Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Даиные для движения по азимутам





 

Участки пути Магнитный ази-мут (AM) в гра- дусах Расстояние в метрах Расстояние в парах шагов
Севериая окраина Никитское — брод................................................... Брод — пересечение просеки с лес- ной дорогой.......................................... Перадечение просеки с леснои доро-гой — отдельно лежащий камень Отдельио лежащий камень — мост 34° 12° 333° 47° 1250 1400 633 600 833 933

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ

Сущность ориентирования. Ориентироваться на местаости— это значит определить стороны горизонта и свое место относи-тельно окіружающих местных предметов и элементов рельефа, вы-брать нужное для движения направление и выдержать его в пути.

В основе бриентирования лежит умение выбирать на местности ориентиры и использовать их как маяки, указывагощие нужные»аправления, пункты и рубежи.

Ориентиром может служить любой местный предмет, который' резко бросается в глаза при взгляде на местность. В боевой об-становке ориентиры используются для определѳния секторов (по-лос) наблюдения и обстрела, целеуказания, указания направле-ния атаки и управления огнем в бою.

Ориентиры для целеуказания и постановки задач в раионе
действий указываются командиром взвода при отдаче им боевого
приказа. Ориентиры выбираются по возможности савномерно по
фронту и в глубину, чтобы обеспечить более точное и бьютрое
указание цели, появившейся в любом месте. - "»

Выбранные ориентиры нумеруются справа налево и по рубе-жам от себя в сторону противника (рис. 75). Каждому ориентиру для удобства запоминания кроме номера дается условное назва-ние, соответствующее его внешним отличительным признакам, на-пример: «Желтый куст», «Зеленый курган», высота «Круглая».

При движении на машине ориентирами выбираются такне местные предметы (элементы рельефа), которые могут быть быст-ро опознаны еще при подходе к ним, например: населенные пункты, мосты, высоты с характерными вершинами и т. п.

Определение сторон горизонта. Стороны горизонта определя-ются по ком'пасу, небеоным светилам и некоторым признакам местных ітредметов. Для определения направлений на стороны горизонта достаточно знать только одно направление на север. Если оно нам известно, то справа будет восток, слева запад, е в


противоположном северу направлении— юг. Междуниминаходятся промежуточные направления: северо-запад, северо-восток, юго-за-пад, юго-восток.

Рис. 75. Вариант выбора ориентиров

Для определения сторон горизонта по компасу надо держать компас гаризонтально и отпустить тормоз стрелки, повернуть его та«, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. ГТри таком положении компаса буквы на шка-ле — С, Ю, В, 3 —будут соответственно обращѳны на север, юг, восток и запад (у некоторых компасов вместо буквы «С» нанесен большой штрих). После этого необходимо в направлениях на сто-•роны горизонта (север, юг, восток, запад) заметить хорошо выде-ляющиеся местные предметы и в дальнейшем при необходимости использовать их.

По Солнцу и часам стораны горизонта определяются в такой последовательности: часы держат горизонтально так, чтобы часо-


вая стрелка была направлена на Солнце (рис. 76); угол между часовой стрелкой и направлением из центра циферблата на цифру 1 разделить пополам. Линия, делящая этот угол пополам, и бу-дет указывать направление на юг. До полудня надо делить по-полам ту дугу (угол) на циферблате, которую часовая стрелка

Рис. 76. Определение сторон горизонта по Солицу

и часам:

a — до полудня; б — после полудия

должна пройти до ГЗ часов1 (рис. 76, a), a после полудня — дугу, которую она прошла после 13 часов (рис. 76, б).

По Полярной звезде также можно определить стороны гори-зонта. Она всегда находится на севере, a отыскивается она по созвездию Большой. Медведицы.

