Духом».

 

i) Возражение 1: верующие, среди которых Тит нес служение, «уверовали в Бога» (ст. 8). Первое словосочетание, в котором омовение водой используется как образ (наряду с 1 Кор. 6:11 и Еф. 5:26), символично указывает на искупление грехов при духовном рождении. Т.о., сущность возрождения – очищение, омытие [от грехов]. Это, однако, не означает, что вода, используемая в крещении, омывает от греха. Заметьте также, что неопределенное существительное (без артикля) обычно используется в выражениях, описывающих качества, что усиливает аналогию ещё более чем использование определённого существительного, отождествляемого с реальностью.



 

ii) Возражение 2: Словосочетание «обновление Святым Духом» не относится к следующему вслед за омытием грехов процессу освящения. Оно, скорее, усиливает описание духовного рождения в терминах сотворения новой природы человека.

 

d) В 1 Петра 3:18-22 говорится, что потоп, в результате которого мир очистился от нечистот, а верующие люди спаслись в ковчеге, является неким подобием крещения. Здесь же говорится, что грешников спасает не обряд крещения, а смерть и воскресение Христа, принимаемое верой (ст. 21-22).

 

e) Деян. 2:38, 41: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов»

 

i) Возражение 1: предлог εἰς имеет 8 различных значений (может использоваться в качестве предлога места, времени, цели, результата, отношения, заинтересованности, а также как синоним предлога ἐν). Так, Дж. Мантей утверждает, что в разных местах Св. Писания εἰς принимает разные значения, как например, в Матф. 3:11 и Деян. 2:28 (J. R. Mantey, “The Causal Use of Eis in the New Testament,” Journal of Biblical Literature 70 [1952], pp. 309-311). Вполне возможно, что здесь этот предлог изменяет форму предложения следующим образом: «…потому, что вам прощены грехи».

 

Контр-возражение 1: Ральф Маркус оспаривает правомерность выводов Мантей, приводящего небиблейские примеры использования εἰς: «Вполне возможно, что εἰς принимает разные значения в упомянутых местах Св.Писания, но мы не можем считать это закономерностью на основании примеров использования предлога εἰς в небиблейском греческом. Так что, даже если и прав профессор Мантей с его интерпретацией различных мест Библии, касающихся крещения, покаяния и прощения грехов, его выводы основываются не на филологических аргументах». (Ralph Marcus, “The Elusive Causal Eis,” Journal of Biblical Literature 70 [1952], pp. 129-30).

 

Контр-контр-возражение 1: язык Евангелия от Луки и книги Деяний по грамматике и стилю написания гораздо более близок к небиблейскому греческому, чем в любых других книгах НЗ.

 

Второе контр-возражение 1: Наличие множества дополнительных значений εἰς не означает обязательного их использования в тексте. Возможно, что предлог εἰς употреблён здесь в значении «потому, что». Но в таком случае, если мы хотим перейти от рассмотрения вероятностных значений предлога к актуальным, необходимо доказать, что одно из второстепенных значений εἰς используется в данном тексте чаще, чем основное. В большинстве случаев предпочтение делается в пользу основного, наиболее распространённого значения предлога. Все остальные значения используются по мере необходимости и определяются контекстом. В приводимом выше примере, например, достаточно сложно опровергнуть следующие значения εἰς: «…потому, что вам прощены грехи», «…для того, чтобы [были прощены грехи]», «чтобы обрести [прощение грехов]».

 

ii) Возражение 2: Если расставить знаки препинания с учётом изменения обращений в предложении от второго лица множественного числа к третьему в единственном числе и обратно ко второму лицу множественного числа, текст предложения будет выглядеть так: «Покайтесь, и пусть все крестятся во имя Иисуса Христа для прощения ваших грехов…». Если именно такое понимание текста верно, можно заключить, что глагол «покайтесь» находится в большей зависимости от εἰς, чем глагол «креститесь».

 

Контр-возражение 2: приводимый выше аргумент несостоятелен. Общепринятый перевод этого предложения в Деян. 2:38 – лучший. Более того, порядок слов также делает аргумент о наличии более сильной взаимосвязи между «покаянием» и прощением грехов, чем между прощением грехов и «крещением», несостоятельным.

