Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Особенности развития детей третьего года жизни.





1.Физическое развитие детей третьего ода жизни

2.Эмоциональное развитие. Влияние общения со взрослыми на психическое развитие детей.

3.Значение самостоятельности в развитии личности ребенка

4.Роль взрослого в развитии мышления и речи детей.

 

На третьем году жизни у ребенка совершенствуется деятельность всех органов, следствии чего он становится физически более выносливым, у него повышается работоспособность нервной системы.

За год ребенок прибавляет в массе тела около 2000г, а рост увеличивается на 7-8 см (рост составляет 94-95 см). Однако дети этого возраста по-прежнему легко возбуждаются, утомляются от однообразной деятельности. Психическое развитие на третьем году жизни характеризуется следующими новообразованиями:

1.поведение ребенка характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, то есть стремлением к самостоятельности.

2.дальнейшим развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, проявляющегося в элементарном суждении.

3.появлением новых форм взаимоотношений (со сверстниками).

4.появлениемсюжетно-ролевых игр, переходом от игр рядом к элементарной совместной деятельности.

5.речь становится основным средством общения друг с другом.

6. проявлением начатков продуктивной деятельности: изобразительной, конструктивной.

Физическое развитие

В течение третьего года жизни у детей возрастает целенаправленность движений: ребенок усаживает куклу в колясочку и катает ее, в машине везет кубики, влезает на стул, чтобы достать игрушку и т.д., совершенствуется ходьба: дети свободно передвигаются, останавливаются, возобновляют движение, ускоряют ходьбу, бегают. Увеличивается длина шага. Но движения рук иногда не всегда согласованы. Причем в ряде случаев ребенок делает движения рук ног одновременно: во время пляски согласовывать движения рук и ног (топает ногой и хлопает в ладоши). Бег не ритмичен. Ребенок опирается на всю ступню, но руки работают свободно. Развивается умение бросать: увеличивается сила броска, развиваются подготовительные движения к овладению навыка замаха. К трем годам ребенок умеет отбрасывать мяч от груди двумя руками вперед, забрасывать мяч в сетку, бросать и ловить мяч на расстоянии 70-100см. совершенствуется ползание и лазание. До 2,5 лет дети залезают на лестницу-стремянку высотой 1,5м., старше - на вертикальную гимнастическую стенку высотой 1,5м. К трем годам умеют уже подлезать под веревку, подпрыгивать на месте на двух ногах. Но учитывая своеобразное строение стопы у детей этого возраста, их нельзя учить спрыгивать с высоты. К трем годам он уже умеет ходить по наклонной доске (шириной 15см, длинной 2м), приподнятой одним концом на 30-35см, и сходить по ней вниз до конца доски, подниматься на табурет (площадью 40х40см, высотой 25 см) и сходить с него, перешагивать через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35см.

Совершенствуются движения рук: ребенок почти самостоятельно может одеваться, раздеваться и умываться, начинает владеть карандашом. Завязывать шнурки на узелок, застегивать пуговицы и т.д.

Может контролировать движения мышц лица, т.е. мимика становится произвольной (может гримасничать, показывать язык, хмуриться).

К трем годам дети в состоянии бодрствовать непрерывно 6-6,5 часов, что свидетельствует об изменении в работоспособности нервной системы.

В книге В.В. Тонковой-Ямпольской и Т.Я.Черток «Ради здоровья детей» - М.. 1985 можно найти подробные рекомендации по физическому воспитанию детей.

Ходьба. Рассматривая развитие движений, возникает вопрос: как развивать ходьбу? В ходьбе дети упражняются повседневно. Совершенствуют ее на музыкальных занятиях. Ходьба – обязательная составная часть каждого физкультурного занятия. Так, воспитатель предлагает посмотреть, как он ходит (шагает широко, правильно чередуя взмахи рук) и предлагает всем идти так же. Показывает, как держать голову (не опускать ее, не горбиться). Иногда применяет такой прием: предлагает смотреть на игрушку на руках воспитателя во время ходьбы, сам в это время двигается, стоя лицом к детям).

Ходьбу, бег с детьми третьего года жизни можно проводить с музыкальным сопровождением, чтобы развивать чувство ритма и темпа. Вначале дети идут, в такт хлопая в ладоши, потом просто шагают под музыку или бубен.

