Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДЛЯ ЗАНЯТИЙ (ПРАКТИЧЕСКИХ, СЕМИНАРСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ)





Специальность: Общая медицина

Дисциплина: Общая иммунология

Кафедра: Иммунологии и дерматовенерологии

Курс 3

Семестр 5

Темы № 1-14

1. Строение иммунной системы. Возрастные изменения иммунной системы. Теории иммунитета. Антигены.
2. Система гуморального иммунитета у взрослых и детей Дифференцировка В-лимфоцитов.
3. Строение и функции основных классов иммуноглобулинов. Развитие гуморального иммунного ответа у детей
  Роль системы комплемента в иммунном ответе.
  Антигенпредставляющие клетки, их роль в индукции и регуляции иммунного ответа. Принципы лабораторной диагностики.
6. Система клеточного иммунитета у взрослых и детей, основные функции.
  Антигеннезависимая и антигензависимая дифференцировка Т-лимфоцитов. Рубежный контроль № 1
  Основные субпопуляции Т-лимфоцитов и их функции. Принципы лабораторной диагностики.
  Иммунологическая толерантность.
10. Цитокины, основные характеристики, роль в регуляции иммунного ответа.
11. Метод ИФА, принцип постановки и его применение для определения концентрации иммуноглобулинов, цитокинов и растворимых форм рецепторов.
12. Подсчет лейкоцитарной формулы, абсолютного и относительного количества лимфоцитов. Анализ лейкограммы у взрослых и детей.
  Лабораторные методы оценки Т- и В-систем иммунитета, комплемента и фагоцитоза в клинике у взрослых и детей.
  Вакцины и вакцинопрофилактика. Принципы создания современных вакцин. Рубежный контроль № 2

 

Составитель: ассистент

Г.Ж. Абдрахманова

 

 

Семей – 2016 г.

 

Утверждены на заседании кафедры

 

Протокол № 1 от "_01_" _09__ 2016_ г.

 

Зав. кафедрой, д.м.н.____________________Жетписбаева Х.С.

 

 


Тема№1: Строение иммунной системы. Возрастные изменения иммунной системы. Теории иммунитета. Антигены

2. Цель: Сформировать и закрепить у студентов научные представления о строении и функциях иммунной системы на органном, клеточном и молекулярном уровнях о возрастных изменениях иммунной системы. Закрепить знания о теориях иммунитета и антигенах.

3. Задачи обучения: Дать студентам современные представления о строении и функционировании иммунной системы в норме, антигенах, их основных видах.

Студент должен знать

· Исторический путь развития иммунологии

· Виды иммунитета

· Основные теории иммунитета

· Организацию иммунной системы, эволюционно сформировавшиеся особенности строения и функционирования

· Понимать иммунологические процессы, лежащие в основе иммунного ответа

· Понимать уникальность иммунной системы в осуществлении специфических функций защиты от чужеродного антигена и иммунологического надзора за генетическим постоянством организма

· Роль лимфоцита в реализации иммунитета. Современную схему иммуногенеза

· Возрастные особенности иммунитета: Иммунная система новорожденных, детей и подростков

· Структурные особенности и значение антигенов в индукции и регуляции иммунного ответа.

Студент должен уметь

· Использовать полученные знания для понимания строения и функции, возрастные изменения иммунной системы, уровней ее организации роли иммунологии в развитии перспективных направлений: иммунобиотехнологии и др.

· Самостоятельно работать с научной и медицинской литературой и Интернет-ресурсами для дополнения знаний и критически анализировать информацию.

4. Основные вопросы темы:

1. Предмет и задачи иммунологии

2. Основные разделы и задачи современной иммунологии

3. Исторические этапы развития иммунологии

4. Концепция иммунологического надзора

5. Определение иммунитета

6. Основные виды иммунных реакций

7. Роль клеточных и гуморальных механизмов в иммунном ответе

8. Уровни организации иммунной системы (органный, клеточный, молекулярный)

9. Современная схема иммуногенеза. Лимфоцит – как центральная фигура в иммунной системе

10. Онтогенез и филогенез иммунной системы

11. Основные этапы дифференцировки Т- и В-лимфоцитов

12. Ткани и органы местного иммунитета

13. Антигены, понятие и химическая природа

14. Антигенные детерминанты

15. Тимусзависимые и тимуснезависимые антигены

16. Клонально-селекционная теория иммунитета Ф. Бернета

17. Возрастные особенности иммунитета: Иммунная система

новорожденных, детей и подростков

5. Методы обучения и преподавания:

· Обучение по технологии ТВL

· Индивидуальное тестирование,

· Групповое тестирование (Работа в малых группах)

· Клинический случай (Работа в малых группах–задания в виде заполнения таблиц

Практические навыки: решение задачи по определению относительного и абсолютного числа лимфоцитов периферической крови)

· Заключительное индивидуальное тестирование

Литература

Основная:

1. Шортанбаев А.А., Кожанова С.В. «Общая иммунология», Алматы, 2008

Дополнительная:

1. Иммунология: учебник / А. А. Ярилин. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 752 с.