 

Контр-контр-возражение 2: принимая во внимание аргументы 4-го возражения, можно заключить, что Петр добавил фразу о крещении для того, чтобы, отталкиваясь от проповеди Иоанна Крестителя, уточнить ее содержание. Если убрать фразу об имени Иисуса Христа, то получится содержание проповеди Иоанна Крестителя (Марк. 1:4 «Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов»). Однако, в том, как Петр преподносит проповедь Иоанна, заключается глубокий смысл. Разница в том, что отныне крещение – во имя Иисуса Христа. Изменение числа глагола, безусловно, не позволяет нам трактовать фразу эйзегетически. А вот введение в проповедь о крещении нового содержания («во имя Иисуса») показывает необходимость различать крещение, которое проповедовал Петр (вероятно, даже для крещенных Иоанном?) от крещения, предписываемого Иоанном. Вполне возможно, что Петр, отталкиваясь от проповеди Иоанна Крестителя, специально не стал изменять в этом предложении порядок слов, но, добавив фразу «во имя Иисуса Христа», подчеркнул, что для спасения недостаточно Иоаннова крещения покаяния.

 

iii) Возражение 3: Идея крещения, будучи духовной реальностью, одновременно может являться символом или знаком физической реальности – водного крещения.

 

Контр-возражение 3: Акцент на духовной символике крещения ослабляет рассматриваемое противоречие, но это нисколько не умаляет реальной, физической стороны крещения. Герменевтика в данном вопросе на стороне единственно приемлемого значения, подтверждаемого контекстом, из которого мы видим: крещение было реальностью физического плана (ст. 41). Таким образом, духовное крещение и крещение водное взаимосвязаны, но, при этом не сливаются воедино в слове «крещение» (см. ниже).

 

iv) Возражение 4: Рассматривается параллельное место в Евангелии от Луки 3:3 о проповеди Иоанна Крестителя. Точка зрения апостолов совпадает с точкой зрения Иоанна: сначала идёт покаяние, затем крещение. Однако, из проповеди Иоанна ясно, что крещение без покаяния бессмысленно. Т.о., покаяние, символом которого выступает крещение – сущность проповеди Иоанна. Аудитории того времени необходимо было прежде осознать реальность прощения грехов (вследствие покаяния) и публично выразить это в символичном крещении. Безусловно, единственно верное здесь значение εἰς во взаимосвязи с «крещением» не может быть обоснованно грамматически, но рассмотрение параллельных мест в Деянии 2 и Евангелии от Луки 3 (принадлежащих перу одного автора) обнаруживает четкий порядок слов в словосочетании и одно и то же фиксированное его значение. Заметьте, что Матфей также передаёт слова проповеди Иоанна, используя предлог εἰς: «крещение в покаяние». Это, опять-таки, не свидетельствует в пользу того, что грехи прощаются благодаря крещению. Да, Иоанн крестил, но целью его действий и проповеди было показать сущность покаяния и прощения грехов. Т.о. покаяние и крещение находятся в тесной взаимосвязи. Можно считать, что прощение грехов в результате обращения человека к Богу и покаяния, свершаемого в душе, внутренне, подкрепляется внешне актом крещения. Так, в стихе 41 (Деян. 2), повествуется о евреях, которые приняли слово Петра (уверовали и покаялись) и были крещены. Плоды их обращения описаны в стихах 42-47, а в стихах 7-14 (Луки 3) Иоанн, обращаясь к народу, также побуждает сотворить «достойный плод покаяния». Немаловажно, что христианское крещение свершается «во имя Христа». Учитывая параллели между Евангелием от Луки и книгой Деяний, некоторые сужают область значений предлога εἰς, относя его исключительно к глаголу «каяться» и отвергая всякую возможность отношения εἰς к глаголу «креститься». Богословская ошибка сторонников возрождения через крещение заключается именно в том, что они рассматривают εἰς исключительно в отношении предписания креститься. Решение противоречия – в правильном понимании соотношения покаяния и крещения. Покаяние необходимо для спасения, крещение должно вовне свидетельствовать о том, что уже произошло в душе.

 

Фактически, в наши дни обсуждение разницы во времени между покаянием и крещением касается не только методологии, но и экзегезы. Зачастую мы так оспариваем учение о спасении через водное крещение, что заодно искажаем и истинный смысл того или иного места Св. Писания, пренебрегая существующей взаимосвязью между покаянием (реальностью) и водным крещением (символом).

 

2) Места Св. Писания, которым противоречит учение о возрождении через крещение.