Ребенок должен учиться при ходьбе согласовывать свои движения с движениями других детей. Для этого проводятся простейшие построения и перестроения: вкруг, парами, ходьба парами по прямой, ходьба по кругу. До 2,5 лет дети ходят по кругу, взявшись за руки (старшие дети – друг за другом). Чтобы обучить детей шаркать и шлепать ногами, используют игровые задания («пойдем легко, как кошечка»), упражняют детей в перешагивании (через веревки, рейки высотой 10-15 см, кубики, из обруча в обруч). Эти упражнения развивают также равновесие. Ходят дети в индивидуальном темпе по прямой и извилистой дорожке, наклонной доске, гимнастической скамейке, по бревну со стесанной поверхностью. К началу третьего года эти умения развиты у девочек несколько лучше, чем у мальчиков, хотя двигаются они медленнее. Упражнения в равновесии даже самые простые требуют от детей напряжения, сосредоточенности. Порой они продвигаются неуверенно, скованны в движениях. Для этого упражнения надо делать интересными. Задания даются в игровой форме, с меняющейся ситуацией и пособием: то дети идут по дорожке, то по «мостику», то в гости к зайке, то к собачке, то по «кочкам» (нарисованным мелом на полу). То из обруча в обруч и т.д.

В течение года при систематической работе умения детей совершенствуются.

Бег. Бег имеет большое значение для активизации жизнедеятельности всего организма. Он повышает мышечное напряжение, увеличивает частоту дыхательных движений и сердечных сокращений. Следует отметить, что дети, любящие бегать, сложены более пропорционально.

В начале года дети бегают на всей стопе. Делая мелкие, семенящие шаги, заметны и боковые раскачивания. Движения рук слабые, они помогают лишь сохранять равновесие, о не ускоряют бег. Поэтому отмечается невысокая скорость бега. К концу третьего года появляется полетность (………) у 75% детей. Скорость бега за второе полугодие увеличивается примерно в 1,5 раза. Такие достижения возможны лишь при систематических упражнениях в беге. Взрослый показывает, как надо бежать легко. Правильно чередуя взмахи рук. Но дети бегают произвольно. Обращать их внимание на качество бега не следует, так как он становится неестественным. Бегает на занятии одновременно вся подгруппа. Бег должен быть не длительным, чередоваться с ходьбой. Во избежание столкновений во время бега воспитатель указывает его направление. Темп бега нужно регулировать (замедлять, ускорять) музыкальным сопровождением или с помощью игрового образа. Например, «птички полетели быстро-быстро, а теперь - медленно - медленно»).

Для совершенствования ходьбы и бега рекомендуются подвижные игры: «К куклам в гости», «Догони мяч», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Воробышки и автомобиль» и т.д.).

Прыжки. Это один из важных показателей общей физической подготовленности детей. В соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детей 2,5 лет учат делать полуприседания, затем подпрыгивать на месте на двух ногах в играх «Мой веселый звонкий мяч». «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках». Поскоки значительно увеличивают физическую нагрузку. Дают их в течение 15-20 сек., после этого рекомендуется спокойная ходьба.

Ползание, лазание. Дети третьего года жизни ползают уже быстро, уверенно и с большим удовольствием. Желание ползать нужно поддерживать, т.к. это является корригирующим упражнением. Выполняют эти упражнения поочередно, ползут на расстоянии равном 5-7 м. Чтобы дети не опускали головы, воспитатель расставляет игрушки, на которые надо смотреть; сам воспитатель становится около игрушки и предлагает ползти к нему. Детей не торопить, следить, чтобы они не вставали раньше времени. Ползание сочетают с подлезанием (под ленту, веревку, рейку, гимнастическую скамейку), переползанием (через гимнастическую скамейку) любым способом, удобным детям. Если они ползут по скамейке, игрушку, на которую нужно смотреть, усаживают на стульчик, на расстоянии 1-2 м. от скамейки. Взрослый идет рядом с малышами, при необходимости поддерживая их. При повторении упражнения дети могут ползти друг за другом.

Приучать детей лазать по лесенке-стремянке лучше всего индивидуально, в самостоятельной деятельности во время прогулок. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не смотрели все время на ноги, согласовывали движения рук и ног, не опирались о перекладины предплечьем. При выполнении этого упражнения важно обеспечить детям хорошую страховку, в свое время подбодрить их.