2. Словарь – справочник по иммунологии/ под ред.С.В. Кожановой Алматы, 2011

3. Иммунология: атлас / Р. М. Хаитов, А. А. Ярилин, Б. В. Пинегин. - М: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 624 с.

4. Клиникалық иммунология және аллергология: учебник / Қ. А. Жұманбаев, Ғ. Қ. Жұманбаева, Ә. Ө. Байдүйсенова. - Қарағанды, 2009. - 354 б.

5. Оценка и коррекция иммунного статуса: учеб.пособие для мед. вузов / Б. А. Никулин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 375 с.

6. Наглядная Иммунология: Пер. с англ.А.В.Караулова / Дж. Х Л. Плейфейер; ред. А. В. Караулова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 118 с.

7. Земсков А.М. Клиническая иммунология: учебник / ред. А. М. Земсков. - М.: ГЭОТАР-медиа, 2008. - 320 с.

8. Словарь- справочник по иммунологии: словарь / ред.: С. В. Кожанова, А. А. Шортанбаева. - Алматы: Эверо, 2011. - 271 с.

9. ДМ принциптерінде негізделген, Интернет-ресурстар: www.pubmed.gov; www.cochrane.org; www.ovid.com; www.medscape.com; www.medmatrix.org.

7.Контроль:

Контрольные вопросы для оценки исходного уровня знаний:

1. Какие основные задачи решает иммунология?

2. Из каких этапов состоит развитие иммунологии как науки?

2. Из каких органов и клеток состоит иммунная система?

3. Что такое иммунитет?.

4. Назовите суть клонально-селекционной теории иммунитета Ф.Бернета, ее достоинства и недостатки.

5.Возрастные особенности иммунитета: Иммунная система новорожденных, детей и подростков

 

Контрольные вопросы для оценки заключительного уровня знаний:

1. В чём защитный смысл иммунного ответа и против чего он направлен?

2. Охарактеризуйте понятие «Иммунологический надзор». В чем суть концепции иммунологического надзора?

3. Какова роль рециркуляции Т-лимфоцитов в реализации функции иммунологического надзора?

4. Какие рецепторы лимфоцитов обеспечивают специфичность распознования антигена?

5. Какими особенностями должны обладать антигены для запуска иммунного ответа без участия Т-хелперов?

6. Чем отличается понятие миграции и рециркуляции лимфоцитов

7. Какие функции обеспечивает рециркуляция лимфоцитов

8. Содержание Т и В-лимфоцитов в периферической крови в норме

9. Перечислить виды иммунитета

10.Чем обусловлена специфичность иммунного ответа

11.Клетки, участвующие в иммунном ответе

12.Чем отличаются Т зависимые и Т независимые антигены

13.Какие возрастные особенности функционирования Т- и В- лимфоцитов, макрофагов?

14.Какую роль играет материнский организм в формировании иммунитета ребенка?

15.Чем отличается иммунная система новорожденных и детей первых лет жизни?

16.Иммунная система подростков

Задания для оценки заключительного уровня знаний:

Задание № 1. Заполнить таблицу: уровни иммунной системы

Органный уровень Центральные органы Периферические органы
     
Клеточный уровень Основные типы иммуннокомпетентных клеток
Молекулярный уровень Основные виды макромолекул, участвующих на всех стадиях иммунного ответа 1. 5. 2. 6. 3. 7. 4. 8.
Уровень целостного организма Системы организма, участвующие в регуляции иммунной системы

 

Задание № 2. Заполнить таблицу: центральные и периферические органы иммунной системы и их функции

Центральные органы Их функции
   
Периферические органы Их функции
   

 

Задание № 3

Решение задачи по определению относительного и абсолютного числа лимфоцитов периферической крови:

Число лейкоцитов в общем анализе крови составляет 6х109, в лейкоцитарной формуле процентное содержание лимфоцитов -30; определить абсолютное содержание лимфоцитов

 

Приложение:

I. Тесты для оценки индивидуального и группового уровня знаний-1 вариант

1. В лимфо-миелоидный комплекс не входит:

1. костный мозг 3. Селезенка 5. кишечник

2. тимус 4. лимфоузлы и лимфоидная ткань

2. Дифференциация Т-лимфоцитов происходит в:

1. костном мозге 3. селезенке и тимусе 5. лимфоузле

2. селезенке 4. тимусе

3. Дифференциация В-лимфоцитов происходит в:

1. костном мозге 3. селезенке и тимусе 5. лимфоузле

2. селезенке 4. тимусе

4. Т-клеточный росток дифференцировки –это:

1. пре- Т-лимфоцит 3. тимоцит 5. наивный Т-лимфоцит

2. гранулоциты 4. пре- В-клетка

Тимус

1. состоит из 2-х доль 3. имеет тельца Расселя 5. из тимуса выходит до 30% кл. к

2. состоит из 3-х доль 4. имеет фолликулы Марка







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.