 

a) История обращения Корнилия и его родственников к Богу началась с того, что они услышали и верой приняли Евангелие (Деян. 10:33, 36, 42-44; 11:14). Затем последовало излияние Святого Духа (10:44-45, 47б) и после – водное крещение (10:47а, 48а).

 

b) История Лидии выстроена в следующем порядке: женщина слушала то, что говорил Павел (Деян. 16:14), верой приняла услышанное (ст. 14-15), и после «крестилась она и домашние её» (ст. 15).

 

c) Апостолы сообщили тюремному стражу, что необходимым условием спасения является вера во Христа, а не водное крещение (Деян. 16:30-34).

 

d) Деян. 18:8 – еще одно свидетельство спасения по вере, а не через водное крещение.

 

e) Иоан. 3:36. В основании осуждения – неверие в Сына, а не факт того, что человек не прошел через водное крещение.

 

f) Рим. 10:13. Всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся.

 

g) Деян. 10:43. Всякий, кто уверует в Него, получит прощение грехов. Сошествие Святого Духа (ст. 44) на язычников было свидетельством их веры для Петра (11:17) и свидетельством их покаяния для евреев (ст. 18); это событие предшествовало водному крещению.

 

h) Деян. 2:40: Повелительное наклонение здесь лучше перевести как «будьте спасены» (NASB), а не как «спасайте себя» (KJV) [28].

 

3) Другие богословские соображения, противоречащие идее о возрождении через крещение

 

a) Разбойник на кресте

 

b) Апостол Павел

 

i) Его «забывчивость» (1 Кор. 1:16).

 

ii) Его цель (1 Кор. 1:17).

 

iii) Его благодарность Богу за то, что он никого не крестил в коринфской церкви, кроме Криспа и Гаия (1 Кор. 1:14).

 

iv) Сравнительно небольшое количество крещенных Павлом (1 Кор. 1:14, 16), несмотря на то, что он чувствовал апостольскую ответственность за церковь в Коринфе.

 

v) Его наставления о крещении (1 Кор. 1:12-13, 15).

 

Как правильно заметили верующие коринфской церкви, водное крещение давало им право именовать себя учениками Господа; проблема заключалась в разделениях, которые возникли потому, что коринфяне, называясь учениками крестивших их (Павла, Аполлоса, Кифы) считали это особым духовным преимуществом. Павел не просто исправляет их понимание ученичества, он хочет, чтобы у верующих не было желания отождествлять себя с кем-либо еще, кроме Христа, желания гордиться именами тех людей, которые их крестили. Если же понимание коринфянами духовной преемственности и ученичества было неверным, а крещение они должны были понимать как возрождение, то почему он исправляет лишь одно заблуждение, оставляя без внимания вопрос крещения?

 

vi) Недостаток информации об обстоятельствах крещения самих апостолов.

Освящение

 

A. Краткий обзор фаз освящения

 

a. Начальное освящение (т.е. позиционная святость; например 1 Кор. 6:11)

 

1) «Так как все верующие освящены во Христе (1 Кор. 1:2, ср. Евр. 10:10), в НЗ они носят имя «святые», ἅγιοι, т.е. освященные. Святости, или освященности невозможно достичь своими усилиями – это состояние, к которому Бог по благодати призывает грешного человека, и которое должно ознаменовать начало его духовной жизни (Кол. 3:12; Евр. 3:1)» (Vine, Expository Dictionary of NT Words, 3:318).

 

2) «Святость верующих в Христа начинается с того момента, когда они отделяются от греха и посвящают свою жизнь служению Господу. Эпитет «святые» Павел употребляет даже по отношению к оступившимся, согрешающим верующим… (1 Кор. 1:2). Доброе расположение Павла к христианам в коринфской церкви объясняется тем, что они имели оправдание во Христе (позиционное освящение), а не тем, что они были духовно зрелыми (прогрессирующее освящение)» (Demarest, The Cross and Salvation, с. 407).

 

3) «О служении среди неевреев апостол писал, что оно свершаемо, «дабы приношение язычников было благоугодно Богу, как освященное Духом Святым»[29] (Рим. 15:16). Верующие язычники, почитаемые среди евреев нечистыми, были милостиво приняты Господом и названы святыми» (там же, с. 408).

 

4) «В соответствии с тем, что верующие принадлежат Богу и освящены Им, они призваны освящаться и избегать осквернения от всего нечистого» (Ladd, Theology of the NT, 520).

