|
ПЕТР ФЕДОРОВИЧ КАПТЕРЕВ (1849-1922), педагог, историк педагогики, психологБиографические сведения. Основные труды Дошкольное и семейное воспитание в педагогике П.Ф. Каптерева
Закончил духовное училище, духовную семинарию и академию. Преподавал психологию, дидактику, педагогику и логику в Петербургской духовной семинарии, духовной академии, читал лекции на Фребелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях. Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка — просветительского учреждения в области воспитания и обучения. В советское время вел преподавательскую деятельность в школах и пед. институтах, организовал педтехникум в Воронеже. Работы: Педагогический процесс; Дидактические очерки; История русской педагогии; Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц; Обучение детей дошкольного возраста; Этюды по психологии народов; Законы ассоциации психических явлений и их применение в деле обучения и воспитания. Всего более 40 монографий и 500 статей. Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал Энциклопедию семейного воспитания. Воспитание ребенка должно начинаться с момента его рождения. Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка — важнейшая задача первоначального воспитания. Рекомендовал использовать «дары Фре-беля»: цветные мячи, шар, цилиндр, различные треугольники и палочки. Сумел правильно оценить пед. и общественное значение детских садов и ратовал за их распространение. В развитии ребенка большое место отводил играм, особенно совместным. Товарищество — важнейшее условие детских игр. Детский сад не снимает с родителей ответственности за воспитание детей. Необходима «живая» связь семьи с общественными организациями. Родителей и воспитателей следует просвещать в вопросах психологии, педагогики и гигиены. ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ Школа не должна сводить воспитание к поддержанию внешней дисциплины, ее роль — обеспечивать выработку у школьников характера и мировоззрения. Это невозможно сделать без развития умственной самодеятельности, приучения к умственному труду и воспитания к нему интереса. Такая задача может быть достигнута только эвристическими методами. Для правильной постановки воспитания и обучения необходимо знание детской психологии. Воспитание влияет на разные натуры по-разному. Больше всего в нем нуждаются дети со средними способностями. Школа призвана обращать много внимания на учащихся с выдающимися способностями, удовлетворять их потребности, руководить самообразованием. Существенный принцип педагогики: индивидуализация воспитания и обучения. Общее образование не есть «изучение предметов, а есть развитие личности предметами». Разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. Идея саморазвития личности с учетом наследственности каждого — ведущая идея. Ввел в русскую педагогику понятие «педагогический процесс». Педагогический процесс — это целостное явление, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество. ■ Улучшение материального и правового положения учителя ■ ■ привлечет к этой деятельности способных людей. ■ Ко всем проблемам дидактики подходил с позиций психологии: общей и детской. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|