При определении сторон горизонта по некоторым привнакам местных предметов необходимо знать, что:

— муравейники почти всегда находятся к югу от ближайших деревьев, пней, кустов; южная сторона муравейвика положе ce* верной;

— мох и лишайники. покрывают стволы деревьев, камни, скалы, старые деревянные постройки с северной сторсГны;"

— кора деревьев с северной стороны обычно бывает грубее и темнее, чем с южной;

— просеки в больших лесных массив.ах, как правило, прору-бают почти строго по линии север — юг и восток — запад;

• — на торцах столбов, устанавливаемых на перекрестках про- ' сек в лесу, кварталы нумеруются с запада на восток (слева на-право). Цифры с меньшими номерами располагаются на северіог западе и северо-востоке, с большими — на юго-западе и юго-вос-токе.

1 В СССР в 1930 г. введеио декретное время. Разница между декретным и солнечным временем один час. Таким образом, ко^да солице находится в -наи-высшей точке над горизонтом (в зените), иаши часы показывают не О2 часов, a 13 часов (1 час дня).


Определение направлений на местности. Направление на объ«ект (цель) обычно определяется положением его относительно какого-либо известного или установленного направления, приня-того.за начальное. Таким начальным направлением может быть воображаемая линия, совпадающая с направлением север — юг,

Рис. 77. Магнитные азимуты

или любая мыслѳнно проведенная на местности прямая линия, проходящая через место, где мы находимся, и хорощо видимый местный предмет.

При ориентировании на местности чаще всего пользуются маг-нитными азимутами, так как направление магнитного меридиана и вёличину -магнитного азимута легко и быстро можно опредблить с помощью компаса. Магнитным азимутом называется угол, от-считанный.от северного направления магнитного меридиана по ходу часовой стрелки до направления на предмет. Магнитным ме-рвдианом называется направление, указываемое магнитной стрел-кой компаса. Магнитный азимут (Ам) имеет значения от 0 до 360°, На рис. 77 магнитный азимут направления на отдельный двор ра-вен 60°, на курган —130°, отдельное дерево — 240° и т. д.

Для определения магнитного азимута на какой-либо местный предмет с помощью компаса нужно стать лицом к этому пред«мету, отпустить тормоз стрелки и поворачивать компас до тех nop, пока северный конец стрелки не окажется против нулевого деления шкалы; удерживая компас в таком положении, поворотом враща-ющейся крышки направить визирное приспособление мушкой на наблюдаемый предмет; против указателя y мушки прочитать- от-счет по шкале, который и будет магнитным. азимутом на данный йредмет.


С помощью компаса можно решить и обратную задачу, т. е. по заданному азимуту найти на местности нужное направление. Для этого необходимо установить указатель мушки на отсчет, равный заданному азимуту, и совместить северный конец стрелки с нуле-вым штрихом. He сбивая ориентировки компаса, заметить на местности удаленный ориентир, расположенный в направлении визирной линии (целик — мушка). Это направление и будет соот-ветствовать заданному азимуту.

Особенности ориентирования при действиях в различных усло-виях. Основной задачей ориентирования в движении является горо-ехать или пройти по указанному или намеченному маршруту и своевременно прибыть в назначенное место. Чтобы не отклониться от указанного или намеченного маршрута, необходимо непрерыв-ное ориентирование во время движения.

При действиях ночью следует широко использовать в качестве ориентиров небесные светила, удаленные светящиеся точки (огни), a также местные предметы и детали рельефа, проектирую-щиеся на фоне неба. Хорошими ориентирами при движении ночью могут быть реки, опушки леса, овраги и другие линейные предметы, если направление движения совпадает с ними.

Лучшим ориентиром в ночное время является Полярная звезда, с ее помощью можно точно выдержать нужное направление и не сбиться с пути.

В горах ориентирами могут служить выделяющиеся характер-ные вершины, обрывы, скаты, осыпи и другие детали рельефа, a также реки, ручьи, дороги, небольшие рощи на скатах гор, харак-терные седловины, перевалы, расположенные по маршруту.

