|
Две вещи надо запрещать безоговорочно: пренебрежительные отзывы о религии и издевательство над человеком или животным.
Ни одно наказаниене может быть полезным,если оно не вызывает чувства стыда.
Необходимо воспитывать истинную учтивость,основанную «на том, чтоб не иметь худого мнения ни о себе, ни о ближнем»; воспитатель должен учитывать характер человека, свойственную ему манеру поведения.
Делила детство на трипериода: до семи лет — младенчество, от семи — отрочество, после пятнадцати — юношество.
Учебные книгиЕкатерины: Разговор и рассказы иРоссийская азбука для обучения юношества чтению были заполнены придуманными царицей историями нравственного содержания и поучительными изречениями: «Нет стыда признаться человеку в своих ошибках», «Конец гнева — есть начало раскаяния», «Грозить кому — дело слабого духа», «На час увещевать человека языком, на век — книгою» и т.д.
Императрица издала свою Азбуку для всеобщего пользования, и книга продавалась по минимальной цене: 8 коп., экземпляры же были, как гласило газетное объявление, «с особливым тщанием отпечатаны».
СОВЕТЫ ЕКАТЕРИНЫ II
О здоровье: не надо останавливать мальчиков, если они хотят купаться, пусть бегают и валяются на траве сколько душе угодно; приучайте, чтобы во избежание простуды часто ноги мыли в холодной воде в любое время года; запрещала перекармливать детей и баловать их лакомствами. Летом Екатерина вместо завтрака рекомендовала давать ягоды или фрукты.
Об упрямстве: кто не слушается — тот болен, и болезнь не кончится, пока у ребенка не вернется здравый рассудок, то есть послушание и покорность. Поэтому нельзя потакать неразумным желаниям детей, и если детям в чем отказали, чтоб ни криком, ни плачем они не могли этого добиться. Давать просимое только, когда попросят ласково и со смирением.
О лжи иобмане: считала их неприличными и рекомендовала в случае их обнаружения выказывать удивление, проявлять к обманщику холодность и презрение, пока не уймется. При повторении обмана следует стыдить лгуна и наказывать страхом всеобщего осмеяния.
Об играх:детские игры — не просто игры, а необходимые упражнения для детей, «в игре, не принуждая, наставить можно, а принужденно их учить не должно и не здорово».
В конце XVIII и в самом начале XIX столетия педагогическая система ■ Екатерины II была объявлена всесовершенной и безошибочной.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ XVIII В.
1 этап: первая четверть— создание первых светских школ, дававших практические знания.
2 этап: 1730—1756 гг.— возникновение закрытых дворянских учебных заведений, формирование системы дворянского образования. Борьба Ломоносова за общенародное образование, за создание университета.
3 этап: 1766—1782 гг.— развитие просветительских пед. идей, возрастание роли университета.
4 этап: 1782—1786 гг.— школьная реформа, первая попытка создания гос. системы народного образования.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ШКОЛ (при Петре I)
1. Государственность школ.
2. Сочетание профессионализма с энциклопедичностью.
3. Преобладание в учебных планах математики, навига ционных и морских наук.
4. Принудительность обучения и суровый режим.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ В XVIII В.
Общеобразовательные и профессиональные учебные заведения
Закрытые сословные учебные заведения
Академия наук (1725 г.)
Школа математических и навигационных наук (1701): математика, астрономия, география, геодезия, мореплавание
Иностранные
пансионы (частные
заведения)
Университет (с 1755 г.) (в Москве) Факультеты:
— юридический;
— философский
Морская академия (1715)
Цифирные училища
(с 1714г.) (кроме
крестьян): чтение,
письмо, арифметика
Специальные учебные заведения
л
Сеть народных училищ для непривилегированного населения
Морской кадетский
корпус (с 1752 г.)
Гарнизонные школы для солдатских детей
Сухопутный шляхетский
корпус(с1731г): словесность, математика, история, география, спец. предметы
Инженерный дворянский корпус
Артиллерийский дворянский корпус
Программа:
• русский язык;
• латинский язык;
• иностран ный язык;
• словес ность;
• математи ка;
• история
• Основной признак
всей системы — ярко выраженная
I СОСЛОВНОСТЬ.

Начальные архиерейские школы,
духовные семинарии и духовная академия
Петербургское
главное народное
училище (учительская
семинария)
Смольный институт
благородных девиц
(1764 г.)
