Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Информация к размышлению: «Оптимальное педагогическое общение».





«Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя... со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат общения (в частности, препятствует возникновению «психологического барьера», обеспечивает управление социально-психологическим процессом в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личности особенности учителя» (Леонтьев А.А. Педагогическое общение.-М., 1979.- С. 8.).

«Оптимальным можно считать такой процесс педагогического общения, при котором педагог, оставляя за собой активную роль, умеет строить общение как взаимный обмен знаниями, идеями, представлениями, интересами, настроениями, чувствами и т.д.» (Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.-М., 1990.- С. 98.).

Вопрос: Какова разница в подходе ученых к определению оптимального педагогического общения?

Задания:

– предложите свое определение;

– проведите в группе конкурс на лучшую формулировку оптимального педагогического общения, учитывая ее глубину, многосторонность, точность, ясность, лаконизм, оригинальность.

Информация к размышлению: «Межличностный конфликт».

«Конфликт – это столкновение, вызванное противоречиями установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации» (Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии.-М., 1969.- С.200.).

«Межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей» (Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов //Социальная психология и социальное планирование.-Л., 1973.- С. 35.).

«Конфликт представляет собой прежде всего такую форму выражения ситуационной несовместимости, которая носит характер межличностного столкновения, возникающего в результате совершения одним из субъектов неприемлемых для другой личности действий, вызывающих с ее стороны обиду, неприязнь, протест, нежелание общаться с данным субъектом» (Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем.-М., 1984.- С. 35.).

Вопрос: Какое из приведенных определений межличностного конфликта вам представляется оптимальным? Дайте комментарий.

Задания: Дайте свое определение конфликта. Организуйте в учебной группе конкурс на лучшее определение педагогического конфликта.

«Назначение конфликта».

«Конфликт – один из самых древних способов взаимодействия. Конфликт по своей природе призван создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей его участников» (Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!- М, 1989.- С. 140).

Вопросы:

– как вы думаете, почему столь длительное время в отечественной теории воспитания не разрабатывались проблемы конфликтологии;

– каковы, на ваш взгляд, основные причины возникновения педагогических конфликтов;

– какие формы конфликтного поведения школьников вам известны?

 

Лабораторная работе №3.

Проектировочная и организаторская деятельность

Классного руководителя

 

В современной школе функции классного руководителя определены Уставом общеобразовательной организации, Концепцией и программой воспитательной работы школы.

Концепция воспитания школьников — это базовый методологический документ, отражающий ведущие идеи, лежащие в основе организации воспитательного процесса, без осмысления которого эффективная деятельность классного руководителя невозможна. Следует отметить, что с точки зрения известных педагогов целью воспитания является:

- формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека (Н.Е. Щуркова);

- формирование гармонично развитой личности, способной полноценно выполнять систему социальных ролей (Н. М. Таланчук);

- формирование гармонично и разносторонне развитой личности (Т. А. Стефановская);

- формирование максимально развитой личности (В. А. Караковский и др.).

Цели воспитания можно конкретизировать с помощью модели выпускника школы. По мнению Н. Е. Щурковой, чтобы по окончании школы выпускник смог самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение, планировать будущее и жить достойно в настоящем, необходимо:

- чтобы школьник имел в своем сознании образ жизни, достойный Человека, как обобщенную характеристику картины жизни с ее сущностными чертами, содержанием и основными ценностями, без которых не осуществляется счастливая жизнь современного культурного человека;

- чтобы учащийся выработал свою жизненную позицию, т.е. общее отношение к жизни и свое положение по отношению к ней, определив для себя связь «Я -Жизнь»;

- чтобы школьник имел осознанное представление о роли общества в жизни личности, о связи своего «Я» с обществом и людьми, а также опыт участия в общественной жизни и понимание ответственности каждого человека за свои действия, влияющие на самочувствие и жизнь «другого человека»;

- чтобы для школьника идеалом достойного человека в конечном итоге стал человек, живущий по принципам Добра, Истины и Красоты, а основными характеристиками этого идеального образа были интеллект, нравственность, созидательность;

- чтобы школьник освоил, усвоил и присвоил основные принципиальные социальные нормы общежития как условие человеческого существования на земле и регулирования их совместной деятельности.