Для выдерживания направления движѳния в горах, "так же как и ночью, широко используются дороги, реки, долины и другие линейные ориентиры, при совпадении с ними направления дви-жения.

В лесу для выдерживания заданного направления чаще всего пользуются компасом, a при отсутствии компаса — указанными выше признаками местных предметов.

В качестве ориентиров при движении в лесу могут быть хара«-терные возвышенности, видимые в просветах между деревьями, просеки, лесные дороги, реки, поляны, вырубки, детали рельефа (обрывы, овраги, ямы и т. п.)- В безоблачную погоду в качестве ориентиров можно использовать Солнце, Луну и звезды.

В пустыне основным средством для ориентирования служит компас. В ясную, безоблачную погоду можно ориентироваться по небесным светилам. Ориентиірами в пустынях могут служить также колодцы, развалины, отдельные кусты, участки солончаков и т. п.

В пустынной местности характерно постоянство ветров, про-должительное время дующих в одном направлении и создающих в пустыне волнистую песчаную поверхность. Зная направленйе ветра, можно ориентироваться по волнистой песчаной или снеж-ной поверхности.


Зимой, при снежном покрове, картина местности значительно видоизменяется. Многие полевые и некоторые грунтовые дороги зимой не используются и закрыты снежным покровом, иногда про-кладываются новые (зимние) дороги.

Формы рельефа при снежном покрове как бы выравниваются. Овраги, промоины, балки, лощины и другие углубления частично, a на открытой местности и полностью заносятся снегом. Это за-трудняет использование форм рельефа для ориентирования. Ручья, пруды, небольшие озера, заболоченные участки и некоторые дру-гие местные предметы под снежным покровом также плохо за-метны, и, как правило, зимой не могут служить ориентирами.

Ориентирами могут служить лишь населенные пункты, отдель-ные строения, небольшие рощи, характерные опушки лесов и мосты. Поэтому направление движения зимой выдерживается, как правило, по азимутам.

Движение по азимутам. Сушность движения по азимутам со-стоит в умении найти и выдерживать с помощью компаса указан-ное или намеченное направление движения и точно выйти в наз-наченное место. Для этого надо знать данные для движения — магнитные азимуты с одного ориентира на другбй и расстояния между ориентирами. Данные для движения командиру отделения указывает обычно командир взвода, который одновременно с по-становкой задачи вручает ему схедау маршрута (см. рис. 74) или таблицу азимутов. Иногда эти данные готовит сам командир от-деления.

Движение по азимутам осуществляется как в пешем порядке, так и на машинах. Порядок движения по азимутам в пешем по-рядке рассмотрим на примере, показанном «а рис. 74.

В начальной точке маршрута (ориентир первый — Никитское) на компасе устанавливают азимут направления от Нимитское (ориентир пеірвый) на брод (ориентир второй), т. е. 34°. Сориен-тировав компас, визируют через прорезь и мушку вперед от себя и замечают на меетности какой-нибудь удаленный предмет, нахо-дящийся строго в этом направлении. Это будет промежуточный или вспомогательный ориентир, который в дальнеЙшем исполь-зуется для выдерживания направЛения. В напіравленииэтогоориен-тира начинают движение, ведя при этом счет парам шагов. В на-шем примере на первом участке пути промежуточным (вспомога-тельным) ориентиром выбран отдельный куст. Дойдя до него, снова определяют по компасу направление движения на ориентир второй по тому же азимуту 34°, что и на исходной точке. На этом направлѳнии замечают следующий промежуточный ориентир (на-пример, скопление камней) и продолжают движение на него и т. д., пока не будет пройдено заданное расстояние — 633 пары ша-гов—от ориентира первого (Никитское) до ориентира второго (брод).

