Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфика проблем устойчивого развития стран с переходной экономикой





Переход стран СНГ от государственного централизованного планирования к рыночной экономике происходил параллельно с осознанием того, что для достижения устойчивого развития им необходимо выработать в рамках общества такие саморе­гулирующие механизмы, которые бы ограничили его негативное воздействие на окружающую среду. Опыт стран, в которых давно сформировались и успешно функционируют демократические институты, показывает, что ключевым условием для защиты окружающей среды и достижения устойчивого развития является отлаженный демократический механизм принятия решений. Только он может гарантировать принятие таких решений, которые отвечают интересам устойчивого развития общества в целом, однако при условии достижения обществом достаточного уровня нравственной зрелости. Этот уровень подразумевает развитое чувство ответственности общества за будущее новых поколений.

Стабильность экономического развития, предсказуемость политической ситуации, способность к конструктивному партнёрству между различными социальными группами – являются основными условиями улучшения экологической ситуации. Препятствия, затрудняющие продвижение стран СНГ в направлении устойчивого развития, заключаются именно в различной степени достижения ими этих условий.

Объективно необходимый переход экономики этих стран на рыночные условия привёл, тем не менее в большинстве стран СНГ к серьёзным экономическим диспропорциям, глубокому социальному расслоению и политической напряжённости. В этой обстановке вопросы экологии отодвинулись на второй план по сравнению с необходимостью срочно решать более насущные проблемы, хотя спад производства и сокращение численности населения в ряде мест снизили общий уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду.



В настоящее время ситуация в большинстве стран стабилизируется. Идёт формирование гражданского общества и развитой рыночной экономики с оглядкой на национальные традиции, растёт уровень жизни населения. При этом повышение жизненных стандартов и потребительского спроса в условиях рынка ведёт к развитию соответствующих отраслей хозяйства, что часто связано с ростом потребления природных ресурсов. Таким образом, экологические проблемы для рассматриваемой группы стран вновь приобретают актуальность, и по мере успешного социально-экономического развития стран эта актуальность будет только возрастать.

Правительства и общественность стран СНГ уже, в целом, осознали, что социально-экономическое развитие не может признаваться успешным, если параллельно с ним не решаются существующие экологические проблемы, а тем более, если это развитие само порождает новые проблемы. Понимание того, что развитие должно быть устойчивым, то есть осуществляться с соблюдением хрупкого баланса между удовлетворением разумных потребностей человека и возможностями окружающей его природной среды всё больше овладевает умами не только учёных, но и общественных деятелей, политиков, бизнесменов и рядовых граждан. В достаточной степени осознаётся и то обстоятельство, что без достижения глобальной устойчивости, устойчивое развитие на локальном уровне неминуемо будет носить ограниченный характер. Поскольку решение глобальных экологических проблем под силу лишь мировому сообществу, растёт интерес к деятельности международных организаций и вырабатываемым ими документам, таким как Повестка дня на XXI век, которая была принята на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году.

Повестка дня на XXI век по праву считается основополагающим документом по устойчивому развитию, и хотя её содержание остаётся ещё недостаточно известным широкому кругу общественности, специалисты, занимающиеся вопросами устойчивого развития, рассматривают её как руководство к действию на национальном уровне. В ней содержатся рекомендации по созданию Национальных советов по устойчивому развитию (НСУР) как организаций с широким представительством для того, чтобы сформулировать и воплотить в жизнь политику устойчивого развития на уровне отдельной страны.

На общероссийских консультациях по устойчивому развитию, проведенных по инициативе Совета Земли в январе 1997 года в Москве, а затем на Таллиннской региональной конференции по устойчивому развитию, которая была организована Советом Земли совместно со Стокгольмским экологическим институтом для стран Центральной и Восточной Европы и стран СНГ в том же месяце, делегаты из 16 стран бывшего СССР единодушно поддержа­ли необходимость создания НСУР как многосекторных национальных институтов, способных обеспечить тесное взаимодействие всех слоев общества, стремящихся к достижению устойчивого развития в своих странах. Эта идея создания была горячо поддержана также более чем 500 участниками глобального форума «РИО+5», который Совет Земли организовал и провел в марте 1997 года.