Н. Е. Щуркова особо выделяет задачу формирования уважительного и ответственного отношения к Природе, к Земле — дому, в котором живет человечество. Ниже мы представляем модель выпускника, составленную Е. В. Краснояровой.

1. Быть полноправным членом общества, внутренне осознавая себя в различных социальных ролях, и прежде всего в ведущих («Профессионал», «Общественник», «Семьянин»); иметь потенциальные способности и реальные возможности для их осуществления, основанием для реализации которых являются сформированные установки, ценности, стереотипы и картина мира человека.

2. Заботливо относиться к Родине, родному краю, к проблемам охраны природы и окружающей среды.

3. Обладать коммуникативной культурой, выработать необходимую степень независимости, свободы в поступках и ответственности за свои действия.

4.Осознавать необходимость «учения через всю жизнь», неустанно овладевая знаниями, умениями и навыками, способствующими активному, творческому, полноценному включению человека в профессиональную, общественную и социально-педагогическую деятельность, а также предопределяющими его способность к саморазвитию и самореализации в социуме.

5. Стремиться к полноценной жизни в семье, созданной на
основе любви, заботы и взаимоуважения, постоянно овладевая
и совершенствуя навыки социально-педагогической деятельности.

Содержание воспитания (реализация цели воспитания) отражается в программе воспитания и рассматривается через следующие аспекты:

- отношение к окружающей действительности, к другим людям и т.д. (И.С. Марьенко, О.С. Богданова и др.);

- отношение к наивысшим ценностям жизни (ценностные отношения) (Н. Е. Щуркова);

- единство двух типов отношений — отношений товарищеского творческого обучения и отношений творческого содружества поколений (И.П. Иванова);

- общечеловеческие ценности (В. А. Караковский);

- направленность личности (3. И. Васильева, М. И. Рожков и др.);

- социально значимые качества личности (М. И. Шилова и др.).

В концепции воспитания школьников может быть выделена ключевая идея. Например: ориентация на личность; воспитание в коллективе; интеграция обучения и воспитания; создание образовательного пространства и др.

В концепции отражаются следующие особенности организации воспитания в образовательной организации:

- ведущий вид деятельности для возраста (например, учеба, игра, труд);

- клубная деятельность;

- система ключевых дел;

- собственная символика и традиции школы;

- методика коллективного творческого воспитания;

- функции институтов социализации и др.

Условия эффективности реализации концепции воспитания конкретны в каждом случае, однако они непременно должны включать такие составляющие, как личность, позиция, деятельность воспитателя; активная деятельность субъекта воспитания; межличностное (в том числе деловое) общение; сотрудничество с другими (наукой, другими учителями и пр.) и др.

Критерии эффективности реализации концепции воспитания отражают содержание воспитания и варьируются в соответствии с Программой воспитания школьников в конкретном образовательном учреждении.

Прогнозируя будущую программу своей деятельности, классный руководитель прежде всего проводит анализ условий воспитательного процесса (факторы глобального мирового порядка, социальные факторы современного состояния развития общества, особенности региона, внутришкольные и классные, микросредовые факторы, особенности жизни и воспитания каждого из учащихся). В результате анализа этих условий классный руководитель определяет конкретные тактические задачи и стратегические цели своей деятельности, которые воплощаются в плане воспитательной работы.

План работы классного руководителя конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в её общих стратегических направлениях (перспективный план воспитательной работы) и деталях (планы конкретных воспитательных мероприятий).

Этапы составления плана классного руководителя

I этап. Составление характеристики классного коллектива и отдельных воспитанников.

II этап. Изучение общешкольного плана воспитательной работы.

III этап. Формулирование конкретных задач воспитательной работы с коллективом класса на учебный год, определение системы воспитательных мероприятий по различным направлениям воспитательной деятельности (интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной).

IV этап. Обсуждение на классном собрании плана работы, закрепление ответственных за организацию тех или иных мероприятий, распределение поручений активу и отдельным воспитанникам, создание временных органов самоуправления для организации и проведения конкретного коллективного творческого дела.