У ориентира второго указатель мушки устанавливают на но-вый отсЧет, равный магнитному азимуту на ориентир третий, на-


правление от брода до пересечения просеки с дорогой, т. е. на 12°, и затем повторяют те же действия, что и при движении к ориен-тиру второму. Таким образом, движение по а.зимутам совершается путем последовательного перехода от одного ориентира к дру-гому с использованием в пути промежуточных ориентирав.

Если направление движения совпадает с прямолинейным мест-ным предметом (линия связи, просека, берег канала, канава и т. п.), движение совершается вдоль него и остается лишь вести счет парам шагов.

. Контроль за правильностью выдерживания направления дви-жения осуществляется на"всем протяжении движения по марш-руту путем периодической проверки направления движения по обратному азимуту, a также постоянного сличения намеченных ориентиров с достигнутыми.

Движение по азимутам на машинах. В качестве ориентиров по марііфуту движения надо выб*ирать такие местные предметы, ко-торые хорошо будут заметны непосредственно из машин: высоты, отдельные рощи, населенные пункты, a также развилки, пересе-чения и резкие повороты дорог, мосты, переезды через •железные дороги и т. п. Ориентиры целесообразно назначать на удалении 15—20 минут движения (10—15 км).

Данные для движения оформляются на схеме, которая по срав-нению со схемой для движения в пешем порядке отличается более увеличенными размерами, расстояния между ориентирами подпи-сываются не в шагах, a в километрах. Кроме того, на схеме мар-шрута целесообразно более подробно показать характер- и кон-фигурацию дорог, примыкающих к маршруту, характерные ориен-тиры вдоль маршрута и в стороне от него и другие подробности местности, которые могут облегчить ориентирование в пути, не снижая скорости движения.

На исходном пункте маршрута записывают показания спидо-метра, устанавливают на компасе азимут движения, намечают в направлении движения вспомогательный ориентир и начинают движение.

В пути правильность движения сверяется по изображенным на схеме ориентирам, расположенным в стороне от маршрута движе-ния, a также по промежуточным-ориентирам. При подъезде к по-вороту надо несколько замедлить скорость движения, олознать ориентир, y которого намечен' поворот маршрута, и, если место и направление поворота не вызывают сомнения, сделать повсфот и продолжать движение, не останавливая мащины. При выезде на новый участок маршрута проверить азимут направлениядвижения по компасу. При этом необходимо учитывать, что при работе в машйне показания коміпаса под влиянием магнитного поля ма-шины могут быть ошибочными, причем ошибки возможны в преде-лах 10—15°.- Поэтому в случае необходимосси уточнить азимут направления дальнейшего движения надо выйти из машины и отойти от нее на 30—40 м.

В движенин особое внимание требуется при преодолении круц-

2J0


ных населенных пувктов, лесных массивов, при съездах с шоссе на проселочные дороги, на местности с густой сетью дорог и на участках, подвергшихся воздействию ядерного оружия.

Обход прспятствий. При подготовке данных для 'движения по азимутам по возможности учитывают имеющиеся на пути движе-ния препятствия (небольшие озера, болота, глубокие овраги) и выбирают направления участков маршрута так, чтобы избежать необходимости организовывать обход препятствий во время дви-жения, так как это требует излишней затраты времени и, кроме того, при обходе препятствий иногда можно сбиться с маршрута и потерять ориентировку.

Однако в боевой обстановке на маршруте движения нередко могут встретиться не толбко естественные, но и искусственные препятствия (минные поля, завалы в лесу и т. д.)і которые легче обойти, чем преодолеть.

Наиболее просто обход препятствий совершается так: на про-тивоположной стороне препятствия точно по направлению движе-ния замечают какой-інибудь местный предмет и глазомерно опре-деляют расстояние; подсчитывают расстояние, пройденное до точки остановки перед препятствием, a затем, обойдя препятствие, выходят к замеченному предмету на противоположной стороне препятетвия; встав y этого предмета, прибэвляют к расстоянию, пройденному до точки астановки, измеренную ширину препятст-вий и, определив по компасу направление дальнейшего пути, про-должают движение.