Бросание, метание, ловля. Потребность в этих движениях у детей большая. Они укрепляют мышцы рук, туловища, развивают согласованность движений, глазомер. В начале года отмечается разница в уровне развития этих движений у детей, посещавших в течение года ясли-сад и вновь поступивших. Поэтому новенькие дети должны освоить упражнение для детей 2-ой группы раннего возраста.

При бросании двумя руками дети держат мяч над головой или перед грудью и бросают его прямо перед собой и вниз. Чтобы поддержать интерес к выполнению заданий на метание вдаль, упражнения дают в чередовании: дети бросают поочередно то правой, то левой рукой, то двумя; разнообразят сами задания, например: 1) бросают до обозначенной линии, до флажка, через гимнастическую скамейку, сетку; с упражнениями в бросании и катании часто сочетают другие движения. Так, после броска дети бегут за своим мешочком, берут его и становятся на место; 2) катают мяч и проползают за ним под дугу. Метание вдоль проводят со всей подгруппой, прокатывание – с несколькими детьми и так, чтобы они не ждали долго (поставить 2-е – 3-е ворот…). Обучают бросанию и ловле мяча индивидуально. Малыш третьего года жизни может поймать мяч только после точного броска взрослого с расстояния равного 0,5-1 м. Упражняются в метании в цель одновременно 3-ое – 4-ро детей, а если возможно, то и вся подгруппа (до 12 чел.).

На занятии в первой младшей группе особое значение придают упражнениям в метании вдаль. Метание в цель, и особенно ловлю мяча, планируют преимущественно во время организации самостоятельной деятельности детей. Выполняют упражнения по метанию в цель двумя руками и каждой рукой попеременно. Место метания воспитатель отмечает веревкой или обручами, в котором дети стоят при выполнении броска.

Главная цель упражнений – дать детям представления о выполненном движении и многократно повторить его в разных ситуациях. Хорошо, если упражнения на первом занятии повторяются не менее 4-6 раз. Внимание детей нужно фиксировать на технике, а на результате движения: добросить мешочек до черты, перебросить его через ленту, сетку, попасть в ящик, стоящий на полу.

При рассмотрении следующего вопроса о проявлении эмоций у детей третьего года жизни, следует вспомнить высказывание В.М. Бехтерева, что «… довольный и веселый ребенок обнаруживает больше интереса к играм и занятиям, нежели ребенок плачущий, недовольный и раздражительный».

Эмоции являются основой воспитания личности ребенка. У детей третьего года жизни наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций, например, одна и та же игрушка, одно и то же действие у части детей вызывают радость, ярко выраженное эмоциональное отношение, у других – пониженный интерес, безразличие.

Как отмечает А.Д. Кошелева, что для того, чтобы ребенок понял значение норм и требований, необходимо их подкрепление собственным практическим опытом и деятельностью ребенка. Причем решающую роль здесь играет собственная деятельность ребенка с другими детьми и со взрослыми. Она позволяет ему пережить, прочувствовать необходимость выполнения требований и правил для достижения цели. Особенно важно развивать у ребенка чувства расположения симпатии к близким людям, сочувствие к их переживаниям и поступкам. Всем известны примеры поведения некоторых детей, когда они готовы заплакать при виде матери, закрывают лицо руками и притворно всхлипывающее, но увидев ее смеющейся, улыбаются и заливаются веселым смехом. Постепенно у ребенка начинают возникать моральные переживания: «Я не брал игрушку, которую ты не разрешила брать» - с гордостью заявляет матери ребенок 2,5 лет. А заметив неодобрительный взгляд взрослого, когда он проделывает какое-либо запрещенное действие, прекращает его.

Г.М. Лямина пишет, что культуру чувств необходимо начинать воспитывать с раннего детства, чтобы чувства у детей были адекватны обстановке, вытекали из правильной ее оценки: упавший ребенок, буксующая машина не должны вызывать у детей смех. Воспитатель помогает детям понять, где смешно, а где грустно.