Структура плана работы классного руководителя

1. Краткая характеристика класса и анализ состояния учебно-воспитательной работы (уровень обученности и воспитанности отдельных обучающихся и коллектива в целом, структура межличностных взаимоотношений, коллективное мнение и т.п.).

2. Воспитательные цели и задачи (формулируются основные, реально выполнимые цели и задачи нового учебного года).

3. Основные направления и технологии деятельности классного руководителя (основное содержание деятельности классного руководителя по различным направлениям воспитания, описание форм, методов, средств воспитательной работы, воспитательных технологий).

4. Координация учебной и воспитательной деятельности учителей, работающих в классе (конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе).

5. Работа с родителями и общественностью (тематика родительских собраний, совместные мероприятия с родителями и другими представителями общественности).

6. Внеклассная работа (планирование участия в общешкольных и городских мероприятиях: смотрах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, выставках и т.д.).

7. Взаимодействие с психологом и социальным педагогом (выработка единых подходов к процессу психолого-педагогического сопровождения и поддержки, воспитанию отдельных обучающихся и коллектива класса в целом).

8. Повышение квалификации (участие в методических семинарах, конференциях, совещаниях, написание статей, разработка авторских программ и т.д.).

Подчеркнём, что в современной школе нет жёсткой регламентации деятельности классного руководителя. Он самостоятельно выбирает свою педагогическую позицию, сам отбирает содержание, средства, организационные формы, технологии воспитания. Но всё это возможно лишь при том условии, что он хорошо осознал цель организуемой деятельности воспитанников, умеет правильно поставить и сформулировать для себя и воспитанников воспитательные задачи.

«Основные направления и дела классного коллектива» – так можно один из разделов плана работы классного руководителя. В соответствии с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности и отраженными в первом разделе плана, и исходя из сформулированных целей и задач воспитательной работы, педагог определяет ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива. Хорошим подспорьем в их выборе является сформированный учителем образ класса, его модельные представления о построении деятельности, общения и отношений в классном сообществе. Собрание форм и способов жизнедеятельности класса не должно представлять собой набор случайно отобранных и не связанных друг другом дел. Чтобы подбор дел носил подлинно системный и научно обоснованный характер, классный руководитель должен при планировании опираться на теоретические и технологические разработки проблем воспитания учащихся. Назовём некоторые научные разработки и предложим соответствующие им варианты подготовки и оформления это раздела плана.

Профессор Н.М. Таланчук обосновал целесообразность использования системно-ролевого подхода в воспитательной работе с учащимися. Он исходит из того, что процесс формирования личности происходит благодаря наследованию и приумножению человеком социальных ценностей. По мнению профессора, социальные ценности – это истины жизни, добытые опытом предыдущих поколений и существующие в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми. Наследование социальных ценностей возможно лишь тогда, когда человек входит в какое-то сообщество людей и выполняет в нем определенные социальные роли. Н.М. Таланчук называет основные социумы и соответствующие им социальные роли:

- семья (роли: сыновне-дочерняя, супружеская, отцовско-материнская);

- трудовой (учебный) коллектив (роли: профессионально-трудовая, экономическая, организаторско-самоуправленческая, коммуникативная, педагогическая);

- общество (роли: патриотическая, национально-интернациональная, политическая, правовая, нравственная, экологическая);

- мир (интерсоциальные роли личности);

-я-сфера (роли: материально-потребительская, духовно-потребительская, субъект учения, субъект самовоспитания, субъект творчества, психосаморегулятивная, целеутверждающая).

Если классный руководитель решает строить свою воспитательную деятельность на основе системно-ролевого подхода, то может избрать следующую форму планирования дел в классе в форме тематических программ (предложено В.Т. Кабушем): «Я и общество», «Я и природа», «Я и моя школа», «Я и моя семья», «Я и моё "Я"».

Известный ученый О.С. Газман считает, что «деятельность, общение и бытие ребёнка являются теми сферами и теми основными средствами, оккультируя которые, воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей». Механизм воспитания, по его мнению, заключается в оказании педагогом поддержки ребёнку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей, в создании условий для жизненного самоопределения школьников. Для более целенаправленной работы по поддержке процессов самопознания и самостроительства личности ребёнка О.С. Газман и его коллеги предложили педагогам разрабатывать целевые программы: «Учение», «Общение», «Досуг», «Образ жизни», «Здоровье».