Для того чтобы после обхода препятствия убедиться в пра-вильности выхода к намеченному за препятствием предмету (ори-ентиру), следует определить с него обратный азимут на точку ос-тановки перед препятствием. В этом случае точка остановки пе-ред предприятием должна быть отмечена на местности выстав-ленной на ней вехой, затесом на дереве или любым другим спосо-бом. Обратный азимут должен отличаться от азимута направле-ния движения на 180°.

Ориентирование на местности по карте. При работе с картой на местности прежде всего карту надо ориентировать, т. е. дер-жать ее так, чтобы верхняя сторона рамки была обращена на се-вер. При таком положении карты все направления на окружаю-щие местные предметы совпадут с этиіди же направленижми на карте, a взаимное расположение местных предметов на местяости и их условных знаков на карте будет сходным.

Карту можно ориентировать одним из следующих опособов: по линиям местности, по направлениям на местные предметы и по компасу.

Ориентирование карты по линиям местности. Для ориентиро-вания карты по линиям местности надо стать на какой-либо ли-нейный местный предмет (прямолинейный участок дороги, линию связи, просеку в лесу, y берега реки и т. д.), который обозначен на карте. Повернуть карту так, чтобы направление этой линии на

Sil


карте совпало с направлением этой же линии на местности (рис. 78). Затем следует посмотреть, все ли местные предметы, расположенные да местности справа и слева от выбранной линии,

Jb? _^-"пыо>

имеют такое же расположение на карте. Если расположение их соответствует, то карта ориенти-рована правильно.

Kap ma ариентирсвана
Рис.
по
78. Ориентирование карты линии местности

Ориентирование карты по на-правлению на местный предмет выполняется так же, как и по ли-ниям местности. Отличие состоит лишь в том, что вместо линии местности используется напраз-ление с одного местного предме-та, опознанного на местности я изображенного на карте, на дру-гой. Став y одного из этих мест-ных горедметов, кладут на карту линейку (карандаш) так, чтобы ее грань касалась условного зна-ка этого предмета и условиого знака того предмета, по направ-лению на который ориентирует-ся карта. Удерживая линейку в таком положеши, поворачивают карту до тех nop, пока второй предмет не окажется на линии визирования. При этом линейку нужно держать к себе тем концом, который обращен на карте к точке стояния. Когда второй предмет окажется на линии визи-рования, карта будет ориентирована.

Ориентирование карты по компасу выполняется в такой после-довательности (рис. 79): компас накладывают на боковую сто-рону рамки карты та«, чтобы лииия север — юг его шкалы совпала с направлением этой стороны, a нулевое деление шкалы было обращено к северной стороне рамки (рис. 79, а), затем отпустить тормоз стрелки компаса, и, когда стрелка остановится, поворачи-вать карту до тех nop, пока стрелка овоим северным концом не установится против нулевого деления шкалы. При таком положении карта ориентирована, но без учета магнитного склоне-ния (рис. 79, б); не нарушая положѳния компаса, повернуть карту так, чтобы северный конец его стрелки стал против деления по шкале, соответствующего величине и знаку (восточное, западное) магнитного склонения для данного листа карты. На рис. 79,в карта ориентирована с учетом восточного склонения +15°.. Дан-ные о магнитном склонении, сближении меридианов и поправке направления имеются на каждом листе карты (ісм. рис. 73). Если бы для данной карты магнитное склонение было равно—15° (западное), то карту надо было бы поверлуть так, как показано " на рис. 79, г.



При прикладывании компаса к вертикалыюй линии километро-вой сетки устанавливают его в таком положении, чтобы северный конец стрелки показывал отсчет, равный поправке направления с

Рис. 80. Ориентирование карты по линии километровой сетки

ее знаком. На рис. 80 карта ориентирована по вертикальной ли-нии километровой сетки с учетом поправки направления, которая равна —10°.