Основными целями НСУР применительно к странам с переходной экономикой должны быть разрешение конфликтов и достижение согласия общества. При этом нужно учитывать интересы всех социальных групп, отдавать приоритет общественным интересам, а не монопольным интересы конкурирующих финансово-промышленных групп. НСУР должен также обеспечивать учет социальных, экономических, экологических факторов устойчивого развития при принятии решений на различных уровнях. НСУР должен обеспечить создание в стране условий, при которых самые различные силы, заинтересованные в устойчивом развитии, смогут быть вовлечены в разработку общих целей. И, наконец, особое внимание НСУР в странах региона должно уделяться распространению информации.

Однако НСУР созданы далеко не во всех странах, а там, где созданы – их деятельность часто носит формальный характер и не решает в должной мере вышеперечисленных задач.

В постперестроечных обществах, как правило, ещё не сложилось единого понимания термина «устойчивое развитие». Политическое руководство этих стран склонно манипулировать этим термином, как модным лозунгом и хотя идеи устойчивого развития на словах признаются, реальные дела не всегда в полной мере им соответствуют.

Во многих странах уже разработаны национальные, региональные и местные «концепции», «стратегии» и «планы» или работа над ними ведётся, но не всегда содержание этих документов полностью соответствуют заявленным названиям. На локальном уровне муниципальные власти самостоятельно или с привлечением научных организаций разрабатывают проекты или стратегические планы устойчивого развития своих территорий, однако зачастую на выходе получается просто стратегический план (долгосрочный план социально-экономического развития), поскольку их авторы не владеют необходимой методической базой для создания документов, посвящённых именно вопросам устойчивого развития. Порой при работе над такими документами игнорируется принцип широкого общественного участия, без чего невозможно рассчитывать на поддержку общественностью решений такого документа (даже если он составлен специалистами достаточно грамотно), а тем более на массовое участие в их реализации.

Одной из причин, затрудняющих разработку полноценных документов устойчивого развития на всех территориальных уровнях, является отсутствие единой системы показателей (индикаторов) устойчивого развития. Эта проблема общемировая и учёные во многих странах с различной степенью успеха двигаются к её решению. Создание универсальной системы показателей устойчивого развития позволило бы сравнивать успехи разных стран в достижении общей цели, однако на сегодняшний день такой системы нет и, скорее всего, не может быть, так как перед различными странами мира на их пути к устойчивому развитию стоят слишком разные проблемы. Несмотря на существование общих критериев устойчивости, конкретные наборы показателей для стран разного типа не могут быть одинаковыми. В этом смысле для стран, расположенных на постсоветском пространстве, вряд ли подойдут многие показатели, актуальные, к примеру, для развивающихся стран Африканского континента. В то же время различные системы показателей, рекомендуемые авторитетными международными организациями, содержат порой именно такие показатели. Рекомендуемые системы показателей часто оперируют понятиями, не принятыми в постсоветских странах. Поэтому представляется целесообразным разработка специальной системы показателей для группы стран с переходной экономикой, которая учитывала бы реалии переходного периода. Как следующий этап – возможна разработка систем показателей для отдельных стран, учитывающих их природно-климатические условия, национальный уклад жизни, особенности политического устройства и права и прочее. Существующие в настоящее время подходы к разработке показателей (индикаторов) устойчивого развития рассмотрены далее в подтеме «Показатели устойчивого развития».

Национальные концепции и стратегии устойчивого развития в странах с переходной экономикой в большинстве случаев недостаточно согласованы с отраслевыми стратегиями и плановыми проработками. Это является существенным недостатком этих документов, так как в странах, плановая экономика которых управлялась преимущественно по отраслевому принципу, по-прежнему сильны позиции отраслевых монополий, в то время как местное самоуправление и локальные гражданские сообщества ещё только развиваются. А ведь именно местному уровню в программных документах по устойчивому развитию отводится решающая роль во многих вопросах. Слабость местных органов самоуправления и социальная разобщённость местного населения часто позволяет на местах побеждать отраслевым интересам в ущерб интересам населения.

И, наконец, практическая реализация различных планов и программ в странах с переходной экономикой часто упирается в нехватку финансовых средств. Ограниченность местных бюджетов сочетается с неэффективным расходованием имеющихся средств, которые часто распыляются на решение многочисленных неотложных проблем, при этом, не доводя до конца решение ни одной из них. В то же время местные власти не всегда умеют работать с частными инвесторами, привлечение средств которых в социально-значимые проекты на взаимовыгодных условиях могло бы серьёзно поспособствовать достижению устойчивости на местном уровне.

