|
ДЛЯ ЗАНЯТИЙ (ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ)Стр 1 из 10Следующая ⇒ Специальность: Общая медицина Дисциплина: Общая иммунология Кафедра: Иммунологии и дерматовенерологии Курс 3 Семестр 5 Темы № 1-14
Составитель: ассистент Г.Ж. Абдрахманова
Семей – 2016 г.
Утверждены на заседании кафедры
Протокол № 1 от "_01_" _09__ 2016_ г.
Зав. кафедрой, д.м.н.____________________Жетписбаева Х.С.
Тема№1: Строение иммунной системы. Возрастные изменения иммунной системы. Теории иммунитета. Антигены 2. Цель: Сформировать и закрепить у студентов научные представления о строении и функциях иммунной системы на органном, клеточном и молекулярном уровнях о возрастных изменениях иммунной системы. Закрепить знания о теориях иммунитета и антигенах. 3. Задачи обучения: Дать студентам современные представления о строении и функционировании иммунной системы в норме, антигенах, их основных видах. Студент должен знать · Исторический путь развития иммунологии · Виды иммунитета · Основные теории иммунитета · Организацию иммунной системы, эволюционно сформировавшиеся особенности строения и функционирования · Понимать иммунологические процессы, лежащие в основе иммунного ответа · Понимать уникальность иммунной системы в осуществлении специфических функций защиты от чужеродного антигена и иммунологического надзора за генетическим постоянством организма · Роль лимфоцита в реализации иммунитета. Современную схему иммуногенеза · Возрастные особенности иммунитета: Иммунная система новорожденных, детей и подростков · Структурные особенности и значение антигенов в индукции и регуляции иммунного ответа. Студент должен уметь · Использовать полученные знания для понимания строения и функции, возрастные изменения иммунной системы, уровней ее организации роли иммунологии в развитии перспективных направлений: иммунобиотехнологии и др. · Самостоятельно работать с научной и медицинской литературой и Интернет-ресурсами для дополнения знаний и критически анализировать информацию. 4. Основные вопросы темы: 1. Предмет и задачи иммунологии 2. Основные разделы и задачи современной иммунологии 3. Исторические этапы развития иммунологии 4. Концепция иммунологического надзора 5. Определение иммунитета 6. Основные виды иммунных реакций 7. Роль клеточных и гуморальных механизмов в иммунном ответе 8. Уровни организации иммунной системы (органный, клеточный, молекулярный) 9. Современная схема иммуногенеза. Лимфоцит – как центральная фигура в иммунной системе 10. Онтогенез и филогенез иммунной системы 11. Основные этапы дифференцировки Т- и В-лимфоцитов 12. Ткани и органы местного иммунитета 13. Антигены, понятие и химическая природа 14. Антигенные детерминанты 15. Тимусзависимые и тимуснезависимые антигены 16. Клонально-селекционная теория иммунитета Ф. Бернета 17. Возрастные особенности иммунитета: Иммунная система новорожденных, детей и подростков 5. Методы обучения и преподавания: · Обучение по технологии ТВL · Индивидуальное тестирование, · Групповое тестирование (Работа в малых группах) · Клинический случай (Работа в малых группах–задания в виде заполнения таблиц Практические навыки: решение задачи по определению относительного и абсолютного числа лимфоцитов периферической крови) · Заключительное индивидуальное тестирование Литература Основная: 1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008 Дополнительная: 1. Иммунология: учебник / А. А. Ярилин. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 752 с. 2. Словарь – справочник по иммунологии/ под ред.С.В. Кожановой Алматы, 2011 3. Иммунология: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин, Б. В. Пинегин. