Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПЕТР ФЕДОРОВИЧ КАПТЕРЕВ (1849-1922), педагог, историк педагогики, психолог






Биографические сведения. Основные труды


Дошкольное и семейное воспитание в педагогике П.Ф. Каптерева


 


Закончил духовное училище, духовную семинарию и академию.

Преподавал психологию, дидактику, пе­дагогику и логику в Петербургской духов­ной семинарии, духовной академии, чи­тал лекции на Фребелевских курсах, слу­жил в Мариинском ведомстве, занимав­шемся женским образованием. Препода­вал в частных женских гимназиях.

Принимал активное участие в деятель­ности Родительского кружка — просве­тительского учреждения в области вос­питания и обучения.

В советское время вел преподавательс­кую деятельность в школах и пед. инсти­тутах, организовал педтехникум в Воро­неже.

Работы:

Педагогический процесс; Дидактичес­кие очерки; История русской педагогии; Педагогическая психология для народ­ных учителей, воспитателей и воспита­тельниц; Обучение детей дошкольного возраста; Этюды по психологии наро­дов; Законы ассоциации психических явлений и их применение в деле обуче­ния и воспитания. Всего более 40 моно­графий и 500 статей.


Придавал большое значение семейному воспитанию, издавал Энциклопедию се­мейного воспитания.

Воспитание ребенка должно начинаться с момента его рождения.

Систематическое упражнение и развитие органов внешних чувств ребенка — важ­нейшая задачапервоначального воспи­тания.

Рекомендовал использовать «дары Фре-беля»:цветные мячи, шар, цилиндр, раз­личные треугольники и палочки.

Сумел правильно оценить пед. и обще­ственное значение детских садови ра­товал за их распространение.

В развитии ребенка большое место отво­дил играм,особенно совместным.

Товарищество — важнейшее условие дет­ских игр.



Детский сад не снимает с родителей от­ветственности за воспитание детей.

Необходима «живая» связь семьи с обще­ственными организациями.

Родителей и воспитателей следует про­свещать в вопросах психологии, педаго­гики и гигиены.


ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Школа не должна сводить воспитание к поддержанию внешней дис­циплины, ее роль — обеспечивать выработкуу школьников характера и мировоззрения.

Это невозможно сделать без развития умственной самодеятельности,при­учения к умственному труду и воспитания к нему интереса.

Такая задача может быть достигнута только эвристическими методами.

Для правильной постановки воспитания и обучения необходимо зна­ние детской психологии.

Воспитание влияет на разные натуры по-разному. Больше всего в нем нуждаются дети со средними способностями.

Школа призвана обращать много внимания на учащихся с выдающимися спо­собностями,удовлетворять их потребности, руководить самообразованием.

Существенный принцип педагогики:индивидуализация воспитания и обуче­ния.

Общее образование не есть «изучение предметов, а есть развитие личности пред­метами».Разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения.

Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям.

Выступал за разнообразие типов школ.

Центральной проблемой всей педагогики считал развитие ивоспита­ние характера и воли.

Идея саморазвития личности с учетом наследственности каждого — веду­щая идея.

Ввел в русскую педагогику понятие «педагогический процесс».Педагогичес­кий процесс это целостное явление, в котором биологическое и социальное, ин­дивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии.

Выступал за автономию школы,чтобы учитель приобрел независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно выраба­тывать убеждения и взгляды на религию, государство и общество.

■ Улучшение материального и правового положения учителя ■

■ привлечет к этой деятельности способных людей. ■

Ко всем проблемам дидактики подходилс позиций психологии: общей и детской.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.