Несмотря на все сложности, следует признать, что для стран с переходной экономикой стремление к устойчивому развитию имеет особое значение, так как на пути к формированию полноценной рыночной экономики они вынуждены преодолевать различного рода препятствия, доставшиеся со времён экономики плановой. В процессе этого, как правило, возникают или обостряются конфликты разносторонне направленных интересов, что отнюдь не способствует устойчивости. Ведь любые реформы, даже самые прогрессивные и заранее просчитанные, могут сопровождаться временной утратой стабильности. Достижение даже относительной устойчивости в таких условиях является сложной задачей.

В итоговом документе Международной конференции по устойчивому развитию стран с переходной экономикой[175], состоявшейся в Минске в апреле 1998 года, отмечается важность курса на переход к устойчивому развитию с тем, чтобы на стадии реформирования экономики и укрепления рыночных отношений интегрировать экологию, экономику и социальную сферу, заложить основы экологически устойчивых структур производства и потребления, экологически обоснованной экономической политики и управления с использованием индикаторов устойчивого развития.

Подчёркнуто, что изменение характера участия государства в хозяйственной деятельности создаёт предпосылки для развития инициативности частного сектора. При этом остаётся высокой роль и ответственность государства в качестве гаранта сохранения окружающей среды и экологической безопасности.

В Итоговом заявлении Региональных консультаций по устойчивому развитию для Новых Независимых Государств[176], проходивших 24-26 сентября 1998 года в Москве, были сформулированы следующие задачи этих стран на пути прогресса в области устойчивого развития:

· предпринять активные усилия по образованию в области устойчивого развития всех социальных групп, в том числе для лиц, принимающих решения. При этом необходимо активно использовать потенциал общественных и образовательных организаций, а также средств массовой информации;

· рекомендовать странам, в которых еще нет Советов по устойчивому развитию, создать такие структуры. НСУР должны стать эффективным механизмом межотраслевого и межсекторального сотрудничества, контролирующим процесс движения к устойчивому развитию, работать открыто и гласно, активно вовле­кая в свою деятельность широкие слои населения. При этом НСУР не должны брать на себя всю ответственность за планирование устойчивого развития и подменять государственные структуры;

· уделить особое внимание, сконцентрировать усилия и средства на помощи в разработке и осуществлению локальных (на уровне района, города) и региональных планов действий по устойчивому развитию и их координации с национальными планами;

· осуществить меры по экологизации законодательства, обеспечению верховенства закона и строительству гражданского общества;

· пересмотреть нормативно-правовую базу в области охраны окружающей среды и применяемые стандарты, привести их в соответствие с международными нормами и требованиями международных конвенций;

· развивать и совершенствовать экономические механизмы регулирования и стимулирования природоохранной деятельности с учетом реалий рыночной экономики, активно использовать новые механизмы финансирования природоохранной деятельности. Особого внимания требует совершенствование механизмов сотрудничества с международными финансовыми организациями. Необходимо усилить общественный контроль за эффективным использованием финансовых средств;

· развивать международное сотрудничество, обмен информацией и опытом в области устойчивого развития внутри региона ННГ, а также с другими странами;

· рекомендовать неправительственным и другим организациям создавать Ассоциации или объединения неправительственных организаций (НПО) по устойчивому развитию для участия в разработки стратегий устойчивого развития и мониторинге состояния дел в этой области на различных уровнях;

· создать эффективный механизм вовлечения общественности в решение проблем охраны окружаю­щей среды и устойчивого развития, для этого:

- усовершенствовать законодательную базу в области общественного участия; повысить потенциал в области взаимодействия с общественностью в процессе принятия решений и разработке стратегий устойчивого развития лиц, принимающих решения, деловых кругов, парламентариев, средств массовой информации и неправительственных организаций;

- развивать системы доступа к информации.

Особо было отмечено, что все, без исключения, проекты, программы и иные любые действия, прямо или косвенно затрагивающие интересы коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, должны проходить с обязательным предварительным согласием и прямым участием данных народов.

Кроме того, особое внимание необходимо уделять проблемам беженцев, особенно тех из них, которые были вынуждены переселиться в результате резкого ухудшения состояния окружающей среды. Основным принципом перехода к устойчивому развитию должна стать максимальная открытостьэтого процесса, вовлечение в него всех заинтересованных сторон (общественных - но не только экологических - организаций, женщин, бизнеса, профсоюзов, науки, коренных народов, фермеров и т. д.) и установление партнерства между ними. Другим основополагающим принципом должно стать борьба с тем, что еще можно предотвратить - с причинами, а не с последствиями.