Определение на карте места своего нахождения. Проще всего определить на карте свое место, когда оно находится рядом с ка-ким-нибудь горедметом, изображенным на карте. В этом случае место, где мы находимся, будет совпадать с расположением ус-ловного знака предмета. Есля же это место не совпадает с распо-ложением местлого предмета, обозначенного яа карте, то его можно определить одним из следующих способов: по ближайшим мест-ным предметам, промером расстояния и обратной засечкой.

Для определения--своего...места ло ближайшим местным пред-метам надо ориентировать карту и опознать на ней и на местности один-два предмета. Затем глазомерно определить свое место от-носительно этих-предметов на. местности.


Определение места своего нахождения промером расстояния

применяется обычно при движении по дороге или вдоль какого-либо другого местного предмета, имеющего линёйное начертание на- местности и обозначенного на карте. Начав движение от опо-

Рис. 81. Определеиие своего места по местному пред-мету обратной засечкой

знанного на местности и на карте местного предмета, ведут изме^ рение пройденного пути (по спидометру, щагами, по времени дви-жения и т. п.). Место своего прохождения всегда можно опреде-лить, отложив в масштабе карты расстояние, пройденное от исход-ной точки по направлению движения.

Обратной засечкой свое место легко определить по местным предметам, расположенным в стороне от дороги или другого линейного ориентира, вдоль которого осуществляется движение. Для этого надо ориентировать карту и опознать на ней и на мест-ности какой-лйбо ориентир. На рис. 81 таким ориентиром яв-ляется геодезический пункт. Приложив на картелинейкукизобра-жению этого ориентира и не нарушая ориентировки карты, визи-руют на предмет по линейке, поворачивая ее около условного знака ориентира. Когда ориентир окажется на линии визирова-ния, a край линейки коснется его условного знака, прочерчиваіот линию от ориентира на себя. Место пересечения этой линии с дорогой и будет местом, где мы находимся.

Обратной засечкой можно определить свое место и тогда, ког-да оно находится в районе, ничем не обозначенном на карте. Для этого надо опознать на местности два-три предмета, изображен-ные на карте, ориентировать карту по компасу, a затем,'так же как и в предыдущем случае, поочередно провизировать на эти предметы и прочертить направления от них на себя. Все эти направления должны пересечься в одной точке, которая и ука-Жет на карте место, где мы находимся.


Сличение карты с местностью заключается в умении находить на карте все расположенные вокруг нас местные предметы и де-тали рельефа, a также опознавать на местности все предметы и детали рельефа, изображенные на карте.

Для нахождения на карте предмета, видимого на местности, необходимо: ориентировать карту и найти на ней свос место; сохраияя ориентировку карты, повертсуться лицом к предмету, поло-жение которого нужно. найти на карте; мысленно провести линиго на предмет, видимый на местности, и по направлению этой линии найти на карте условный знак этого предмета.

Для нахождения на местности предмета, обозначенного на карте, необходимо ориентировать карту и «айти на ией свое место, приложить к нему и к условному знаку предмета линейку, a затем, не сбивая ориентировки карты и «е сдвигая линейки, смот-реть вдоль линейки и отыскать на местности соответствующий предмет.

Нанесение на карту местных предметов. При необходимости нанесения на карту местных предметов и объектов, которые на ней не указаны, но имеют значение при постановке задач, целе-указании, ориентировании, движении и т. д., поступают следую-щим порядком:

— определяют на карте точку своего стояния;

— прикладывают к точке стояния линейку и, не сбивая ори-ентировки карты, поворачивают линейку бколо точки стояния, визируя через нее на предмет, видимый на местности, и прочер-чивают вдоль края линейки направление;

— на прочерченном направлении откЛ"адывают от точки стояния измеренное расстояние в масштабе карты; полученная точка укажет положение предмета на карте.