 

5) Право быть наследниками Божьими приобретается единовременно, без каких бы то ни было предварительных требований в отношении освящения.

 

a) Деян. 26:18 «удел вместе с освященными по вере в меня…»

 

b) 1 Кор. 6:11 «но омылись, но были освящены, но были оправданы»

 

c) Евр. 10:10-12 «мы освящены»[30]

 

d) Евр. 10:14 «одним приношением сделал навсегда совершенными освящаемых»[31]

 

e) Евр. 13:12-13 «чтобы освятить народ Своей собственной кровью…»

 

6) Рассмотрев освящение именно в таком ключе, можно сказать, что верующий не может достичь большего в том освящении, которое уже свершилось, и также не может быть освященным заново (т. о., он находится в равной позиции с другими верующими перед Богом).

 

7) Различные аспекты позиционного освящения

 

a) Время его свершения – прошлое

 

b) Средство его свершения – кровь Христа

 

c) Его сущность – неизменна

 

d) Оно отделяет верующих от грешного мира

 

e) Оно отделяет верующих для вечности

 

f) Его результат – святость перед Богом

 

g) Обязательство со стороны человека – верить

 

b. Прогрессирующее освящение (т.e. собственно освящение, или субъективное освящение; напр., Иоан. 17:17; Евр. 2:11; 10:14 и др.)

 

1) «Освящение – продолжающаяся работа Бога в жизни верующего… Освящение – процесс, посредством которого нравственное состояние человека приводится в соответствие с его юридическим статусом пред Богом… [Освящение] указывает не только на факт, что верующие формально отделены или принадлежат Христу, но и на то, что они должны соответствующим образом себя вести. Они должны вести чистую и добродетельную жизнь» (Эриксон, Христианское богословие, с. 967-969).

 

2) «Освящение как процесс, субъективное освящение – т.е. то, что относится к повелению освящаться, – подразумевает, что верующий будет духовно возрастать и совершенствоваться (Евр. 6:1; Иак. 1:4)… И хотя люди обретали святость с момента отделения для Бога, Израиль был призван хранить моральную и духовную чистоту. С одной стороны, это выражалось в избегании «мерзостей», свершаемых соседними народами-язычниками (Втор. 18:9-14), с другой, в исполнении заповедей Господа Бога (Втор. 28:9, 14). Для того, чтобы жить праведной жизнью, Израиль должен был знать, что Господь освящает свой народ (Исх. 31:13; Лев. 21:8, 15; 22:32)» (Demarest, The Cross and Salvation, с. 408).

 

3) Освящение как процесс отражено во всех предписаниях по отношению к верующим и равноценно приглашению жить достойно той жизни, к которой они призваны, с опорой в каждом дне на Св. Писание. Без Слова Божьего духовный рост невозможен.

 

4) Освящение – процесс отделения от греха и возрастания в образ Христа:

 

a) Иоан. 17:17 «Освяти их истиною Твоею; слово Твоё есть истина».

 

b) Рим. 8:29 «…быть подобными образу Сына Своего».

 

c) 2 Кор. 3:18 «мы… преображаемся в тот же образ от славы в славу».

 

d) Гал. 4:19 «…я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос».

 

e) Евр. 2:11 «и освящающий и освящаемые, все – от Единого».

 

f) Евр. 10:14 «навсегда сделал совершенными освящаемых».

 

5) Постепенная природа освящения выражается в категориях роста – незрелый/младенец и зрелый/взрослый; слабый и сильный; плотский и духовный.

 

6) Она также очевидна в терминах изменения – «отложить» и «обновиться» (Еф. 4:22-24); преобразование и обновление ума (Рим. 12:3-1), помышления сердца (Кол. 3:2).

 

7) Необходимость такого освящения выражена в противопоставлении дел плоти и плодов Духа (Гал. 5:16-26).

 

8) Употребление метафор «ветхий/новый человек» и «ветхая/новая природа» говорит в пользу освящения как процесса.

 

9) Действенность этого процесса освящения выражается посредством метафор физического труда и совершенства – духовная атлетика (боксер, борец, бегун); духовный труд (фермер, виноградарь).