Являясь сторонниками использования деятельностного подхода в воспитании учащихся, Л.И. Маленкова и Н.Е. Щуркова обращают внимание на то, что для успешного протекания процесса формирования личности ребёнка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие как познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественно-творческая, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая. В данном случае классный руководитель может избрать форму плана, в которой найдет отражение проектирование участия учащихся в перечисленных видах деятельности.

При планировании воспитательной работы классный руководитель должен предусмотреть участие своих воспитанников в различных делах общешкольного и классного коллектива, но в то же время избрать в качестве приоритетного (системообразующего) тот вид деятельности, который может оказать существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности (лица) классного коллектива. При выборе форм и способов классный наставник отдаёт предпочтение тем делам, которые предлагались учащимися и родителями в ходе коллективного планирования жизнедеятельности в классе. Эти дела, как правило, в большей мере соответствуют интересам и потребностям учащихся и в большей степени влияют на процесс их развития. И ещё один важный момент – это правильное определение сроков осуществления намеченных дел и ответственных за их подготовку и проведение. Оптимальное распределение времени и сил членов классного сообщества позволит повысить эффективность воспитательной деятельности.

«Индивидуальная работа с учащимися». Наличие данного раздела в плане работы классного руководителя связано с заботой о создании в классе благоприятной среды для формирования личности и индивидуальности каждого ребёнка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития учащихся, с поиском наиболее эффективных приёмов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника.

Педагоги-экспериментаторы, активно и результативно проводящие работу по педагогическому обеспечению процесса становления индивидуальности учащихся, предлагают классным руководителям составлять данный раздел плана в форме следующей таблицы.

 

№ п/п Имя, фамилия ученика Мир интересов, увлечений Основные личностные достижения Главные проблемы в развитии Формы и способы педагогической поддержки

«Работа с родителями». Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития ребёнка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы найдут отражение такие направления деятельности педагога-воспитателя с родителями: изучение семей учащихся; педагогическое просвещение родителей; обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе; педагогическое руководство деятельностью родительского совета в классе; индивидуальная работа с родителями; информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Д иагностическая оснащенность деятельности классного руководителя. Постепенно растёт количество педагогов, которые осознают, что деятельность по развитию детей не может строиться на глазок, без применения диагностических средств.

Как правило, в процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики:

1. состояние (ход) воспитательного процесса;

2. его результативность (эффективность).

При изучении первого объекта – состояния (хода) воспитательного процесса – предметами диагностики часто становятся:

а) формирование отношений в коллективе класса (межличностные и деловые, внутренние и внешние связи и отношения);

б) развитие совместной деятельности (изучение потребностей, мотивов, умений планировать, организовывать, анализировать деятельность);

в) культура общения учащихся.

Для определения эффективности воспитательного процесса надо разработать диагностическую систему, состоящую из критериев, показателей и методик изучения. Если до конца быть последовательными, то следует признать, что для исследования эффективности воспитательного процесса должна разрабатываться в каждом классе своя система диагностики, так как в разных классах могут существенно отличаться друг от друга состав классного сообщества, целевой, содержательный, организационно-деятельностный компоненты воспитательного процесса, условия его осуществления.

Наряду с этим надо не забывать о том, что существуют, по утверждению психологов, два универсальных критерия оценки эффективности человеческой деятельности:

1. продуктивность;

2. удовлетворённость процессом и результатами деятельности.

Продуктивность воспитательной деятельности, по всей вероятности, включает в себя две основные составляющие:

1) развитость детей;

2) сформированность коллектива класса (отношений, атмосферы, среды развития, его репутации и индивидуальности). Отсюда мерилом эффективности воспитательного процесса в классе могут выступать:

· развитость основных потенциалов человека;

· сформированность коллектива класса, его репутации и индивидуальности;

· удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.

В соответствии с каждым из названных критериев подбираются показатели и методики изучения.

Лабораторное занятие №4.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.