Несмотря на то что с момента принятия Итогового заявления прошло уже немало лет, перечисленные задачи для большинства стран сохраняют свою актуальность и на сегодняшний день.

«Концепция перехода РФ к устойчивому развитию» и дальнейшие действия по формированию Стратегии устойчивого развития России

Российская Федерация – одна из крупнейших стран мира, как по своей территории, так и по количеству проживающего на ней населения, поэтому её устойчивое развитие является фактором, от которого зависит устойчивость всего мира. Без участия РФ не может быть решена ни одна глобальная экологическая проблема, поэтому можно сказать, что в устойчивости её развития заинтересовано всё мировое сообщество.

В целях осуществления последовательного перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, а также руководствуясь программными документами, принятыми на Конференции ООH по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Президент РФ Указом от 1 апреля 1996 года № 440 утвердил «Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию»[177].

В преамбуле Концепции чётко заявлено, что «…представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающий сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей».

Раздел 1 Концепции называется ёмко и точно:«Устойчивое развитие – объективноетребование времени».

В нём говорится о том, что мощь современной экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. Человечество использует огромное количество технологий, разрушающих экосистемы, поэтому возникла реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений. Сохранение нормальной окружающей среды и возможность существования будущих поколений людей возможно лишь в рамках стабильного социально-экономического развития, не разрушающего своей природной основы. Обеспечить такое развитие можно лишь усилиями всего человечества, но начинать движение к данной цели каждая страна должна самостоятельно.

Для этого необходимо изменить нынешние стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение к окружающей среде.

Раздел 2 «Россия на пороге XXI века». В разделе констатируется тот факт, что кризисное состояние экономики России к началу экономических реформ, в частности её высокая ресурсоёмкость, изношенность основных производственных фондов предопределяли её крайне негативное воздействие на окружающую среду.

Вместе с тем, благодаря обширности территории в России, сохранился крупнейший на планете массив естественных экосистем (8 млн. кв. километров), который служит резервом устойчивости биосферы всей планеты.

Помимо этого, отмечается, что осуществляемые ныне реформы создают предпосылки для решения существующих проблем. Рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде для субъектов хозяйственной деятельности, а демократизация общественной жизни позволяет повысить роль граждан и негосударственных организаций в подготовке и принятии хозяйственных и иных решений с учетом экологического фактора.

В Концепции утверждается, что формирующаяся в России социально-экономическая системы способна осуществить переход к устойчивому развитию.

Раздел 3 «Задачи, направления и условия перехода к устойчивому развитию».

В Концепции сформулированы принципиальные задачи, стоящие перед страной на пути перехода к устойчивому развитию:

· обеспечение в процессе выхода страны из нынешнего кризиса стабилизации экологической ситуации;

· коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

· введение хозяйственной деятельности в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.

Обозначены следующие основные направления перехода России к устойчивому развитию:

· создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;

· разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

· оценка хозяйственной ёмкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

· формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Подчёркивается, что переход к устойчивому развитию потребует адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в этих преобразованиях будет основополагающей. При этом важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований должна принадлежать науке. В ходе преобразований должна предусматриваться реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, борьбу с преступностью, искоренение бедности, изменение структуры потребления и уменьшение дифференциации в доходах населения.

Обязательными условиями перехода к устойчивому развитию являются обеспечение прав и свобод граждан и усиление роли основных социальных групп населения, особенно молодёжи, в осуществлении социально-экономических преобразований. Ведущая роль в создании этих условий отводится государству, которое, прежде всего, должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен.

Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов, в частности государственной стратегии действий долгосрочного характера и программ регионального уровня. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия «центр – регионы».

Раздел 4 «Региональный аспект устойчивого развития»ставит задачи перед отдельными регионами, на решение которых должна быть направлена разработка и реализация региональных программ перехода к устойчивому развитию. Они следующие:

· формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

· выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

· осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

· развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

· реконструкция региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

Программные и прогнозные документы федерального уровня должны служить ориентиром при разработке региональных программ перехода к устойчивому развитию.

Раздел 5 «Критерии принятия решений и показатели устойчивого развития».

В этом разделе определены критерии, на которые следует ориентироваться при принятии конкретных решений:

· никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызываемого ущерба;

· ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов.