 

a) 1 Кор. 9:24 – «…бегите, чтобы получить [награду]»

b) 1 Кор. 9:25 – «все подвижники воздерживаются от всего»

c) 1 Кор. 9:26 – «и потому я бегу не так, как на неверное»

d) 1 Кор. 9:26б – «бьюсь не так, чтобы только бить воздух»

e) 1 Кор. 9:27а – «усмиряю [тело]»

f) 1 Кор. 9:27б – «и порабощаю тело моё»

10) Непосредственное выражение этого освящения отражено в метафорах умерщвления греховности и умирания для себя – Рим. 6:12-14, 13б, 18б, 19б, 22; Кол. 3:5 [32]

 

11) Связь с единовременным освящением видится в императиве: поступай в соответствии с тем, кто ты есть! (см. ниже)

 

12) Применительно к церкви освящение как процесс – цель служения – Кол. 1:28-29.

 

13) Стремление к святости сквозит в учении и личном примере апостолов

 

a) «Несмотря на то, что Божьей силой нам дано «всё потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3), наша ветхая греховная натура (ср. Рим. 7:14; 1 Иоан. 1:8-10; и т.д.) выступает постоянной помехой на пути реализации дарованного нам Господом» (Zemek, A Biblical Theology of the Doctrines of Sovereign Grace, с. 211).

 

b) Наличие греха, ошибок, неверных решений даже у апостолов и их ближайших сподвижников

 

i) Рассмотрим перемену в апостоле Павле – Деян. 15:36-41 и 2 Тим. 4:11. Павел не хотел брать с собой в следующее миссионерское путешествие Иоанна Марка, учитывая, возможно тот факт, что последний ранее отделился от него и Варнавы по прибытии в Памфилию (Деян. 13:13). Размолвка была настолько серъезной, что Варнава и Павел расстались и отправились на служение в разные регионы. Должно признать, что Варнава, «сын утешения», вскоре после этого случая наставлял Марка, и даже предания подтверждают, что именно этот Марк написал Евангелие на основании проповедей Петра; полагают также, что Марк и Петр были соработниками. На закате жизни апостола, когда упоминание о каких-либо отношениях с ним было опасным (даже близкие сотрудники его покинули, 2 Тим. 4:9-10), Павел предписывает Тимофею взять с собой Марка, поскольку тот «нужен для служения». Интересно, что Павел не только изменил своё отношение к Марку, но и публично признал его полезным для себя. Учитывая прогресс в их отношениях (Кол. 4:10 [33]), освящение Марка можно видеть в перемене, произошедшей с ним в период между Деян. 13:30 и 2 Тим. 4:11. Несложно также заметить изменение позиции апостола в отношении Иоанна Марка, и вполне вероятно, что Павел поначалу ошибался, осуждая его.

 

ii) Павел не считал основанием для своего оправдания свое же собственное мнение или суждения о нём других людей (1 Кор. 4:3, 4). Только Господь через Своё Слово может выносить справделивую оценку и судить непредвзято (ст. 4; Евр. 3:12-13). Бог испытает «сердечные намерения» всех верующих, и тогда каждому будет похвала от Него (ст. 5). Павел писал это о себе и Аполлосе для того, чтобы верующие в коринфской церкви не превозносились друг перед другом (ст. 6). Значит, грех может присутствовать в поступках человека (ср. Павел, Аполлос или коринфяне), даже если верующий не сознаёт этого. Т. о., наставления апостола касательно поведения имеют непосредственное отношение к освящению.

 

iii) Иаков, родной брат Иисуса, руководитель иерусалимской церкви, апостол и наставник (Гал. 2:9), писал в своём послании: «..все мы много согрешаем». В рассуждениях об укрощении языка Иаков как бы причисляет себя к слушателям, т.к. пишет от 1-го лица мн. числа (ср. Иак. 3:1, 3, 9). Можно заметить, что в других местах послания Иаков не прибегает к подобной практике – включать себя в контекст письма (ср. 1:5; 2:1; 3:13; 4:1; 5:1, 16, 19). Автор, используя универсальный определитель «все», причисляет себя к тем, кто не способен обуздывать язык, «много согрешает», признавая, т. о., своё несовершенство в данной области.

 

iv) Предупреждение для тех, кто думает, что достиг некоего состояния освященности (1 Кор. 10:12).

 

v) Осуждение лицемерия Петра и Варнавы – Гал. 2:11-13

 

vi) Признание Павлом своего несовершенства – Фил. 3:12, 13: «Не то, чтобы я достиг уже, или стал уже совершенным…»

(a) Выражение стремления к совершенству в будущем – Фил. 3:12, 14: «стремлюсь к цели»

(b) Предупреждение для тех, кто «совершен», иметь вышеупомянутое отношение к своему совершенству – Фил. 3:15

 

vii) Апостольское предупреждение тем верующим, кто считает, что не имеет греха - 1 Иоан. 1:10

 

c) Рим. 7:14-25 – пример борьбы с собственной греховной природой в процессе освящения [по книге Kris Lundgaard, The Enemy Within, с. 23-26, 36-40].

