Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Законодательство о СМИ в Беларуси





Правовую основу деятельности средств массовой информации в Беларуси составляют Конституция и Закон "О средствах массовой информации" (новый закон о СМИ принят в 2008 году, поправки внесены в 2014 году).

Конституцией Республики Беларусь гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, запрещается монополизация средств массовой информации и цензура.Закон "О средствах массовой информации" закрепляет основные принципы деятельности СМИ в Беларуси: достоверность информации, равенство, уважение прав и свобод человека, многообразие мнений, защиту нравственности, соблюдение норм профессиональной этики.

Закон стал основой для введения элементов саморегулирования в медийной сфере Беларуси - с этой целью был создан Общественный координационный совет в сфере массовой информации, включающий представителей СМИ, журналистских организаций, экспертного сообщества.

Медийные и издательские форумы в Беларуси

· Международная специализированная выставка "СМІ ў Беларусі"

· Белорусский международный медиафорум "Партнерство во имя будущего"

· Форум молодых журналистов

· Минская международная книжная выставка-ярмарка

Особое место в ежегодном календаре событий страны занимает День белорусской письменности – праздник, посвященный национальной культуре, литературе и печатному слову.

· Конкурсы для журналистов в Беларуси

· Национальный конкурс печатных средств массовой информации "Золотая Литера"

· Республиканский творческий конкурс "Золотое перо"

· Национальный телевизионный конкурс "Телевершина"

· Конкурсы среди редакций СМИ и профессиональных журналистов проводятся в каждом регионе страны.



 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Журналист имеет право

1. собирать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2. обращаться в государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их прессслужбы («алло, вас беспокоит пресса…»);

3. присутствовать в районах стихийных бедствий, аварий и катастроф, военных действий, местностях, где объявлено чрезвычайное положение, на митингах и демонстрациях, на месте других общественно важных событий и передавать оттуда информацию;

4. получать доступ к документам и материалам, за исключением тех, которые содержат сведения, составляющие государственную, коммерческую либо иную специально охраняемую законом тайну;

5. копировать, публиковать либо воспроизводить иным способом документы и материалы;

6. делать записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино и фотосъемок, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7. обращаться к специалистам при проверке фактов;

8. высказывать свои личные мнения и оценки в сообщениях и материалах;

9. снять свою подпись под материалом либо сам материал, содержание которого было искажено в процессе редакционной подготовки;

10. распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом либо без подписи;

11. на установку квартирного телефона в течение года со дня подачи заявления; на внеочередное приобретение проездных документов на все виды транспорта и размещение в гостинице, если он находится в служебной командировке.

Обязанности журналиста

1. соблюдать требования устава редакции;

2. проверять достоверность полученных им сведений;

3. представлять для публикации объективную информацию;

4. при получении информации от граждан и должностных лиц сообщать им о проведении аудио и видеозаписи, кино и фотосъемок;

5. отказаться от данного ему редакцией (редактором, главным редактором) задания, если оно либо его выполнение связаны с нарушением законодательства.

Журналист исполняет также иные обязанности, вытекающие из законодательных актов Республики Беларусь

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ЖУРНАЛИСТА

Если перечислять качества, которыми должен обладать журналист, то это займёт немало времени, поэтому целесообразнее будет описать группы черт, которые понастоящему дадут полное представление о специфике профессионального характера.1. Интеллект, осведомлённость, любопытство и компетентность

Человек умный, интеллектуально развитый мыслит нестандартно, ёмко, образно, способен делать мгновенные точные суждения. Развивая свой интеллект, журналист продвигается вверх по лестнице профессионального мастерства.

Журналист не может не быть. Ведь профессиональное любопытство совсем иного рода, чем бытовое. Любопытство журналиста основано на стремлении знать буквально всё, что можно, оно помогает ему накапливать и хранить в своей памяти то, что когданибудь обязательно пригодится для очередного материала.

Почти всегда журналисты стремятся к достижению максимальной компетенции в той области, в которой они работают. Мышление журналиста, обладающего компетентностью, способно не только приводить факты, но и сопоставлять их с другими, проводить параллели, то есть работать не в одной плоскости, а сразу в нескольких. Именно такой стиль мышления даёт наиболее успешные результаты, позволяет видеть самые сложные ситуации объёмно, целостно.

Литературные способности

Язык и стиль автора, умение изложить свою мысль и раскрыть позицию другого, способность точно и ярко рассказать о событии, передать факт, оценить и объяснить его – важнейшие составляющие профессионализма

Харизма, внутренний мир

Профессиональные качества в зависимости от специализации:

Для репортера особое значение приобретают такие качества, как оперативность, мобильность, адаптивность, стрессоустойчивость, быстрота реакции, умение быстро переключиться с одного на другое, находчивость, особый «репортёрский нюх» на интересную информацию

Для аналитика важны глубокая компетентность в своей сфере, глубина постижения действительности, объективно подмечать разные позиции, диалектизм, нестандартность, независимость суждений, политическая культура и культура ведения дискуссий, способность делать прогнозы.

Ведущий телевизионного токшоу, модератор, организующий общение в студии, это человек артистичный, обаятельный, обладающий быстрой реакцией, находчивостью, импровизационностью. Он должен иметь своё «лицо», ярко выраженную индивидуальность, уметь общаться с людьми, пришедшими на передачу в студию, быть искренним, но и уверенным в себе, раскованным, но тактичным. И конечно, хорошо владеть устной речью, иметь приятный тембр голоса и телегеничную внешность, уметь работать в прямом эфире. Одной из важнейших черт является эмоциональность, способность к юмору, иронии, «игре» со зрителями и участниками передачи. Короче говоря, каждая из специализаций требует определённой совокупности качеств.

