|
Выводы в применении к педагогике
Взгляды на воспитание и обучение
Спец. пед. трудов не оставил, но, являясь основа-~елем рационалистической философии, о казал на педаго-гику большое влияние.
Объявлял разум единственным источником знания: «Недо-статочно иметь хороший ум, нужно его хорошо развить».
Образование, доступное каждому, — не привилегия, а естественное право.
Отрицал средневековую схоластическую науку,
основанную на авторитете церкви и Аристотеля, и даже гуманистические науки, базировавшиеся на авторитете древних.
Провозглашал принцип самодеятельности уч-
ся, которые должны доходить до всего самостоятельным мышлением.
Идеал воспитания — развитие ясного мышления, основанного на доказательстве. Провозгласил доктрину о природном равенстве умов, допуская врожденные различия в качествах интеллекта. Ум развивает образование.
В процессе познания исключительную роль отводил дедукции.
Порядок приобретения знаний должен соответствовать строю мыслительной деятельности: от знакомого к неизвестному, от простого к сложному.
Механическому заучиванию надо противопоставлять свободу мысли и логическое мышление.
65
ON 66
ВОЛЬФГАНГ РАТКЕ (РАТИХИЙ) (1 571 -1 635), немецкий педагог, сенсуалист
Биографические сведения и основные работы
| Общие педагогические идеи
| Дидактические принципы
| Родился в городке Вильстер недалеко от Гамбурга, где окончил гимназию.
Закончил лютеранский университет в Ростоке, где изучал теологию и философию.
Занимался вопросами совершенствования методов обучения иностранным языкам.
Разрабатывал общие вопросы организации школьного дела и дидактики.
Франкфуртский мемориал, пособие для учителей, которое не было опубликовано, автор методических работ и учебников.
| Дидактические идеи носили в целом материалистическийхарактер.
Считал, что разум ребенка — чистая доска,на которой можно написать то, что необходимо.
Процесс познания, по его мнению, состоит из двух ступеней: восприятия предметов и явлений внешнего мира и умственной переработки этих явлений.
В обучении необходимо опираться на индукциюи опыт.
Подчеркивалнеобходимость педагогических знаний для каждого человека как условие счастливого существования.
Был поборником звукового методаобучения грамоте на родном языке.
Стремился к распространению школ для народа.Ратовал за начальное обучение на родном языке.
Основа обучения — религия,но выступал против монопольного права церкви открывать школы.
Много внимания уделял методическойи дидактическойподготовке учителей.
Учителямдолжно быть обеспечено хорошеематериальное и общественное положение.Государство и родители обязаны заботиться о поддержании авторитета учителей.
| Сенсуализм гносеологических воззрений определил разработанные им дидактические принципы: 1)принцип природосооб-разности — обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;
2) обучение должно быть последовательным, нельзя одновременно изучать разные вещи;
3)следует постоянно использовать повторение;
4) обучение должно вестись без принуждения;
5)заучиватьученики должны только то, ими понято;
6) в обучении следует идти от частного к общему.
| ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ (1592-1670),чешский педагог- гуманист, общественный деятель, педагог-философ, увидевший в воспитании подрастающего поколения предпосылку дальнейшего прогресса человечества.
Истоки формирования мировоззрения
Цель воспитания
Где осуществляется воспитание?
Чему учить детей в школах?
Как учить?
Учение Фрэнсиса Бэкона. Античная философия и литература. Ф.Рабле. Борьба чешского народа за независимость.
Был членом общины «Чешские братья»; ученик, позже учитель «братской» школы, священник, епископ. Много ездил по Европе.
Пансофия — учение о мире и человеческом обществе — легла в основу пед. учения Коменского.
Познание себя и окружающего мира, управление собой, стремление к соединению с Богом, но и подготовка к деятельности в земной жизни. В школах: общешкольный план + классно-урочная организация + учеба с 6 лет + запрет пропускать уроки + проверки знаний (поурочные, дневные, недельные и т. д.); экзамены + учебники для каждого класса.
