Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Выводы в применении к педагогике






Взгляды на воспитание и обучение


 


Спец. пед. трудов не оставил, но, являясь основа-~елем рациона­листической философии, оказал на педаго-гику большое влияние.

Объявлял разум единственным источником знания: «Недо-статочно иметь хороший ум, нужно его хорошо развить».


Образование,доступ­ное каждому, — не привилегия, а естествен­ное право.

Отрицалсредневековую схоластическую науку,

основанную на авторите­те церкви и Аристотеля, и даже гуманистические науки, базировавшиеся на авторитете древних.

Провозглашал принцип самодеятельностиуч-

ся, которые должны доходить до всего самостоятельным мышлением.


Идеал воспитания— развитие яс­ного мышления, основанного на доказательстве. Провозгласил доктрину о природном равен­стве умов,допуская врожденные различия в качествах интеллекта. Ум развивает образование.

В процессе познания исключитель­ную роль отводил дедукции.

Порядок приобретения знаний должен соответствовать строю мыслительной деятельности: от знакомого к неизвестному, от про­стого к сложному.

Механическому заучиванию надо противопоставлять свободу мысли и логическое мышление.


65


ON 66


ВОЛЬФГАНГРАТКЕ (РАТИХИЙ) (1571 -1635), немецкий педагог, сенсуалист


 

Биографические сведения и основные работы Общие педагогические идеи Дидактические принципы
Родился в городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию. Закончил лютеранский универси­тет в Ростоке, где изучал теологию и философию. Занимался вопросами совершен­ствования методов обучения иностранным языкам. Разрабатывал общие вопросы организации школьного дела и дидактики. Франкфуртский мемориал, посо­бие для учителей, которое не было опубликовано, автор методических работ и учебников. Дидактические идеи носили в целом материалистичес­кийхарактер. Считал, что разум ребенка — чистая доска,на которой можно написать то, что необходимо. Процесс познания, по его мнению, состоит из двух ступе­ней: восприятия предметов и явлений внешнего мира и умственной переработки этих явлений. В обучении необходимо опираться на индукциюи опыт. Подчеркивалнеобходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования. Был поборником звукового методаобучения грамоте на родном языке. Стремился к распространению школ для народа.Ратовал за начальное обучение на родном языке. Основа обучения — религия,но выступал против моно­польного права церкви открывать школы. Много внимания уделял методическойи дидактическойподготовке учителей. Учителямдолжно быть обеспечено хорошеематериаль­ное и общественное положение.Государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителей. Сенсуализм гносеологи­ческих воззрений опреде­лил разработанные им дидактические принципы: 1)принцип природосооб-разности — обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его; 2) обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи; 3)следует постоянно использовать повторение; 4) обучение должно вестись без принуждения; 5)заучиватьученики должны только то, ими понято; 6) в обучении следует идти от частного к обще­му.

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670),чешский педагог- гуманист, общественный деятель, педагог-философ, увидевший в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества.




Истоки формирования мировоззрения

Цель воспитания

Где осуществляется воспитание?

Чему учить детей в школах?

Как учить?


Учение Фрэнсиса Бэкона. Античная философия и литература. Ф.Рабле. Борь­ба чешского народа за независимость.

Был членом общины «Чешские братья»; ученик, позже учитель «братской» шко­лы, священник, епископ. Много ездил по Европе.

Пансофия — учение о мире и человеческом обществе — легла в основу пед. учения Коменского.

Познание себяи окружающего мира, управление собой, стремление к соеди­нению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах:общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса.

Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распре­делено сообразно ступеням возраста»:

1 ступень— «материнская школа» — должна развивать внешние чувства;

2 ступень— «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) — внутренние чувства
(воображение, память, речь и ручную активность);

3 ступень— «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умствен­
ному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суж­
дениям;

4 ступень— «академия» — воспитывает волю. Три факультета в академии: 1)
богословский; 2) юридический; 3) медицинский.

Великая дидактика + Видимый мир в картинах — сперва вещь, потом слово. Новейшая метода языков — сначала родной язык, потом латынь.


Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами».


«Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».



ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я.А.КОМЕНСКОГО


 

Основные Основные идеи Нравственное Умствен- Значение
произве-   воспитание ное воспи-  
дения     тание  
Открытая Всеобщее обучение— в школах родного языка дол- 4 добродетели Умствен- 1. Оказал огром-
дверь язы- жны учиться все: и знатные и незнатные, богатые и нравственного ное воспи- ное влияние на
ков всех бедные, мальчики и девочки во всех городах и селах. воспитания: тание— развитие педаго-
наук; Классно-урочная система. 1) мудрость, это позна- гической мысли и
  Идеи дисциплины,без которой не может быть хо- 2) умеренность, ние себя и школы во всем
Великая рошо организованной школы. 3) мужество, окружаю- мире.
дидактика; Понятие школьного года,введение четвертей, ка- 4) справедливость. щего мира.  
Всеобщий никул, организация учебных занятий, четкое распре-   Во всем со- 2- Написал
совет об деление содержания всех видов школьной работы Мудрость является образуется большое количе-
исправле- по годам, месяцам и дням обучения, классы с по- руководительницей с приро ство учебников,
нии стоянным составом учеников, учебный год со стро- добродетельной дой явившихся
человечес- го фиксированным началом и концом. жизни. Нужно разви-   Обязатель образцом для
ких дел; Дидактические принципы: вать: скромность,   создания учебни-
  1. Правильное воспитание должно сообразовывать- послушание, благо- ное изучение ков во всем мире.
Мир ся с природой — природосообразность. желательность к    
чувственно 2. Последовательность преподавания предметов. другим людям, • грамма- 3. Выдвинул много
восприни- 3. Наглядность — обучение начинать с вещей, явле- опрятность, аккурат- тики, прогрессивных
маемых ний, примеров. ность, вежливость,   дидактических
вещей в 4. Систематичность обучения — не делать скачков в почтительность к • физики, идей,принципов и
картинках; обучении. 5. Сознательность учения — не предлагать для па- старикам, трудолю­бие. • МаТеМа- правил организа­ции учебной
Материнс- мяти того, что не понято рассудком.   тики , работы.
кая школа; 6. Посильность — учитывать возможности учащихся. Средства нрав- • ЭТИКИ,  
Законы 7. Прочность обучения — не спешить, а медленно идти вперед. ственного вос­питания: • диалекти- 4.Разработал тео-ретические
хорошо организо- ванной Учитель: должность учителя «настолько превосходна, как ни- 1) пример родителей, учителей,товари- ки, • риторики. основы классно-урочной системы
школы какая другая под солнцем»; должен «увлекать уче- щей;   и организации
ШКОЛЫ. ников благим примером», быть честным, деятель- 2) наставления,   школы.
  ным, настойчивым, высоконравственным, безгранич- беседы;   5. Разработал
  но любить свое дело, быть отцом учащимся, учиты­вать и будить интерес детей к учению. 3) упражнения в нрав­ственном поведении.   теорию дошколь­ного воспитания.

ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА


Основные главы книги

Великая дидактика









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.