Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАССЛЕДОВАНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ: МЕТОД ИЛИ ЖАНР





По мере развития журналистики и повышения ее роли в жизни общества, в связи с ростом аудитории, расширением и углублением интересов и запросов в самых разных областях массовой информации неуклонно растут требования к работникам СМИ. Поэтому чрезвычайно остро стоит вопрос о профессиональной подготовленности и самоотдаче журналиста и мере выполнения им обязанностей перед обществом, о самокритичном анализе своей деятельности в условиях постоянного и возрастающего дефицита времени и изменяющихся требований к журналистике.

Именно поэтому, завершая первичное знакомство с журналистикой и ее общими законами, важно перевести изложение из объективно-закономерностного плана в субъективно-личностный. Ведь знание законов, - можно сказать, всего лишь «полдела». Профессионалу важно постоянно размышлять над тем, в чем его долг перед обществом и насколько эффективно он его исполняет.

В практической деятельности неизбежно возникает (явный или скрытый) вопрос о характере ответственности журналиста перед собой, редакцией, корпорацией журналистов, всем обществом. И мере выполнения долга.

Проблема ответственности за выполнение долга описывается системой деонтологических принципов и норм. Деонтология (греч. deon - «должное» + logos - «учение») - система представлений, характеризующая профессиональный долг журналиста (как в других областях - медика, юриста, бизнесмена, служителя правопорядка и т.д., - где профессиональная деятельность связана с широким общением с людьми) по всему спектру его свойств, проявляющихся в творческой деятельности. Само вступление в журналистский корпус предполагает, что он принимает на себя широчайший круг обязанностей.



Основой при этом является сознание своего долга перед обществом за максимально эффективное участие в информационном «обслуживании» аудитории, основанном на всей системе требований к современным СМИ.

Деонтологической нормой поэтому является ясное самосознание журналиста, что проявляется в самокритичной оценке всех «составляющих» его личности как профессионала, направленной на всестороннее самосовершенствование, начиная со склонностей и способностей и кончая формированием своего личностно-профессионального имиджа.

Нет ничего такого в облике и поведении журналиста, что не требует деонтологического анализа и принятия решений. Даже такие «мелочи» как манера одеваться, говорить, общаться с окружающими и т.д., поскольку они отражаются на характере и мере выполнения профессионального долга, требуют деонтологической самооценки и в необходимых случаях «исправления».

Главное же - принципиальное - требование деонтологии касается формирования такой социальной позиции и такой ее реализации, чтобы творческая деятельность способствовала социальному прогрессу в рамках гуманистической направленности и, на этой базе, консолидации общества.

Выработка гуманистической ориентации в том или ином ее варианте требует от журналиста активности в познавательной сфере. Его долг - знакомиться с различными социальными концепциями и ответственно выбирать и формировать свой взгляд на нужды общественного развития и пути достижения «желаемого будущего».

А все это связано с совершенствованием и развитием тех личностных качеств (интеллектуальных, волевых, нравственных и др.), которые обеспечивали бы успех деятельности. Разумеется, то же касается общегуманитарных и специальных знаний, составляющих «знаньевую» основу и поддержку творческой деятельности.

Деонтологической нормой является также анализ собственного опыта журналистской деятельности, равно как и деятельности журналистов других СМИ в перспективе совершенствования творческих навыков и умений по реализации осознанной социальной позиции.

Чем большей свободой действий (социально-творческой, юридической, экономической) располагает журналистика, редакционные коллективы, отдельные журналисты, тем выше их мера ответственности за характер и последствия использования свободы. Не случайна закономерность: чем больше свободы, тем больше возможностей влиять на жизнь общества, а это неизбежно порождает вопрос (общества по отношению к журналистике и отдельным СМИ, редакции - к журналистам, журналистов - к самим себе): правильно ли, в нужном ли направленииона использована? Не злоупотребляет ли он свободой деятельности и тем более не нарушает ли ее требований?

Для журналистики и журналиста ответственность носит как объективный, так и субъективный характер. С объективной стороны - это совокупность требований, которые следует реализовать в соответствии с общественно-исторической необходимостью, с независящими от воли человека законами действительности. С субъективной - это понимание и готовность принять на себя журналистикой и журналистом совокупность обязанностей, предписываемых законодательством, этическими кодексами, программами партий, в которых журналист состоит, направлением и информационной политикой СМИ, сотрудником которого он является.