 

i) Грех может присутствовать в жизни верующего («закон в членах моих»).

 

Грех соблазняет нас кнутом и пряником. Христос обезоружил, низверг и разрушил этот «закон», так что теперь он не может привести верующего к духовной смерти. Однако, как бы то ни было, грех есть грех; сущность и последствия его не изменились, а сила и влияние на нас нередко наносят ощутимый урон нашей духовной жизни.

 

ii) Верующие находят, что этот закон действует в их жизни.

 

Одно дело – критиковать диссертации о первородном грехе, сидя где-нибудь в группе, совершенно другое – быть подавленным его силой и безумием. Немногие люди осознают присутствие закона греха в своей жизни. Если бы таковых было больше, мы бы гораздо чаще видели плач о грехе в молитвах и реальную борьбу с ним – и, в то же время, меньше плодов греха в своей жизни. Если мы в себе обнаруживаем этот закон, то вопрос Павла «кто избавит меня от сего тела смерти» насквозь нас пронизывает. Понимание этого закона доступно только верующим; безбожники не в состоянии почувствовать его силу. Закон греха – бурлящий поток, целиком поглощающий умы неверующих; они не в состоянии оценить его мощь, поскольку являются его частью и плывут вместе с ним. Верующие, наоборот, плывут против течения, они неизбежно сталкиваются с грехом и всеми силами противостоят его мощи.

 

iii) Верующие ощущают действие этого закона даже в лучшие минуты своей жизни

 

Павел обнаруживал проявления этого закона даже в те моменты, когда он стремился совершать доброе. Он сталкивался с ним не только во время духовного упадка или безразличия к служению. Апостол ясно осознавал силу этого закона, когда он был предан Господу, посвящал себя целиком на служение Спасителю и когда Иисус правил его сердцем. Несмотря на то, что закон греха действует изнутри и застает верующих в лучшие моменты их жизни, он не господствует над ними. По благодати, мы принадлежим Господу, и закон, который изнутри действует против нас, не может противостоять желанию служить нашему Спасителю.

 

iv) Этот закон не знает каникул

 

С того момента, как благодать начинает править сердцем верующего человека, он стремится совершать хорошие поступки. Это желание можно определить по-разному. Во-первых, это постоянное стремление быть послушным Богу (см. также Рим. 7:18). Во-вторых, у верующего нередко возникают мысли о том, что он хочет и мог бы сделать для Господа (ср. Рим. 7:21). Закон греха противостоит и тому, и другому. Действие «закона греха и смерти» – это постоянное перетягивание каната, на одной стороне которого находится желание верующего всецело служить Богу (см. Рим. 7:14-25), а на другой – грех. Стоит христианину лишь сделать шаг в сторону послушания Господу, грех стремится вернуть его к исходной точке («прилежит мне злое» – Рим. 7:21), расстраивая, угнетая и принося внутреннее опустошение (см. Гал. 5:17).

 

 

v) Этот закон сопровождает верующего на протяжении всей земной жизни.

 

Смогли бы вы сражаться с врагом, который в тот момент, когда вы уже близки к победе, может ускользнуть и спрятаться в пещере или тоннеле, куда вы не в состоянии проникнуть? С врагом, который, находясь вне пределов досягаемости, наблюдает за вами, давая время развеяться всем вашим страхам, а затем нападает из-за спины? Именно так действует грех – он скрывается в недосягаемой предательской крепости, где вы не можете достигнуть и уничтожить его. Крепость эта – сердце «лукавое» и «крайне испорченное» (Иер. 17:9-10).

 

Никогда не думайте, что война с греховностью в этой жизни закончилась. Никто не подписывал соглашения о мире. Многие генералы были повержены по причине победной беззаботности. И далеко не один верующий, едва добившись успехов в вере, был застигнут врасплох и пережил поражение. Если вы будете сражаться со своей плотью, вы будете побеждать. По мере того, как она будет терять силы, вы будете преображаться в образ Христа. Этот процесс бесконечен и будет длиться до тех пор, пока мы находимся в этом мире. Но стоит вам начать подпитывать плоть, ее войска перегруппируются и воспрянут.