При нанесении на карту местных предметов, находящихся на большом удалении, применяется способ прямой засечки. Для этого, ориентировав карту на первой точке стояния (рис. 82), прикладывают к ней линейку, визируют на предмет и прочерчи-вают направление. Затем переходят на вторую точку и повторяют на ней те же действия. Место пересечения прочерченных с обеих точек стояния направлений и будет точкой, где находится опреде-ляемый местный предмет.

Ориентирование по карте в движении. Перед началом движе-ния надо по карте хорошо изучить выбранный или указаиный маршрут, определить и запомнить общее направление движения относительно сторон горизонта, расположения своих войскивойск противника.

Затем выбрать и отметить на карте ориентиры по маршруту, необходимые для контроля правильности движения.. В качестве таких ориентиров могут быть. населенные пункты, перекрестки основных дорог, отдельные рощи, характерные высоты и другие местные предметы, расположенные в непосредственной близости от маршрута движения. После этого измерить и записать на карте


расстояния между. ними, определить общую протяженность марш-рута и время, необходимое для.движения. При изучении маршрута особое внимание необходимо обратить на наличие труднопроходи-мых участков и путей обхода их, перекрестков и развилок дорог, запомнить их характер и взаимное расположение.

Рис. 82. НанесенИе на карту местного предмета прямой засечкой

Чтобы выдержать направление движения и не сбиться с пути, надо в ходе движения постоянно проверять ориентировку и свое местоположение. Для этого, двигаясь от одного ориентира к дру-гому, надо сличать карту с местностью и определять на ней место своего нахождения, используя для этого показания спидометра. Особенно тщательно надо проверять правильность движения при выезде из населенных пунктов, на перекрестках и развилках дорог. Въезжая в лес или на местность, бедную ариентирами, нужно заметить время по часам, a затем, учитывая скорость движения, проверять по карте свое местоположение по ориентирам, определяя пройденное до них расстояние по времени движения.

Если предстоит двйжение вне дорог, необходимо по карте наме-тить маршрут движения так, чтобы он четко был обозначен на карте легкоопознаваемыми на местности ориентирами. В ходе дви-жения в этом случае целесообразно чаще, чем прй движении по дорогам, ориентироваться и сличать карту с местностью.

При движении на закрытой местности, особенно в лесу, ориен-тируются и выдерживают направление движения, как правило, по компасу. Для этого необходимо подготовить данные для движения по азимутам. В качестве ориентиров надо использовать лесныв дороги, поляны, вырубки, характерные формы и детали рельефа, озера и т. п.

При подготовке к движению ночью ориентиры по іларшруту движения выбираются на более близких расстояниях один от дру«


гого. В качестве ориентиров надо выбирать такйе местные пред-меты, которые легко могут быть опознаны в темноте. Хороіііими ориентирами в этом случае могут быть местные предметы, распо-ложенные на возвышенностях,.сами возвыіііенности, имеющие характерную конфигурацию вершин, мостьі, железнодорожные - переезды, пересечения дорог и др. Расстояния между ориентирамя по маршруту движения измеряются и записываются на карте. Движетге ночью вне дорог совершается, как правило, ио ази-мутам.

Для обеспечения надежного ориентирования и выдерживания маршрута движения в любых условиях местности и вндимости широко применяются специальные приборы. Наибольшее распрост-ранение получил простой и надежный прибор — гирополукомпас. Преимущество гирополукомпаса состоит в том, что его ось ни при каких условиях не отклоняется от заданного направления. При прямолинейном движении машины отсчет на шкале прибора остается неизменным. Изменение отсчета дает сигнал об отклоне-нии от задамного направления движения. Для восстановлеиия нужного направления надо развернуть машиву так, чтобы индекс показал прежний (начальный) отсчет.