Ответственность - это проявление (осознание, принятие и мера выполнения) профессионального долга, способность соотносить свою позицию, деятельность и ее результаты с необходимостью. При этом возникает целый ряд коллизий, главная из которых - между объективными требованиями жизни и их осознанием, между объективными обязанностями «перед историей» и субъективным пониманием долга. Поэтому журналист, ощущающий свою ответственность, находится в состоянии постоянного размышления и поиска такого характера деятельности в целом и конкретного поступка в ее рамках, которые были бы истинной реализацией его социального долга. Конфликт между чувством долга и реальным поведением порождает у частного журналиста самоосуждение, внутренний разлад, результатом чего является либо возвращение на стезю ответственного поведения, либо движение по пути наименьшего сопротивления, «по обстоятельствам».

Обширное пространство долга и ответственного его выполнения составляет по меньшей мере четыре области - гражданскую, этическую, правовую и внутриредакционную.

Требование к журналисту - действовать ответственно. Результаты выполнения гражданского долга подлежат общественному суду. Нарушение законодательства - судебному разбирательству. Неэтичное поведение - «суду чести». Невыполнение устава редакции, отступление от программных требований или направления СМИ - обсуждению в кругу коллег, иногда (в зависимости от меры нарушения) с суровыми выводами (вплоть до расторжения контракта).

ГАЗЕТА В СИСТЕМЕ СМИ

Газе́та — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц. Прообразом газеты считают древние рукописные сводки новостей. Ещё Юлий Цезарь начал публиковать «Деяния сената», а затем «Ежедневные общественные деяния народа».

Первой в мире печатной газетой стал «Столичный вестник», который начал выходить в Китае в VIII веке. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Газеты печатали с досок, на которых вырезали иероглифы, покрывали тушью и делали оттиски.

Газеты делятся:

1) по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации), многотиражные, профессиональные; все на РБ 713 газет ( 67 обл. 118 городских и районных. 56 шмат тыраж. 7 респуб. 2\3 не держ.)

2) по тематике — деловые, общеполитические, отраслевые, рекламноинформационные, развлекательные, смешанные;

3) по возрастному принципу — детские, молодёжные газеты, газеты для пенсионеров и тд.;

4) по периодичности — ежедневные (утренние или вечерние), еженедельные, ежемесячные;

5) по формату — A4, Берлинер, A3, A2;

6) по стилю оформления — цветные, чёрнобелые и чёрнобелые с цветными вставками;

7) по качеству: солидные, популярные, «желтые»;

8) по стоимости — платные и бесплатные;

 

Свойства взаимоотношений прессы и аудитории:

Плюсы:

1. Имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориента­цию во всем объеме и разнообразии информации (на основе места про­изведения на странице, заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей произведений).

2. Можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» после первичного ознакомления оставить материал для внима­тельного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте.

3. Высокий и в связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень аналитичности и комментированное информации;

 

Минусы:

 

1. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность вы­пуска номеров и книг. Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирова­ния.

2. Печать доступна только грамотному че­ловеку.

Подсистема печати в структуре системы массовой информации са­мая развитая в журналистике и состоит из огромного разнообразия видов газет, еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соответствует особенностям различных жизненных циклов дневного, недельного, месячного, годового и других, более протяженных.

 

ЖУРНАЛЫ В СИСТЕМЕ СМИ

В Беларуси зарегистрировано 586 журналов.

По сравнению с минувшим годом возросла подписка на литературнохудожественные издания.

Журналы имеют гораздо меньшую оперативность, чем газеты. Как правило, они выходят один раз в месяц или раз в квартал. На страницах журналов чаще размещается аналитика, а не материалы в информационных жанрах. Также гораздо большую роль играют иллюстрации, качество печати. Одним из основных недостатков изготовления журналов является их высокая стоимость по сравнению с другими видами продукции.

Такая продукция может применяться для выставок и разнообразных пиар мероприятий. Важно, чтобы дизайн подобного издания был привлекательным для потребителей. Заказывая печать журналов, компания может быть полностью уверена в привлечении значительного количества внимания потенциальных клиентов выпускаемой продукции или услугам.

В настоящее время, производственные возможности любой типографии позволяют оперативно изготавливать журналы в крупных количествах. По потребностям клиента, они могут быть в мягкой или более плотной обложке.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.