 

14) Основные аспекты освящения

 

a) Время – ежемоментно

 

b) Средство – Слово Господа Иисуса Христа

 

c) Характер – прогрессирующий, постепенный

 

d) Отделяет от греховности

 

e) Преобразует в образ Христа

 

f) Результат – духовный рост

 

g) Наша ответственность – «знай, верь, старайся представить… будь послушен».

 

c. Окончательное освящение (т.e. прославление, или будущее освящение; напр. 1 Фес. 3:13; 5:23; cр. Фил. 1:6)

 

1) «Одна из важных проблем, вызывающая разногласия на протяжении всей истории церкви, заключается в том, завершается ли когда-нибудь в течение жизни верующего процесс освящения. Приходим ли мы когда-нибудь к такой точке, после которой более не грешим?... Наш вывод заключается в том, что хотя полное освобождение от греха и победа над ним представляют собой цель, к которой надо стремиться и достижение которой теоретически возможно, сомнительно, что какой-нибудь верующий достигнет её в этой жизни… Аналогичным образом, хотя мы, возможно, никогда не достигнем совершенного освящения в этой жизни, после смерти мы окажемся в вечности, а потому в настоящее время мы должны стремиться подойти как можно ближе к полному освящению» (Эриксон, Христианское богословие, с. 824-827).

 

2) Будущее освящение относится к теме личной и коллективной эсхатологии. Это конечный результат и цель освящения святых (индивидуального и коллективного), которое совершит Сам Бог.

 

a) Фил. 3:12: «..не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь…»

 

b) Фил. 3:21: «преобразит… сообразно славному телу Его»

 

c) 1 Фес. 3:13: «непорочными во святыне пред Богом»

 

d) 1 Фес 5:23: «освятит вас во всей полноте… в пришествие Господа»

 

e) 1 Иоан. 3:1-3: «будем подобны Ему… всякий… очищает себя так, как Он чист»

 

3) Окончательное освящение описывает то, что известно о конечном состоянии верующего в вечности.

 

a) Воскресшее, нетленное тело – 1 Кор. 15:50-58

 

b) Подобие образу Христа – Рим. 8:29; Фил. 3:21

 

c) Безгрешность перед лицом Бога и Христа

 

d) Откровение сынов Божьих

 

e) Избавление от эфемерности

 

f) Свобода от присутствия греха и смерти in vivo и in situ

 

g) Живая связь со Христом

 

4) Окончательное освящение – это кульминация спасения, оно относится к эсхатологии, поскольку произойдет при втором пришествии Христа.

 

5) Будущее освящение совершается силой Божьей – Фил. 3:21

 

6) Будущее освящение наиболее отчетливо заметно в сочетаниях слов “верующий – слава/прославить” в посланиях Павла[34].

 

a) 1 Кор. 2:7

 

i) Прославление верующих – это неотъемлемая часть Божьего замысла, мудрость не века сего, но премудрость Божья, часть Божьего плана, которую нельзя постичь до конца.

 

ii) Эта слава представляет собой цель спасительного труда Бога и должным образом должна рассматриваться в свете 9-го стиха.

 

iii) Можно проследить связь с 1 Кор. 1:8 и включить сюда гарантию неповинности (т.е. состояния безукоризненности, безупречности, невиновности) верующего в пришествие Христа.

 

b) 2 Кор. 3:18

 

i) Постоянно идет процесс: верующий преображается от одной степени славы к другой.

 

ii) Подразумевается, что произойдет полное преобразование, поскольку использовано слово μορφή.

 

iii) Божья слава – это прототип, оригинал, по которому производится изменение человека[35].

 

iv) “В конечном счете, когда преображение завершится, христиане будут в полноте соответствовать образу Христа” (Ramm, Them He Glorified, с. 90).

 

c) 2 Кор. 4:17

 

i) Находится в контексте противопоставления: кратковременное легкое страдание в сравнении с преизбытком вечной славы. Обратите внимание на слово ‘безмерный’.

 

ii) Объяснение парадокса 16-го стиха об одновременных процессах тления и обновления[36], некоторым образом производящих эту славу, или приводящих к ней, которая все еще невидима и относится к вечности (ст. 18).

 

d) Кол. 3:4

 

i) Реальное отождествление с Христом невозможно увидеть невооруженным глазом или обнаружить научными методами.