Поведение ребенка на третьем году жизни импульсивно, т.е. складывается под влиянием его чувств, желаний, настроения. Следовательно, нужно обратить внимание на развитие у детей таких чувств, которые побуждали бы их поступать в соответствии с правилами, указаниями взрослых и с учетом нужд сверстников. Надо развивать в частности, чувство симпатии, потому что, если малыш испытывает его, он легче слушается взрослых, охотнее делится со сверстниками игрушками. Наблюдения исследователя свидетельствуют, что оно значительно углубляется на третьем году. Ради близких ребенок может отказаться от удовольствия.

Осознаннее становятся взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Усвоив ряд правил и требований, дети в своих суждениях определяют, как взрослые отнесутся к тому или иному поступку и почему: «Я сам надел туфли! Я молодец?» Такие суждения, содержащие нравственную оценку, дети высказывают по отношению к поступкам друг друга: «А Петя Диму ударил. Он нехороший.» Это тем более важно, что и на третьем году дети легко заражаются возбуждением сверстников и в таком состоянии подражают нежелательным действиям.

Но и доброжелательное отношение у детей друг к другу на третьем году вызвать легко, по сравнению со вторым годом жизни, и проявляется она в более разнообразных действенных формах. Опираясь на свой имеющийся личный опыт, по своей инициативе, дети могут поделиться игрушками, лакомством с ребенком, пришедшим в группу после перерыва; погладить плачущего малыша. Доброжелательность в общении друг с другом закрепляется благодаря развивающемуся на третьем году умению договориться о совместных действиях в игре.

Под влиянием возрастающей практической самостоятельности малыш начинает осознавать свое «Я» и хочет быть похожим на взрослых, обладать такой же независимостью, самостоятельностью. При излишней опеке, несвоевременном усложнении воспитательных подходов может возникнуть «кризис поведения», сопровождающийся проявлениями негативизма, упрямства, капризами.

В связи с этим остро возникает проблема послушания, особенно в семье. Воспитатель рассказывает родителям о том, каковы правильные приемы воспитания послушания в семье ребенка: 1) учат соблюдать правила поведения, 2) избегают подвергать непосильным испытаниям (например, то, что нельзя брать, трогать (лекарство), прячут; не требуют отдать любимую игрушку гостью и т.д.); 3) не пользуются слишком часто запретами, 4) под влиянием настроения не меняют свои требования; 5) добиваются единства подхода со стороны всех, кто воспитывает малыша; 6) не прерывают его деятельности, а создают установку на предстоящее действие: «Надо поставить машину в гараж, водителя отправить обедать и отдыхать, и будем готовиться к обеду».

Связь между эмоциями и деятельность весьма тесная. Эмоции совершенствуются по мере формирования и усложнения различной деятельности и вместе с тем возрастные своеобразия деятельности определяют специфику и известное несовершенство эмоций впервые 3 года жизни. В этом возрасте ребенок живо реагирует на происходящее. Но его эмоции кратковременны, неустойчивы. Причина этого в том, что они возникают в связи с действиями и мотивами, направленными на ближайшие цели. Действия детей в этом возрасте еще не объединены в сложную систему деятельности, в ней отсутствует подчинение второстепенных мотивов главным, решающим.

На психическое развитие ребенка, на обогащение его личного опыта влияет общение со взрослыми и со сверстниками. Доказательством тому является многочисленные исследования (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Н.М. Щелованова, Д.Б. Эльконина и др.). Так как общение – это прежде всего главное условие усвоение детьми общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

Напомним, что общением, в частности, М.И. Лисина называет взаимодействие ребенка с окружающими людьми, в ходе которого он обменивается разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата.

Период с двух до 3 лет является важным событием в жизни ребенка, который характеризуется становлением особого сотрудничества со взрослым. Сотрудничество включает совместную практическую деятельность младшего и старшего партнера, а также их общение по поводу общего дела. Появление сотрудничества означает, что эмоциональные контакты в раннем возрасте теряют то исключительное значение, которое они имели в младенчестве, и включаются лишь в качестве одного из компонентов деловых взаимоотношений.

Ребенок третьего года жизни, у которого психическое развитие в норме, стремится действовать так, как взрослый, и постоянно ориентируется на оценку и отношение взрослого к своим действиям. Способность к деловому сотрудничеству со старшими возникает на основе эмоционального общения младенца и взрослых и на базе коммуникативной потребности. Но стоит уже на более высокой ступени, т.к. на первом месте стоит уже активность ребенка в деятельности.