При подготовке к движению на машине с гирополукомпасом необходимо на карте провести прямую линиго, соединяющую исход-ный и конечный пункты движения, и определить ее азимут. На исходной точке с помощью компаса определяется направление, соответствующее этому азимуту, и намечается на местности самый удаленный ориентир, расположенный по направлению линии задан-ного движения. Захем включается гирополукомпас, машина ста-вится так, чтобы она была направлена точно в сторону намечен-ного ориентира. В этом положении замечается на шкале прибора отсчет, фиксирующий положение оси гироскопа. Во время движе-ния нужно следйть за постоянством отсчета, и заданиое направ«лѳние будет выдерживаться.

4. СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ МЕСТНОСТИ И КАРТОЧЕК

Составление схемы местности. Полнота отображения меотности на схеме зависит от ее назначения. Схемы местности используются в качестве основы для составления боевых графических докумен-тов, a также для выдерживания намеченного маршрута при отсут-ствии карты. Они могут составляться по карте или непосред-ственно на местности. Схемы рбычно ориентируют так же, как и карту (север вверху, юг виизу). Если ориентировка схемы по сравнению с картой изменена, то в овободной части чертежа по-мещается стрелка север — юг.

Местные предметы на схемах изображаются топографическими условными знаками. Населенные пункты показываются в виде замкнутых фигур, очертание которых сходно с конфигурацией


внешней границы населенного пункта. Внутри таких фигур де-лается штриховка. Лес изображается незамкнутыми овалами та-ким образом, чтобы показанные на чертеже очертания массива или участка леса были подобны очертанию опушки леса на местно-сти. Кустарник показывается отдельными замкнутыми овалами. Высоты (вершины) — одной-двумя замкнутыми горизонталями, лощины — обрывками горизонталей, a крутые (обрывистые) скаты — короткими черточками на горизонталях.

Схемы местности в масштабе карты составляют копированием необходимых элементов на прозрачную бумагу (восковку); на непрозрачную бумагу копируют через оконное стекло («на про-свет») или перерисовывают по клеткам километровой сетки.

При составлении схемы с карты в увеличенном масштабе перенос объектов на бумагу производят по квадратам. Стороны квадратов на схеме должны быть во столько раз больше, чем карта, во скйлько раз увеличивается масштаб схемы по сравце-нию с картой.

Составление схемы местности путем глазомерной съемки про-изводится следующим образом: лист бумаги с нанесенной на него стрелкой север — юг закрепляют на папку и ориентируют с по-мощью компаса. Затем наносят точку своего стояния. К намечен-ной точке прикладывают линейку (карандаш) и наводят ее на тот предімет, который нужно нанести на схему. Прочертив по линейке линию на предмет, определяют расстояние до него, и это расстояние в масштабе съемки откладывают на прочерченной линии. В полученной точке зарисовывается в перспективе или вычерчивается топографическим услов'ным знаком местный пред'-мет. Так последовательно наносятся все необходимые местные предметы.

Составление карточки огня. Карточка огня составляется в обороне. При ее составлении пользуются приемами глазо«мерной Іъемки. Последовательность работы при составлении кар-точки огня может быть следующей. Став лицом к располбжению противника и держ-а перед собой лист бумаги верхним обрезом параллельно переднему краю обороны, ориентируются по сторо-нам горизонта и прочерчивают на кіраю листа стрелку север — юг. Внизу листа бумаги обозначают точку своего стояния, затем нано-сят на карточку выбранные ориентиры. Первым рекомендуется наносить наиболее удаленный ориентир. Прочерченное направле-ние на него в дальнейшем можно использовать для ориентирова-ния чертежа при визировании на другие ориентиры, a отложен-ное расстояние до него служит как бы масштабом при нанесенни других ориентиров.

Пользуясь нанесенными ориентирами как канвой, на карточке зарисовывают необходимые Детали местности и наносят позиции своего отделения и соседей, полосу огня, участки сосредоточен" ного огня и т. п. После этого окончательно оформляют карточку, проставив подпись, дату и время составления. Таким же поряд-ком составляются и другие графические документы.








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.