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с. 4. Клиникалық иммунология және аллергология: учебник / Қ. А. Жұманбаев, Ғ. Қ. Жұманбаева, Ә. Ө. Байдүйсенова. - Қарағанды, 2009. - 354 б. 5. Оценка и коррекция иммунного статуса: учеб.пособие для мед. вузов / Б. А. Никулин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 375 с. 6. Наглядная Иммунология: Пер. с англ.А.В.Караулова / Дж. Х Л. Плейфейер; ред. А. В. Караулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 118 с. 7. Земсков А.М. Клиническая иммунология: учебник / ред. А. М. Земсков. - М.: ГЭОТАР-медиа, 2008. - 320 с. 8. Словарь- справочник по иммунологии: словарь / ред.: С. В. Кожанова, А. А. Шортанбаева. - Алматы: Эверо, 2011. - 271 с. 9. ДМ принциптерінде негізделген, Интернет-ресурстар: www.pubmed.gov; www.cochrane.org; www.ovid.com; www.medscape.com; www.medmatrix.org. 7.Контроль: Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний: 1. Какие основные задачи решает иммунология? 2. Из каких этапов состоит развитие иммунологии как науки? 2. Из каких органов и клеток состоит иммунная система? 3. Что такое иммунитет?. 4. Назовите суть клонально-селекционной теории иммунитета Ф.Бернета, ее достоинства и недостатки. 5.Возрастные особенности иммунитета: Иммунная система новорожденных, детей и подростков
Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний: 1. В чём защитный смысл иммунного ответа и против чего он направлен? 2. Охарактеризуйте понятие «Иммунологический надзор». В чем суть концепции иммунологического надзора? 3. Какова роль рециркуляции Т-лимфоцитов в реализации функции иммунологического надзора? 4. Какие рецепторы лимфоцитов обеспечивают специфичность распознования антигена? 5. Какими особенностями должны обладать антигены для запуска иммунного ответа без участия Т-хелперов? 6. Чем отличается понятие миграции и рециркуляции лимфоцитов 7. Какие функции обеспечивает рециркуляция лимфоцитов 8. Содержание Т и В-лимфоцитов в периферической крови в норме 9. Перечислить виды иммунитета 10.Чем обусловлена специфичность иммунного ответа 11.Клетки, участвующие в иммунном ответе 12.Чем отличаются Т зависимые и Т независимые антигены 13.Какие возрастные особенности функционирования Т- и В- лимфоцитов, макрофагов? 14.Какую роль играет материнский организм в формировании иммунитета ребенка? 15.Чем отличается иммунная система новорожденных и детей первых лет жизни? 16.Иммунная система подростков Задания для оценки заключительного уровня знаний: Задание № 1. Заполнить таблицу: уровни иммунной системы
Задание № 2. Заполнить таблицу: центральные и периферические органы иммунной системы и их функции
Задание № 3 Решение задачи по определению относительного и абсолютного числа лимфоцитов периферической крови: Число лейкоцитов в общем анализе крови составляет 6х109, в лейкоцитарной формуле процентное содержание лимфоцитов -30; определить абсолютное содержание лимфоцитов
Приложение: I. Тесты для оценки индивидуального и группового уровня знаний-1 вариант 1. В лимфо-миелоидный комплекс не входит: 1. костный мозг 3. Селезенка 5. кишечник 2. тимус 4. лимфоузлы и лимфоидная ткань 2. Дифференциация Т-лимфоцитов происходит в: 1. костном мозге 3. селезенке и тимусе 5. лимфоузле 2. селезенке 4. тимусе 3. Дифференциация В-лимфоцитов происходит в: 1. костном мозге 3. селезенке и тимусе 5. лимфоузле 2. селезенке 4. тимусе 4. Т-клеточный росток дифференцировки –это: 1. пре- Т-лимфоцит 3. тимоцит 5. наивный Т-лимфоцит 2. гранулоциты 4. пре- В-клетка Тимус 1. состоит из 2-х доль 3. имеет тельца Расселя 5. из тимуса выходит до 30% кл. к 2. состоит из 3-х доль 4. имеет фолликулы Марка Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|