|
Школа — вне политики — надклассовая.Основная цель воспитания — к жизни, для жизни, через жизнь. «Воспитание должно быть умственным, нравственным и физическим, но, кроме того, оно должно быть приспособлено к склонностям каждого ребенка, должно также содействовать приспособлению к зрелой жизни». Центр педагогического процесса — ребенок, его внутренний мир, потребности, интересы, способности. Ребенку важнее всего знать самого себя, как у него все устроено, как работают его органы, каково их название... почему он чувствует голод, жажду, холод, сонливость, почему он боится или сердится, какие у него недостатки и качества. Отсюда — принцип концентрации программы школы вокруг центров интересов: «Ребенок и его организм», «Ребенок и Вселенная» и т. д. Логической осью его обучения является ребенок, его внутренний мир. Педагог в роли помощника и консультанта. Декроли создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. Игра, по Декроли, — радостная творческая деятельность. Для развития мышления предложил систему классификации и коллекционирования. Выступал против: — формализма в обучении и воспитании; — оторванности школы от жизни; — зубрежки; — игнорирования интересов детей. Психология рисования; Несколько соображений о психологии и гигиене чтения; Школа и воспитание. Я имею целью создать связь между науками, заставить их сойтись в ■ одном центре. Этот центр — ребенок, к которому все сходится, от | которого все расходится. 145 ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА Р. Штейнер считал,что самоуправляемая школа как часть свободной культурной жизни имеет особое значение для общества в целом. Фундамент такой школы — внутренние законы и условия развития человека. Воспитание без религии является неполным — естьуроки религии. Раннее введение иностранных языков. Введение проф. подготовки в школах. Учитель должен иметь спец. подготовку на основе антропософии. Рудольф Ште(а)йнер (1861 —1925) — теоретик и организатор вальдорфских школ. Разработал методы познания духовного мира человека и на их основе свое философское учение — антропософию. В эвритмии (новый вид искусства) дети выражают в худ. движении силы языка и музыки. Школа с единым 12-летним образовательным процессом для всех детей вне зависимости от соц. положения, пола, вероисповедания. В организации В. школы заложено основание для сотрудничества учителей, родителей, старшеклассников в различных органах самоуправления школы. Коллегиальное руководство школой реализуется на еженедельных конференциях педагогической, административно-организационной и внутренней части, в которых равноправно участвуют все учителя. Директора в такой школе нет. Общий статус учителя без каких-либо рангов и привилегий выражается в одинаковой зарплате. Большинство В. школ устраивают для родителей общешкольные и классные вечера и доклады по различным темам. Учебный план учитывает возрастные особенности детей, поэтому детей никогда не оставляют на 2-й год. Каждое достижение уч-ся поддерживается. Вместо отметок — свидетельства-характеристики. В. педагогика выделяет 3 фазы развития с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами вос-пит. 1 эпоха — до 7 лет — основная форма научения — косвенное подражание, без принуждения. Элементарный труд, развитие речи, занятия искусством. 2 эпоха — от 7 до 14 лет (1—8 г. обуч.). Один учитель. 3 эпоха — после 14 лет (9—12 г. обуч.) тщательное изуче ЯНУШ КОРЧАК (ГЕНРИК ГОЛЬДШМИТ) (1878-1942) Годы жизни Педагогические идеи и принципы Произведения Направление в педагогике
Родился в Варшаве в семье юриста. 1 898 г. - окончил русскую гимназию и поступил в Варшавский университет на медицинский фак-т. 1 904 г. - работает в одной из детских больниц. 1912 г. - директор «Дома сирот». 1914 г. - ординатор полевого госпиталя русской армии. 1918 г. - возвращается в Варшаву, руководит «Домом сирот», преподает в Институте специальной педагогики, Свободном польском университете, выступает как эксперт в суде по делам несовершеннолетних, сотрудничает в журналах и т. п. 1 942 г. - погибает вместе с воспитанниками в концлагере. Основная идея - полноценность ребенка как человека и самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа жизни: «Детей нет - есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Детство - фундамент жизни. Равноценность ребенка и взрослого. Право ребенка на уважение и признание за ним права «быть тем, что он есть». Осознание и признание ребенка наиболее важным звеном в цепи субъектов воспитания. «Воспитания безучастия ребенка в нем не существует». Необходимость точного индивидуального подхода. Предпосылка нормального восп. процесса - создание в семье или коллективе атмосферы доброжелательности, взаимного доверия, любви, уважения. Принципы воспитания - уважения труда познания ребенка; - уважения неудач и слез ребенка; - уважения собственности ребенка; - уважения тяжелой работы роста; - уважения самобытности ребенка; - паритетности взаимоотношений; - безопасности ребенка («Учитель, не навреди!»); - ненасилия (право ребенка быть тем, что он есть); - безусловной поддержки и помощи взрослого ребенку; - безусловной любви воспитателя к воспитаннику. Воспитательные моменты; О школьной газете; Право ребенка на уважение; Как любить ребенка; Правила жизни; Шутливая педагогика. Худ. произведения для детей и о детях: Король Матиуш!, Король Матиуш на безлюдном острове; Банкротство юного Джека; Когда я снова стану маленьким; Кайтусь-волшебник; Упрямый мальчик и т. д. Гуманистическое Задача - изменить воспитание, изменить детство так, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребенка. Цель - полное, свободное и гармоничное развитие внутренних сил и способностей каждого конкретного ребенка, формирование личности в уважении к добру, к красоте, к свободе, личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Первое, непостижимое право ребенка — высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях о нем и приговорах. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и сам скажет, в чем его право, догадок и ошибок станет меньше. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|