Журналист должен:

быть осмотрительным в суждениях,

открытым для поправок и дополнений,

уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей,

владеть логикой, научным подходом, приемами эвристики,

владеть образным мышлением и видением явлений действительности.

Очень важны:

· общительность,

· стремление понять даже противника,

· быстрота реакции,

· умение сосредоточиться,

· умение работать в трудных условиях,

· собранность,

· находчивость,

· мобильность,

· психологическая устойчивость в ходе «информационных столкновений» в полемике, дискуссиях, часто конфликтных и острых.

Физические данные:

· выносливость,

· работоспособность,

· готовностью переносить лишения («трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете») и т.д.

 

ЖУРНАЛИСТ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Выпускники факультета журналистики должны приходить в газету, на телевидение, радио, вооруженными методологической культурой — они обязаны понимать законы массово-информационной деятельности, знать функции и принципы журналистики, факторы ее эффективности; уметь отбирать и интерпретировать факты социальной действительности. В то же время в современной Беларуси складывается рынок журналистского труда, предъявляющий работникам СМИ новые требования.

Выделяется следующий комплекс требований к журналисту:

«а) тщательный анализ совокупности фактов, относящихся к теме публичного выступ­ления;

б) соотнесение их с научно-материалистическими закономерностями общественного развития; оценка их с точки зрения интересов большинства трудящихся;

в) единство слова и дела, публикаций и собственных общественных проявлений каждого публициста, обеспечивающих искреннюю эмоциональность творчества;

г) объединение качеств глубинного и правдивого отображения событий с популярностью изложения, доступно­стью публицистических произведений».

Здесь связываются личность журналиста и метод журналистики.

Проблему личности можно показать в виде схемы из ядра и концен­трических окружностей. Ядро личности — это склонности, способности и социально-мировоззренческая позиция журналиста. Первый крут вокруг ядра — личностные качества (интеллектуальные, эмоционально-психоло­гические, волевые и физические). Второй — система знаний: энциклопе­дизм, профессионально-журналистские, специальные. Третий — навыки и опыт, в горниле которых находят интегральное выражение качества, спо­собности и знания журналиста. В практической деятельности одновремен­но проявляется и должна возрастать мера ответственности журналиста — гражданской, юридической, этической (четвертый круг схемы) [2]. Сегодня весьма актуальным становится поиск средств максималь­ного раскрытия творческих способностей журналиста, формирования у него навыков самоконтроля и саморегулирования.

Творческая личность в журналистике может быть изначально ориен­тирована не на виртуозное владение приемами, а на творческое самовыра­жение, в каких бы жанрах журналист не выступал. Сегодняшний автор — «золотое перо» редакции — пишет уже не столько портретные или научно-популярные очерки, сколько обзоры, культурологические статьи, рецензии, комментарии, насыщенные ирони­ей, владеет экономическими и политологическими знаниями, развитым мыслительным аппаратом. Издания, связанные с высокоинтеллектуальным слоем читателей, требуют элитных журналистских кадров.

В условиях рынка важнейшими требованиями к менеджеру-журналисту становятся не только способность к анализу, лидерство, оператив­ность, коммуникабельность, но и предприимчивость, независимость, уме­ние рисковать. Последние три качества особенно нужны, поскольку редак­ция сталкивается с постоянным дефицитом средств на издание и проблемой стабильного спроса на газету. Это вызывает необходимость искать спонсо­ров, развертывать рекламную деятельность и внежурналистскую коммер­ческую работу. Стремясь уйти от финансового банкротства, редакции мо­гут использовать самые неожиданные, иногда остроумные методы добыва­ния денег и пополнить тем самым пестрый опыт белорусской прессы по выживанию в условиях рынка.

Информационный рынок вынуждает журналиста максимально раскрывать свои творческие способности, приобретать навыки самоконтроля и саморегулиро­вания. Важным инструментом в ускорении развития журналистской карьеры мог бы стать самомаркетинг, когда работник СМИ точно сегментирует рынок труда, выбирая и средство массовой информации, и тематику, и жанр, в котором намерен работать, добивается успехов в избранной нише, чутко реагирует на колебания спроса массовой аудитории на его произведения.

В последние годы возросла текучесть журналистских кадров, медленно адап­тируются в редакционных коллективах молодые сотрудники. Одной из причин этих явлений является уравнительный подход к оценке труда, независимо от трудоемко­сти произведения. Следовало бы провести в отношении журналистского труда та­кое же разделение, как между качественной и массовой прессой. Принадлежность к качественной журналистике могли бы определять сами редакции совместно с твор­ческими Союзами журналистов.

Устойчивое положение СМИ на рынке во многом зависит от качества редак­ционного многоуровневого менеджмента. Его функции — финансовая, производ­ственная (содержание журналистских произведений), маркетинговая и кадровая. В числе его актуальных проблем находятся оплата труда журналистов, порядок при­ема их на работу, (в частности, по контракту).

Журналистский менеджмент из должности становится профессией, актуаль­ной и перспективной. Это ведет к корректировке в системе подготовки кадров на факультетах журналистики белорусских университетов, на разного рода курсах, пе­реключению внимания на овладение знаниями журналистского бизнеса, социоло­гии и психологии журналистики, профессиональной и служебной этики. Становле­ние и развитие журналистского менеджмента в Беларуси, подготовка квалифициро­ванных специалистов в этой области уменьшит число конфликтов в СМИ, что приведет к более плодотворной работе редакционного коллектива.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.