|
Человек как биологический феномен.⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38 Лидеры естественнонаучного течения в России стремились или к тотальной биологизации педагогики (В.П. Вахтеров), или к полной ее психологизации (А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо и др.). Представители: А, Бине, Т. Симон, В. Анри, В. Штерн, Л. Термен, Э. Торн-дайк, Ч. Спирмен, Д.М. Болдуин, Г. Мюнстерберг, Т. Рибо, 3. Фрейд, Н.П. Гундобин, С. С. Корсаков, В.П. Кащенко, А.П. Нечаев, Н.Е. Румянцев, Г.И. Россолимо, Б.Ч. Чиж, Г.И. Челпанов, В.П. Вахтеров и др. Акцентировали ранние этапы онтогенеза в судьбе взрослого человека и значение психосексуальных фаз развития, ввели измерение интеллекта в широкую практику образования, оказали сильное влияние на развитие экспериментальной педагогики. Естественнонаучное течение внесло положительный вклад в дифференциацию и интеграцию педагогического знания, в создание опытной базы педагогики как науки. Социологическое течение Сужали теоретический фундамент педагогики, ориентируясь исключительно на социально-историческое знание как на ее источник. Человек как продукт среды. Представители: Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др. Считали природу личности производной от природы общества и его «коллективного сознания». Деятели социологического течения в России внесли большой вклад в развитие теории содержания общего и специального образования. Это направление в педагогике способствовало расширению ее предмета и становлению новых отраслей педагогического знания: социологии образования, сравнительной педагогики и др. Эмпирическая методология деятелей социального течения и их многочисленные выступления по социологическому обоснованию процесса развития личности в дальнейшем оказали сильное влияние на большинство исследователей социологии образования (К. Манхейм, П. Масгрейв, Р. Беллино, Э. Гемахер и др.). В советское время это направление не развивалось. Философское и «опытническое» течение Конкретность человека заключена в его деятельности, прежде всего мыслительной. Человек есть то, что и как он думает. Природа человека самораскрывается в процессе жизнедеятельности. Представители: В. Дильтей, Ален (Эмиль Шартье), П. Наторп, А. Уайхед, Б. Рассел, У. Джеймс, С. Холл, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, СТ. Шацкий, СН. Дурылин, Г.И. Фаддеев, И.И. Горбунов-Посадов и др. Функции разума созревают самопроизвольно; влечения, воля, интересы, интуиция имманентны человеческой природе. Жизнь человека есть процесс раскрытия заложенных в человеке свойств благодаря опыту, накапливаемому человеком в ходе его активной деятельности в окружающей его среде. Опытническое течение отменяло всякую регламентацию образования, упраздняло нормативную педагогику и отождествляло теорию с практикой воспитания и обучения. Провиденциалистское течение Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-конфессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от педагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течения выд- вигали разнообразные условия личного спасения, для которого и необходимы воспитательно-образовательные усилия. Человек как носитель образа Божия. Представители: М. Бубер, Р. Штейнер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, поздний Л. Толстой, B.C. Соловьев и др. Подробно раскрывали религиозную сущность отношения человека с миром. Развитие и воспитание личности нацелено на открытие в себе высшего «Я», которое выходит за пределы опыта чувств человека. Надлежащее свое осмысление педагогика может найти только на почве религии. Это направление в России уходит корнями в идеологию поздних славянофилов и Ф.М. Достоевского, которые усматривали в русском религиозно-психологическом типе залог спасения и величия русского народа. Сторонники этого направления исходили из понимания целостности человека, самобытности личности (в духе христианского «персонализма»), развивали учение о супернатурализме как сверхнаучной тайне жизни, идею примата нравственной сферы и идею общинных корней индивидуальности. Религиозная философия вскрыла глубинные психологические пласты человеческого отношения с миром в рамках содержательно богатых антропологических концепций. Тоталитарное течение Исходная идея — разрушение мира с целью установления всеобщего благоденствия и счастья. Человек как продукт воспитания и массированного идеологического воздействия. Представители: Дж. Джентиле, Ф. Ницше, Ж. Сорель, К. Цеткин, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский и др. Цель разрабатываемых в этом направлении педагогических систем — сформировать человека, целиком подчиняющего свои интересы государству. Исключались свободные и частные школы. Проповедовалась классовая мораль и идеологизированная система воздействия на сознание масс. {по материалам Б.М. Бим-Бада)
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|