Исследования показали, что способность ребенка к сотрудничеству лежит в основе такого значительного явления, как овладение активной речью. Эксперименты сотрудников лаборатории под руководством М.И. Лисиной – М.Г. Елагиной, А.Г. Рузской подтвердили это положение.

Недостатками семейного воспитания является, что многие родители долгое время в семье строят свое отношение с ребенком по типу чистой ласки, они не включают занятия с игрушкой в сотрудничество, а предоставляют малышу самому действовать с предметами в одиночку. Дети в таком случае на третьем году жизни хорошо понимают речь окружающих людей, но сами обходятся мимикой и жестами. Для их эмоционального общения с близкими людьми говорить особо не надо; а действие с предметами выполняются ими в одиночестве и тоже не побуждают к речи. Дело коренным образом менялось, когда взрослый организовывал совместную деятельность с малышом. Например, в своих опытах М.Г. Елагина показывала ребенку игрушечную балалайку, извлекала из нее звуки; расхваливала игрушку, поглядывала на ребенка. У того сейчас же появлялось желание завладеть балалайкой, но психолог просила сначала назвать ее, внятно и по слогам: «Ба-ла-лай-ка». После ряда попыток ребенок, наконец, научался говорить нужное слово, получая игрушку и вместе со взрослым несколько минут ею забавлялся. Овладев первым словом, дети затем уже намного быстрее научались активно использовать второе и третье слово и, наконец, открывали тот факт, что все вещи вокруг имеют свои имена, а называние их помогает легко и скоро их заполучить. Этот и другие эксперименты подтвердили, что общение в ходе делового сотрудничества – решающее условие овладения активной речью.

Общение со взрослыми сводится не только уже к желанию ребенка быть поблизости от взрослого, обнимать его, прижиматься, а обязательно включают также и желание вместе заниматься общим делом. Такая преобразовательная потребность в общении очень важная для психического здоровья детей.

Ребенок в этом возрасте, овладевший способностью к сотрудничеству, смело подходит к интересному для него человеку, задает ему вопросы или приносит ему игрушки, трогает вещи взрослого.

Общение со взрослым в большой степени обуславливает формирование у детей дружеских контактов между собой. Известно, что хорошо развитый ребенок третьего года жизни проявляет живой интерес к детям, стремится играть с ними, и хотя общение это еще очень элементарно («рядом, но не вместе»), оно доставляет малышам чувство радости, огромное удовольствие.

Становление общения со сверстниками на первых порах нуждается в постоянной поддержке взрослого. Но при чисто эмоциональных связях со старшими ребенок, увидев взрослого, забывает о сверстнике. И лишь «деловое общение» помогает ему использовать помощь взрослого для поддержания и обогащения контактов с ровесниками.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место в жизни детей. Это обуславливается тем, что к трем годам жизни возникает особое специфическое содержание общения детей между собой. На первый взгляд это общение имеет бесцельный характер: беготня, веселые прыжки, кувыркания, возня, забавные движения, имитация различных звуков, восторженные крики и тому подобные действия. Особенность – яркая эмоциональная окрашенность и особая раскованность, непосредственность. Ни наедине, ни со взрослым дети не ведут себя подобным образом. Специфика общения со сверстниками связана с тем, что ребенок взаимодействует с равным себе существом, ни в чем не ограничивающим проявлений его инициативы и подхватывающим любое, самое неожиданное его действие.

В этом возрасте у детей ярко выражено стремление подражать сверстнику, на этой основе возникает большинство совместных игр. Еще один из моментов, который объясняет все возрастающий интерес друг к другу, связан с тем, что дети зачастую видят в ровеснике самих себя: в ходе знакомство со сверстниками малыши как бы со стороны смотрят на самих себя, лучше познают себя в сравнении с такими же, как и они детьми. Это сопоставление производится в совместных играх, на занятиях, организованных воспитателем и т.д.

Итак, именно на третьем году жизни происходит становление

1) потребности в общении со сверстниками и оформление соответствующей ей формы общения, названное нами ее в форме эмоционально окрашенной игрой.

2) Потребность в общении со сверстниками хотя и сформировалась, но пока еще слабо и уступает по силе другим потребностям.