Учить надо всему, но «все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста»:
1 ступень — «материнская школа» — должна развивать внешние чувства;
2 ступень — «школа родного языка» (с 6 до 12 лет) — внутренние чувства (воображение, память, речь и ручную активность);
3 ступень — «латинская школа» (от 12 до 18 лет) с ее склонностью к умствен ному труду: учит понимать причинные связи и развивает способность к суж дениям;
4 ступень — «академия» — воспитывает волю. Три факультета в академии: 1) богословский; 2) юридический; 3) медицинский.
Великая дидактика + Видимый мир в картинах — сперва вещь, потом слово. Новейшая метода языков — сначала родной язык, потом латынь.
Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами».
«Считай несчастным тот день, в котором ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО
Основные
| Основные идеи
| Нравственное
| Умствен-
| Значение
| произве-
|
| воспитание
| ное воспи-
|
| дения
|
|
| тание
|
| Открытая
| Всеобщее обучение— в школах родного языка дол-
| 4 добродетели
| Умствен-
| 1. Оказал огром-
| дверь язы-
| жны учиться все: и знатные и незнатные, богатые и
| нравственного
| ное воспи-
| ное влияние на
| ков всех
| бедные, мальчики и девочки во всех городах и селах.
| воспитания:
| тание—
| развитие педаго-
| наук;
| Классно-урочная система.
| 1) мудрость,
| это позна-
| гической мысли и
|
| Идеи дисциплины,без которой не может быть хо-
| 2) умеренность,
| ние себя и
| школы во всем
| Великая
| рошо организованной школы.
| 3) мужество,
| окружаю-
| мире.
| дидактика;
| Понятие школьного года,введение четвертей, ка-
| 4) справедливость.
| щего мира.
|
| Всеобщий
| никул, организация учебных занятий, четкое распре-
|
| Во всем со-
| 2- Написал
| совет об
| деление содержания всех видов школьной работы
| Мудрость является
| образуется
| большое количе-
| исправле-
| по годам, месяцам и дням обучения, классы с по-
| руководительницей
| с приро
| ство учебников,
| нии
| стоянным составом учеников, учебный год со стро-
| добродетельной
| дой
| явившихся
| человечес-
| го фиксированным началом и концом.
| жизни. Нужно разви-
|
Обязатель
| образцом для
| ких дел;
| Дидактические принципы:
| вать: скромность,
|
| создания учебни-
|
| 1. Правильное воспитание должно сообразовывать-
| послушание, благо-
| ное изучение
| ков во всем мире.
| Мир
| ся с природой — природосообразность.
| желательность к
|
|
| чувственно
| 2. Последовательность преподавания предметов.
| другим людям,
| • грамма-
| 3. Выдвинул много
| восприни-
| 3. Наглядность — обучение начинать с вещей, явле-
| опрятность, аккурат-
| тики,
| прогрессивных
| маемых
| ний, примеров.
| ность, вежливость,
|
| дидактических
| вещей в
| 4. Систематичность обучения — не делать скачков в
| почтительность к
| • физики,
| идей,принципов и
| картинках;
| обучении. 5. Сознательность учения — не предлагать для па-
| старикам, трудолюбие.
| • МаТеМа-
| правил организации учебной
| Материнс-
| мяти того, что не понято рассудком.
|
| тики,
| работы.
| кая школа;
| 6. Посильность — учитывать возможности учащихся.
| Средства нрав-
| • ЭТИКИ,
|
| Законы
| 7. Прочность обучения — не спешить, а медленно идти вперед.
| ственного воспитания:
| • диалекти-
| 4.Разработал тео-ретические
| хорошо организо-
ванной
| Учитель:
должность учителя «настолько превосходна, как ни-
| 1) пример родителей, учителей,товари-
| ки, • риторики.
| основы классно-урочной системы
| школы
| какая другая под солнцем»; должен «увлекать уче-
| щей;
|
| и организации
| ШКОЛЫ.
| ников благим примером», быть честным, деятель-
| 2) наставления,
|
| школы.
|
| ным, настойчивым, высоконравственным, безгранич-
| беседы;
|
| 5. Разработал
|
| но любить свое дело, быть отцом учащимся, учитывать и будить интерес детей к учению.
| 3) упражнения в нравственном поведении.
|
| теорию дошкольного воспитания.
|
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА
Основные главы книги
Великая дидактика
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|