116
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
| ВО ВЗГЛЯДАХ РУССКИХ ПЕДАГОГОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
|
|
| В.А. Жуковский
| А.Г. Ободовский
| Н.Г. Редкий
| А.Ф. Афтонасьев
|
|
|
| (1783-1852)
| (1796-1852)
| (1808-1891)
| (7-1858)
|
|
| Основная
| Образовать челове-
| Образовать все
| Воспитать так, чтобы
| Развитие и укрепление тела,
|
|
| задача
| ка, гражданина и
| способности
| человек мог самосознавать
| образование и улучшение
|
|
| воспитания
| христианина.
| человека в совокуп-
| законы, правящие людьми и
| сердца, споспешествование
|
|
|
|
| ности, воспитание
| миром. Он должен научиться
| правильному ходу действия
|
|
|
|
| объемлет целого
| добровольно с полным
| всех природных способнос-
|
|
|
|
| человека.
| смирением и кротостью
| тей. Приготовить человека
|
|
|
|
|
| покоряться этим законам.
| для общества, для жизни в
|
|
|
|
|
|
| государстве.
|
|
| Возможнос-
| Природа человека
| Все, что из человека
| Наука воспитания не
| Воспитание в том, чтоб силу
|
|
| ти воспита-
| есть то, что он есть
| сделаться может,
| заменяется школой жизни и
| чувственности покорить
|
|
| ния
| от рождения.
| является зароды-
| тем, что называется врож-
| разумной воле развитием
|
|
|
| Врожденное образу-
| шем, который
| денным тактом или что
| врожденных человеку идей
|
|
|
| ется воспитанием,
| должен созреть при
| приобретается простым
| доброго, истинного, пре-
|
|
|
| развивается жизнью,
| благоприятных
| долговременным навыком.
| красного. Первейший
|
|
|
| получая направле-
| обстоятельствах.
|
| источник совершенств
|
|
|
| ние, но оно всегда
| Каждый человек
|
| человеческих есть Боже-
|
|
|
| остается в человеке:
| может быть только
|
| ственная вера.
|
|
|
| каков в колыбельке,
| тем, чем природа
|
|
|
|
|
| таков и в могилку.
| ему назначила.
|
|
|
|
|
| Воспитание должно
|
|
|
|
|
| Высшая цель
| быть посвящено
| Для человека нет
| Под воспитанием разумеет-
| Три главные идеи должны
|
|
| воспитания
| утверждению
| высшей цели, кроме
| ся только такое влияние
| проникать воспитание: чув-
|
|
|
| хороших привычек.
| нравственности.
| одного человека на другого,
| ства религиозного; любви к
|
|
|
| Привычка — вторая
| Развить и образо-
| которое,основываясь на
| прекрасному и истинному;
|
|
|
| натура.
| вать так, чтобы он
| истинной природе человека,
| любви к отечественному или
|
|
|
|
| мог достигнуть
| ведет его к истинному
| национальному.
|
|
|
|
| своего конечного
| предназначению.
|
|
|
| Отношение к
| Система Руссо, так
| назначения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В.А. Жуковский
| А. Г. Ободовский
| Н.Г. Редкий
| А.Ф. Афтонасьев
|
| (1783-1852)
| (1796-1852)
| (1808-1891)
| (?-1858)
| системе
| называемая систе-
| Исследуя законы
| Человек одарен свободной
| Воспитание не может быть
| свободного
| ма природы, есть
| умственного обра-
| волей, допускающей воз-
| дано человеку иначе, как
| воспитания и
| уродство. Она из
| зования, должно
| можность внешнего влияния
| другим человеком. Прежде
| выбор
| воспитания исклю-
| остерегаться столь
| со стороны воли другого
| всего нужно заслужить
| средств
| чает всякую зависи-
| обыкновенного
| человека или со стороны
| доверие своих воспитанни-
| воспитатель-
| мость. Его воспи-
| предрассудка, что
| природы. Главное правило
| ков, привязать их к себе,
| ного процес-
| танник не знает, что
| будто бы оно
| воспитания: делай все,
| заставить себя любить,
| са
| такое покорность.
| невозможно без
| через что воспитанник
| уважать, иногда бояться.
|
|
| учения, в строгом
| станет тем, чем ты хочешь,
| Заведенная дисциплина
|
|
| смысле сего слова.
| чтоб он был. Надежнейшее к
| должна быть более кроткая,
|
|
|
| тому средство — безуслов-
| дружеская,отеческая,чем
|
|
|
| ная власть со стороны
| строгая, школьная, судейс-
|
|
|
| воспитателя и повиновение
| кая. Поступайте с детьми,
|
|
|
| со стороны воспитанника.
| как со взрослыми, и вскоре
|
|
|
|
| они будут также опытны.
| Отношение к
| Для простолюдинов
|
|
|
| образова-
| ограниченное,
|
| Образование должно быть
|
| нию народа
| приличное их
|
| всеобщим. Каждый человек
|
|
| скромному жребию.
|
| должен получить общее
|
|
| Излишество для них
|
| образование сообразно
|
|
| вредно!
|
| общему достоинству челове-
|
|
|
|
| ка и гражданина.
|
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|