Необходимо подкреплять положительные контакты сверстников. Целесообразно организовывать ситуации «высокого общения», оставляя детей на площадке, наедине друг с другом без игрушек. Эпизоды общения можно увеличить до 10-15 мин. Воспитатель, находясь рядом с детьми, поддерживает проявление инициативы детей по отношению к сверстнику, привлекает их внимание друг к другу, называя каждого по имени, стимулирует детей пользоваться речью, обращаясь к ровеснику. При этом вмешательство взрослого ненавязчиво.

Одним из важных компонентов человеческого общения – контакт взглядов. Взрослый, разговаривая с одним из малышей, привлекает к нему внимание другого ребенка, предлагает посмотреть на мир ровесника, в его глаза, назвать его имя. Для этого детям надо на несколько минут отвлекать от своих индивидуальных занятий.

Первая форма общения детей с ровесниками – эмоционально окрашенная игра. Поэтому нужно поддерживать эмоциональные контакты детей и создавать ситуации, способствующие их проявлению. Посадив рядом с собой двух детей, воспитатель ласково говорит с каждым из них, выражает восхищение их внешностью, поглаживает по головке, по ручкам. Одновременно он предлагает полюбоваться друг другом, улыбнуться, погладить ровесника. Регулярное введение таких эпизодов в практику общения приводит к положительным результатам, формирует между малышами доброжелательные отношения.

Необходимо учесть, что игрушки часто служат помехой к взаимодействиям детей. Рекомендуется создавать такие ситуации, в которых совмещались бы предметные игры детей и их общение. Предлагается следующий прием (педагогический): за столиком, на котором находятся разные игрушки, напротив друг друга размещают двоих детей. Взрослый располагается рядом и, наблюдая за игрой ровесников, выражает им одобрение, хвалит их за инициативу по отношению к сверстнику, обращает внимание на поступки партнера, призывает малышей помочь друг другу, вместе совершить какое-либо дело: сложить кубики, построить домик, собирать пирамидку или просто полюбоваться ровесником.

Следует подчеркнуть, что суть сформированных занятий должна быть не организация одной лишь предметной среды, а обращение детей к личностным качествам друг друга, воспитание отношения к ровеснику как к личности.

Достижения в психическом и моторном развитии детей первых двух лет жизни вызывает у них большой интерес к самостоятельным действиям, в которых проявляется стремление ребенка к активному освоению мира и самоутверждению. Если глушить стремление ребенка к самостоятельности, он может вырасти пассивным, но способным к каким-либо усилиям.

Самостоятельность детей третьего года жизни тесно связана с содержанием деятельности, в которой она формировалась: в режимных процессах воспитываются навыки самообслуживания; в игре – дети самостоятельно воспроизводят 2-3 жизненных эпизода; на занятиях – самостоятельно осуществляют замыслы рисунка, постройки, при выполнении поручений взрослого проделывают трудовые действия: убирают игрушки, кормят рыбок, расставляют тарелки с хлебом. Самостоятельность дети проявляют и во взаимоотношениях со сверстниками – в инициативных действиях по оказанию помощи, в проявлении сочувствия.

Г.Н. Година характеризует самостоятельность детей 2-3 года жизни как проявление независимых от взрослых действий детей, направленных на выполнение известным им способом определенной задачи, поставленной кем-то из окружающих. На следующей возрастной ступени к четырем годам дети выполняют независимые от взрослых действия, которые направлены на решение знакомых задач, поставленных кем-то из окружающих, а также самими собой; при этом ребенок действует знакомым способом в несколько измененных условиях сходных с теми, в которых данная задача решалась ранее.

Таким образом, автор рассматривает самостоятельность младших дошкольников не только с точки зрения овладения ими разнообразными знаниями и умениями, но с точки зрения их способности пользоваться этими умениями в обычных или сходных ситуациях.

Понятие «самостоятельность» включает в себя познавательные, волевые и эмоциональные компоненты: 1)знание о задаче и системе ее выполнения; владение способами выполнения; активная волевая целеустремленность; нравственные чувства и положительные эмоции: доброта, сочувствие, радость, удовольствие. Первые 2 компонента составляют содержание понятия самостоятельность, последние – обеспечивают действенность проявления самостоятельности.