Концепция ставит вопрос о целевых ориентирах и ограничениях, необходимых для управления процессом перехода к устойчивому развитию и оценки эффективности используемых средств. Они могут быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия. Эти показатели должны отражать те уровни, при которых обеспечивается безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, оборонном и других аспектах. К ним относятся основные показатели качества жизни, показатели, характеризующие уровень потребления природных ресурсов и уровень нарушенности экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции).

В качестве целевых и лимитирующих показателей устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться уровни удельного (на душу населения и единицу валового внутреннего продукта) потребления энергии и других ресурсов, а также производства отходов.

Аналогичные системы показателей могут использоваться при решении проблем перехода к устойчивому развитию для каждого субъекта Российской Федерации.

Раздел 6 «Россия и переход к устойчивому развитию мирового сообщества».

В разделе обозначены приоритеты России в международном сотрудничестве по обеспечению устойчивого развития:

· организация международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию;

· активное участие в международных научных программах по проблемам устойчивого развития и в разработке мер, способствующих нормализации антропогенного воздействия на биосферу;

· создание эффективных механизмов обеспечения межгосударственного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;

· стимулирование поступления в Россию экологически ориентированных зарубежных инвестиций;

· обеспечение экологических интересов страны во внешнеэкономической деятельности.

Отмечена необходимость продолжить усилия по основным направлениям международной деятельности России в области охраны окружающей среды, в том числе по:

· сохранению биоразнообразия;

· защите озонового слоя от истощения;

· предотвращению антропогенного изменения климата;

· охране лесов и лесовосстановлению;

· борьбе с опустыниванием;

· развитию и совершенствованию системы особо охраняемых природных территорий;

· обеспечению безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

· решению проблем Мирового океана и межгосударственных региональных экологических проблем (сокращение трансграничного загрязнения, нормализация окружающей среды в бассейнах Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей и в Арктическом регионе).

К числу важнейших научных проблем, решение которых возможно лишь в рамках международного сотрудничества ученых, относится определение характеристик экологической устойчивости планеты в целом и основных подсистем биосферы. Благодаря своему научному потенциалу, Россия здесь может сыграть одну из ведущих ролей.

Раздел 7 «Этапы перехода России к устойчивому развитию». В этом заключительном разделе говорится, что переход к устойчивому развитию – процесс весьма длительный, поэтому реализация соответствующих принципов должна рассматриваться поэтапно. Любые программные и прогнозные документы могут охватывать только относительно ранние этапы.

Hачальный этап перехода России к устойчивому развитию предопределен необходимостью решения острых экономических и социальных проблем, однако при соблюдении в этот период обоснованных экологических ограничений на хозяйственную деятельность. Одновременно следует нормализовать обстановку в зонах экологического кризиса, на экологически неблагополучных территориях.

Hа следующем этапе должны осуществляться основные структурные преобразования в экономике, технологическое обновление, существенная экологизация процесса социально-экономического развития. Hа этом этапе экологическое благополучие территории страны обеспечивается прежде всего за счет рационализации использования богатого природного потенциала России и снижения его относительных затрат на душу населения.

В дальнейшем постепенно должна решаться проблема гармонизации взаимодействия с природой всего мирового сообщества. Россия, на долю которой приходится значительная часть ненарушенных экосистем, будет играть в этом процессе одну из ключевых ролей.

В Указе Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440, утвердившем «Концепцию перехода РФ к устойчивому развитию», Правительству РФ было предписано учитывать положения Концепции при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития, подготовке нормативных правовых актов, принятии хозяйственных и иных решений.

Предписывалось также разработать и внести в 1996 году на рассмотрение Президента Российской Федерации проект государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, что соответствует рекомендациям Повестки дня XXI. Однако до настоящего времени такой стратегии у России нет, что существенно затрудняет возможности реализации Концепции. Ведь именно стратегия должна обеспечить переход от слов к делу.

В то же время интерес к этой теме возрастает, особенно на региональном и местном уровне. Отдельные регионы и даже муниципальные образования пытаются выстроить собственные стратегии устойчивого развития, опираясь как на доступные международные и отечественные материалы, так и на собственное интуитивное понимание устойчивости применительно к своим конкретным условиям и проблемам. Иногда идеи устойчивого развития закладываются в разрабатываемые на местах стратегические планы, что должно способствовать достижению определённых целей, направленных на более устойчивое развитие.

Подобную активность, связанную с желанием внедрить идеи устойчивого развития в практику управления областью, районом или городом, безусловно, следует оценивать как положительную и опыт такой деятельности чрезвычайно важен. Однако отсутствие единой методологической базы и чётких стратегических принципов устойчивого развития всей страны снижают практическую ценность таких документов.

