Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Притча о милосердном самарянине





(Лк.10.25-37)

Один законник, желая искусить Господа и надеясь, что Христос скажет, что-то отличающееся от постановлений Закона Моисеева, спросил у Него: «Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.10.25). Христос задал встречный вопрос: что об этом говорит Священное Писание? Отвечая, законник повторил ветхозаветную заповедь о любви к Богу и ближним и заслужил похвалу Христа: «Правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить» (Лк.10.28).

Законник был смущен таким поворотом разговора, но не оставляя своих попыток поставить Христа в тупик, спросил: «А кто мой ближний?» (Лк.10.29). На этот вопрос Господь ответил законнику притчей о милосердном самарянине.

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» (Лк.10.25-35).

Господь закончил притчу вопросом: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк.10.36). Законник не смог заставить себя сказать слово «самарянин», так как иудеи считали самарян фактически язычниками и гнушались общения с ними, поэтому ответил иначе: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же» (Лк.10.37).



Если в Ветхом Завете для иудея ближним был только иудей – близость определялась принадлежностью к одному народу и одной вере, то Христос упраздняет все национальные, расовые, религиозные и политические границы. Он говорит, что вопрос о ближнем вообще надо ставить иначе: не «кто мой ближний», а как самому стать ближним любому человеку. Поэтому Он сказал книжнику: «Иди, и ты поступай так же».

Без любви к ближнему нельзя любить Бога и невозможно войти в Царство Отца Небесного, поэтому кто равнодушно прошел мимо страдающего человека, не оказав ему помощи, тот далек от Царства Небесного.

Притча о мытаре и фарисее

(Лк.18.9-14)

Эту притчу Господь произнес в обличение фарисеев, большинство из которых были самоуверенны и считали себя праведниками.

«Два человека вошли в храм помолиться – один фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал впереди, чтобы все видели его молящимся. Считая себя праведником, он не просил у Бога милости, а лишь благодарил Его: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику

Фарисей в молитве превозносил себя и, забывшись в самодовольстве, осудил и унизил мытаря, Богу же приятнее была покаянная молитва мытаря, сознающего себя грешником. «Сказываю вам, заключил эту притчу Господь, - что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот» (Лк.18.14).

Благословение детей

(Мф.18.3-6; 19.13-15)

У иудейских женщин был обычай подводить детей к раввинам (учителям) для благословения. Так и к Иисусу, Который для многих стал любимым Учителем, они старались подвести своих детей. Ученики Христа, желая оградить Иисуса от лишнего утомления и забот, запрещали детям подходить к Нему. Увидев это, Господь подозвал учеников и сказал им: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19.14).

Душу ребенка, по словам Христа, должно воспринимать как образ чистоты и доверия Богу, которую должен иметь каждый желающий войти в Царство Божие. Господь обнимал подходивших к Нему детей, возлагал на них Свои руки и говорил ученикам и народу: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18.6). Этими словами Господь призвал учеников умалиться, оставить честолюбие и гордость, стать смиренными и кроткими, довериться Богу – как и ребенок незначителен и полностью зависим от взрослых. И в то же время Господь предостерег тех, кто намерен сеять соблазн и разврат, обращая ребенка или верующую душу к пороку; тяжкое мучение ожидает обижающих и соблазняющих смиренных

Беседа Христа с богатым юношей о богатстве

(Мф.19.16-30; Мк.10.17-31; Лк.18.18-30)

Однажды ко Христу подошел богатый юноша, привлеченный учением Христа о Царстве. Несмотря на свою молодость, он уже занимал какое-то служебное положение: был «одним из начальников», как говорит Евангелие. Увидев Христа, он упал перед Ним на колени и воскликнул: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк.18.18).

Иисус сказал ему, что достоин вечной жизни тот, кто соблюдает заповеди: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать, и люби ближнего твоего, как самого себя. «Учитель, сказал молодой человек, – все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» (Мф.19.20).

Тогда Иисус с любовью посмотрел на богатого юношу и ответил ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною, взяв крест» (Мк.10.21). Слова Христа поразили и смутили юношу. В душе богатого юноши происходила борьба: хотелось обеспечить себе блаженство вечной жизни и в то же время сохранить привязанность к богатству и материальным удобства. Но поклонение Богу с поклонением кумиру несовместимы, нужно было выбирать одно из двух, и опечаленный юноша ушел от Господа к своему богатству.

Христос же с печалью сказал окружающим Его ученикам: «Как трудно имеющим богатство войти в Царства Божие... Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк.10.24-25). Это значит, что деньги, вещи и все материальные богатства, комфорт и власть, которые они дают, могут стать силой, которая привяжет человека к земле и отвлечет его от Царства Божия

Притча о богаче и Лазаре

(Лк.16.19-31)

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».

В этой притче Господь показал, что материальное благополучие часто закрывает глаза богатым людям, так что уже не они обладают богатством, сколько богатство ими обладает. Богатые, т.е. привязанные сердцем к земным благам, живут так, как будто ни Бога, ни смерти нет. Они не видят рядом с собой нуждающихся и равнодушны к страданиям других людей. Для человека с таким устроением сердца закрыто Царство Божие и после смерти его ожидают вечные мучения.

Образ нищего Лазаря, после смерти отнесенного ангелами на лоно Авраамово[27] относится к людям, которые в земной жизни идут узким и скорбным путем – путем исполнения заповедей Божиих. Лазарь свой жизненный крест до самой смерти нес молчаливо, терпеливо и смиренно.

На просьбу богатого к Аврааму послать Лазаря, чтобы облегчить его муки в аду, Авраам ответил отказом, сказав, что после смерти каждый человек получает то, что заслужил: один суровое наказание, другой – радость. И умершие праведники не могут избавить грешников от мучений или облегчить их, так как Бог так отделил их друг от друга, что эту пропасть никто перейти не может.

Притча показывает, что и в аду человек может осознать нравственную убогость прожитой им жизни и переживать за близких людей. Так богач просит Авраама помочь его пяти братьям, чтобы они, пока живы, успели исправиться и по смерти избежать ада. Авраам ответил богачу, что Бог уже указал людям пути к спасению, дав им Закон и пророков. И если человек их не слушает, он останется равнодушен даже к великим чудесам и знамениям, ничто не заставит их поверить – даже если кто из мертвых воскреснет. Действительно, религиозные вожди Израиля, формально исполнявшие Закон и убивавшие пророков, постоянно требовали от Христа особых знамений, но не поверили в Воскресение Его из мертвых.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.