Третий год жизни – период интенсивного развития у ребенка самостоятельности. Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: совершенствуются навыки самообслуживания; играя ребенок самостоятельно воспроизводит 2-3 последовательных эпизода из жизни, самостоятельно формируется и проявляется в процессе занятий (Слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы, осуществлять в рисунках, в постройках задуманное). Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: расставить по местам игрушки, убрать в ящик строительный материал, покормить рыбок и птичку, а перед полдником салфетницы.

Необходимо создавать условия для, чтобы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт. Так по мере освоения на занятиях новых предметных действий им можно предложить поиграть в игрушки, с которыми они научились обращаться на занятии; дети могут раздеваться, вымыть руки, если одежда удобна.

Воспитывая самостоятельность, взрослый объясняет, показывает (могут быть натуральные действия, например, при умывании, или инсценирование с игрушками), если нужно, часть работы выполняет сам. Эти приемы сочетаются с активной деятельностью. В процессе показа и после него дети задают разнообразные вопросы, чтобы направить их внимание на основные действия, помочь уяснить содержание того или иного требования, способ его выполнения, чтобы ребенок понял, почему так можно поступать. По мере накопления детьми конкретных сведений взрослые меньше показывают, а больше представляют детям возможность действовать по словесному указанию. Однако, чтобы движения, действия детей были точны, вначале объяснения носят подробный характер, постепенно переходят к общим напоминаниям. Например, когда детей учат наводить порядок в кукольном уголке, вначале им объясняют: «Чашки и тарелки нужно убрать в буфет. Дверцы буфета прикрыть. Кастрюли поставить на плиту». В дальнейшем достаточно напомнить: «Вспомните, что нужно сделать с игрушками, когда поиграли. Кто знает?» Или на первом этапе проведения подвижной игры «Птички в гнездышках» объясняют, где сесть, как прыгать, куда улететь. Позже предлагают вспомнить: «Прыгайте так, как вы научились». Вначале ребенку дают прямое указание: «Помоги Жене надеть чулки». Когда он научится понимать требование, ему можно сказать иначе: «Спроси у Жени, может быть ему помочь одеться?»

В процессе организации самостоятельной деятельности дети от прямого подсказа, чем заняться, переходят к наводящим вопросам, побуждающим детей самостоятельно продолжать, усложнять игру, найти себе занятие: «Твоя куколка уже поела? А что она будет делать дальше? Ты хочешь погулять с ней? Но на улице холодно!» Ребенок должен догадаться, что куклу следует завернуть.

Итак, для формирования самостоятельности и активности детям важно во всех разделах воспитательной работы планировать и осуществлять систему задач нарастающей трудности. Их выполнение потребует волевых усилий, напряжения, но вместе с тем появится интерес, настойчивость. Важна и оценка, поощрение ребенка, привлечение внимания других детей к проявлениям его самостоятельности. Тогда дети будут стараться найти себе занятие, справиться с ним и даже оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Итак, пути и средства развития самостоятельности:

a. определение для детей круга обязанностей: беречь игрушки, одежду …;

b. обогащать знания, ум, относящимися к самообслуживанию, обращению с игрушками и вещами, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

c. создание условий для проявления самостоятельности: удобный покрой одежды, мебель по росту ребенка, игровой уголок;

d. обучение детей натуральным действиям, а также действиям через игры – инсценировки;

e. использование оценки поступков детей, поощрения.

С этой целью можно рекомендовать использовать в практике семейного воспитания игры и игровые занятия. Для детей третьего года жизни как: «Послушай, что происходит внутри дома и наружи», совместное со взрослыми чтение стихотворений, «Сделай, как я!», чтение юмористических стихотворений, отгадывание простых загадок с целью развития речи детей. Для этого детям загадывают такую загадку, в которой необходимо договорить окончание ее и показывают отгадку на картинке или на предмете; составит разборную картинку, при этом взрослый должен дать характеристику предмету.

А.Ф. Фонарев, С.Н. Теплюк видят в самостоятельности младших детей предпосылки трудового воспитания. Воспитатель ориентирует детей на результат, который должен быть наглядным, нести в себе элементы новизны и значимости, что активизирует ориентировочные реакции детей. Причем, если результат слишком удален от начала действия, то дети теряют его. Поэтому авторы предложили членить деятельность детей на несколько деталей, в которых и выделять промежуточные результаты.