Государственная стратегия устойчивого развития РФ, базируясь на положениях рассмотренной выше Концепции, должна сформулировать такие стратегические принципы для всей территории страны в целом, которые затем могли бы быть развиты, конкретизированы и дополнены на региональном и других территориальных уровнях с учётом их специфики. Государственная стратегия федерального уровня должна служить для региональных и местных стратегий не только идеологической основой, но и образцом в методологическом отношении, поэтому она должна быть разработана на высоком научном уровне, с учётом мирового опыта. На эту работу должно быть отведено достаточно времени, хотя позволить себе разрабатывать Стратегию слишком долго наша страна тоже не может.

Такая Стратегия, прежде чем быть утверждённой в качестве государственного документа, должна пройти тщательную научную экспертизу и самое широкое общественное обсуждение. Чтобы учесть всё многообразие взглядов и интересов, отраслевые аспекты Стратегии должны быть проработаны с привлечением технических экспертов из разных отраслей экономики, а региональные аспекты – с участием представителей всех субъектов Федерации. Целесообразно создание Совета по устойчивому развитию при Президенте.

Стратегия устойчивого развития должна стать не только государственной, но и национальной, то есть не только элементом государственной политики, но и воспринималась бы и разделялась всем народом.

На пути к устойчивому развитию российских городов.

5 июня 2002 года в Москве состоялось Всероссийское совещание по обеспечению устойчивого развития городов России и совершенствованию государственного технического учёта. К участникам обратился Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан, который выразил уверенность в том, что Совещание является важным шагом на пути реализации Повестки дня Хабитат и целей, сформулированных в Декларации тысячелетия.

Города, по словам Кофи Аннана, являются центрами цивилизации, но в них же часто сосредоточены и пороки нашего времени, такие как преступность, безработица, бедность. Однако устойчивое развитие городов несовместимо с ухудшением условий жизни большого числа людей и движение к устойчивому развитию будет парализовано, если не будут предприняты целенаправленные действия по борьбе с этими негативными сторонами городской жизни. При этом решающим фактором устойчивости является безопасность в широком понимании этого слова - физическая, социальная, правовая, информационная и культурная. Требование безопасности особенно актуально в настоящий момент времени в связи с угрозой международного терроризма.

Ещё одним тормозом на пути к устойчивости К. Аннан назвал ухудшение состояния окружающей среды. «Это глобальная проблема, – сказал Генеральный Секретарь ООН, – хотя корни ее находятся на местном уровне, где осуществляется множество видов деятельности, наносящих ущерб глобальной окружающей среде. Эти проблемы невозможно решить без комплексной и всесторонней политики, направленной на создание институтов для развития местного потенциала и расширения сети таких институтов».

Непременным условием перехода к устойчивому развитию является участие населения в планировании и принятии решений, при этом важная роль в развитии населённых пунктов должна принадлежать общественным организациям. Укрепление общественных институтов необходимо для того, чтобы повысить эффективность принятия решений и реализации стратегий, политики и программ развития населенных пунктов.

Генеральный Секретарь ООН отметил, что «очень важно уже сейчас приступить к действиям для того, чтобы наши глобальные повестки дня нашли отражение в политике и практике каждого города».

Принятая на Совещании декларация названа участниками «Декларацией действенных мер», так как содержит следующие предложения по реализации принципов устойчивого развития городов:

1. Посредством расширения международного сотрудничества в сфере устойчивого развития городов и других населенных пунктов повсеместно добиваться совершенствования методов разработки и законодательного закрепления долгосрочной политики развития с обязательным вовлечением в эти процессы гражданского общества и с проведением гласного общественного обсуждения разрабатываемой политики.

2. Развивать международное сотрудничество в совместном определении стратегических перспектив градостроительного развития и мобилизации финансовых ресурсов на градостроительные нужды, достаточных для обеспечения современного качества жизни и соблюдения конституционных прав человека на благоприятную среду жизнедеятельности.

3. Расширять международное сотрудничество в борьбе с терроризмом и различными трансграничными формами организованной преступности, а также совершенствовать на национальном и международном уровнях меры по искоренению и профилактике городской преступности.

4. Совершенствовать меры по эффективному устранению последствий вооруженных конфликтов, природных и техногенных катастроф, оказанию всесторонней помощи вынужденным переселе









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.