|
Менеджмент как основа педагогической деятельности
По итогам изучения темы студенты должны знать: –видыуправленческой деятельности; –сущность организационно-управленческой деятельности педагога; – внешние и внутренние ресурсы управленческой деятельности педагога. уметь: – моделировать процесс управления деятельностью учащихся; – определять необходимые для решения педагогической задачи условия, внешние и внутренние ресурсы. владеть: –способами управления внутренними и внешними ресурсами; – методами самоорганизации деятельности учащихся. Вопросы для обсуждения: 1. Сущность педагогического менеджмента. 2. Сущность организационно-управленческой деятельности педагога. 3. Средства и методы педагогического управления. 4. Характеристика стилей педагогического управления. 5. Внешние ресурсы управленческой деятельности учителя. 6.Личностные качества педагога – внутренние ресурсы управленческой деятельности. 7. Роль руководителя образовательного учреждения в управлении учебно-воспитательным процессом. 8. Психологический климат общеобразовательной школы. 9. Школьное самоуправление и его структура. Задания: 1. Моделирование процесса управления деятельностью обучающихся и условий деятельности на примере урока самостоятельной работы учащихся (см. таблица). Хороший урок и имитационный урок
3. Анализ суждений. 1 суждение. Р.Б. Шо утверждает: «Доверие – это не просто гуманный подход к отношениям между людьми, не только благоприятный психологический климат. Иногда для создания атмосферы доверия необходим также набор жестких действий и процедур, которые могут показаться кому-то даже жестокими и бессердечными» (Шо Р.Б. Ключи к доверию в организации / Р.Б. Шо. – М.: Дело, 2000. – С. 15). Какие управленческие действия и процедуры можно отнести к числу «жестких»? Согласны ли вы с утверждением Р.Б. Шо? В случае положительного ответа объясните, каким образом жесткие управленческие решения могут способствовать созданию атмосферы доверия в образовательной организации, и приведите примеры ситуаций, в которых такие решения необходимы. В случае отрицательного ответа назовите методы управления (виды воздействия), которые применимы в любой ситуации. 2 суждение. А.С. Макаренко утверждал: «Лучше иметь пять слабых воспитателей, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем десять хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, кто как хочет» (А.С. Макаренко. Коллектив и воспитание личности / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1972. – С. 128). Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите аргументы «за» и «против». Как руководитель образовательной организации может добиться единства в деятельности педагогического коллектива? 3. Проанализировать статьи: 1) Марчукова О.Г. Лидерство – профессиональная компетентность руководителя //Народное образование. – 2011. - №6. – С.151-156. 2) Муругова Е.Г. Организационная культура управления // Педагогика. – 2012. – 38. – С.28-33. 3) Соложнин А.В. Правила, которые мы выбираем //Народное образование. – 2011. - №6. – С.157-162. 4. Предложите программу деятельности директора школы по урегулированию конфликта, описанного в приведенной ниже ситуации: «Елена Александровна – опытный и квалифицированный педагог с большим стажем. Директор ценит ее, а коллеги относятся с большим уважением. Будучи классным руководителем в 7 «А» классе, Елена Александровна очень добросовестно относится к своим обязанностям: регулярно проводятся классные часы, класс участвует во всех общешкольных мероприятиях, дети неплохо учатся, да и с дисциплиной в классе все в порядке. Но в этом году в 7 «А» пришла молодая учительница математики Зоя Павловна, только что окончившая педагогический вуз. Дети буквально влюбились в новую учительницу. Еще бы: увлекательные уроки с математическими играми, сочинением сказок, воображаемыми путешествиями, по-настоящему дружеские отношения с учениками, замечательное чувство юмора. Даже в поход вместе сходили. В конце концов дети стали просить Зою Павловну, не имевшую «собственного» класса, стать их классным руководителем. Сначала это выглядело как шутка, но в один прекрасный день к директору пришли родители учеников 7 «А» и предъявили это требование вполне официально, мотивируя это тем, что молодой педагог лучше понимает детей, более энергична и творчески относится к работе – детям с ней «не скучно». Дети же, решив во что бы то ни стало добиться своего, объявили Елене Александровне бойкот, стали игнорировать ее требования, срывать внеклассные мероприятия: «Вы сами от нас откажетесь». 5. Вспомните случаи, когда имидж руководителя образовательной организации был удачным, и опишите его (при описании ориентируйтесь на составляющие имиджа). Аналогично опишите неудачный имидж руководителя образовательной организации. 6. Предложите и «проиграйте» модель поведения руководителя образовательной организации а) во время беседы с вышестоящим руководителем сферы образования, когда руководителю образовательного учреждения необходимо отстоять интересы «своей» школы; б) во время разговора с родителями неуспевающего ученика; в) во время вручения награды одному из педагогов. 7. Предложите формы участия обучающихся в соуправлении образовательным учреждением. Как при этом обеспечить их активность? 8. Познакомьтесь с успешным опытом организации ученического самоуправления, выделив в нем организующую роль педагогов. Список литературы: 1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб. для вузов – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С.362-377. 2. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Леванова Т.В., Масумов М.А. Управление эффективностью работы повышает конкурентоспособность учреждений //Народное образование. – 2011. - №4-5. – С.90-95., С.88-93. 3. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. Глава 4 Ступень менеджмента. – СПб.: Питер, 2004. – С.194-227. 4. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2000. – Главы 23-24. 5. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – С. 232-247. 6. Шамаева А.М., Хроменкова О.О. Опыт школ – лидеров должен стать общим достоянием // Народное образование. – 2011. - №4. – С.129-132. Семинарское занятие №4. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|