Умственное развитие. Если для детей второго года жизни характерным являлось то, что они мыслили главным образом о вещах, которые ими воспринимались в данный момент и с которыми они действовали в настоящее время. На третьем году жизни под влиянием накопленного опыта происходит дальнейшее развитие мышления. Хотя к концу раннего возраста восприятие ребенка достигает относительно высокой ступени развития, однако во многих отношениях оно пока еще несовершенно. Так, рассматривая какую-либо картину, малыш ограничивается тем, что бросает на нее беглый взгляд или же останавливается на какой-то детали, не замечая остальных ее особенностей. Свое восприятие ребенок не умеет подчинять поставленной перед ним задаче. Например, предлагает малышу найти на картинке мяч, с которым играет щенок, а ребенок увидев на переднем плане щенка, заинтересовывается им и забывает о вопросе взрослого о мяче. Внимание ребенка тесно связано с интересом. Первоначально у детей имеется только непроизвольное внимание. По мере того, как ребенок овладевает речью, интересуется предметами, является с помощью слова, у него постепенно формируется произвольное внимание, подчиняющееся осознанным целям: он довольно долго возится с игрушкой, сосредоточенно следит за плавающей рыбкой в аквариуме, спокойно с интересом слушает рассказ. У детей развивается память.

Если ребенок 1,5 лет проснувшись после дневного сна, не может вспомнить игрушку, с которой играл перед сном, а двухлетний ребенок вспоминает уже то, что случилось несколько дней назад, то к трем годам очень ярко и живо ребенок может рассказать о том, как ходили гулять в лес 2-3 месяца назад и как нашли там ежика. Но ребенок обладает еще в основном непроизвольной памятью, то есть запоминает лишь то, что его особенно заинтересовало и вызвало яркое впечатление. Ребенок начинает ориентироваться в понятиях о пространстве и времени, о количестве предметов (один, два, много, меньше).

Малыш начинает «мечтать»- «А я вчера с бабушкой пойду в зоопарк». Мы часто слышим от детей трех лет: «Мама, а как же люди в самолете сидят? Ведь он такой маленький!» «Завтра – это поспим, встанем и завтра будет». «Вот закрою глазки и всем темно станет». На основе развивающегося жизненного опыта у ребенка формируется воображение. Алена 2 г.11 мес. рассказывает сказку о тех медведях6 «Жили-были три медведя, которые на картинке. И потом они ушли, куда им полагается, а там вот, и пожалуйста, и серый волк…» В три года она придумала песенку: «Зайка серенький сидит

И на улицу смотрит

Месяц над домами

Но река плывет…»

Или «Волк идет косолапый,

Вытирает нос лапой,

Идеи и смущается…»

На основании опыта возникают и своеобразные суждения: «Мамочка, идем скорее, а то машина идет… Хорошо, что мы не попали под машину: я-то маленькая, влезу под машину, а ты-то большая, как туда влезешь?»

Однако от недостатка практическим опытом, дети этого возраста нередко смешивают и путают воображаемое с действительным: играли в подвижную игру, «волк» ловил «зайчика», и пока (волк) по неопытности поймал сына (зайчика) – как же горько плакал малыш и кричал «не кусай меня острыми зубами, страшный волк!»

Итак, совершенствуется речь ребенка. Для третьего года жизни характерно, во-первых, совершенствование речи как деятельности. Это значит, что по своей инициативе и разнообразным поводам ребенок вступает в общение со взрослыми и сверстниками.

Вместе с тем развитие речи как деятельности еще далеко не совершенно. Малыш активно общается лишь с людьми, им хорошо знакомыми. Они охотно говорят о предстоящем или уже о совершенном действии. Но им трудно сопровождать словами текущую деятельность, например, рисовать и одновременно говорить. А это в свою очередь, усложняет период сюжетной игры (где малыш воспроизводит действия) в ролевую (где он в отсутствие партнера-сверстника высказывается и за себя, и за партнера-игрушку). Сложными предложениями пользуются дети не часто: в обычной речи они составляют примерно 11-13% от общего числа высказываний.

В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание, и на результат активной речи ребенка. Малыш начинает осознавать, что слова, произносимые окружающими, всегда что-то обозначают, и это его привлекает. Прислушива







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.