 

ii) Близость этих внутренних отношений между верующими и их Господом скрыта, но в конце концов будет полностью открыта, полностью видна – сами верующие явятся в славе!

 

iii) Обратите внимание на императив в 5-м стихе после этого индикатива.

 

e) 1 Фес. 2:12

 

i) Верующий находится в особом положении, как теперь, так и в вечности.

 

ii) Заметьте, что Павел пишет о цели своего служения, и как далее о принятии слова, которое действует в них.

 

f) 2 Фес. 1:10

 

i) Выражения ἐνδοξασθῆναι ἐν и θαυμασθῆναι ἐν указывают на какое-то особенное событие в день возвращения Христа.

 

ii) Сами святые будут вызывать восхищение и изумление, притом нисколько не отнимая от восхищения, относящегося к Христу.

 

iii) Зрителями, вероятно, будут ангелы, принимая во внимание, что неспасенные люди будут изгнаны от Его лица (ст. 9).

 

iv) Ударение сделано как на Христе и Его явлении, так и на людях, напрямую связанных с Его возвращением. “Речь здесь идет о прославлении не столько Христа, сколько… христиан – о прославлении, которое обязательно затронет и Самого Христа, совершившего его” (Lunemann, Thessalonians, с. 584).

 

v) На плюрализм можно ответить, что помимо веры нет пути к прославлению.

 

g) 2 Фес. 2:14

 

i) Цель действенного призвания, параллельно с избранием в ст. 13, – это достижение славы Христа.

 

ii) Обратите внимание на императив в связи с этой будущей реальностью – поэтому неудивительно, что в молитве Павел упоминает ‘утешение вечное и надежду благую во благодати’.

 

h) 2 Тим. 2:10

 

i) Стоящая в конце предложная фраза явно обозначает завершение спасения, и в то же время в ней следует усматривать вечное, длящееся все века, состояние славы.

 

ii) Есть связь между страданиями Павла, избранными, спасением во Христе, и тем, что очевидно следует за этим – вечной славой.

 

i) Рим. 8:17-30

 

i) ‘Слава’ или ‘прославить’ встречаются (1) в конце неразрывной цепи, (2) в сравнении со страданиями в настоящем, и (3) как приложение к свободе.

 

ii) Высшая точка спасения, ‘тех и прославил’ (ст. 30) ранее описана как ‘быть подобными образу Сына Своего’ (ст. 29) – подобие приравнивается к полному уподоблению Христу!

 

iii) Противопоставление в ст. 21, ‘рабства тлению’ ‘свободе славы’ показывает, что любая мысль о подчинении смерти, тлению, и эфемерности должна быть полностью вычеркнута из будущей вечности.

 

iv) Живая связь с Христом подчеркивается использованием в ст. 17-18 слов с приставками, а именно συγκληρονόμοι, συμπάσχομεν и συνδοξασθῶμεν.

 

v) С твердой уверенностью (ст. 18) Павел восклицает, что нынешние страдания не идут ни в какое сравнение с ожидающей нас в будущем славой, которая “достигнет нас и будет в нас” (Gifford, Romans, с. 154).

 

7) Будущее освящение имеет своей конечной целью прославление Бога.

 

a) Иоан. 17:24 – Верующие будут на небесах для того, чтобы видеть вечную любовь между Отцом и Сыном, чтобы видеть Его, как Он есть.

 

b) Рим. 8:29: «дабы Он был первородным между многими братиями».

 

c) Рим. 11:36: «Ему слава во веки, аминь».

 

d) 1 Кор. 15:28: «да будет Бог все во всем».

 

e) Еф. 1:6 – избрание служит «в похвалу славы благодати» Его.

 

f) Еф. 1:12 – мы получили наследие «дабы послужить к похвале славы Его».

 

g) Еф. 1:14 – наше искупление – «в похвалу славы Его».

 

h) Еф. 1:18 – чтобы познать, «какое богатство славного наследия Его для святых».

 

i) Еф. 3:21: «Тому слава в Церкви …»

 

j) Фил. 2:11: «в славу Бога Отца».

 

8) Характеристики окончательного освящения

 

a) Время – будущее

 

b) Средство – присутствие Христа

 

c) Характер – завершение, осуществление

 

d) Отделяет от греховной природы

 

e) Отделяет для божественного совершенства

 

f) Результат – состояние святости

 

g) Наша ответственность – «Смотрите»(1 Иоан. 3:1)

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.